реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Журналистское расследование

реферат
p align="left">После теракта в Беслане должно быть заведено уголовное дело по факту массовой гибели людей 3 сентября 2004 года. Потому что уже тогда следователям Генеральной прокуратуры было известно: подавляющее большинство заложников погибло в результате штурма, начавшегося по приказу ЦСН ФСБ РФ.

Из того же источника стало известно следующее: оказывается, все три дня все действия спецслужб и силовую операцию документировали и снимали на видео почти все спецслужбы. А глава североосетинского МЧС Дзгоев приказал своему подчинённому ходить везде за ним и вести летопись. Благодаря записям адъютанта впервые узнали, когда поступили в штаб первые сообщения о возгорании в спортивном зале, а также какова была реакция спецслужб. Глава спецназа ЦСН ФСБ Тихонов в течении нескольких часов запрещал выезд пожарных расчётов. Приказ поступил только тогда, когда сгорели все следы обстрела из гранатомётов.

«Ещё до пресс-конференции матерей Беслана следователи Генпрокуратуры признали плёнку, сделали себе копию и приобщили к материалам уголовного дела. Хотя пострадавший Карлов уверен, что плёнка уже хранится в архивах прокуратуры. Следователи пообещали передопросить сапёров Гаглоева и Набиева. Но можно предугадать, что под страхом ответственности за дачу ложных показаний они откажутся от своих прежних показаний. Что ещё остаётся делать следователям, ведь они три года знали правду и три года молчали». Там же

По итогам проведённого журналистского расследования можно сделать следующие выводы.

Одним из главных выводов является то, что трагедии такого масштаба можно было бы избежать, отреагируй правоохранительные органы на телеграмму. Очевидным представляется тот факт, что на момент совершения террористического акта, не было чётко продуманного плана по освобождению заложников. Для спецслужб (МВД и ФСБ) чёткие инструкции существовали только на случай выдвижения со стороны захватчиков требований политического или корыстного характера, чего в данном случае не было, бесланские террористы не выдвигали никаких требований. Поэтому со стороны освободителей не было единого мнения по вопросу о том, как должна проходить операция освобождения.

Заключение

СМИ часто называют четвёртой властью. Это подтверждает, что наряду с политической, экономической и юридической властью становится общепризнанным влияние журналистики на развитие общества.

Журналистика, вообще, представляет собой общественную деятельность по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной информации через печать, радио, телевидение, кино и т.п. Этим же термином обозначается продукция журналисткой деятельности - произведения, из которых составляются номера газет и журналов , программы радио и телевидения. Основным предназначением журналистики является удовлетворение потребности в оперативной, актуальной информации, необходимой для оптимизации развития общества и регулирования общественно - политических отношений, регулирование политической, духовной и социальной жизни.

Рассматривая произведения отечественной журналистике исследователи относят их как правило к одной из трёх жанровых групп: информационной, аналитической или же к художественно-аналитической. При анализе тех же произведений в западной прессе становится очевидным точное членение на точную журналистику и журналистику расследовательскую. В нашей отечественной журналистике расследование как отдельный жанр выделяют примерно с конца 90-х годов 20в. Но традиция расследовать в статье, очерке, публикации какую - либо проблему, явление, ситуацию, конфликт всегда прослеживалась в работах российских журналистов.

Исследовательско - расследовательское амплуа всегда отличалось для журналистов особой привлекательностью, несмотря на всю сложность и подчас даже опасность данного направления . Журналистское расследование по справедливости считается самым острым и вместе с тем самым ответственным направлением журналистики.

Журналистским расследованием может заниматься любой журналист. Для этого нужно любознательность, желание служить обществу, бороться с несправедливостью, отстаивать правду. Материал, основанный на расследовании обладает высокой общественной значимостью и оставляет яркий след в читательской и зрительской аудитории.

В современной действительности социальные противоречия обостряются порой настолько, что нерешаемость проблем ведёт напряжению, предшествующему конфликту, а затем переходит, зачастую, непосредственно в стадию конфликта. Конфликты бывают: по масштабу распространения - глобальными, национальными, локальными; по сферам проявления - экономическими, политическими, социальными, вооружёнными и т. д.; по характеру проявления - обостряющимися, затухающими, затяжными и т. п. И любой из этих конфликтов может стать объектом журналистского внимания.

Основными орудиями журналиста в работе являются:

а) Люди как источник информации

б) Разного рода документы и умение работать с ними

в) терпеливо и умело проведённое интервью

г) высокие моральные принципы и чувство социальной ответственности

Журналист должен избегать настаивать в материалах на собственной авторской позиции, нужно дать возможность читателю или зрителю составить собственное мнение и суждение по освещаемой проблеме, публикация может стать толчком к общественному резонансу. Журналист должен построить на фактах структуру доказательств, чтобы показать читателю или зрителю весь процесс нарушений и указать на источник проблем, автор должен действовать в рамках законности и соблюдать нормы этики.

