реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Шпора: Шпаргалки (биология) для выпускных экзаменов в 11 классе

реферат

Х-хро-мосом, так и ХУ. Формирование из зиготы с XX хромосомами девоч

ки, а с ХУ – мальчика (у птиц и пресмыкающихся сочетание ХУ определяет

женский пол).

4. Наследование, сцепленное с полом. Наличие в половых хромосомах генов,

отвечающих за формирование неполовых признаков. Например, рецессивный ген

гемофилии (несвертываемости крови) – h, локализованный в двух

Х-хро-мосомах, – причина заболевания женщины. Наибольшая вероятность

заболевания гемофилией мужчины – из-за наличия всего одной Х-хромосомы в его

клетках.

2.

1. Водоем, как и дубрава, – биогеоценоз, в котором длительное время на

определенной территории обитают организмы – продуценты, консументы и реду

центы, связанные между собой и с абиотическими факторами. Все живое население

водоема – биотические факторы, жизнедеятельность одних организмов оказывает

существенное влияние на другие, на биогеоценоз, круговорот веществ в нем.

2. Особенности абиотических факторов водоема – высокая плотность среды,

низкое содержание в ней кислорода, незначительные колебания температуры.

Воз-духоносные полости в стебле и листьях – приспособленность водных растений к

недостатку кислорода.

3. Прибрежная зона в водоеме, причины наибольшего скопления организмов в

ней: обилие света, необходимого для жизни растений, много пищи для животных.

Недостаток света, кислорода, теп-

ла, пищи – причина бедности видового состава в глубинах водоема.

4. Продуценты – автотрофы (водоросли и высшие травянистые растения), их

роль в биогеоценозе водоема: создание органических веществ из неорганических в

процессе фотосинтеза и обогащение воды кислородом – основа обеспечения животных

и других гетеротро-фов пищей, энергией, кислородом.

5. Консументы – гетеротрофы, разные виды животных (рыбы, моллюски,

насекомые, черви, дафнии и др.), их роль в водоеме: расщепление органических

веществ, обогащение воды углекислым газом – исходный продукт фотосинтеза.

6. Редуценты – чаще всего ор-ганизмы-сапрофиты (грибы, бактерии), а также

жуки-мертвоеды и др., их пища – органические вещества мертвых остатков растений

и животных, продукты жизнедеятельности животных. Разрушение сапрофитами

органических веществ до неорганических, использование их растениями в процессе

минерального питания.

7. Движение вещества и энергии в цепях питания, значительные потери энергии

от звена к звену – причина коротких цепей питания. Растения или

органические остатки (результат жизнедеятельности растений) – начальное звено

цепей питания, включение ими солнечной энергии в круговорот веществ. Растения

–> растите-льноядные животные –> хищные животные (цепь питания).

8. Водоем – устойчивый биоге-оценоз, зависимость его стабильности от

видового разнообразия,

саморегуляции, полноты круговорота веществ. Жизнедеятельность обитателей

водоема, изменение абиотических факторов, влияние деятельности человека –

причины изменения биогеоценоза.

3.

Надо осветить поле зрения микроскопа, с помощью винтов добиться четкого

изображения объекта, найти и рассмотреть клетку со следующими признаками

мета-фазы: отсутствие ядерной оболочки, хромосомы расположены в ряд в

плоскости экватора, от цент-риолей к хромосомам подходят нити веретена

деления, наметилось расхождение хроматид к полюсам клетки.

Билет № 20

1. Взаимодействие и множественное действие генов как основа целостности

генотипа.

2. Соотношение организмов – продуцентов, консументов, реду-центов в

биогеоценозе (экосистеме). Экологическая пирамида, необходимость ее учета в

практической деятельности.

3. С помощью опыта доказать, что фермент в клетках клубня картофеля,

расщепляющий перекись водорода, имеет белковую природу. Какова химическая

природа всех ферментов?

1.

1. Ген – материальная единица наследственности, относительная

самостоятельность его дейст-

вия (гены окраски семян действуют независимо от генов, определяющих форму

семян).

