реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Становление и развитие местной прессы г. Новочеркасска

реферат
p align="left">Только спустя четверть века, уже в эпоху перестройки местная пресса попыталась честно и объективно воспроизвести те события. Так в «Новочеркасских Ведомостях» в январе 1993 года было опубликовано интервью известного журналиста Юрия Щекочихина с генерал-лейтенантом М.К. Шапочниковым. В середине мая 1962 года первый заместитель командующего Северо-Кавказским военным округом генерал-лейтенант Матвей Кузьмич Шапошников проводил на Кубани сборы комсостава округа. В двадцатых числах командующий СКВД И. А. Плиев получил шифровку, в которой было сказано: поднять войска по боевой тревоге и сосредоточить их в районе Новочеркасска. Вот что рассказал Шапочников в своем интервью Щекочихин Ю.П. Рабы ГБ. 21-й век. Религия предательства. - М., 2004. С. 101-114..

«Около одиннадцати часов утра распахнулись заводские ворота, и толпа в восемь тысяч человек с красными знаменами направилась в сторону Новочеркасска. Я подошел к рабочим и спросил: «Куда вы идете?» Один из них ответил: «Товарищ генерал, если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе». По рации я доложил генералу Плиеву о том, что рабочие идут в центр города. «Задержать, не допускать!» услышал голос Плиева. «У меня не хватит сил задержать семь-восемь тысяч человек!» ответил я. «Я высылаю в ваше распоряжение танки. Атакуйте!» последовала команда Плиева. Я ответил: «Товарищ командующий, я не вижу перед собой такого противника, которого следовало бы атаковать нашими танками». Плиев раздраженно бросил микрофон. Предчувствуя недоброе, я попытался на своем «газике» перегнать колонну. Навстречу мне попался генерал Пароваткин, которого я посылал раньше за устными указаниями Плиева. «Командующий приказал применить оружие», сказал он мне. «Не может быть!» воскликнул я. Тогда Пароваткин протянул мне блокнот, развернул его, и я увидел: «Применить оружие». Мы с Пароваткиным быстро вскочили в «газик», чтобы успеть обогнать толпу и не допустить кровавой акции. Но, не доехав метров четыреста до площади перед горкомом партии, услышали массированный огонь из автоматов.

«Знаешь что, давай сейчас поедем к Козлову и Микояну и потребуем как очевидцы, чтобы на площади судили всех тех, кто применил оружие». «Опомнитесь, Матвей Кузьмич, ответил Пароваткин, там же нас не поймут»…

В 1970 г. в СССР выходило 7250 газет, разовый тираж которых составил около 140 млн. экз. За 1970-1975 гг. тираж газет вырос на 29% и разовый тираж журналов - на 17,5%.

В 1976-1978 гг. было создано свыше 400 новых газет, 113 журналов. Разовый тираж центральных, республиканских, краевых, областных газет составил около 85 млн. экз.

В 1977 г. газет стало 7985, а их разовый тираж составил 168 млн. экз.

Местную печать того времени отличает то, что, несмотря на субъективизм в организации сельскохозяйственного производства, проводимом сверху, печать, телевидение, радио повседневно вседневно рассказывали о напряженном труде колхозников и работников совхозов, предоставляли слово новаторам, передовикам, освещали соревнование за высокие урожаи, за рост продуктивности животноводства. Но необоснованные директивы и рекомендации центра в организации и ведении сельскохозяйственного производства стали главным препятствием в осуществлении провозглашенных в 1953 г. комплексных мер по выводу сельского хозяйства из продолжительного кризиса.

На страницах центральных, республиканских, краевых и областных газет часто выступали руководящие работники совнархозов. Представляя им печатную трибуну, редакции молчаливо соглашались с местничеством, все более проявлявшимся в деятельности территориальных управлений, не замечали фактов администрирования по отношению к подведомственным предприятиям. Бюрократизация захлестывала экономику, но газеты этого не замечали, их внимание привлекали только позитивные факты. Страницы газет конца 50-х гг. были полны сообщений об успехах экономической реформы, о том, что благодаря совнархозам не только выполнялись, но и перевыполнялись задания по выпуску продукции для нужд республики, края, области.

Вышеуказанные тенденции относятся и к местной печати Новочеркасска.