Расследователю следует придерживаться следующих принципов:

а) Не нарушать права частной собственности и не пренебрегать собственной безопасностью

б) Освещать собранный материал так, коков он есть на самом деле, без приукрашиваний и преувеличений. Небрежность в сборе и анализе информации ведёт к тому, что журналист может дезинформировать читателей и нанести ущерб репутации людей. Зритель, заметивший малейшую неточность потеряет доверие ко всему материалу. Несоблюдение этого требования может, в конечном итоге, дискредитировать всё расследование, а журналист рискует навсегда лишиться доверия аудитории.

в) Слухи и сплетни (так называемая информация из непроверенных источников) могут стать основой для дальнейшей работы и поиска, но никогда не должны становиться источником публикации или репортажа.

г) Журналистское расследование не должно предполагать вступление корреспондента в конфликт с законом.

д) Чтобы избежать однобокого или ошибочного освещения проблемы автору следует вовлечь в процесс журналистского расследования людей с различными убеждениями и мыслями, подчас такой простой приём может привести к тому, что у журналиста откроется новый взгляд на происходящее.

е) Не стоит забывать, что сведения, полученные как из официальных и неофициальных источников информации, могут быть одинаково достоверными, но все они, в обязательном порядке, нуждаются в тщательной, подробной и разносторонней проверке. Также, согласно Закону « О средствах массовой информации», журналист обязан сохранять конфиденциальность информации и/или её источник, если сотрудник СМИ раскрыл источник, которому пообещал сохранение тайны его личности, такой журналист, скорее всего, некомпетентен и, доверие читательской и зрительской аудитории будет навсегда утеряно для него.

ж) Желательно, а скорее даже обязательно, во время журналистского расследования вести досье, куда нужно подшивать все документы, копии, заметки, вырезки, аудио - видео и диктофонные записи. Такой архив не займет много места, но может служить надёжной подстраховкой в случае неприятностей; не стоит забывать, что ответом на появление материалов журналистского расследования может стать судебный иск.

Освещая материал исследования, журналист оперирует различными доводами. По степени убедительности и достоверности доводы могут быть классифицированы следующим образом: сильные, слабые и несостоятельные.

К числу сильных доводов относятся такие суждения, которые невозможно опровергнуть: данные, на основе точно установленных фактов, положения законов, уставов и других нормативных документов, выводы, подтверждённые в результате эксперимента, заключения экспертов, авторитетные мнения, показания очевидцев и свидетелей, статистические данные. Именно на таких доводах должно, в идеале, опираться грамотно проведённое журналистское расследование.

Слабые аргументы уязвимы для критики. К таким данным можно отнести ссылки на малоизвестные читателям и зрителям источники и авторитеты, различные версии, нелогично выстроенные суждения. Чаще всего появление множественных журналистских версий связано с тем, что, во - первых, царящая сегодня свобода слова позволяет без опаски вести речь о любых событиях, явлениях и личностях, во- вторых, из-за ограниченного доступа к нужной информации (к примеру, если эта информация находиться в секретных документах) журналист подчас не может оперативно т одновременно достоверно анализировать актуальные события, опираясь только на проверенные факты и, вынужден строить определённые предположения.

Журналистская версия - это способ привлечь внимание читательской и зрительской аудитории к важным событиям и интересным личностям, предоставить материал для размышления, задать суждениям людей определённое направление. Справедливости ради следует отметить, что часто причиной появления версий являются препятствия, чинимые журналисту в ходе авторского поиска, поэтому он пишет лишь о своих догадках, оставляя выводы незавершёнными. Но иногда это может также свидетельствовать о некомпетентности автора, о его незнании или недопонимании освещаемой проблемы, о поверхностном анализе сведений и источников информации.

К несостоятельным же аргументам относятся ссылки на сомнительные источники, потерявшие силу решения и постановления, данные из фиктивных документов, домыслы, предположения, а, подчас, и открытая подтасовка фактов. К сожалению, в погоне за сенсационным репортажем или статьёй, в СМИ иногда появляются подобного рода материалы, что, в свою очередь, позволяет критикам говорить о том, что жанр журналистского расследования себя дискредитировал. Но, материал журналистского расследования, основанный на такого рода доводах чаще всего справедливо подвергается полному разоблачению.

