реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Репортаж на страницах газеты

реферат

Репортаж на страницах газеты

2

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет журналистики

Кафедра современной периодической печати

Репортаж на страницах газеты

Курсовая работа

студентки 1 курса в.о.

Якушенковой Екатерины

Проверила:

Павлушкина Наталья Анатольевна

г. Санкт-Петербург

2008

Оглавление

  • Введение 3
  • Глава I. Современный газетный репортаж 4
    • 1.1. Определение жанра 4
    • 1.2. Предмет, цели, тематика жанра 6
    • 1.3. Природообрабующие элементы репортажа 7
    • 1.4. Композиция 9
    • 1.5. Сложности сюжетно-композиционного построения репортажа 10
    • 1.6. Виды репортажа 11
      • § 1. Событийный репортаж 12
      • § 2. Аналитический (проблемный) репортаж 13
      • § 3. Познавательно-тематический репортаж 14
      • § 4. Репортаж-комментарий 15
  • Глава II. Жанра репортажа в современных периодических изданиях 17
    • 2.1. Кратко об Андрее Колесникове 17
    • 2.2. Анализ репортажей Андрея Колесникова 18
      • § 1. «Владимир Путин и Дмитрий Медведев обменялись обещаниями». (№ 3(3820) от 16.01.2008) 18
      • § 2. «Театр одного болельщика» (№ 27(3844) от 19.02.2008) 20
      • § 3. «Владимир Путин выбрал бабушку из ЛДПР» (№ 34/П(3851) от 03.03.2008) 22
      • § 4. «Встреча на межпрезидентском уровне» (№ 43(3860) от 18.03.2008) 23
      • § 5. «Президент выступил гарантом космоса» (№ 62(3879) от 12.04.2008) 24
  • Заключение 26
  • Список литературы 27
  • Введение
  • Факты есть факты; они не исчезнут из-за того, что вам не нравятся.
  • Джавахарлал Неру (1889-1964)
  • Репортаж - один из излюбленных жанров современных журналистов. Так было всегда, ещё со времен возникновения этого жанра в газетной периодике. Да и сегодня репортаж воспринимается многими как синоним оперативности, актуальности и документальной точности. Познавательные и выразительные возможности репортажа позволяют современным журналистам наглядно и предметно отображать даже самые сложные явления действительности. Именно в этом, видимо, кроется неувядаемый секрет притягательности данного жанра, как для профессионалов, так и для читателей и именно поэтому выбранная тема данной курсовой работы столь актуальна на сегодняшний день.
  • Цель: с помощью теоретических выкладок и примеров из СМИ разобраться, в чем особенности жанра репортаж.
  • Задачи:
  • § Дать своё определение репортажа, проанализировав его предметы, цели, тематику и особенности композиции;
  • § Разобраться в видах репортажа и иметь представление об их различиях друг от друга;
  • § На примерах репортажей Андрея Колесникова из газеты «Коммерсантъ» проследить использование всех законов и приёмов жанра на практике.
  • Объект: газета «Коммерсантъ» в период с января по апрель 2008 года.
  • Предмет: наиболее интересные репортажи Андрея Колесникова за данный период.
Глава I. Современный газетный репортаж

1.1. Определение жанра

Понятие репортаж образовалось от латинского слова «reportare» и буквально означало «передавать», «сообщать». Тертычный А.А. Жанры периодической печати 3-е изд., испр. и доп. - СПб: Аспект-Пресс, 2006, стр. 92 В начале XIX века, когда в Европе и в России развивается ежедневная периодическая печать, а жанровая палитра не отличалась многообразием форм, под репортажем подразумевались любые оперативные сообщения из залов суда, городских сборищ, заседаний парламента. М.Н. Ким в своей книге «Репортаж: технология жанра» пишет, что «по своей форме первоначальные репортажи больше походили на современные отчеты, в них преимущественно отражались основные моменты собрания и их итоги» Ким М.Н. Репортаж: технология жанра.- СПб.: Изд-во Михайлова В.А.,2005, стр. 173.

Если говорить о собственно историческом становлении репортажа, то следует отметить, что данная жанровая форма прежде всего «отливалась» в лучших произведениях российских журналистов. Овсепян Р.Г. писал, что «именно в репортажах публицистов и журналистов XIX-XX вв., как В. Гиляровский, М. Кольцов, Л. Рейнснер, данный жанр приобретает свои индивидуальные признаки и черты, которые и дали основание для создания теории современного репортажа» Овсепян Р.Г. История Отечественной журналистики.- М.: Моск. Университет,1996, стр.187.