Провозглашение демократизации и гласности открыло перед средствами массовой информации возможность анализировать события и явления, поднимать серьезные проблемы и предлагать пути их решения. На первый план в СМИ выступали задачи правдивого отражения действительности, информированность, компетентность, профессионализм.

После 70 лет ограничений средства массовой информации заговорили в полный голос. Они стали мощным рычагом начавшихся преобразований, способствовали развитию демократизации масс, их психологической перестройке, активизации сознательных действий по слому административно-командной системы.

В 1987 г. в стране выходило свыше 7,5 тыс. газет, в том числе около тысячи центральных, республиканских, краевых и областных, более 2,5 тыс. журналов. Развернувшаяся перестройка привела к все более возрастающему авторитету СМИ. В 1989 г. газетно-журнальный мир страны насчитывал 8800 газет, разовый тираж которых составлял 230 млн. экз., и 1629 журналов тиражом свыше 220 млн. экз. Через год тиражи газет возросли на 4,6%, а журналов - на 4,3% Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики (1917-1990 гг.). М., Изд-во МГУ, 1999. С. 438.. Демократические перемены происходили и в местной прессе Новочеркасска.

4. РАЗВИТИЕ МЕСТНОЙ ПРЕССЫ НОВОЧЕРКАССКА В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

Единое информационное пространство страны было разрушено вместе с распадом СССР. Количество центральных изданий резко сократилось. К 1995 г. тиражи общероссийских газет составляли всего лишь 7% к уровню 1990 г Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики (1917-1990 гг.). М., Изд-во МГУ, 1999. С. 470.. Стоимость подписки на периодику за это время возросла в среднем в 13 с половиной тысяч раз при росте средней зарплаты в 1300 раз. В то же время, увеличение популярности местных, региональных изданий привело к стремительному росту числа их подписчиков. Эта тенденция характерна и для новочеркасской прессы.

Обилие средств массовой информации стало следствием большого интереса аудитории к региональной прессе: произошел существенный сдвиг потребления с общефедерального уровня на региональный. Публикации местных газет и журналов теперь лучше удовлетворяет информационные потребности населения: «Наметился явный сдвиг интересов аудитории с общефедерального на региональный уровень, где сегодня реально решаются все ее жизненные проблемы. Отсюда и повышение значения местных газет и журналов, которые лучше могут обеспечить население необходимой информацией».

Регионализация СМИ в России - это реальность, с которой необходимо считаться. Однако информационные возможности у регионов неодинаковы. Наиболее насыщенными являются те, что расположены в европейской части страны, особенно вблизи столичных городов. Задача общества - выравнивать эти возможности, создавать условия для полного удовлетворения информационных запросов, интересов любой части населения нашей страны».

Вместе с тем ограниченная численность населения и увеличивающееся количество местных изданий обостряют между ними борьбу за читательскую аудиторию, значительная часть которой не может теперь выписывать или регулярно приобретать по нескольку газет и журналов. Тем не менее на областном и краевом рынках предлагается пока достаточно широкий перечень конкурентоспособных изданий, удовлетворяющих различные запросы читательских групп.

Заметные перемены произошли и в содержании региональной периодики. Она перестала иметь ярко выраженную политическую направленность. Ей стали присущи политический плюрализм, отказ от политических приоритетов в жизни региона. Все меньше обращаясь к политическим вопросам, она уходит в сторону культурологии, истории, этнографии региона, литературы и искусства. На страницах местной печати стали публиковаться научно-популярные, детективные, фантастические произведения. Одним словом, на смену только политическим статьям пришли материалы культурно-развлекательного цикла Щепилова Г. Местная пресса: где взять деньги? // Журналистика и медиарынок. 2005. №6..

В структуре региональной прессы утвердились деловые, коммерческие издания, получающие материальную поддержку от финансовых и других структур, занимающихся бизнесом.

Радикальные изменения, происшедшие в 90-е гг. на селе, заметно отразились не только на содержании региональной печати, но и на ее структуре. Появились десятки изданий, предназначенных для села и пишущих о селе.

Так исторически сложилось, что в структуре региональной журналистики важное место занимает районная печать. Она всегда испытывала определенные затруднения в кадрах, в материально-техническом обеспечении, в полиграфической базе. Положение ее стало еще более тяжелым в условиях перехода к рыночной экономике. И, тем не менее, многие районные газеты продолжают пользоваться спросом у местного населения, ибо именно они наиболее близки жителям района, представляют им полезную информацию и рассказывают о знакомых людях, местной жизни и интересующих событиях.

