реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Становление современной отечественной системы печати и типологических характеристик изданий

реферат
p align="left">Характер информации является важным основанием для формирования различных типологических групп СМИ. Издания, адресуемые определенной аудитории (общероссийские, региональные, женские и др.), могут быть универсальными по тематике, т.е. отражать темы, интересующие данную аудиторную группу. Однако они часто бывают и монотематическими или же могут отражать несколько важных для данной аудитории тем. Например, журнал Для женщин часто универсален по тематике («Крестьянка», «Работница»), но может быть и журналом мод («Offiziel»), и посвящен медицинской тематике («Здоровье женщины») и т.п.

Специализированные по тематике газеты распределены следующим образом:

Типы изданий

Число изданий

Разовый тираж (тыс. экз.)

Экономические

Экологические

По промышленности и строительству

По транспорту

По сельскому хозяйству

По вопросам физкультуры и спорта

По вопросам культуры, литературы, искусства

Медицинские

40

15

18

72

20

42

42

58

2189

129

442

1587

939

1786

759

1705

Тематическая специализация журналов выглядит следующим образом:

Типы изданий

Число изданий

Разовый тираж

(тыс. экз.)

Политические и социально-экономические

Технические

Сельскохозяйственные

Медицинские

По физической культуре

и спорту

645

482

99

205

54

10462

7766

933

1550

1005

Универсальными по тематике изданиями являются многие газеты и журналы. Их развитие обусловлено и низким платежеспособным спросом населения, которое часто не имеет возможности приобретать сразу несколько специализированных изданий, и выбирает одно универсальное. Такое положение препятствует глубокому осознанию аудиторией многих актуальных для нее тем и ведет к неадекватному восприятию реальных условий, в которых действует конкретная аудиторная группа.

На типологическую структуру СМИ активно влияют материальные носители информации, формирующие информационные потоки в печати, на телевидении и радиовещании.

Основой для формирования различных типов изданий, теле- и радиопрограмм могут быть и жанровые особенности информации («Роман-газета», «Аншлаг»), и ее автор (авторское телевидение) и др.

Целевое назначение изданий, теле- и радиопрограмм дифференцирует СМИ в соответствии с характером осуществляемых ими функций. Их основу составляют, прежде всего, функции различных видов духовного производства. Некоторые функции (информационного, аналитического и художественно-публицистического характера) СМИ часто выполняют сами -- функции публицистического, журналистского творчества. В реализации функций искусства, литературы, образования, науки, духовной культуры в целом, связанных с массовым информационным процессом, СМИ принимают участие как организаторы. На типологическую структуру СМИ влияют функции и других видов деятельности: производственной, рекламной, информационной и др. На этой основе формируются издания, теле- и радиопрограммы:

публицистические;

литературные;

художественные;

художественно-публицистические;

литературно-художественные;

культурно-просветительные;

развлекательные;

учебные, образовательные;

методические;

учебно-методические;

научные;

научно-популярные;

научно-практические;

научно-производственные;

рекламные;

информационные.

СМИ дифференцируются по целевому назначению с учетом характера их участия в осуществлении функций политики, экономики, в поддержке тех или иных идеологических, политических, религиозных и иных течений. Владельцами, учредителями СМИ являются многие государственные, коммерческие структуры, политические партии, профсоюзы, церковь, другие организации. Так, на РТР выходит программа «Парламентский час», издаются партийные, профсоюзные и другие газеты, выходят газеты и журналы Русской Православной Церкви и т.п. Самым большим собственником СМИ в России является государство, хотя во многих странах законодательная и исполнительная власть не располагает собственными органами массовой информации. В состав государственных СМИ входят не только общероссийские издания, каналы телевидения и радиоорганизации. Владельцами СМИ являются многие местные властные структуры.

СМИ могут входить в медиагруппы, лояльные к политике правительства или оппозиционные к ней, исповедовать взгляды правых, левых, центристов, придерживаться различных идеологических концепций -- либеральных, коммунистических, национал-патриотических, социал-демократических и др. По всем этим признакам они могут быть распределены на группы: оппозиционная пресса, правая печать, либеральные СМИ и т.п.

Организация СМИ. Средства массовой информации могут быть организованной или дезорганизованной системой. Упорядоченность их структуры, оптимальное функционирование системы зависят от процессов организации и дезорганизации в этом системном объекте. Наряду с редакционными структурами, структурами экономической организации существуют государственные функциональные органы, различные общественные институты, участвующие в этом организационном процессе. Его трансформация связана с общими тенденциями перехода к демократическому обществу, с сокращением сферы отношений субординации, подчинения властным структурам и с расширением отношений координации, сотрудничества между СМИ и различными субъектами организационной, управленческой деятельности.

