Характерные черты информационной поддержки программы "дети-сироты" в ярославских региональных СМИ
87 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт экономики, управления и права Факультет истории, политологии и права Кафедра современных коммуникативных, социальных и политических теорий КУТЫКОВА АННА ВЛАДИМИРОВНА ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРОГРАММЫ «ДЕТИ-СИРОТЫ» В ЯРОСЛАВСКИХ РЕГИОНАЛЬНЫХ СМИ Дипломная работа студентки 5-го курса заочного отделения |
Допущена к защите на ГАК | | | Зав. кафедрой | Научный руководитель | | Д.и.н. профессор | К. псих. н., доцент | | ________________ С.В. Клягин | _________________ Н.Н. Посысоев | | _______ ______________2006 г. | _______ ________________ 2006 г. | | |
Москва 2006 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение…………………………………………………………………………..4 Глава I. Сиротство как основная социальная проблема России…..……..8 I.1 Социально-психологические особенности детей-сирот, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа..…………………………………..…….…...8 I.1.1. Материнская депривация………………………………....………….…...8 I.1.2. Поиск оптимальных форм общения детей со взрослыми.…………….12 I.1.3. Основные проблемы социального сиротства в России………………..15 1.2. Альтернативные формы социализации детей-сирот……………….….20 I.2.1. Семья как важный фактор для полноценного развития ребёнка…….20 I.2.2. Роли ребенка в семье……………………………………………………..25 I.2.3. Опека и попечительство, патронатное воспитание…………………26 I.2.4. Обоснование необходимости устройства детей-сирот в семьи …...35 I.2.5. Реализация программы дети-сироты……………………………….....39 Глава II. Исследование форм презентации и содержания информации о детях-сиротах в СМИ …...…………………………….47 II.1. Анализ региональных СМИ освещающих проблему альтернативных способов социализации детей-сирот….………………………………………..47 II.2. Отношение СМИ к беспризорным детям………………………………....48 II.3. Отражение в СМИ проблем роста детских домов………………………..50 II.4. Мнение прессы об альтернативных формах воспитания детей-сирот в детских учреждениях. ………………………......................................................50 II.5. Исследование социально-психологических установок по отношению к детям-сиротам и альтернативным формам их социализации………………...52 II.6. Анализ прессы Ярославской области……………………………………. 66 Глава III. Специфика PR технологий, направленных на изменение социально-психологических установок, определяющих негативное отношение к альтернативным формам социализации детей-сирот……………...70 III.1 Рекомендации для специалистов в области СМИ, заинтересованных в решении проблемы детской беспризорности……………………………..…...70 III.2 Специфика средств массовой информации………………………………71 III.3. Влияние на установки по средствам СМИ……………………………….72 Заключение……………………………………………………………………....81 Список использованных источников и литературы…………………………...85 Приложения……………………………………………………………………...89 Введение Актуальность. Тема моей дипломной работы наиболее актуальна в наше трудное время, так как сиротство во все времена означало трагедию ребенка. Для предотвращения этой тенденции, в настоящее время разрабатывается, целый ряд социальных программ и проектов, направленных на изменение сложившихся отношений к детям-сиротам и нахождение более эффективной формы их социализации. Сегодня на всех уровнях государственного управления и общественной жизни активно формируется понимание того, что маленький человек нуждается в помощи, которая может и не должна ограничиваться помещением его в детское учреждение. Самое оптимальное решение судьбы осиротевшего ребенка - найти для него новую семью. Поэтому необходимость развития альтернативных форм воспитания детей-сирот в настоящее время не вызывает сомнений. Так как учреждения для детей-сирот даже при наличии большого диапазона возможностей и высокой квалификации педагогических коллективов не могут в достаточной мере обеспечить условия для компенсации комплекса депривационных симптомов, свойственных детям, лишенных родительского попечения. К числу наиболее серьезных симптомов относятся следующие низкая социальная адаптированность, недоразвитие способности к любви и привязанности, что ведет в будущем к феномену «несформированности материнской позиции» и воспроизводству ситуации социального сиротства.Все проекты, при своей значимости в социальной сфере наталкиваются на целый ряд барьеров. Одним, из которых является недостаточная информированность различных групп населения, о целевом назначении этих программ и их содержания, таким образом, возникает задача информационной поддержки гуманитарно-социальных проектов учитывающих особенности современной ситуации. Предметом исследования являются особенности информационной поддержки региональных СМИ. Также возможности региональных СМИ к изменению социально-психологических установок населения Ярославской области по информированию населения о поддержке программы «Дети-сироты». Объект исследования - региональная программа «Дети-сироты».Цель - выявление и анализ PR-возможностей региональных СМИ.Задачи:1 Определение основных характеристик детей- сирот, как особой социальной группы детей, нуждающейся в социальной поддержке;2 Исследование форм презентации и содержания информации о детях-сиротах, в средствах массовой информации;3 Исследование социально-психологических установок по отношению к детям-сиротам и альтернативным формам их социализации;4 Специфика PR-технологий, направленных на изменение социально-психологических .Практическая значимость решения задач направлена на выработку эффективного способа внедрения PR технологий по программе «Дети-сироты».Методы исследования - анализ теоретических и методических источников литературы; анализ печатной продукции; опросы и анкетирование; качественные и количественные обработки полученных данных; контент-анализ. Литературоисточниковедческой базой моего исследования послужили:1Литература по психологии детей-сирот, изучению особенностей сиротства, как социальный феномен (использовались труды Посысоева О.Н., Буянова М.