реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Жанр интервью в газете "Красное знамя"

реферат

Жанр интервью в газете "Красное знамя"

31

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Сыктывкарский государственный университет»

Исторический факультет

Секция по связям с общественностью

КУРСОВАЯ РАБОТА

Жанр интервью в газете «Красное знамя»

Научный руководитель:

к.ф.н., доцент С.И. Берневега

Исполнитель:

студент К.Р. Ефименко

Сыктывкар

2009 год

Содержание

  • Введение
  • §1. Интервью в теории журналистики
  • §2. Интервью как жанровая разновидность диалога
  • §3. Классификация интервью
  • §4. Формы организации интервью
  • Заключение
  • Литература

Введение

Интервью является одним из самых востребованных жанров в современной журналистике. Он стал особенно популярен в 90-х годах. Всеобщая демократизация общества позволила использовать этот жанр как своеобразный рупор гласности. По своей природе журналистское интервью представляет явление особой социальной значимости.

Интервью журналиста с собеседником есть разговор двух людей не просто для обмена сведениями, а с целью создания нового информационного продукта - актуального, общественно значимого, предназначенного для публикации.

Интервью как жанр за время своего существования претерпел ряд изменений, касающихся типологии, стилистики, характера функционирования, что в значительной степени определяется социальным контекстом. Это касается материалов жанра интервью, представленных как в центральной прессе, так и в региональных изданиях.

Актуальность данного исследования, прежде всего, состоит в том, что интервью является одним из самых популярных газетно-журнальных жанров. Кроме того, это один из самых распространенных методов получения сведений. И журналисты все больше обращаются в своем творчестве к методу интервью. Во-вторых, следует заметить, что проблему интервьюирования, диалогизации нужно продолжать разрабатывать дальше, т.к. знания по этой теме необходимы журналистам-практикам. Наконец, данная проблема интересна не только журналисту, но и любому человеку.

Целью данной работы является исследование интервью как жанра и как метода получения информации. Перед нами стоит задача классифицировать виды интервью и рассмотреть, опираясь на теорию, журналистскую тактику ведения беседы в газетно-публицистических текстах.

Материалом для данного исследования послужили примеры из газеты «Красное Знамя». Как всякому независимому изданию в России, "Красному знамени" порой приходилось трудно - ее публикации не всегда нравились отдельным власть имущим, порой приходилось противостоять административному давлению. Однако "Красное знамя" всегда сохраняло и сохраняет авторитет у жителей Республики Коми. А журналисты газеты неоднократно становились лауреатами.

Республиканская газета «Красное знамя» основана 10 июня 1918 года и первоначально выходила под названием «Зырянская жизнь». Название газеты неоднократно изменялось, «Красное знамя» - с 1955 года. Выходит 4 раза в неделю: со вторника по пятницу. Еженедельный выпуск газеты носит название «Красное знамя четверг». На страницах издания присутствуют различные жанры: статьи, комментарии, обозрения, очерковые зарисовки, рассказы, интервью, стихотворения, анекдоты, частные объявления, поздравления, соболезнования.

Прежде, чем начать разговор о месте интервью в структуре республиканской газеты, надо отметить, что газета, выходящая в небольшом городе, имеет свои особенности. Она пишет о людях, которых неплохо знают в городе (сослуживцы, соседи, друзья детей, фронтовые товарищи дедов и т.д.) Отсюда и требования к информации: она должна быть доступна и понятна каждому, кто читает газету. И, конечно, информация не должна содержать тех сведений, которые и так известны и старому и малому. Интервью, один из тех жанров, которые сохраняют в газетной публикации эффект подлинности и непринужденности, что так ценят люди. Проанализировав публикации в номерах газеты за 2008 г., мы заметили, что интервью - один из самых популярных в «Красном знамени» жанров.

