реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Законодательная власть в зеркале СМИ (на примере общефедеральных печатных изданий)

реферат

Законодательная власть в зеркале СМИ (на примере общефедеральных печатных изданий)

71

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. А.М. Горького

Факультет журналистики

Кафедра

Дипломная работа

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ В ЗЕРКАЛЕ СМИ

(НА ПРИМЕРЕ ОБЩЕФЕДЕРАЛЬНЫХ ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ)

Допустить к защите:

Научный руководитель:

Екатеринбург

2007 г.

Оглавление

  • Введение
    • Глава 1. Законодательная власть Российской Федерации
    • 1.1 Сущность и основные признаки законодательной власти
    • 1.2 Компетенция Федерального Собрания
    • 1.3 Исторические этапы развития законодательной власти в России
    • Глава 2. Средства массовой информации в общественно-политической системе государства
    • 2.1 Общественные функции СМИ
    • 2.2 Роль и место СМИ в жизни государства
    • 2.2.1 Роль СМИ в политических процессах
    • 2.2.2 СМИ в информационном взаимодействии власти и общества
    • 2.3 Взаимодействие журналистики и власти
    • Глава 3. Законодательная власть в зеркале СМИ
    • 3.1 Образ Государственной Думы РФ в сознании россиян
    • 3.2 Исследуемые печатные СМИ
    • 3.3 Подведение итогов контент-анализа
    • Заключение
    • Источники и литература
Введение

В России в настоящее время сложилась ситуация, когда необходимость демократического развития страны, и, соответственно, эффективного взаимодействия органов власти с обществом признается практически всеми, но власть зачастую лишь формально стремится к его осуществлению, а общество в силу этого относится к ней с недоверием и скептицизмом. В современной российской политике средства массовой информации, как декларируется, должны выполнять функции обеспечения диалога власти и граждан, информирования граждан о решениях власти, о ситуации в стране и мире. Именно СМИ способны наиболее эффективно удовлетворять информационные потребности граждан, согласовывать интересы граждан, общества и государства. Эффективный контроль общества за действиями властных структур обеспечивают, прежде всего, СМИ.

Актуальность темы данной работы обусловлена следующими факторами.

Большинство граждан не разбираются и не хотят разбираться в сути политических проблем, понимая, что от них реально ничего не зависит. Поэтому граждане считают, что чем дальше от политики, тем лучше. Доверие и интерес простых людей к политике, в частности к самой деятельности органов власти (например, законодательной) падает. Итоги многочисленных социологических опросов, высказывания политиков, публицистов, ученых свидетельствуют: средствам массовой информации сейчас доверяют еще меньше, чем власти. "Только 8% россиян верят тому, что пишут и вещают СМИ". Н. Каграманян. Место и роль СМИ в общественной жизни государства // Экономические стратегии, 2006, №8 - С.180. Государственным СМИ граждане не доверяют потому, что они созданы органами власти и преследуют интересы власти, что говорит о некоем субъективизме. А "независимым" СМИ не доверяют потому, что они защищают интересы бизнеса.

Основным источником информации для россиян сегодня является телевидение. Однако печатные издания имеют больше возможностей в плане анализа, осмысления информации. "Пресса больше, чем электронные СМИ, подходит для подробного изложения взглядов и программ представителей разных политических сил, для детального рассмотрения проблем и путей их решения". Ю.В. Чемякин. Политический диалог в региональной прессе.//Журналистика и политика. Сборник статей . - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004. - С. 40.

Власть должна заботиться о том, чтобы доходчиво, внятно объяснить гражданам свои действия и планы. Наиболее полно эти функции в демократических государствах выполняет пресса, она является главным помощником власти в том, чтобы власть стала понятой обществом. Таким образом, на СМИ лежит очень большая ответственность. Именно от них, во многом зависит, поймут и примут ли люди новые законы. И если эти законы приводят к незапланированным негативным последствиям, то именно пресса способна указать власти на эти проблемы, предложить пути исправления ситуации.

Справляется ли современная российская пресса с этими задачами? Мы решили изучить эту проблему, проанализировав освещение в общефедеральных печатных изданиях деятельность органов законодательной власти, ведь этой ветви власти журналисты традиционно уделяют гораздо меньше внимания, чем исполнительной. Также этот вопрос меньше изучен теоретически, ведь ведя речь о взаимодействии власти и прессы, исследователи чаще всего имеют в виду органы исполнительной власти.

