Типология СМИ
КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Журналистика» по теме: «Типология СМИ» Содержание - Введение
- 1. Системные характеристики СМИ
- 2. Типология печатных СМИ
- 3. Типология электронных СМИ
- 3.1 Телевидение
- 3.2 Радиовещание
- 4. Типология сетевых СМИ
- Заключение
- Список литературы
Введение В развитии мировой журналистики в начале XXI века просматриваются противоречивые тенденции. С одной стороны, во многих странах мира наблюдается углубляющаяся коммерциализация печатной и электронной прессы, растет концентрация медийной собственности, принадлежащей немногочисленным гигантским транснациональным корпорациям. Развивается глобальный информационный рынок. С другой стороны, все более заметным становится рост общественной активности в информационной сфере, проявляющийся в создании альтернативных массмедиа - по преимуществу на сетевой платформе, а также в деятельности гражданских организаций мониторинга СМИ и медиакритики, в отстаивании требований демократизации медийного сектора, сохранения и развития мощных общественных средств массовой информации. Типология помогает понять место изданий или программ в системе средств массовой информации (СМИ), способствует их взаимодействию, развитию здоровой, нормальной конкуренции, высвечивает место СМИ в рамках географического, информационного, экономического, социального пространства. Типология определяет особенности деятельности, взаимоотношений с политическими структурами, экономическими институтами, с потребителями информации, читателями, слушателями, зрителями. Типология обеспечивает наиболее эффективную реализацию информационной политики в нынешних условиях, помогает выработать методы общения с аудиторией. Правильное определение типологии помогает изданию или программе действовать наиболее эффективно, разумно, экономически рационально и с наиболее полным учетом общественных интересов. Существует два определения типологии СМИ: 1. Научный метод изучения печати, телевидения и радиовещания посредством разделения их на группы с помощью обобщенных моделей или типов. 2. Результат типологического описания и сопоставления средств массовой информации. В настоящее время все СМИ можно разделить на три группы: печатные, электронные (телевидение, радио) и появившиеся в последнее десятилетие сетевые. 1. Системные характеристики СМИ Средства массовой информации как сложно организованный объект должны отвечать требованиям системного подхода: · сохранять целостный характер, несмотря на существование разнообразных, отличающихся друг от друга СМИ, формируя единое информационное пространство для всех членов общества, постоянное информационное взаимодействие в общественной системе; · располагать совокупностью компонентов, каждый из которых активно взаимодействует со своей средой и друг с другом на основе присущих СМИ закономерностей; · иметь необходимый набор функций и так их реализовывать, чтобы удовлетворить информационные потребности личности, различных групп населения, общества в целом; · структура как способ связи компонентов должна располагать такой совокупностью различных газет, журналов, программ телевидения и радио, которые могут способствовать выполнению этих функций; · СМИ должны быть организованной системой, действующей в соответствии с развитием условий жизни общества, иметь для этого необходимые организационные отношения между участниками массовой информационной деятельности (отношения координации, дисциплины, ответственности и др.). Для осуществления организационных процессов необходимы соответствующие административно-управленческие структуры в составе редакций, издательств и др. В условиях реформирования общества внимание к типологии как к научному методу в журналистике заметно возросло. Это связано с активным развитием типологической структуры СМИ, с использованием этого метода в маркетинговых исследованиях. Основой типологии является расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа. Тип определяется как разновидность, форма, модель, которая характерна для той или иной группы предметов как единица расчленяемой в типологии реальности В печати такой единицей является периодическое издание (газета, журнал), на телевидении - канал, телепрограмма, на радио - радиостанция, радиопрограмма. А для СМИ в целом - средство массовой информации. Типология журналистики используется для сравнительного изучения существенных признаков СМИ. Такими признаками могут быть: характер аудитории средства массовой информации; его предметно-тематическая направленность и иные черты, связанные с характером информации; целевое назначение; время выхода (утренняя, вечерняя газета, ночная программа телевидения); периодичность (ежедневная газета, еженедельник, месячный журнал) и др. По характеру аудитории выделяются следующие типы изданий, теле- и радиопрограмм (примеры будут приведены для России): · общенациональные, аудитория которых может включать основные группы населения, проживающего на всей территории страны; · межрегиональные, охватывающие население нескольких регионов (СТС, Рен-ТВ и др.); · международные, объединяющие группы населения различных стран (журналы «Домашний очаг», «Cosmopolitan» и др.); · этнических общностей (наций, народностей); · территориальных общностей (краевые, областные, городские, районные и др. СМИ); · для профессиональных, производственных групп (в промышленности, сельском хозяйстве, торговле, управлении, армии и др.); · для социальных групп (организаторского, умственного, индустриального труда, для нарождающихся «новых русских» и др.); · для возрастных групп (детей, подростков, молодежи, людей среднего возраста, пожилых); · для женщин и мужчин; · для родителей («Родители», «Няня», «Наш малыш» и др.); · для малых групп (семья, землячество, клуб и др.); · для различных групп верующих (православные, католики, мусульмане и др.); · для групп населения, выделяемых по другим признакам. Характер информации является важным основанием для формирования различных типологических групп СМИ. Издания, адресуемые определенной аудитории (общероссийские, региональные, женские и др.), могут быть универсальными по тематике, т.