образования;
- эффективности и интенсивности использования капитала;
- платежеспособности и кредитоспособности организации и риска банкротства;
- запаса его финансовой устойчивости;
Анализ финансового состояния организации основывается главным образом на
относительных показателях, так как абсолютные показатели баланса в условиях
инфляции практически невозможно привести в сопоставимый вид. Относительные
показатели анализируемой организации можно сравнивать:
- с общепринятыми «нормами» для оценки степени риска и прогнозирования
возможностей банкротства;
- с аналогичными данными других организаций, что позволяет выявить
сильные и слабые стороны организации и ее возможности;
- с аналогичными данными за предыдущие годы для изучения тенденций
улучшения и ухудшения финансового состояния организации.
3. Структура финансового анализа и
методические основы анализа финансового состояния организации.
Анализ финансового состояния включает в себя этапы:
1. Выявление важнейших характеристик баланса: оценка общей стоимости
имущества, оценка соотношения иммобилизованных и мобильных средств,
собственных и заемных средств. Сопоставление динамики валюты баланса и
динамики объема реализации и прибыли.
2. Анализ изменений структуры актива и пассива баланса.
3. Анализ ликвидности баланса и оценка платежеспособности.
3. Анализ финансовой устойчивости.
4. Анализ деловой активности.
5. Анализ прибыльности и рентабельности.
Практика финансового анализа выработала методику финансового анализа.
Выделяют шесть основных видов анализа :
. Горизонтальный (временной ) анализ – сравнение каждой позиции отчетности
с предыдущим периодом, позволяет определить абсолютное и относительное
изменение каждой статьи баланса и каждого раздела баланса;
. Вертикальный (структурный анализ) - определение структуры финансовых
показателей, позволяет определить удельный вес каждой статьи баланса в
общей сумме раздела бухгалтерского баланса и удельный вес каждого раздела
в валюте баланса;
. Трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом
предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции
динамики показателя, очищенного от случайных влияний и индивидуальных
особенностей отдельных периодов;
. Анализ относительных показателей (финансовых коэффициентов) – расчет
числовых отношений различных форм отчетности, определение взаимосвязей
показателей;
. Сравнительный анализ, который делится на внутрихозяйственный – сравнение
основных показателей организации и дочерних организаций, подразделений;
межхозяйственный – сравнение показателей организации с показателями
конкурентов, со среднеотраслевыми;
. Факторный анализ – анализ влияния отдельных факторов (причин) на
результативный показатель.
4. Бухгалтерская отчетность организации, как информационная база
финансового анализа.
Основными источниками информации для анализа финансового состояния
организации, служат: бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о прибылях и
убытках (форма № 2), отчет о движении капитала (форма № 3), отчет о
движении денежных средств (форма № 4), приложение к бухгалтерскому балансу
(форма № 5) и другие данные первичного и аналитического бухгалтерского
учета, которые расшифровывают и детализируют отдельные статьи баланса.
Анализ финансово-экономического состояния организации, начинается с
изучения бухгалтерского баланса, его структуры, состава и динамики.
Бухгалтерский баланс - это информация о финансовом положении хозяйствующей
единицы на определенный момент времени, отражающий стоимость имущества и
стоимость источников его формирования. С помощью бухгалтерского баланса
можно получить информацию:
• о имущественном состояние хозяйствующего субъекта;
• о состоятельности организации выполнять свои обязательства перед третьими
лицами - кредиторами, покупателями и другими;
• о конечном финансовом результате работы организации;
Баланс предприятия состоит из двух частей. В первой части показываются
активы, во второй — пассивы организации. Обе части всегда сбалансированы:
итоговая сумма строк по активу равна итоговой сумме строк по пассиву.
Называется эта сумма валютой баланса. По каждой строке баланса заполняются
две графы. В первую графу заносится финансовое состояние на начало
отчетного года (вступительный баланс), а во вторую графу - на конец года
(заключительный баланс). Баланс организации составляется исключительно на
основе сальдового баланса или главной книги бухгалтерского учета. До его
составления обязательно должны быть выверены обороты и остатки на конец
года по всем синтетическим учетам (субсчетам). При этом должны быть
произведены бухгалтерские записи по всем совершившимся операциям, закрыты
все операционные счета, выявлены финансовые результаты и оформлены проводки
по налогам.
Общая характеристика структуры актива баланса содержит сведения, на
определенную дату, о размещении имеющихся в распоряжении организации
капиталов, т.е. об их вложениях в конкретное имущество и материальные
ценности, необходимые для производства. О расходах, обеспечивающих
организации соответствующие условия для экономического процветания и
продажи его продукции, о вложениях капитала, связанных с финансовыми
операциями, и об остатках свободной денежной наличности. Каждому виду
размещения капитала соответствует отдельная статья актива баланса.
Актив баланса состоит из двух разделов;
. внеоборотные активы;
. оборотные активы.
В первом разделе приводятся разнородные по своей природе активы:
материально-вещественные, ценные бумаги, средства в расчетах. Объединяет их
длительный характер использования.
К нематериальным активам (стр.110) организации относятся, согласно ПБУ
14/2000 исключительные права на объекты интеллектуальной собственности
(изобретения, промышленные образы, полезные модели, компьютерные программы,
базы данных, товарные знаки и т.д.) ; организационные расходы ( затраты,
которые связаны с образованием юридического лица и признаны вкладом
учредителей в уставный капитал) ; деловая репутация организации ;
результаты научно- исследовательских, опытно-конструкторских и
технологических работ.