Можно сделать вывод, что журналист, желающий организовать процесс расследования по всем правилам, должен очень скурпулёзно и тщательно подходить к выбору объекта исследования, методам его проведения, к источникам информации. Материал должен быть подан объективно и всесторонне освящен, данные, собранные в результате расследования, нуждаются в тщательной и многоступенчатой проверке, и, конечно, журналист всегда обязан оставаться в рамках законности и журналистской этики.

Журналистское расследование появляется на свет всегда благодаря личной инициативе и энергии автора, в котором сильно желание бороться за правду и справедливость, и именно с помощью таких людей этот жанр остаётся в журналистике самым ярким и интересным.

Список литературы

1. Анализ и прогноз межнациональных конфликтов в России и СНГ//Ежегодник Центра социологического анализа межнациональных конфликтов РНИСиНП. Под ред. С.Я. Матвеева. - М., 1994.

2. Большая Советская Энциклопедия. Под ред. Прохорова А.М. - М., 1973. Т. 13.

3. Ворошилов В.В. Журналистика - Учебник 3-е издание - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. - 447 с.

4. Ворошилов В.В. Правовые и этические нормы журналистики. СпбТУ, 1999, 300 С.

5. Гецов Г. Как эффективно работать с информацией из книг, журналов, газет и других источников. Приёмы традиционные и новые. Практическое пособие. 8-е издание. Авторский реферат книги. М., 2006, 121 с., рис. - 15.

6. Грабельников А.А. Средства массовой информации постсоветской России, М., 1996.

7. Журналист в поисках информации. Отв.ред. Симонов А., М.: Галерия, 2000, 112 с.

8. Журналистское расследование: История метода и современная практика/Под ред. А.Д. Константинова.- СПб.: Издательский дом «Нева»; М.: Изд-во «Олма-Пресс», 2001- 383 с. (Серия «Бандитская Россия»).

9. Журналистика в мире политики: Исследовательские подходы и практика участия/ Ред-сост. С.Г. Корконосенко.- СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2004.- 704 с.

10. Журналист в поисках информации. Отв. редактор А. Симонов. - М.: Галерия, 2000. - 112 с.

11. Зверева Н.В. Школа регионального тележурналиста: Учебное пособие для студентов вузов/ Н.В. Зверева.- М.: Аспект Пресс, 2004.- 320 с.

12. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. 3-е изд. - М., 1996.

13. История мировой журналистики. -изд. 3-е доп и исп. Ростов н/Д.: ИЦ « Март»,2003.-432с.

14. Казаков Ю. и др. Профессиональная этика журналистов. т. 1. - М.: Галерия, 1999. - 440 с.

15. Кацев И.Г. История российского телевидения (1907-2000)., М., Рос.гос.гуманит.ун-т, 2004., 256 с.

16. А.А. Калмыков, Л.А. Коханова Интернет-журналистика: Учебн. пособие.-М.: ЮНИТИДАНА, 2005.-382с.

17. Ким М.Н. Репортаж: технология жанра. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005., 224с.

18. Константинов А. Коррумпированная Россия.- М.: ОЛМА Медиа Групп; ОЛМА-ПРЕСС, 2006, 640 с.

19. Корконосенко С.Г. Основы журналистики: Учебник для ВУЗов.- М.: Аспект Пресс, 2002.- 287с.

20. Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста: Учебн. пособие.-М.: Аспект Пресс, 2000.-208с.

21. Лукина М. Технология интервью: Учебное пособие для ВУЗов.- М.: Аспект Пресс, 2003.-191с.

22. Мельник Г.С., Ким М.Н. Методы журналистики: Учебн. пособие.-СПб.: Изд-во Михайлова В,А., 2006.-272с.

23. Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста.-СПб.: Питер,2006.-272с.

24. Муратов С. Нравственные принципы тележурналистики.-М.: Аспект Пресс, 1994.-203с.

25. Нееф Кристиан «01.09. Бесланское досье», Der Spiegel, 2005

26. Станько А.И. Журналистские расследования, Ростов н\Д, 1997.

27. Телевизионный репортаж. - М., тзд. "Аспик Д", 1997.

28. Техника юридической безопасности для журналиста: сборник материалов практических обучающих семинаров для работников СМИ и будущих журналистов./ отв. редактор А. Симонов. - М.: Галерия, 2000. - 144 с.

29. Уллмен Дж. Журналистские расследования: Современные методы и техника. М., 1998.

30. Милашина Е. Школу взорвали не террористы/ Новая газета, №57, 30 июля 2007.

31. Устинов Г. Журналистские расследования. Теракт как средство благодарности.

32. Взрыв в Тольятти/ Новая Газета №84, от 1 ноября 2007.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.