Языковые и стилистические особенности жанра "очерк"
Министерство образования и науки РФ Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Костромской государственный университет им. Н. А. Некрасова Курсовая работа по стилистике и литературному редактированию Языковые и стилистические особенности жанра "очерк" Выполнила студентка 3 курс филологического факультета отделения журнали-стики Канкулова Сюзанна Оганесовна Научный руководитель кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Недельчо Елена Владимировна кострома 2008 Содержание |
Введение 1 ГЛАВА. Теоретические основы изучения языковых и стилистических особенностей жанра «очерк» 1.1. Очерк как жанр публицистического стиля. Сущность и разновид-ности очерка 1.2. Структурная организация очерка 1.3. Художественные элементы очерка: пейзаж, деталь, портретная характеристика 2 ГЛАВА. Языковых и стилистических особенностей жанра «очерк» 2.1. Типы речи 2.2. Языковые средства выразительности 2.3. Синтаксис Заключение Список литературы Приложения | 3 5 5 1 1 3 3 3 3 3 3 4 | | |
Введение Данная курсовая работа посвящена изучению языковых и стилистических особенностей жанра «очерк». Понятие «очерк» в качестве названия жур-нали-стских публикаций определенного типа имеет неясное происхожде-ние. Хотя существует мнение, что к его появлению причастен А. М. Горь-кий, ко-торый в одном из своих писем коллеге по словесному ремеслу указы-вал, что исход-ным в определении текста, имеющего известную литератур-ную форму, как «очерка» является глагол «очерчивать» [1, c. 145]. Точность этого мнения установить трудно. Однако то, что публикации, которые А.М. Горький называл «очерком», появились отнюдь не в тот мо-мент, когда у него возникла мысль назвать их именно этим «именем», сомне-ния не вызывает. Среди родоначальников отечественного очерка исследователи россий-ской журналистики называют имена В.Г. Короленко («В голодный год»), А.П. Чехова («Остров Сахалин»), Г.И. Успенского («Разорение»), Н.В.Успенского («Без языка») и др. Немалое число выдающихся мастеров этого жанра про-славили советскую журналистику, например А.М. Горький, М.Е. Кольцов, Б.Н. Полевой, К.М. Симонов, А.А. Бек, А.А. Аграновский, В.В. Овечкин, Г. Н. Бочаров и многие другие. Очерк считается «королем» художественно-публицистических жанров, но с точки зрения подготовки его -- он один из наиболее трудоемких. И это действительно так, поскольку написать хороший очерк журналист сможет только в том случае, если он уверенно владеет разными методами отображе-ния действительности, существующими в его ремесле [2]. При подготовке очерка мало, например, суметь найти подходящий предмет выступления, ус-пешно собрать материал, проанализировать его. Надо еще и соответствую-щим образом переосмыслить информацию и воплотить ее в такую форму, ко-торая будет признана, действительно очерковой, что указывает на актуаль-ность исследования Целью данной работы является изучение язы-ковых и стилистических особенностей жанра «очерк». Для достижения по-ставленной цели необходимо решить следующие задачи: Осветить сущность и разновидности очерка. Изучить особенности структурной организации очерков различных ви-дов. Описать художественные элементы очерка: пейзаж, деталь, портрет-ная характеристика. Выявить лексические, морфологические, синтаксические особенно-сти жанра Предметом исследования являются языковые и стилистические особен-ности жанра «очерк», а объектом исследования - жанр «очерк». Методы исследования: теоретические: изучение и анализ литературы по теме исследования; обобщение опыта; общенаучные и специфические или ча-стные методы: анализа и синтеза; сравнительного анализа и др. Источникам исследования послужил проблемный очерк, опубликован-ный в сентябре 1999г., в газете «Комсомольская правда», автором которой яв-ляется М. Матвеева. При этом использованы труды таких авторов как Г.В. Ла-зутина, Р.П. Овсе-пян, В.Ф. Олешко, О.Р. Самарцев, А.А. Тертычный, В.Л. Цвик, Н.Э. Шиш-кин и др. Структура исследования. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. 