Так какое же можно дать определение репортажу? Теоретики журналистики отвечают на этот вопрос по-разному.

Например, А.А. Тертычный утверждает, что репортаж всё-таки склоняется к художественно-публицистическому жанру, так как при создании репортажа «используется метод наглядного изображения действительности, но как самоцель, а не средство обобщения или «оживления» текста» Тертычный А.А. Жанры периодической печати 3-е изд., испр. и доп. - СПб: Аспект-Пресс, 2006, стр. 91.

А вот С.М. Гуревич выделяет репортаж как один из информационных жанров, хоть и не отрицает его «родство с некоторыми другими жанрами (особенно художественно-публицистическими)» Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра - М.: Аспект Пресс, 2004, стр. 111.

Автор статьи в сборнике «Основы творческой деятельности журналиста» доктор филологических наук, профессор Л.Е.Кройчик называет репортаж жанром публицистики «оперативно-исследовательскими текстами», где на первый план выступает истолкование информации. В этих жанрах «анализ - не самоцель, а естественно возникающий итог воспроизводимого события или его комментария». Дается следующее определение жанра:

«Репортаж - публицистический жанр, дающий наглядное представление о событии через непосредственное восприятие автора - очевидца или участника события» Основы творческой деятельности журналиста; Корконосенко С.Г. - СПб: Знание, 2000 г., стр. 102

Активная и субъективная роль журналиста состоит и в том, что он «волен отбирать наиболее значимые, с его точки зрения, эпизоды происходящего».

«Репортаж - один из самых эффективных жанров публицистики, поскольку соединяет в себе преимущества оперативной передачи информации с ее анализом, - пишет Кройчик. - Стержнеобразующий жанровый элемент здесь - отражение события в том виде, в каком оно происходило на самом деле. Как и любому публицистическому жанру, репортажу свойственно специфическое воспроизведение времени и пространства. Время в репортаже дискретно (прерывисто), условно, ибо не соответствует по продолжительности реальному времени описываемого события (:), но оно всегда движется в одну сторону - от начала описания события к его завершению. Это жанр фабульный (как и отчет): основу повествования составляет последовательное описание события. В сочетании с наглядностью последовательность описания создает эффект присутствия репортера на месте события».

А вот А. Кобяков даёт своё определение репортажа: «Репортаж - изложение актуального фактического материала, полученного с "места происшествия". Рассказчик - непосредственный участник события или наблюдатель. Здесь допустимы эмоциональность, междометия, субъективные ощущения. Зачастую используется прямая речь, короткие диалоги. Объем газетного репортажа - от 100 строк». Также А. Кобяков считает, что «репортаж сочетает в себе элементы всех информационных жанров (повествование, прямая речь, красочное отступление, характеристика персонажей, историческое отступление и т.д.)».

1.2. Предмет, цели, тематика жанра

Цель репортажа по сравнению с отчетом усложняется. Репортер стремится возможно быстрее показать читателю картину события на всех этапах его развития - от начала до завершения, оперативно воссоздать «историю события» как его очевидец или участник. Это - жанр-разведчик, к нему обращаются журналисты, стремясь сообщить о том, что происходит в нашей стране и за ее рубежами.

Предметом репортажа всегда является ход события, сочетающего визуальную и устную форму выражения его содержания. Поэтому автор репортажа должен организовать сбор материала таким образом, чтобы иметь возможность лично наблюдать событие. Другие способы добавления информации при этом вовсе не исключаются. Полезно почитать что-то близкое к теме. Можно задавать вопросы, реконструировать ход события по свидетельству очевидцев. Но в результате для читателя должен быть создан «эффект присутствия» (читатель как бы сам видит происходящее). Как утверждает С.М. Гуревич, «роль репортера велика: он ведет репортаж, становясь подчас не только свидетелем события, но иногда даже его инициатором и организатором» Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра - М.: Аспект Пресс, 2004, стр. 115.