Ошибочность утверждения, что генотип – сумма не связанных между собой генов.

Генотип – целостная система благодаря взаимодействию генов в клетке. Пример

взаимодействия аллельных генов:

полное и неполное доминирование. Аллельные гены – парные, определяющие

развитие взаимоисключающих признаков (высокий и низкий рост, курчавые и

гладкие волосы, голубые и черные глаза у человека).

2. Взаимодействие неаллель-ных генов: развитие какого-либо признака под

контролем нескольких генов – основа новообразования при скрещивании Пример:

появление серых кроликов (АаВЪ) при скрещивании черного (ААЬЬ) и

белого (ааВВ) Причина новообразования: за окраску шерсти отвечают гены

Аа (А – черная шерсть, а – белая), за распределение пигмента по

длине волос – гены ВЬ (В – пигмент скапливается у корня волоса, b –

пигмент равномерно распределяется по длине волоса)

3. Множественное действие генов – влияние одного гена на формирование

ряда признаков Пример ген, отвечающий за образование красного пигмента в

цветке, способствует его появлению в стебле, листьях, вызывает удлинение

стебля, увеличение массы семян Широкое распространение в природе явления

множественного дей ствия генов Взаимодействие и множественное действие генов –

основа целостности генотипа.

2.

1. Цепи питания – основной вид связи организмов разных видов в биогеоценозе.

Зависимость жизни консументов и редуцентов от продуцентов, которые синтезируют

органические вещества в процессе фотосинтеза.

2. Зависимость длины цепей питания от эффективности использования и

превращения энергии в процессе питания, от числа организмов и их размера.

Использование растениями в процессе фотосинтеза лишь 1% солнечной энергии.

Причина однократного использования энергии – расходование организмами каждого

звена в цепи питания значительной части энергии на процессы жизнедеятельности,

частичное рассеивание ее в виде тепла Многократное использование вещества в

биогеоценозе благодаря его круговороту

3. Правила экологической пирамиды. Потеря энергии (около 90%) при

переходе вещества и заключенной в нем энергии от звена к звену в пищевой цепи –

причина коротких цепей питания в био-геоценозах (3–5 звеньев). Экологическая

пирамида энергии – отображение потери энергии при переходе с одного

трофического уровня на другой Правило экологической пирамиды численности –

уменьшение численности видов при переходе с одного трофического уровня

(растения) на другой (растительноядные животные, затем хищники).

4. Необходимость учета правила экологической пирамиды при использовании

человеком растительной и животной продукции (вы-

рубке леса для получения древесины, отстреле промысловых животных, ловле рыбы

и др.).

3.

Надо взять два кусочка картофеля: один сырой, другой вареный, нанести на них

по капле перекиси водорода. «Вскипание» перекиси на сыром картофеле указывает

на ее расщепление в клетках картофеля ферментом перок-сидазой и выделение

кислорода. Отсутствие «вскипания» на кусочке вареного картофеля связано с

тем, что при его варке фермент разрушился. Известно, что при высокой

температуре разрушаются молекулы белка. Значит, данный фермент, как и другие

ферменты, имеет белковую природу.

Билет № 21

1. Генетика человека. Методы изучения наследственности человека,

наследственные заболевания, их профилактика.

2. Саморегуляция в биогеоце-нозе. Многообразие видов, их приспособленность к

совместному обитанию, колебание численности популяций.

3. Рассмотреть в аквариуме рыб, найти разные виды и объяснить, почему особи

разных видов не скрещиваются между собой.

1.

1. Применимость законов наследственности к человеку. Материальные основы

наследственности человека: 46 хромосом, из них 44 аутосомы и 2 половые хромосо

мы, много тысяч расположенных в них генов.

2. Цель изучения наследственности человека – выявление генетических основ

заболеваний, поведения, способностей, таланта. Результаты генетических

исследований: установлена природа ряда заболеваний (наличие лишней хромосомы у

людей с синдромом Дау-на, замена одной аминокислоты на другую в молекуле белка

у больных серповидноклеточной анемией; обусловленность доминантными генами

карликовости, близорукости).