1. ГЛАВА. Теоретические основы изучения языковых и стилистических особенностей жанра «очерк» 1.1 Очерк как жанр публицистического стиля. Сущность и разновидности очерка. Одним из распространенных жанров публицистики является очерк. Очерк -1. Небольшое литературное произведение, краткое описание жиз-нен-ных событий (обычно социально значимых). Документальный, пуб-лици-сти-ческий, бытовой очерк. 2. Общее изложение какого-нибудь вопроса. Очерк русской истории. (Толковый словарь) Очерк - 1) В художественной литературе одна из разновидностей рас-сказа, отличается большой описательностью, затрагивает преимущественно соци-альные проблемы. 2) Публицистический, в том числе документальный, очерк излагает и анализирует различные факты и явления общественной жизни, как правило в сопровождении прямого истолкования их автором. (Эн-циклопедический словарь) Итак, опираясь на определения словарей, можно сделать вывод, что ха-рак-терной особенностью очерка является документальность, достовер-ность фактов, событий, о которых идет речь. В нем называются подлин-ные имена и фамилии изображаемых лиц, действительные, а не вымышлен-ные места со-бытий, описывается реальная обстановка, указывается время действия. В очерке, как и в художественном произведении, используются изобразитель-ные средства, вводятся элементы художественной типизации. Очерк - наиболее характерный для публицистики жанр, построен по за-конам драматургии и основан на фактах, он максимально приближается к ху-дожественным жанрам. Глубина авторского осмысления - отличительная черта очерка. Он не только описывает, комментирует или анализирует факт, но и переплавляет его в творческое сознание автора. Личность автора не ме-нее важна в очерке, чем факт или событие. Сюда можно отнести творческий портрет. Правильный выбор выразительных средств имеет принципиальное значение. К выразительным средствам относятся: стиль; язык; подбор образов, сравнений и эпитетов; композиция и т.д. Личность в очерке приобретает особое качество литературного героя, она обособляется. Очерк, как правило, строится по жестким драматургиче-ским законам. Очерк полифоничен - в нем много различных линий. Сущность очерка во многом предопределена тем, что в нем соединяется репортажное (наглядно-образное) и исследовательское (аналитическое) на-чало. Причем «развернутость» репортажного начала воспринимается как пре-обладание художественного метода, в то время как упор автора на анализ предмета изображения, выявление его взаимосвязей выступает как домини-ро-вание исследовательского, теоретического метода. Соответственно в ходе их применения создается или преимущественно-художественная, или пре-имуще-ственно-теоретическая концепция отображаемого предмета. И уже в рамках той или иной концепции собираются или «перерабатываются» эмпи-рические факты. Именно непроясненность названного обстоятельства дол-гое время служила исходным моментом горячих споров о том, относить ли га-зетный (журнальный) очерк к художественным произведениям или же -- к докумен-тально-журналистским. Преобладание в ходе подготовки очерка того или иного метода зависит прежде всего от цели и предмета исследования. Так, если предметом иссле-до-вания выступает какая-то проблемная ситуация, то целесообразным для ее ис-следования будет теоретический метод. Если же предметом журналист-ского интереса стала личность, то более подходящим для выявления ее ха-рактера будет художественный метод, позволяющий, так сказать, более есте-ственным путем проникнуть в психологию личности, без представления о которой трудно судить о достоинствах или недостатках любого человека, в том числе и героя очерка. Несмотря на то что во многих случаях (например, в публикациях ши-роко известного в недалеком прошлом талантливого очеркиста -- извес-тинца Ана-толия Аграновского) аналитическое, исследовательское начало в очерках яв-ляется ведущим, все же представление об очерке в основном свя-зано с су-ще-ствованием в нем применением художественного метода. Современному очерку чаще всего свойственна документальная насы-щен-ность, часто -- в ущерб художественности. Это, очевидно, вызвано тем, что исходный материал, т.