И., Прихожан А. М.);В центре внимания работ, где указываются особенности психологии детей, воспитывающихся в детском доме. Авторы рассказывают, чем эти дети отличаются от своих сверстников, растущих в семье, как видят окружающий мир, оценивают себя, поступают в трудных ситуациях, представляют своё будущее. У большинства из них имеются отклонения в личностном развитии, которые, хотя и не в столь ранних формах, встречаются и неблагополучных семьях. В содержании работ сделан акцент на выделении субъективных факторов, препятствующих внедрению в ярославской области альтернативных форм социализации детей-сирот. Устранению выявленных барьеров и способам формирования позитивно-деятельного отношения к детям, оставшимся без попечения родителей.2 Литература по изучению средств массовой информации, их типологии, роли и статуса в информационном мире (Алешина И.В., Райгородский Д.Я., Королько В. Г., Почепцов Г.Г.).В этих работах рассмотрены история возникновения и сферы применения паблик рилейшенз, структуры и функции PR-службы, вопросы стратегического и проектного планирования PR-деятельности, управление информацией и конструирования новостей. Автор уделяет большое внимание формам подачи новостных материалов, PR - выступает наивысшим достижением современной науки и искусства установление и поддержание конструктивных отношений между организацией или отдельным индивидом и окружающей их общественностью. 3 Документы и правовые законы, определяющие правовое поле регламентирующую программу «Дети-сироты» (Конвенция о правах ребенка, постановление губернатора Ярославской области , Семейный кодекс РФ).В данной литературе полно рассматриваются характеристики детей-сирот, работы по социализации в обществе этих детей, феномен социального сиротства. Проблемы подачи информации на эту тему в СМИ, нет практически не водном издании. Хотя СМИ могут служить хорошим помощником в информационной поддержке программы «Дети-сироты».Структура работы подчинена изучению предмета исследования и последственому разрешению цели и задач. Работа состоит из Введения и трех глав «Сиротство как основная социальная проблема России», «Исследование форм презентации и содержания информации о детях-сиротах в СМИ», «Специфика PR технологий, направленных на изменение социально-психологических установок, определяющих негативное отношение к альтернативным формам социализации детей-сирот», Заключения, Списка использованной литературы и Приложения. Объем работы 84 страницы. Список использованных источников литературы содержит 55 наименование.Глава I. Сиротство, как основная социальная проблема РоссииСоциальное сиротство, как широкое социальное явление - отражение и порождение общих социально-экономических процессов в России. I.1. Социально-психологические особенности детей-сирот воспитывающихся в учреждениях интернатного типаБазовой причиной определяющей весь комплекс социально-психологических особенностей данной группы детей является материнская депривация. Дети-сироты пережившие негативный опыт материнской депривации характеризуется общими признаками, определяющими весь жизненный путь - базового недоверия к миру.I.1.1.Материнская депривация К середине ХХ века стало научно доказанным и общепризнанным, что важнейшим условием развития маленького ребенка является наличие тесных и стойких эмоциональных связей с матерью (или другим взрослым, заменяющим мать). Отсутствие таких связей получило название «материнской депривации». Депривация - термин, широко используемый сегодня в психологии и медицине. В русский язык он пришел из английского- deprivation- и означает «утрата, лишение, ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей » (Энциклопедический словарь медицинских терминов, 1982-1984). Прихожан А. М. Толстых Н.Н. Психология сиротства. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2005 г. С. 20. В зависимости от того, чего именно лишен человек, выделяют разные виды депривации. Наиболее важные виды депривации, которые нужны для понимания развития детей, лишенных нормальной родительской заботы. Сенсорная депривация- это когда человек испытывает сенсорный голод, не получая достаточное количество стимулов - зрительных, слуховых, осязательных и прочих. Для описания подобных жизненных условий используется понятие - обедненная информационная среда. В обедненную информационную среду часто попадает ребенок, оказавшись в детском доме, больнице, интернате или другом учреждении закрытого типа. Такая среда, вызывая сенсорный голод, вредна для человека в любом возрасте. Однако для ребенка она особенно губительна.Обедненная среда отрицательно влияет на развитие не только сенсорных способностей ребенка, но и всей его личности, всех сторон психики. Депривирующее воздействие сенсорного голода сегодня можно считать общепризнанным. Вмести с тем, современные исследования показывают, что полноценная забота о ребенке может в значительной степени компенсировать последствия проживания в обедненной информационной среде. С двигательной депривацией мы сталкиваемся всякий раз, когда возникает резкое ограничение движения, например, в результате травм или болезней. Особенно тяжелы последствия двигательной депривации для детей. Способы преодоления последствий двигательной депривации, равно как и способы ее профилактики, очевидны - необходимо создавать условия, всемерно способствующие развитию двигательной активности ребенка.Важным моментом развития самосознания человека является период, когда ребенок начинает ощущать себя причиной и источником собственных действий. М.Ю.Кистяковская (1965) обнаружила, что самые яркие эмоциональные реакции у младенцев возникают при выполнении наиболее сложных по структуре движений. Это чувство «мышечной радости» характерно и для более старших детей. В этой же работе М.Ю. Кистяковской было показано, что у детей воспитывающихся в домах ребенка, обнаруживается состояние глубокой моторной отсталости, из которого их можно вывести только с помощью интенсивной психолого-педагогической работы. Сами собой с возрастом подобные нарушения не проходят Кистяковская М.Ю. О, стимулах вызывающих положительные эмоции у ребенка первых месяцев жизни// Вопросы психологии, 1965г - №2 С. 24.. .
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|