Преодоление трудностей, с которыми сталкивается районная печать, во многом зависит от редакционных коллективов, делающих газету.

Районные газеты, стремящиеся к завоеванию читательской аудитории, обращаются к формам, вызывающим интерес к той или иной сфере общественной и экономической жизни. При этом важна адресность тематических страниц и подборок. Они касаются вопросов, которые волнуют молодежь, женщин, пенсионеров, экологов. Часто встречаются и «Литературные страницы».

Вышеуказанные тенденции характерны и для новочеркасской прессы.

Среди основных тенденций журналистики Российской Федерации в начале 90-х гг. - резкое сокращение тиражей периодических изданий по сравнению с начальным периодом развития гласности. Особенно это коснулось местных литературно-художественных журналов, которые тяжело перенесли переход к рыночным отношениям Щепилова Г. Местная пресса: где взять деньги? // Журналистика и медиарынок. 2005. №6..

В борьбе за выживание многие региональные журналы, опираясь на доверие читателей, сумели понять и новые их запросы, созвучные современным социальным, экономическим и политическим условиям. Стремление сохранить ориентацию на непреходящие ценности прошлого и в то же время отразить дух нового принесли свои плоды. Редакции многих журналов нашли учредителей, заручились поддержкой спонсоров, нашли рекламодателей. Несмотря на все трудности, восстановление региональных литературно-художественных журналов становилось все более очевидным.

Во всей региональной прессе России к середине 90-х гг. прочно утвердился процесс децентрализации информационного потока, получила развитие сеть региональных информационных агентств, передающих информацию из определенных областей или регионов России.

Практически все провинциальные средства массовой информации общаются со своей аудиторией на равных. Здесь принято отвечать на письма и звонки телезрителей, слушателей, читателей.

Основным источником информации в провинции являются местные СМИ, которые чаще всего по объективным причинам практически не уделяют внимания общероссийским и международным событиям. И здесь, по мнению некоторых специалистов, существует опасность разобщенности не только информационного пространства, но и России в целом.

Региональные средства массовой информации могли бы способствовать обратному процессу, активно приобщая свою аудиторию к событиям общероссийского и международного масштаба: «Когда региональная пресса играет все более значительную роль и начинает укрепляться экономически, а иногда становится рентабельной, разумно было бы добиваться уточнения ее статуса с тем, чтобы она могла в большей степени объективно информировать население обо всем происходящем в мире и в России» Шпагин М. Перо приравняли к метле. // Журналистика и медиарынок. 2005. №6..

С 1 января 2005 года прекратили свое действие Федеральные законы «О государственной поддержке СМИ и книгоиздания» и «Об экономической поддержке районных газет». И хотя финансирование районных газет в той или иной мере пока осталось, однако сокращение его уже сегодня заметно, а в скором времени вообще должно сойти на нет. Это приведет либо к поиску новых источников финансирования, либо к новым формам существования многочисленного отряда районных газет.

При всех сложностях перехода к рыночным отношениям интерес читателей к региональным литературно-художественным журналам продолжал оставаться. Их привлекают сопричастность к местной жизни, возможность сопереживать событиям, о которых повествует издание, стать свидетелем рождения нового таланта и многое другое, что может быть присуще только местному изданию.

В борьбе за выживание многие региональные журналы, опираясь на доверие читателей, сумели понять и новые их запросы, созвучные современным социальным, экономическим и политическим условиям. Стремление сохранить ориентацию на непреходящие ценности прошлого и в то же время отразить дух нового принесли свои плоды. Редакции многих журналов нашли учредителей, заручились поддержкой спонсоров, нашли рекламодателей. Несмотря на все трудности, восстановление региональных литературно-художественных журналов становилось все более очевидным.

Несмотря на некоторые различия в проблемно-тематических направлениях, всем региональным литературно-художественным журналам присущи общие черты. Это - местные издания, проявляющие огромный интерес к провинциальному быту и нравам, к краеведению, этнографии, географии. Журналы являются центрами объединения местных писателей, колыбелью молодых, начинающих литераторов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.