Х-хро-мосом, так и ХУ. Формирование из зиготы с XX хромосомами девоч
ки, а с ХУ – мальчика (у птиц и пресмыкающихся сочетание ХУ определяет
женский пол).
4. Наследование, сцепленное с полом. Наличие в половых хромосомах генов,
отвечающих за формирование неполовых признаков. Например, рецессивный ген
гемофилии (несвертываемости крови) – h, локализованный в двух
Х-хро-мосомах, – причина заболевания женщины. Наибольшая вероятность
заболевания гемофилией мужчины – из-за наличия всего одной Х-хромосомы в его
клетках.
2.
1. Водоем, как и дубрава, – биогеоценоз, в котором длительное время на
определенной территории обитают организмы – продуценты, консументы и реду
центы, связанные между собой и с абиотическими факторами. Все живое население
водоема – биотические факторы, жизнедеятельность одних организмов оказывает
существенное влияние на другие, на биогеоценоз, круговорот веществ в нем.
2. Особенности абиотических факторов водоема – высокая плотность среды,
низкое содержание в ней кислорода, незначительные колебания температуры.
Воз-духоносные полости в стебле и листьях – приспособленность водных растений к
недостатку кислорода.
3. Прибрежная зона в водоеме, причины наибольшего скопления организмов в
ней: обилие света, необходимого для жизни растений, много пищи для животных.
Недостаток света, кислорода, теп-
ла, пищи – причина бедности видового состава в глубинах водоема.
4. Продуценты – автотрофы (водоросли и высшие травянистые растения), их
роль в биогеоценозе водоема: создание органических веществ из неорганических в
процессе фотосинтеза и обогащение воды кислородом – основа обеспечения животных
и других гетеротро-фов пищей, энергией, кислородом.
5. Консументы – гетеротрофы, разные виды животных (рыбы, моллюски,
насекомые, черви, дафнии и др.), их роль в водоеме: расщепление органических
веществ, обогащение воды углекислым газом – исходный продукт фотосинтеза.
6. Редуценты – чаще всего ор-ганизмы-сапрофиты (грибы, бактерии), а также
жуки-мертвоеды и др., их пища – органические вещества мертвых остатков растений
и животных, продукты жизнедеятельности животных. Разрушение сапрофитами
органических веществ до неорганических, использование их растениями в процессе
минерального питания.
7. Движение вещества и энергии в цепях питания, значительные потери энергии
от звена к звену – причина коротких цепей питания. Растения или
органические остатки (результат жизнедеятельности растений) – начальное звено
цепей питания, включение ими солнечной энергии в круговорот веществ. Растения
–> растите-льноядные животные –> хищные животные (цепь питания).
8. Водоем – устойчивый биоге-оценоз, зависимость его стабильности от
видового разнообразия,
саморегуляции, полноты круговорота веществ. Жизнедеятельность обитателей
водоема, изменение абиотических факторов, влияние деятельности человека –
причины изменения биогеоценоза.
3.
Надо осветить поле зрения микроскопа, с помощью винтов добиться четкого
изображения объекта, найти и рассмотреть клетку со следующими признаками
мета-фазы: отсутствие ядерной оболочки, хромосомы расположены в ряд в
плоскости экватора, от цент-риолей к хромосомам подходят нити веретена
деления, наметилось расхождение хроматид к полюсам клетки.
Билет № 20
1. Взаимодействие и множественное действие генов как основа целостности
генотипа.
2. Соотношение организмов – продуцентов, консументов, реду-центов в
биогеоценозе (экосистеме). Экологическая пирамида, необходимость ее учета в
практической деятельности.
3. С помощью опыта доказать, что фермент в клетках клубня картофеля,
расщепляющий перекись водорода, имеет белковую природу. Какова химическая
природа всех ферментов?
1.
1. Ген – материальная единица наследственности, относительная
самостоятельность его дейст-
вия (гены окраски семян действуют независимо от генов, определяющих форму
семян).
