реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Журналистские расследования в СМИ Смоленщины

реферат
p align="left">Вывод: в «Смоленской газете» публикуются материалы расследовательского характера, но настоящие журналистские расследования встречаются крайне редко. Часто есть хорошие информационные поводы для проведения расследования, но журналисты не используют их. Возможно, корреспонденты газеты просто не хотят или не умеют писать расследования. Также нужно помнить о том, что «Смоленская газета» - издание властных структур, поэтому не всегда могут публиковать материалы, критикующие действия властей.

«Смоленские новости»

Краткая типологическая характеристика издания:

· учредители: ООО «Смоленские новости»;

· главный редактор - Сергей Новиков;

· периодика выпусков: выходит два раза в неделю по вторникам и четвергам;

· формат полосы: А3;

· тираж: 10000 экземпляров;

· объем - 8-16 полос;

· тематика: информация о деятельности властных структур, о криминальных происшествиях, об актуальных темах дня, публикуются официальные документы;

· рубрики: «Темы дня», «Юбилеи», «Взгляд», «Информация», «Криминал», «Политика», «Чтиво», «Проблема», «Власть» и др.

«Смоленские новости» позиционируют себя как «областная независимая газета». Учредителем является общество с ограниченной ответственностью, т.е. группа физических лиц, а не властные структуры. Таким образом, издание имеет возможность публиковать серьезные журналистские расследования, не исключающие и критику высших эшелонов власти. Но корреспонденты во главе с главным редактором почему-то не пользуются этим. Постоянно публикуют официальные документы, что делать не обязаны (их должна публиковать газета власти). Газета в основном освещает события в городе, много материалов о работе областной и городской администраций, редко затрагиваются проблемы жителей города и области. Материалов, хотя бы немного напоминающих расследования, нет. Нет и публикаций, в которых журналисты использовали бы расследовательские методы поиска информации. Возможно, корреспонденты не практикуют написание материалов жанра расследования по причине неопытности работы в этом направлении. Также они не касаются острых проблемных ситуаций, которые могли бы стать темой яркого журналистского расследования.

«Никольское кольцо»

Краткая типологическая характеристика издания:

· учредители: ООО «Газеты провинции»;

· издатель: ОАО «Провинция»

· главный редактор - Олег Костюков;

· периодика выпусков: выходит один раз в неделю по четвергам;

· формат полосы: А3;

· тираж: 35000-37000 экземпляров;

· объем - 32 полосы;

· тематика: актуальные события, криминальные происшествия, развлекательные материалы, жизнь российских звезд, справочный материал;

· рубрики: «Неделя», «Об этом говорят», «Тема», «Криминал», «Справочная», «Репортер», «Российский вестник», «Звезды», «Лица», «Вокруг света», «Зверье мое», «Психология», «Семейный доктор», «Интим», «Хотите-верьте», «История», «Объявления и реклама», «Кураж», «Николка» и др.

Из этого следует, что «Никольское кольцо» - издание для широкой аудитории, можно сказать, массовое. Оно ориентировано на обширную и разнообразную тематику с целью привлечения читателей с разными интересами. И тираж у газеты намного больше, чем у качественной смоленской прессы. Здесь нет материалов чисто расследовательского характера, но применяется такой метод расследовательской журналистики как эксперимент. Журналист создает искусственную ситуацию по актуальной социальной проблеме с целью выяснить отношение общества к ней.

В №51 за 19 декабря 2006 года расположен материал Марины Романовской «Дайте выпить, где ж «Кирюша»?». Подзаголовок «Корреспондент «Никольского кольца» отправился на рынок торговать левой водкой». В материале корреспондент ведет рассказ о проведенной акции. Подробно описывается момент перевоплощения автора: «В день перед акцией редакция больше напоминала распродажу в секонд-хэнде. Поношенные джинсы, старая куртка, шапка, скрывающая пол-лица, и огромные очки - вышло знатное чучело!». Марина Романовская рассказывает о поисках торговой «точки» и об отношении к ее появлению «коллег» по лотку: «Две бабульки и дедок, торговавшие рядом, стали неодобрительно поглядывать в мою сторону. А мужчина, продававший напротив чебуреки, удивленный такой наглостью, высунул из своего ларька голову, да так и застыл в недоумении». В описании ситуации и реакции «потенциальных покупателей» на левую водку автор использует яркие метафоры, репортажные зарисовки: «Прохожие лишь шарахались от моего сомнительного товара. Правда, один мужчина, видимо, так был сражен неземной «красотой» торговки, что предложил угостить своей выпивкой». Корреспондент использует разговорную лексику, не лишенную юмора и иронии. В заключении Марина Романовская делает вывод о результатах проведенного эксперимента: «Далеко не все смоляне готовы расстаться со своим здоровьем ради дешевизны». Эксперимент поставлен по проблеме употребления суррогатного алкоголя, которая освещается на предыдущей полосе в материале «Пей отраву, хоть залейся!».