Ежедневно интервью публикуются в разных формах. Итак, выборка газеты производилась с января по декабрь 2008 года. Всего проанализировано 147 интервью газеты «КЗ». На первый план выходят информативные интервью (78%), по форме организации интервью-диалог занимает 71 %, 28% насчитывается интервью-монолога. Четвертое место занимает такая форма интервью как блиц-опрос и интервью-сообщение - 27%. Информационные интервью же составляют 24%, портретное интервью и интервью-знакомств по 15%, оперативного интервью - 14%,, экспертных интервью - 12%, проблемных интервью - 7%, интервью-полилога, интервью-мнения и эксклюзивных интервью зафиксировано 3%, аналитическое интервью всего 0,7 % от общего количества изученных интервью. Такие виды интервью как интервью-расследование, интервью-зарисовка, интервью-мнение и детализирующее интервью в газете «КЗ» не публикуются.

Анализ проводился при помощи функционально-стилистического метода, а также методов описания.

Работа состоит из Введения, 4 параграфов, Заключения и списка литературы, насчитывающей 30 единиц.

§1. Интервью в теории журналистики

В современных средствах массовой информации жанр интервью является одним из популярных. То обстоятельство, что на первый план в наши дни выходит информационная группа жанров, к которым относится и интервью, является первым веским аргументом в пользу его популярности в настоящее время. Интервью в теории журналистики рассматривается и как метод (способ сбора информации), и как жанр (форма предъявления информации).

Задача интервью - сообщить новость, повлиять на общественное мнение. Специфика здесь состоит в том, что новость эта персонифицирована человеком, мнение которого в силу каких-то особых причин важно для читателя. В вопросах журналиста к собеседнику конкретизируются актуальные аспекты темы, возникают поводы для дискуссий. Задача журналиста - сделать интервью интересным для всех.

В.В. Ворошилов рассматривает жанр интервью как представляющие общественный интерес ответы конкретного лица (группы лиц) на вопросы журналиста или беседа, когда журналист не ограничивается лаконичными вопросами, а спорит с собеседником, комментирует его ответы Ворошилов В. В. Журналистика. СПб. 2006..

Мельник Г. и Тепляшина А. термин интервью выделяют как «акт коммуникации, предполагающий диалогическое общение журналиста с респондентом в ситуации последовательного чередования вопросов и ответов, с целью получения информации, мнений, суждений, представляющих общественный интерес» Мельник Г. С., Тепляшина А. Н. Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2006..

Следовательно, можно говорить о том, что толкование термина интервью менялось со временем в зависимости от самого развития жанра, политической ситуации в стране и от многих других лингвистических и экстралингвистических факторов. «Общим местом» в определении жанра интервью осталось словосочетание: беседа, имеющая общественный интерес, определяющийся не только актуальностью или злободневностью обсуждаемого вопроса, но и непосредственным отношением, прямым или косвенным, читателя к затрагиваемой проблеме.

В.В. Ворошилов выделяет следующие разновидности интервью: интервью-монолог; интервью-сообщение (излагаются наиболее существенные аспекты беседы, ответы даются в сокращенном виде); интервью-диалог (полный текст беседы; это может быть суждение двух различных сторон, «сцепление двух позиций» или духовное взаимодействие людей, стремящихся к согласованному решению социальных проблем); интервью-полилог, когда количество собеседников максимальное, а диапазон тем широк. Порой реплики собеседника сопровождаются описанием его внешности и поведения: одежды, манеры поведения, выражения лица, жестов. Так строится интервью-зарисовка: здесь журналист стремится к эмоциональности изложения - используя лирические вставки, выразительные средства журналистики (факты, образы, идеи), образные ресурсы русского языка, кроме содержания беседы, журналист передает обстановку разговора, его характер, рассказывает о жизни и делах собеседника. Существуют также интервью-мнение (комментарий к проблеме, событию, факту); массовые интервью (с пресс-конференций, брифингов) Ворошилов В. В. Журналистика., СПб., 2006. С.145..

Жанр интервью - это форма получения журналистом определенной информации от респондента с помощью вопросов; иными словами - диалог - самое естественное средство общения.

§2. Интервью как жанровая разновидность диалога

Как отмечают исследователи, диалог в интервью выступает не только как способ построения газетного текста, но и как способ организации материалов на газетной полосе.

По своему характеру интервью-диалог представляет собой вопросно-ответное взаимодействие, в котором говорящий и слушающий могут постоянно меняться коммуникативными ролями.