3. Методы изучения генетики человека, зависимость их использования от

биологических, психологических и социальных особенностей (позднее появление

потомства, его малочисленность, неприменимость метода гибридологического

анализа).

4. Генеалогический метод изучения наследственности человека – изучение

родословной семьи с целью выявления особенностей наследования признака в ряду

поколений. Выявлено: доминантный и рецессивный характер ряда признаков,

генетическая обусловленность развития музыкальных и других способностей,

наследственный характер заболеваний диабетом, шизофренией, предрасположенности

к туберкулезу.

5. Цитогенетический метод – изучение структуры и числа хромосом в

клетках, выявление свыше 100 изменений в структуре хромосом, изменение числа

хромосом (болезнь Дауна).

6. Близнецовый метод – изучение наследования признаков у

близнецов, влияния генотипа и среды на развитие их биологических и

психологических особенностей.

7. Профилактика наследственных заболеваний. Зависимость формирования

признаков от генотипа и условий среды. Борьба с загрязнением окружающей среды

мутагенами, отказ от употребления алкоголя, наркотических веществ, курения.

2.

1. Биогеоценоз – совокупность организмов – продуцентов, консу-ментов,

редуцентов, длительное время обитающих на определенной территории со

сравнительно однородными условиями. Биогеоценоз – относительно устойчивая

целостная экосистема, которая существует длительное время.

2. Причины целостности и устойчивости биогеоценоза – его биологическое

разнообразие: генетическое разнообразие особей в популяциях, разнообразие

популяций и видов; взаимосвязи особей в популяциях и между популяциями, их

приспособленность к совместному обитанию, незамкнутый круговорот веществ и

поток энергии.

3. Пищевые взаимоотношения – основной вид связи между обитателями

биогеоценоза. Важное условие существования биогеоценоза – суммарная биомасса

растений должна значительно превышать суммарную биомассу животных, так как

растения – источник пищи, энергии и кислорода для животных.

4. Саморегуляция в биогеоце-нозе – автоматически действую

щий механизм поддержания на определенном уровне соотношения биомассы

производителей и потребителей, регуляции численности популяций в

биогеоценозе. Совместное существование особей разных видов не ведет к полному

уничтожению их друг другом, а лишь ограничивает численность каждого вида до

определенного уровня.

5. Колебание численности особей в популяциях около среднего уровня –

важное условие сохранения экосистемы. Ограничения, препятствующие чрезмерному

возрастанию численности популяций:

уничтожение другими членами экосистемы, гибель от неблагоприятных

абиотических факторов.

6. Высокая плодовитость насекомых, приспособленность к среде обитания,

питание разнообразной пищей, благоприятные погодные условия – причина резкого

возрастания их численности в отдельные годы. Причины подавления вспышки

численности насекомых:

усиление действия регулирующих факторов (увеличение численности паразитов,

болезнетворных бактерий и др.).

3.

При наблюдении можно установить, что одни рыбы активны, подвижны, держатся в

толще или у поверхности воды. Другие малоподвижны, прячутся среди растений,

находятся у дна. Скрещивания между разными видами не происходит, так как они

различаются генетически (имеют неодинаковый набор хромосом), брачным

поведением и др.

Билет № 22

1. Роль генотипа и среды в формировании фенотипа, в повышении продуктивности

сельскохозяйственных растений и животных.

2. Изменения в биогеоценозах. Причины смены биогеоценозов. Охрана

биогеоценозов – главный путь сохранения видов.

3. Рассмотреть на влажном препарате клубеньки на корнях бобовых. Описать

характер взаимоотношений клубеньковых бактерий и бобовых растений. Составить

цепь питания с включением в нее данных организмов.

1.

1. Фенотип – совокупность внешних и внутренних признаков, особенности

функционирования организма. Генотип – совокупность генов, которые

организм получает от родителей.

2. Зависимость проявления генотипа, влияния генов на формирование фенотипа от

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.