Результаты подобных экспериментов периодически появляются на страницах «Никольского кольца». Иногда они касаются нравственных ценностей общества. Так, в № 43 за 24 октября 2006 года опубликован материал «Коселек, коселек… какой коселек?» с подзаголовком «Корреспонденты «НК» выясняли, насколько честны смоляне». Журналист с фотокорреспондентом решили проверить жителей города на честность: в самом видном месте оставляли кошелек, в котором была записка с просьбой позвонить по указанному телефону его владельцу. Сначала работники газеты пошли по людным местам в городе, затем зашли в университет и администрацию. В заключении четкий вывод о нравственном состоянии общества. Автор использовал методы журналистского расследования: сравнение, сопоставление, умозаключение.

В подобных материалах автор выступает как расследователь морального состояния общества.

Вывод: массовому изданию по структуре и форме ближе такой тип расследования, так как он легче воспринимается аудиторией и не лишен юмора, что привлекает массу читателей.

«Смоленские губернские ведомости»

Краткая типологическая характеристика издания:

· учредители: Лапин А. А., Бойков Д. В., Переверзев А. В.;

· главный редактор - Наталья Баркалова;

· периодика выпусков: выходит один раз в неделю;

· формат полосы: А3;

· тираж: 20000 экземпляров;

· объем - 32 полосы;

· тематика: информация о событиях в Смоленске и мире, социальные проблемы, работа с письмами читателей, информация о психологии человека, анонс городских событий, о здоровом образе жизни, об отдыхе, много развлекательных материалов;

· рубрики: «События», «Общество», «Свободное время», «Телевидение», «Красота и здоровье», «Автодрайв».

Это массовое издание, в котором публикуются материалы разнообразной тематики, в основном развлекательного толка. Мы рассмотрели подборку газет за 2006 год и не встретили публикаций расследовательского характера. Возможно, причина кроется в типологических особенностях «Губернских ведомостей» - в массовых изданиях с большим тиражом выпуска редко можно встретить серьезные журналистские расследования. Они чаще встречаются в качественных изданиях. Газета с разносторонней тематикой рассчитана на широкий круг читателей. Аудитории этого издания вряд ли нужны расследовательские публикации. Газета «Губернские ведомости» имеет черты бульварной прессы (публикации о звездах кино, телевидения, шоу-бизнеса), а в таких изданиях тем более не встречаются расследовательские материалы. В подобных изданиях можно встретить репортажи с элементами расследования, когда журналист искусственно создает какую-либо ситуацию с целью узнать реакцию общественности на ту или иную проблему. Но в «Губернских ведомостях» такую деятельность не практикуют. Возможно потому, что работники газеты не обладают чертами журналиста-расследователя.

Ежедневная газета «Рабочий путь»

Краткая типологическая характеристика издания:

· учредитель: ООО «Информационно-издательский центр «Рабочий путь»;

· главный редактор - Н. Бондаренко;

· периодика выпусков: выходит каждый день;

· формат полосы: А2;

· тираж: 10000 экземпляров;

· объем - 8 полос;

· тематика: публикуются официальные документы, раскрываются актуальные темы, информация о властях, об известных на Смоленщине людях, новости из районов, о здоровом образе жизни, об отдыхе, много развлекательных материалов;

· рубрики: «Криминал», «Происшествия», «Официально», «В стране и мире».

Издание позиционирует себя как «смоленская областная общественно-политическая газета». «Рабочий путь» - издание с многолетней историей, издается еще с советских времен. Имеет устойчивую аудитория - подписчики, которые привыкли читать эту газету. Как нам известно, в советское время жанр расследования был мало распространен, а газета следует уже сложившимся традициям. Возможно, поэтому здесь нет материалов расследовательского характера. Здесь можно встретить очерки, новостные сообщения, материалы об актуальных проблемах современности. Хотя жанр расследования смог бы оживить издание, привлечь к нему новых читателей. Но газета выходит в традиционном формате и тематика в ней давно устоявшаяся. Здесь даже не затрагиваются проблемы, которые могли бы послужить хорошим поводом для написания журналистского расследования. Возможно, редакция не хочет менять систему своей работы, а может быть нет журналистов, способных провести серьезное журналистское расследование. Ведь такой человек должен обладать определенными качествами - наблюдательность. Умение задавать вопросы, слушать.