Степень научной разработанности проблемы.

В современной России вопрос о значении и месте СМИ в политических процессах уже нашел отражение в ряде серьезных исследований. Свой вклад в исследование роли, функций законодательной власти и особенностей ее развития в России внесли такие известные политологи как Панарин, Соловьев, Гаджиев, Медушевский. Я.Н. Засурский изучает "общие проблемы и тенденции, наблюдающиеся в постсоветской российской журналистике, выделяет разные стадии перехода СМИ от авторитаризма к демократическому плюрализму и формулирует основные модели современной российской прессы, в зависимости от отношения СМИ к власти и крупному капиталу" Засурский Я.Н. Роль средств массовой информации в обществе // Вестник МГУ. - Сер. 10. Журналистика. - 1995, № 2. - С. 3-7; Засурский Я.Н. Десять лет свободы печати в России // Вестник Моск. ун-та. - Серия 10. Журналистика. - 2001, № 1. - С. 3-10.. А.А. Грабельников также исследует проблемы взаимоотношений российской прессы с властью и обществом, "придерживаясь при этом иных идейных позиций и приходя к выводу о негативном влиянии современной российской журналистики на общественно-политические процессы в стране, обусловленном отсутствием четкой государственной политики в области СМИ" Грабельников А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы.- М., 2000..

О необходимости эффективной информационной политики государства ведет речь и М.М. Ковалева, которая в своих работах исследует особенности взаимоотношения власти, общества и СМИ в России в XVIII и XIX веках, проводя параллели с современностью Ковалева М.М. Отечественная журналистика: вопросы теории и истории. Сборник статей. - Екатеринбург, 2000; Ковалева М.М. Лекции по истории отечественной журналистики. - Часть I. - XVIII в. - 40-е гг. XIX века. - Екатеринбург, 1996 и др..

Д.Л. Стровский рассматривает отечественную журналистику "в контексте политических традиций и политической культуры, исследует проблему ангажированности современной прессы и зависимости средств массовой информации от властных структур" Стровский Д.Л. Отечественные политические традиции в журналистике советского периода. - Екатеринбург, 2001 и др. . Эту проблему затрагивает и А.М. Воробьев, изучающий "роль прессы в формировании гражданского общества и культуры демократии" Воробьев А.М. Средства массовой информации как фактор формирования гражданского общества: процесс, тенденции, противоречия. - Екатеринбург, 1998; Воробьев А.М. Средства массовой информации как фактор развития гражданской культуры. Дисс… доктора философских наук. - Екатеринбург, 1999..Г.С. Мельник, исследуя массовую коммуникацию как "фактор политического влияния, анализирует объективные и субъективные причины, приведшие к кризису российской прессы" Мельник Г.С. Массовая коммуникация как фактор политического влияния. Дисс. доктора политич. наук. - СПб, 1998.. В.Ф. Олешко в своих работах изучает "принципы и технологии диалогового взаимодействия СМИ и аудитории" См.: Олешко В.Ф. Журналистика как творчество, или Что нужно делать, чтобы читатели, телезрители, радиослушатели тебя понимали и вступали в диалог: Учеб. пособие. - Екатеринбург, 2002; Олешко В.Ф. Моделирование в журналистике: теория, практика, опыт. - Екатеринбург, 2000..А.Д. Кириллов, в соавторстве с другими исследователями, анализируя общественно-политические процессы в Уральском регионе, уделяет значительное внимание "роли СМИ в развитии этих процессов и, в частности, влиянию прессы на ход избирательных кампаний" Кириллов А.Д., Кириллов Б.А., Рыжков А.Е. Выборы первого Губернатора Свердловской области (июль-август 1995 года). - Екатеринбург, 1995; Кириллов А.Д., Леднев В.П., Кириллов Б.А. Урал в новой России. Исследования. Гипотезы. Литература. - Екатеринбург, 1999..

Проблемы взаимоотношений прессы и законодательной власти рассматривала Е.П. Соколова Соколова Е.П. Пресса и парламентаризм. Дисс… канд. полит. н. Екатеринбург, 2005. . Однако, на наш взгляд, проблема освещения деятельности законодательной власти в российских СМИ изучена еще недостаточно подробно. К тому же, в связи с постепенной трансформацией нашего общества, государства и СМИ, меняется и характер освещения в средствах массовой информации деятельности органов власти.