Ошибочность утверждения, что генотип – сумма не связанных между собой генов.
Генотип – целостная система благодаря взаимодействию генов в клетке. Пример
взаимодействия аллельных генов:
полное и неполное доминирование. Аллельные гены – парные, определяющие
развитие взаимоисключающих признаков (высокий и низкий рост, курчавые и
гладкие волосы, голубые и черные глаза у человека).
2. Взаимодействие неаллель-ных генов: развитие какого-либо признака под
контролем нескольких генов – основа новообразования при скрещивании Пример:
появление серых кроликов (АаВЪ) при скрещивании черного (ААЬЬ) и
белого (ааВВ) Причина новообразования: за окраску шерсти отвечают гены
Аа (А – черная шерсть, а – белая), за распределение пигмента по
длине волос – гены ВЬ (В – пигмент скапливается у корня волоса, b –
пигмент равномерно распределяется по длине волоса)
3. Множественное действие генов – влияние одного гена на формирование
ряда признаков Пример ген, отвечающий за образование красного пигмента в
цветке, способствует его появлению в стебле, листьях, вызывает удлинение
стебля, увеличение массы семян Широкое распространение в природе явления
множественного дей ствия генов Взаимодействие и множественное действие генов –
основа целостности генотипа.
2.
1. Цепи питания – основной вид связи организмов разных видов в биогеоценозе.
Зависимость жизни консументов и редуцентов от продуцентов, которые синтезируют
органические вещества в процессе фотосинтеза.
2. Зависимость длины цепей питания от эффективности использования и
превращения энергии в процессе питания, от числа организмов и их размера.
Использование растениями в процессе фотосинтеза лишь 1% солнечной энергии.
Причина однократного использования энергии – расходование организмами каждого
звена в цепи питания значительной части энергии на процессы жизнедеятельности,
частичное рассеивание ее в виде тепла Многократное использование вещества в
биогеоценозе благодаря его круговороту
3. Правила экологической пирамиды. Потеря энергии (около 90%) при
переходе вещества и заключенной в нем энергии от звена к звену в пищевой цепи –
причина коротких цепей питания в био-геоценозах (3–5 звеньев). Экологическая
пирамида энергии – отображение потери энергии при переходе с одного
трофического уровня на другой Правило экологической пирамиды численности –
уменьшение численности видов при переходе с одного трофического уровня
(растения) на другой (растительноядные животные, затем хищники).
4. Необходимость учета правила экологической пирамиды при использовании
человеком растительной и животной продукции (вы-
рубке леса для получения древесины, отстреле промысловых животных, ловле рыбы
и др.).
3.
Надо взять два кусочка картофеля: один сырой, другой вареный, нанести на них
по капле перекиси водорода. «Вскипание» перекиси на сыром картофеле указывает
на ее расщепление в клетках картофеля ферментом перок-сидазой и выделение
кислорода. Отсутствие «вскипания» на кусочке вареного картофеля связано с
тем, что при его варке фермент разрушился. Известно, что при высокой
температуре разрушаются молекулы белка. Значит, данный фермент, как и другие
ферменты, имеет белковую природу.
Билет № 21
1. Генетика человека. Методы изучения наследственности человека,
наследственные заболевания, их профилактика.
2. Саморегуляция в биогеоце-нозе. Многообразие видов, их приспособленность к
совместному обитанию, колебание численности популяций.
3. Рассмотреть в аквариуме рыб, найти разные виды и объяснить, почему особи
разных видов не скрещиваются между собой.
1.
1. Применимость законов наследственности к человеку. Материальные основы
наследственности человека: 46 хромосом, из них 44 аутосомы и 2 половые хромосо
мы, много тысяч расположенных в них генов.
2. Цель изучения наследственности человека – выявление генетических основ
заболеваний, поведения, способностей, таланта. Результаты генетических
исследований: установлена природа ряда заболеваний (наличие лишней хромосомы у
людей с синдромом Дау-на, замена одной аминокислоты на другую в молекуле белка
у больных серповидноклеточной анемией; обусловленность доминантными генами
карликовости, близорукости).