Большой исследовательский материал, посвященный диалогу, свидетельствует о сложности и многоаспектности этого явления. Диалог предстает как конкретное воплощение языка в его специфических средствах, как форма существования языка, как форма речевого общения. Термин «диалог» используется также для обозначения одного из видов интервью («интервью-диалог»).

Определяя специфику диалога, исследователи выделяют следующие его характеристики: наличие (минимум) двух участников общения, между которыми происходит непосредственный обмен высказываниями, единая тема общения; смена ролей «говорящий - слушающий»; непринужденный характер речевой обстановки, одновременность восприятия речи на слух, подготовки и реализации собственных высказываний; большое значение внеязыковых коммуникативных средств (мимика, жестикуляция); постоянное изменение языковой ситуации.

Четкую и расширенную трактовку термину диалог дает в своих трудах М.М. Бахтин. Слово «диалог» и производные от него употребляются в следующих смыслах: «1) композиционно-речевая форма жизненного выскаывания (разговор двух или нескольких лиц; 2) всякое речевое общение; 3) речевой жанр (диалог бытовой, педагогический, познавательный); 4) вторичный жанр - диалог философский, риторический, художественный; 5) конститутивная черта определенного типа романа (полифонического); 6) жизненно-философско-эстетическая позиция; 7) формообразующий принцип духа, неполной противоположностью которой является монолог» Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. .

В газете диалог отражается, прежде всего, в жанре интервью Еремина Л. И. Диалогизация как способ построения публицистического текста// Стилистика русского языка. Жанро-коммуникативный аспект стилистики текста, М., 1987. С. 166. . Интервью - диалогический жанр. К таковым Л. Майданова Майданова Л. М. Стилистические особенности газетных жанров. Свердловск, 1987. С. 59. и С. М. Гуревич Гуревич С. М. Номер газеты. М., 2002. относят также беседу и анкету: у них общее назначение и специфический предмет отображения - с помощью этих жанров журналисты сообщают не только о событиях, но и о мнениях людей об этих событиях.

Жанр интервью может отражать и такое общение журналиста с интервьюируемым, при котором ответ последнего является, по сути, монологом, цельным рассказом. Этот вид интервью получил название интервью-монолога (подробнее см. §3).

Таким образом, определение значимости отдельных единиц диалога имеет большое значение для анализа диалога в целом, который, в свою очередь, является исходным принципом организации жанра интервью. Вопрос о соотношении диалога и монолога важен также с той точки зрения, что является первостепенным при определении вида интервью (интервью-диалог, интервью-монолог).

§3. Классификация интервью

Интервью наиболее живой газетный жанр, без которого современные газеты просто немыслимы. Рубрика "Интервью" всегда подчеркивает свежесть, первозданность или особость материала. Многие думают, что этот жанр самый легкий из всех. Но на самом деле интервью является одним из самых сложных жанров, требующих следовать определенной тактике и стратегии. Легким интервью представляется чаще всего потому, что обычно кажется, что нет ничего проще, чем задавать вопросы и записывать ответы на них. Однако практика показывает, что дело обстоит намного сложнее. Перед каждым журналистом, будь то профессионал или еще совсем новичок в этом деле, встает вопрос, о чем написать интервью, как организовать и провести его, как оформить и какой за основу взять вид интервью? Основное коммуникативное задание, прагматическая цель интервью - “получить в результате общения журналиста с участником (участниками) той или иной встречи важные, полезные, интересные сведения и передать их через масс-медиа для широкой публики” Голанова Е.И.. Публичный диалог: коммуникативный узус… С. 251.. Еще одной целью интервью является задача побудить читателя ознакомиться с текстом беседы Штатная Е.И. К вопросу о роли заголовочного комплекса в реализации коммуникативной интенции текста//Прагматика и типология коммуникативных единиц языка. Днепропетровск, 1989. С. 98.. Подобная двойная целенаправленность обуславливает стилистические особенности жанра интервью. Вторжение рекламы на страницы газет привело к появлению нового вида интервью - рекламного, основной целью которого становится стремление заставить читателя купить товар или услугу после прочтения текста интервью.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.