Цель нашей дипломной работы - проанализировать, насколько полно и объективно ведущие российские издания освещают как саму деятельность органов законодательной власти, так и новые законы, законопроекты.

Для достижения поставленной цели мы должны решить следующие задачи:

1. Проанализировать сущность, структуру и функции законодательной власти в РФ; рассмотреть основные этапы ее становления

2. изучить отношение россиян к структурам и представителям законодательной власти;

3. Изучить функции СМИ в современном демократическом обществе, роль и место СМИ в политической жизни государства;

4. изучить особенности освещения деятельности представителей и органов законодательной власти в ведущих печатных изданиях России, определить, в какой мере российская пресса справляется со своими важнейшими функциями;

5. на основе проведенного анализа предложить ряд рекомендаций средствам массовой информации и органам власти.

Согласно нашей гипотезе, которую мы выдвинули в данной исследовательской работе, российская пресса не вполне справляется со своими обязанностями по предоставлению обществу объективной и исчерпывающей информации о работе и результатах работы Федерального Собрания РФ. Так это или нет - нам предстоит проверить в ходе исследования.

Объект исследования носит двусоставный характер. Во-первых, объектом исследования можно назвать законодательную власть России. Во-вторых, объектом исследования является российская пресса.

Предмет исследования - освещение работы Федерального Собрания и его представителей в ведущих российских изданиях: в "Российской газете" (официальная пресса), "Ведомостях" (неофициальная "качественная" пресса), и "Комсомольской правде" (неофициальная "массовая" пресса).

Методологическую базу работы составили принципы сравнительного и комплексного анализа, принципы системного анализа. Основной методологической базой для исследования прессы явился такой социологический метод, как контент-анализ. Задача контент-аналитического исследования состоит в том, чтобы выяснить связь текста с некоторой внетекстовой реальностью, так или иначе продуцирующей этот текст.

Эмпирическую базу работы составляет анализ ведущих российских периодических изданий. В ходе исследования было проанализировано 5 116 публикаций, из которых 3567 публикации "Российской газеты", 1282 публикации "Известий" и 267 публикаций "Комсомольской правды". Временной охват контент-анализа составляет период с августа 2006 года по май 2007 года.

Исследовательская работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Во введении мы обозначили актуальность темы, определили цель и задачи нашего исследования, а также выдвинули гипотезу, которую доказываем на протяжении всей исследовательской работы.

Первая глава состоит из трех параграфов, в которых мы рассматриваем сущность, признаки, функции законодательной власти, исследуем исторический путь развития законодательной власти в России со времен царствования Александра II до наших дней.

Вторая глава состоит из четырех подразделов, в которых мы определяем место СМИ в современном обществе, в политической жизни страны, рассматриваем взаимодействие журналистики и законодательной власти.

Третья глава, собственно исследовательская, содержит в себе рассмотрение особенностей освещения деятельности законодательной власти в конкретных периодических изданиях.

В заключении мы подводим итоги нашему исследованию, определяем задачи и функции СМИ в освещении законотворческой деятельности народных избранников, а также даем практические рекомендации средствам массовой информации по сотрудничеству с государственной властью.

Глава 1. Законодательная власть Российской Федерации

1.1 Сущность и основные признаки законодательной власти

Федеральное Собрание - представительный орган.

"Парламент (англ. Parliament) в буржуазных государствах - высший представительный орган власти. Впервые был образован в 18 веке в Англии как орган сословного представительства. В России первое учреждение парламентского типа появилось в 1906г. и просуществовало до 1917г., имея весьма ограниченные полномочия. В 1993г. Конституция Российской Федерации впервые в отечественной истории назвала высший законодательный орган государства парламентом. Наделили его следующими полномочиями: законодательствовать, принимая законы страны; представительствовать, выражая общественные интересы; контролировать правительство, исполняющего законы" Ермолаева С.Г., Коваленко Т.К. Декларативный и императивный аспекты парламентских традиций России// Российский парламентаризм: история и современность. - Екатеринбург: Изд-во Уральского универ-та, 2006 - С.50..

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.