Еженедельник «Рабочий путь»

Краткая типологическая характеристика издания:

· учредитель: ООО «Информационно-издательский центр «Рабочий путь»;

· главный редактор - Н. Бондаренко;

· периодика выпусков: выходит один раз в неделю;

· формат полосы: А3;

· тираж: 15000 экземпляров;

· объем - 28 полос;

· тематика: актуальные темы, советы читателям, рецепты, информация о жизни районов, социальные проблемы, политические события, анонс городских культурных событий, о реализации приоритетных национальных проектов, о здоровом образе жизни, об отдыхе, много развлекательных материалов ;

· рубрики: «Криминал», «Происшествия», «Официально», «В стране и мире», «Звезды», «Лица» и др.

По характерным типологическим чертам это издание можно определить как массовое - выходит один раз в неделю, имеет много развлекательных материалов, достаточно объемная газета. Издание имеет черты бульварной прессы. Но в то же время здесь публикуются материалы о политике, культуре. Так, сейчас активно раскрывается тема реализации приоритетных национальных проектов - почти каждый номер содержит публикации об этом. Но расследовательских материалов на страницах еженедельника «Рабочий путь» мы не встретили. Возможно потому, то этот жанр не характерен для массовой прессы, да и тематика «Рабочего пути» вряд ли позволяет журналистам писать о политических махинациях, хотя расследования криминальных преступлений вполне подошли бы для этого типа издания. Возможно, редакция не считает допустимым публиковать в «Рабочем пути» журналистские расследования, так как это все же прерогатива качественных средств массовой информации.

Заключение

В ходе работы мы проанализировали наличие журналистских расследований массовых и качественных смоленских изданиях. Следует отметить интересную тенденцию: материалы с элементами расследования присутствуют в «Смоленской газете» несмотря на то, что это официальное издание областной администрации. Напротив, в газете «Смоленские новости», которая позиционирует себя как независимое издание и свободна от влияния властей, не встретилось ни одного расследовательского материала. Как и следовало ожидать, в массовых изданиях нет примеров журналистского расследования в чистом виде. В «Никольском кольце» присутствуют материалы, в ходе написания которых журналисты пользовались методом эксперимента, часто использующиеся именитыми журналистами при создании расследований. В еженедельнике «Рабочий путь» и «смоленских губернских ведомостях» расследовательских материалов мы не встретили вовсе.

Отметим несколько возможных причин отсутствия журналистских материалов в смоленской прессе:

1. Расследовательская журналистика чревата всевозможными опасностями для самого журналиста и для лиц, которые снабжают его разоблачительной информацией. Возможно, это и служит поводом для отсутствия острой критики и серьезных расследований в региональных средствах массовой информации. Ведь Смоленск - сравнительно небольшой город, и публикация расследований журналистом может повлечь за собой страшные последствия. И если проблема личной безопасности журналиста н решена на федеральном уровне и до сих пор журналисты-расследователи пожинают плоды своего труда в виде угроз и даже убийств, то вряд ли можно надеяться на что-то лучшее в регионах.

2. Журналистское расследование включает дополнительное требование к его автору - раскрыть злоупотребление, выявить нарушение законов, установлений, норм поведения и даже правил приличия. Поэтому журналист должен обладать качествами следователя - уметь замечать мелочи, знать приемы логических умозаключений и уметь ими пользоваться. Секрет искусства детектива - это умение обнаружить множество фактов и, сопоставив их, прийти к выводу. Быть может, в региональных средствах массово информации просто нет журналистов, обладающих необходимыми чертами расследователя, что исключает способность к написанию материалов расследовательского характера.

Источники и пособия

1. Тертычный А.А. Расследовательская журналистика. М., 2002.

2. Уллмен Дж. Журналистские расследования: современные методы и техника. М., 1998.

3. Шум Ю. Журналистское расследование: методические рекомендации. М., 2000.

4. Журналистское расследование/ под общ. Ред. А.Д. Константинова. СПб, 2001.

5. Соловьев А.Б. Как организовать расследование. М., 2000.

6. Тертычный А.А. Журналистское расследование//Аналитическая журналистика. М., 1998.

7. «Смоленская газета», 2006год.

8. «Смоленские новости», 2006 год.

9. «Никольское кольцо», 2006 год.

10. «Смоленские губернские ведомости», 2006 год.

11. «Рабочий путь» 2006 год.

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.