Основные средства (стр.120), важнейшим элементом производственного
процесса являются основные средства как совокупность материально-
вещественных ценностей, действующих в неизменной форме в течение
длительного времени и утрачивающих свою стоимость по частям. Согласно ПБУ
6/01 к ним относятся здания, сооружения, транспортные средства,
оборудование, инвентарь, многолетние насаждения. К основным средствам
также относятся капитальные вложения на улучшение земель (мелиоративные,
осушительные и другие работы) и в арендованные здания, сооружения,
оборудование и земельные участки, объекты природопользования ( вода, недра
и т.д.)
В балансе указывается остаточная стоимость основных средств.
По статье «Незавершенное строительство» (стр.130) отражаются расходы по
любым строительно-монтажным работам, а кроме того, сумму вложений в
основные средства и нематериальные активы, пока не введенные в
эксплуатацию. Также по этой строке указывают стоимость оборудования, еще не
переведенного в монтаж. Сумму авансов, выданных подрядчику на капитальное
строительство.
По статье « Доходные вложения в материальные ценности » (стр.135) приводят
остаточную стоимость имущества, которое собираются сдавать в аренду,
лизинг, прокат и учитываемом на счете 03, а не 01. Эти нововведения
применили к годовому балансу 2003 г.
В подразделе «Долгосрочные финансовые вложения» (стр.140) согласно ПБУ
19/02 показываются долгосрочные (на срок более года) инвестиции организации
в доходные активы (ценные бумаги) других организаций, уставные (складочные)
капиталы других организаций, созданных на территории Российской Федерации
или за ее пределами, государственные ценные бумаги (векселя, акции,
облигации и другие долговые обязательства) и т.д., а также предоставленные
другим организациям займы .
Еще одно нововведение по строке 145 «Отложенные налоговые активы»
отражаются согласно ПБУ 18/02 с 1 января 2003 года суммы отложенных
налоговых активов , которые получают, умножив величину вычитаемых
временных разниц на ставку налога на прибыль. А вычитаемые временные
разницы образуются, когда:
- сумма амортизации, которая начислена в бухучете, превышает ту, что
рассчитана по правилам налогового учета;
- коммерческие и управленческие расходы в бухгалтерском учете и для целей
налогообложения списываются по - разному;
- переносится на будущее убыток, который уменьшит налогооблагаемые доходы в
последующих отчетных периодах;
- переплата по налогу на прибыль не возвращается организации, а
зачитывается в счет будущих платежей;
- организации, использующее кассовый метод, в бухучете включает затраты
стоимость материалов, которые еще не оплачены, и т.д.
По статье «Прочие внеоборотные активы» (стр.150) отражаются другие
средства и вложения, не нашедшие отражения в предыдущих статьях
раздела I.
В частности, по данной статье отражается задолженность организации за
проданные им в рассрочку основные средства и нематериальные активы, а также
долги арендаторов по основным, средствам, переданным в долгосрочную аренду.
Во втором разделе «Оборотные активы» показываются данные об оборотных
средствах, находящихся в материально-производственных запасах,
денежных средствах, ценных бумагах, расчетах с дебиторами.
В подразделе «Запасы» отражается основная часть оборотных активов
организации, а точнее активов, имеющих материально-вещественную природу,
непосредственно включаемых в производственно-технологический процесс.
В составе материально-производственных запасов (стр.211-217) в отчетности
отражаются: готовая продукция, товары для перепродажи, незавершенное
производство, сырье и материалы, и товары отгруженные.
Материально-производственные запасы (за исключением товаров отгруженных)
являются наименее ликвидной статьей среди статей оборотных средств. Для
обращения этой статьи в денежные средства требуется время не только для
того, чтобы найти покупателя, но и для того, чтобы получить с него
впоследствии оплату за продукцию.
Данная статья может составлять значительный удельный вес не только в
составе оборотных средств, но и в активе организации . Что свидетельствует
о том, как организация испытывают затруднения со сбытом своей продукции,
что в свою очередь может быть обусловлено низким качеством продукции,
нарушением технологии производства и выбором неэффективных методов
реализации, недостаточным изучением рыночного спроса и конъюнктуры.
Нарушение оптимального уровня материально-производственных запасов
приводит к убыткам в деятельности предприятия, поскольку, во-первых,
увеличивает финансовые затраты по хранению этих запасов; во-вторых,
усиливает опасность обесценения этих товаров и их потребительских свойств;
в-третьих (если это вызвано нарушением каких-либо характеристик товаров),
приводит к потере потребителя.
По статье «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»
(стр.220), отражаются суммы «входного» НДС по приобретенным материальным
ресурсам, основным средствам, нематериальным активам и
другим ценностям, работам и услугам, которые еще не приняты к вычету из
бюджета. И подлежащие отнесению, в установленном порядке, в следующих
отчетных периодах, в уменьшение сумм налога для перечисления в бюджет
или уменьшение соответствующих источников их покрытия финансирования.
Согласно ст. 171,172 Налогового кодекса РФ, организация имеет право
принять к вычету НДС, уплаченный поставщикам, если
выполняются четыре условия :
- Товары, купленные организацией должны быть оплачены;
- Товары, должны быть оприходованы;
- Товары приобретены для использования в операциях, облагаемых НДС, либо
для перепродажи;
- От поставщика получена счет- фактура, в котором выделена сумма НДС.
Следующие статьи баланса — это «дебиторская задолженность», т.е.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
|