3. Методы изучения генетики человека, зависимость их использования от
биологических, психологических и социальных особенностей (позднее появление
потомства, его малочисленность, неприменимость метода гибридологического
анализа).
4. Генеалогический метод изучения наследственности человека – изучение
родословной семьи с целью выявления особенностей наследования признака в ряду
поколений. Выявлено: доминантный и рецессивный характер ряда признаков,
генетическая обусловленность развития музыкальных и других способностей,
наследственный характер заболеваний диабетом, шизофренией, предрасположенности
к туберкулезу.
5. Цитогенетический метод – изучение структуры и числа хромосом в
клетках, выявление свыше 100 изменений в структуре хромосом, изменение числа
хромосом (болезнь Дауна).
6. Близнецовый метод – изучение наследования признаков у
близнецов, влияния генотипа и среды на развитие их биологических и
психологических особенностей.
7. Профилактика наследственных заболеваний. Зависимость формирования
признаков от генотипа и условий среды. Борьба с загрязнением окружающей среды
мутагенами, отказ от употребления алкоголя, наркотических веществ, курения.
2.
1. Биогеоценоз – совокупность организмов – продуцентов, консу-ментов,
редуцентов, длительное время обитающих на определенной территории со
сравнительно однородными условиями. Биогеоценоз – относительно устойчивая
целостная экосистема, которая существует длительное время.
2. Причины целостности и устойчивости биогеоценоза – его биологическое
разнообразие: генетическое разнообразие особей в популяциях, разнообразие
популяций и видов; взаимосвязи особей в популяциях и между популяциями, их
приспособленность к совместному обитанию, незамкнутый круговорот веществ и
поток энергии.
3. Пищевые взаимоотношения – основной вид связи между обитателями
биогеоценоза. Важное условие существования биогеоценоза – суммарная биомасса
растений должна значительно превышать суммарную биомассу животных, так как
растения – источник пищи, энергии и кислорода для животных.
4. Саморегуляция в биогеоце-нозе – автоматически действую
щий механизм поддержания на определенном уровне соотношения биомассы
производителей и потребителей, регуляции численности популяций в
биогеоценозе. Совместное существование особей разных видов не ведет к полному
уничтожению их друг другом, а лишь ограничивает численность каждого вида до
определенного уровня.
5. Колебание численности особей в популяциях около среднего уровня –
важное условие сохранения экосистемы. Ограничения, препятствующие чрезмерному
возрастанию численности популяций:
уничтожение другими членами экосистемы, гибель от неблагоприятных
абиотических факторов.
6. Высокая плодовитость насекомых, приспособленность к среде обитания,
питание разнообразной пищей, благоприятные погодные условия – причина резкого
возрастания их численности в отдельные годы. Причины подавления вспышки
численности насекомых:
усиление действия регулирующих факторов (увеличение численности паразитов,
болезнетворных бактерий и др.).
3.
При наблюдении можно установить, что одни рыбы активны, подвижны, держатся в
толще или у поверхности воды. Другие малоподвижны, прячутся среди растений,
находятся у дна. Скрещивания между разными видами не происходит, так как они
различаются генетически (имеют неодинаковый набор хромосом), брачным
поведением и др.
Билет № 22
1. Роль генотипа и среды в формировании фенотипа, в повышении продуктивности
сельскохозяйственных растений и животных.
2. Изменения в биогеоценозах. Причины смены биогеоценозов. Охрана
биогеоценозов – главный путь сохранения видов.
3. Рассмотреть на влажном препарате клубеньки на корнях бобовых. Описать
характер взаимоотношений клубеньковых бактерий и бобовых растений. Составить
цепь питания с включением в нее данных организмов.
1.
1. Фенотип – совокупность внешних и внутренних признаков, особенности
функционирования организма. Генотип – совокупность генов, которые
организм получает от родителей.
2. Зависимость проявления генотипа, влияния генов на формирование фенотипа от
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|