е. отражать темы, интересующие данную аудиторную группу. Однако они часто бывают и монотематическими или же могут отражать несколько важных для данной аудитории тем. Например, журнал Для женщин часто универсален по тематике («Крестьянка», «Работница»), но может быть и журналом мод («Offiziel»), и посвящен медицинской тематике («Здоровье женщины») и т.п. На типологическую структуру СМИ активно влияют материальные носители информации, формирующие информационные потоки в печати, на телевидении и радиовещании. Основой для формирования различных типов изданий, теле- и радиопрограмм могут быть и жанровые особенности информации («Роман-газета», «Аншлаг»), и ее автор (авторское телевидение) и др. Целевое назначение изданий, теле- и радиопрограмм дифференцирует СМИ в соответствии с характером осуществляемых ими функций. Их основу составляют, прежде всего, функции различных видов духовного производства. Некоторые функции (информационного, аналитического и художественно-публицистического характера) СМИ часто выполняют сами - функции публицистического, журналистского творчества. В реализации функций искусства, литературы, образования, науки, духовной культуры в целом, связанных с массовым информационным процессом, СМИ принимают участие как организаторы. На типологическую структуру СМИ влияют функции и других видов деятельности: производственной, рекламной, информационной и др. На этой основе формируются издания, теле- и радиопрограммы: · публицистические; · литературные; · художественные; · художественно-публицистические; · литературно-художественные; · культурно-просветительные; · развлекательные; · учебные, образовательные; · методические; · учебно-методические; · научные; · научно-популярные; · научно-практические; · научно-производственные; · рекламные; · информационные. 2. Типология печатных СМИ Печать - наиболее древняя подсистема журналистики, зачаточные формы которой можно отыскать среди пражурналистских явлений. Они характеризуются ограниченным и непостоянным распространением изданий, адресованностью узкой аудитории, отсутствием печатной техники, позволяющей быстро тиражировать продукцию. Упоминания о первых газетах относятся к Древнему Египту. В России первая газета «Ведомости» стала выходить в 1703 году по указу Петра I. Плюсы печати: · возможность быстрого ознакомления со всем массивом материалов, вошедших в номер; · возможность отложенного чтения - до удобного времени; · возможность воспринимать информацию в индивидуальном темпе (перечитывание, хранение). Минус печати: · недостаток оперативности; · отсутствие непосредственной интерактивности; · дороговизна. Классификация печатных СМИ (газет и журналов) возможна по многим параметрам. В традиционной теории прессы типология СМИ существовала в нескольких видах. Большинство, наверное, еще помнит советские газеты, выходившие грандиозными тиражами и в обязательном порядке доставлявшиеся в каждую сознательную советскую семью. Они могли быть центральными, местными или районными - в зависимости от территории распространения; в зависимости от содержания выделялись издания общеполитические, отраслевые и специализированные. Кроме того, издания классифицировались по времени выхода и могли быть ежемесячными, еженедельными, ежедневными, а также утренними и вечерними. На Западе существовала аналогичная классификация, в которой выделялись пять основных характеристик: место издания и масштаб распространения, периодичность, время выхода, широта отражения действительности и социальное предназначение. Именно включение в систему последнего пункта отличало данную классификацию. Из советской типологии критерий социального предназначения был безапелляционно выброшен. В ней отсутствовало и деление изданий на массовые (или популярные) и качественные (или элитарные). Новые реалии заставили отойти от старых канонов. Типология средств массовой информации пополнилась классификацией по типу учредителя и по цели (развлекательные, рекламные и др.). Рассмотрим следующее деление периодики, предложенное С. Корконосенко: · по региону распространения (транснациональная, национальная, региональная, местная пресса); · по учредителю (государственная и негосударственная пресса); · по аудиторной характеристике (возрастной, половой, профессиональный, конфессиональный признаки); · по издательским характеристикам (периодичность, тираж, формат, объем); · по легитимности (с точки зрения наличия разрешения на издательскую деятельность); · по содержательному наполнению (качественная и массовая). По мнению Л. Реснянской наиболее распространенным и актуальным является деление печатных изданий на универсальные и специализированные. Универсальные реализуют модель «для всех обо всем». Это издания, реализующие все базовые функции СМИ и охватывающие все сферы общественной жизни. Самый большой класс в группе общероссийских газетных изданий представлен общественно-политическими или универсально-тематическими газетами. Таким газетам свойственна обращенность ко всем, предназначенность для всех, доступность каждому. Их универсальность проявляется в полифункциональности - реализации всех базовых функций СМИ и информационном охвате всех сфер общественной жизни. Для отечественной журналистики издания с ярко выраженными чертами «газеты для всех» традиционны. Именно универсальность во многом обеспечивает их устойчивость на информационном рынке, особенно в условиях, когда низкий платежеспособный спрос населения диктует ограничения в выборе газетной и журнальной продукции. Не случайно, что получившая широкое распространение «бесплатная пресса» активно использует преимущества универсального издания. Специализированные издания могут иметь модели: · «для всех не обо всем» (тематическая профилизация прессы - «Спорт-Экспресс», «СПИД-инфо», «Финансовая Россия»); · «не для всех не обо всем» (ограничение аудитории и тематики - профессионально-отраслвые, женские, мужские, детские). Помимо этого Л. Реснянская выделяет издания смешанного типа, объединяющие черты универсальных и специализированных: «обо всем для единомышленников» (партийные газеты - «Советская Россия», «Лимонка» и др.)
Страницы: 1, 2, 3, 4
|