Тематический круг явлений действительности, для отображения которых используют репортаж, почти не ограничен. В зависимости от сферы жизни человека и общества выделяются различные тематические виды этого жанра: научный репортаж, спортивный, социальный и др. Задача, которую ставит перед собой автор, определяет особенности его произведения. Стремясь оперативно информировать читателей об актуальном событии, он создает событийный репортаж. Но он может и не связывать свой текст с определенным одномоментным событием, а рассказать о каком-либо изобретении, творческом процессе или об интересном человеке. Тогда в газете появляется познавательный репортаж - из мастерской художника, из музея, научной лаборатории, книгохранилища или из кабинета писателя. Такие репортажи не столь оперативны, как событийные, обычно их планируют заранее.

1.3. Природообрабующие элементы репортажа

В середине 1970-х Геннадий Бочаров, известный в те годы репортер «Литературной газеты», утверждал, что журналист может написать хороший репортаж, даже не побывав на месте события, а реконструировав его. М.И.Шостак, автор ряда обстоятельных работ, посвященных труду репортеров, пишет о том, что репортажу «вовсе не всегда нужна последовательная констатация хронологических моментов». И далее: «Участие автора в событии очень желательно» Основы творческой деятельности журналиста; Корконосенко С.Г. - СПб: Знание, 2000 г., стр. 103. Однако репортаж не может быть написан со слов очевидцев. Реконструкция события - прерогатива очерка, зарисовки. Журналист волен отбирать наиболее значимые, с его точки зрения, эпизоды происходящего. Но избирать для повествования композицию, разрушающую реальный ход происходившего, значит разрушить жанр: вместо репортажа читатель увидит корреспонденцию с элементами репортажа, статью, обозрение и т.д. Репортер имеет право привести свидетельства других участников или очевидцев событий, но они будут лишь своеобразной цитатой в тексте, в котором главенствует автор. Автор репортажа - не обязательно действующее лицо события (хотя может и быть им, например, в материалах типа «репортер меняет профессию»), но он всегда - активный наблюдатель и комментатор действия. События в репортаже не инсценируются (как иногда принято думать), а воспроизводятся во всей их полноте. Иными словами, репортаж - жанр, дающий наглядное представление о событии через непосредственное восприятие автора - очевидца или участника события.

Природообразующие элементы репортажа:

§ последовательное воспроизведение события - динамизм повествования, связанный с протяженностью действия во времени и пространстве;

§ наглядность - создание образной картины происходящего путем использования предметного описания деталей, приведения подробностей ситуации, воспроизведения поступков и реплик действующих лиц;

§ предельная документальность - репортаж не терпит ни реконструкции, ни ретроспекции, ни творческого вымысла (который возможен в очерке и фельетоне);

§ образная аналитичность - отвечая на вопрос, каким образом происходило событие, публицист выступает как исследователь (вспомним знаменитые репортажи В. Гиляровского);

§ эмоционально окрашенный стиль повествования, придающий рассказу дополнительную убедительность;

§ активная роль личности самого репортера, позволяющая не только увидеть событие глазами рассказчика, но и побуждающая аудиторию к самостоятельной работе воображения.

1.4. Композиция

Слово композиция происходит от лат. Composition - составление, связывание. В журналистском произведении (в силу особенностей публикационного отображения действительности - прерывисто и мозаично) могут связываться различные события, разделенные во времени и пространстве; смысловые блоки, раскрывающие суть того или иного явления; разнородные факты и наблюдения; мнения и оценки людей и т.д. Однако подразумевается не простое их «скрепление», а такое соединение различных содержательных компонентов, которое способствовало бы созданию целостного произведения.

В журналистской практике выработана устойчивая схема репортажного описания. Ученова пишет о композиции репортажа так: «Вначале дается зарисовочная заставка (как правило, яркий жизненный эпизод), с помощью которой журналист вводит читателя в курс события. Роль такой заставки - привлечение внимания читателя к материалу. Далее следует собственно репортажное описание. Здесь присутствуют различные отступления, диалоги с героями, собственные авторские впечатления. С содержательной точки зрения именно эти элементы способны создать в репортаже так называемый эффект присутствия. Напрямую обращаясь к своим читателям, автору можно апеллировать не только к их разуму, но и к чувствам. В основной части важны и удачно подобранные детали, и подробности, с помощью которых воссоздается отображаемая действительность. Для придания репортажному описанию особой динамичности необходимо, чтобы в каждом эпизоде «проглядывалось» действие, чтобы участники события постоянно находились в тесном взаимодействии, чтобы само авторское отношение к объекту носило активный характер. В концовке автор должен суммировать или обобщить свои впечатления, оценки, мнения» Ученова В.В. Метод и жанр: Диалектика взаимодействия .- М.,1982, стр. 83.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.