е. фактические события, о которых сообщает очер-кист, часто настолько драматичен, сюжеты их настолько непредска-зуемы, раскры-ваемые тайны настолько заманчивы, сенсационны, что сами по себе способны привлекать внимание читателя и восприниматься им на уровне ин-формации, черпаемой из самых интересных художественных про-изведений. В этом слу-чае потребность в интенсивной художественной пере-работке ис-ходной ин-формации нередко становится излишней. Рассмотрим основные черты наиболее распространенного на сегодняш-ний день типа очерковой публикации (см. приложение 1). Рассматривая приведённую в приложении 1 публикацию, можно отме-тить, что, несмотря на высокую насыщенность ее фактическим материалом, она не превращается, скажем, в статью или корреспонденцию, а остается очерком. Почему? Прежде всего потому, что журналист действует по «алго-ритму» творчества, присущему именно очеркисту («писателю в газете», как его называли раньше). В чем это проявляется? Во-первых, он избирает в качестве предмета отображения типичный для сегодняшней действительности случай. Причем выбран случай (при всей его типичности) -- наиболее яркий, показательный, обладающий «набором» гра-ней, характеризующих самое главное в явлении. На это автор указывает спе-циально: «Если бы я писала учебники для будущих судей, я бы непре-менно целую главу посвятила бы именно этому многотомному делу. По-чему? Да по-тому, что, во-первых, это классическое дело конца 90-х годов, и, во-вто-рых, потому, что в этом деле было все для того, чтобы вынести приго-вор, равно как и все для того, чтобы вернуть дело на дополнительное рас-следова-ние. Все, как всегда, зависит от человека. Одного человека -- су-дьи». Во-вторых, драматургия этого произведения строится на классическом для художественных творений конфликте добра, справедливости, закона (с одной стороны) и зла, несправедливости, преступности (с другой стороны). Первую сторону этого конфликта представляет судья Чудова, вторую -- ре-цидивист Боровков и его дружки-бандиты. И хотя конфликт этот в какой-то мере остается «за кадром», поскольку автор акцентирует свое внимание пре-жде всего на описании преступлений банды, но он в очерке присутствует. И автор дает об этом знать, уже начиная с «врезки», предваряющей текст. В-третьих, автор достаточно скрупулезно, подробно «разворачивает» деятельность банды Боровкова. И делается это не случайно. Именно путем детальной проработки наиболее значимых и эмоционально насыщенных эпи-зодов, подробного описания преступлений и действий каждого из банди-тов автор высвечивает характеры преступников, показывает их бесчеловеч-ность и глубину нравственного падения. Подобного рода задачи характерны именно для произведений художественно-публицистического и художест-венного планов. Портретный очерк. Герой портретного очерка - конкретный человек, обладающий теми или другими достоинствами и недостатками. В портрет-ном очерке автор дает не только портрет в узком смысле этого слова, но и описа-ние обстановки, в которой живет и работает герой очерка, рассказы-вает о его работе, интересах, увлечениях, о его взаимоотношениях с окру-жаю-щими. Все это вместе помогает раскрыть внутренний мир героя очерка. На-стоящий портретный очерк возникает в результате художественного ана-лиза личности героя, опирающегося на исследование разных ее сторон (нравст-венной, ин-теллектуальной, творческой и пр.), т.е. в результате выяв-ления ха-рактера ге-роя. Пример -- портретные очерки М. Горького. Найти полноцен-ный порт-ретный очерк на страницах современной российской прессы до-вольно не про-сто. Публикации, подобные изложенной в приложении 2, исключительно ха-рактерны для современной российской периодической печати. Они лежат на границе художественно-публицистических и аналитических (или даже ин-формационных) жанров и напоминают собой скорее корреспонденцию, пред-метом отображения в которой является человек, нежели очерк.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|