Организационные функции в системе СМИ осуществляет Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

Основными задачами министерства являются:

разработка и реализация государственной политики в области средств массовой информации;

регистрация средств массовой информации и рекламных агентств;

лицензирование телевизионного вещания и радиовещания;

контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации, правил регистрации и получения лицензий, наложение взысканий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, вынесение предупреждений;

приостановление и аннулирование регистрации и лицензий в установленном порядке;

разработка и реализация мероприятий в области развития, реконструкции, эксплуатации, стандартизации и сертификации технической базы, технических и иных нормативов и стандартов;

подготовка проектов законодательных и иных нормативных актов в области СМИ и др.[26]

Судебные власти выносят решения:

о признании свидетельств о регистрации СМИ недействительными;

о прекращении и приостановлении деятельности СМИ;

о прекращении распространения продукции СМИ;

о возложении ответственности за нарушение законодательства о СМИ;

о возмещении морального вреда.

В системе законодательной власти -- Государственной думе -- действует образованный ею Комитет по информационной политике и связи. Дума обсуждает и принимает законы о СМИ, а Совет Федерации их одобряет и направляет на подпись президенту. В этих законодательных актах регулируются и отношения между властными структурами и средствами массовой информации. Воздействуют на организационные отношения в системе СМИ Указы Президента и постановления правительства.

Государственная информационная политика в переходный период характеризуется позитивными и негативными тенденциями. Развиваются механизмы правового регулирования СМИ. Они создают условия для появления множества изданий, других СМИ, ориентированных на потребности различных аудиторных групп для их свободного функционирования с опорой на законодательный процесс. Ограничиваются попытки произвола со стороны властей. Усиливаются тенденции к законному действию на территории России норм международного права, касающихся деятельности средств массовой информации и защиты информационных прав граждан и др.

Однако правовое поле СМИ пока не охватывает многих аспектов правовых отношений между субъектами информационной деятельности и редакциями. Нужны также антимонопольные законодательства, ограничивающие процессы концентрации и монополизации печати, телевидения и радиовещания, в том числе и по отношению к государственной монополии в области техники СМИ. Не отрегулированы пока механизмы, обеспечивающие широкий доступ журналистов к информации в политической и экономической сферах. С отменой цензуры государственные властные структуры из сферы контроля за содержанием СМИ стремятся переместиться в сферу контроля за тем, как предоставляют журналисту информацию различные государственные органы. Часто под предлогом зашиты информации идет утаивание компрометирующих данных. Достаточно сильное давление оказывается на журналистов при сборе информации (шантаж, заведение уголовных дел, угрозы журналистам и членам их семей и др.).

Важно, чтобы формируемая в последние годы государственная концепция информационной безопасности вела к расширению информационного поля личности, различных общественных групп и организаций, а не к его ограничению, способствовала более активному использованию современных мировых информационных сетей.

Литература

[1] Средства массовой информации России. 1997 год. М., 1998. С. 16.

[2] Там же. С. 67.

[3] См.: Засурский Я. Н. Закономерности и тенденции развития журналистики в переходный период//Журналистика в переходный период: проблемы и перспективы. М., 1998. С. 15.

[4] Там же.

[5] Печать Российской Федерации в 1998 году. Статистический сборник. М., 1999. С. 107, 117.

[6] Печать Российской Федерации в 1998 году. С. 107, 117. О состоянии и тенденциях развития общероссийских газет см.: В поисках своего лица: общероссийская пресса на информационном рынке. М., 1998; Реснянская Л. Л., Фомичева И. Д. Газета для всей России. М., 1999.

[7] Средства массовой информации России. С. 65--67. 103--105.

[8] Печать Российской Федерации в 1998 году. С. 112, 122.

[9] Атлас Российского телевидения. М, 1997.

[10] Печать Российской Федерации в 1998 году. С. 117. 126, 127.

[11] См.: Овсепян Р.П. Региональная пресса и межэтнические конфликты//Журналистика в переходный период: проблемы и перспективы. М., 1998. С. 58.

[12] Печать Российской Федерации в 1998 году. С. 121--122.

[13] Средства массовой информации России. С. 144.

[14] Там же. С. 207.

[15] Там же. С.72, 82, 86.

[16] См.: Гессен М. Исправление кризисом//Итоги. 1998. № 42. С. 17.

[17] Средства массовой информации России. С. 95.

[18] Печать Российской Федерации в 1998 году. С. 112.

[19] Средства массовой информации России. С. 78.

[20] Печать Российской Федерации в 1998 году. С. 111.

[21] Средства массовой информации России. С. 78.

[22] Там же. С. 37.

[23] Там же. С. 62.

[24] Там же. С. 141, 150.

[25] Большой энциклопедический словарь. М., 1997. С. 1203.

[26] Положение о Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций//3аконодательство и практика СМИ. 1999. №61.С. 4-6.

Использован источник: http://www.evartist.narod.ru/text/63.htm

Система Средств Массовой Информации России

Учебное пособие для вузов/Под ред. Я. Н. Засурского. -- М.: Аспект Пресс, 2001

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.