p align="left">· Внешняя привлекательность (стройная фигура, приятно звучащий голос, хорошая дикция) · Особые качества личности. Личностные характеристики: 1. Умение слушать. 2. Умение общаться. 3. Эрудиция. 4. Уверенность в себе. · Определенная подача материала. Профессиональные характеристики: 1. Четкое построение задаваемых вопросов. 2. Емкость речи (наличие эмоционально - окрашенной лексики). 3. Подаваемая информация является актуальной и интересной. 4. Благодаря беседе журналист помогает с помощью системы вопросов интервьюируемому как можно полнее, логически последовательно раскрыть заданную тему в процессе репортажа. · Психологическая сторона. 1. Субъективное восприятие ситуации. 2. Анализ ситуации журналистом. Подготовка к репортажу сводится к сбору предварительных сведений о предстоящем событии, к написанию «заготовок», где были бы и яркий, запоминающийся образ, и остроумная фраза. Событие неприкосновенно. На него можно смотреть, в него можно вглядываться, но изменить, адресуя его зрителю, нельзя. Подчиняясь лишь своей логике, в реальном времени и пространстве, оно течет перед объективами и микрофонами телевизионной техники. Но за кадром идет напряженная, четко слаженная работа, мало зависящая от того, идут ли кадры в эфир непосредственно или фиксируются на магнитную пленку. Слово репортера здесь ведет за собой режиссуру. Он является одновременно пытливым экскурсантом (на объекте) и отчасти экскурсоводом (для зрителей), не подменяя, однако, тех, кто работает здесь постоянно и может дать более глубокие и интересные сведения. Рассмотренные репортажи включают следующие параметры: 1) Содержат информацию, имеющую для зрителя прикладной, утилитарный смысл, т. е. зритель, скорректирует свои дальнейшие действия в зависимости от полученных сведений; 2) Содержат информацию, удовлетворяющую любознательность зрительность; 3) Вызывают сопереживание зрителя; 4) Вызывают соучастие в ситуации; 5) Имеют эстетическую ценность. На основе предложенных параметров репортажа можно выделить особенности работы репортера: 1) Репортер на месте события делает какие-то оценки и выводы, которые в дальнейшем каким - либо образом повлияют на действия зрителей. 2) Огромную роль в репортаже играет журналист, который обличает информацию в популярную, увлекательную форму. 3) Репортер в прямом эфире является участником события. От его эмоционального состояния, от его подачи материала зависит то, как зритель погрузится в освещаемую ситуацию. Можно сделать следующие выводы: 1. Ведение репортажа в прямом эфире несет описательную функцию. Задача журналиста здесь не только описывать происходящее, но и предусматривать возможную реакцию слушателя, мгновенно реагировать на ход его мыслей. 2. Благодаря личностным и профессиональным характеристикам журналиста информация получает популярную, увлекательную форму. 3. Особенностью работы в прямом эфире с психологической точки зрения является личностный характер воздействия на аудиторию. 4. Репортер в закадровом тексте рассказывает о подробностях события - причинах и последствиях, проводит аналогии, ищет связь с другими событиями. От закадрового слова репортера зависит построение репортажа в прямом эфире. 5. Репортер - участник действия. 6. Репортер, ведущий прямой эфир должен иметь высокую степень информированности, умение быстро ориентироваться на месте события, добывать информацию и выражать ее четко. 2.2 Особенности работы журналиста в программе «Как жить будем» Во втором параграфе данной курсовой работы будет рассмотрена программа «Как жить будем», выходящая в прямом эфире на ГТРК «Иртыш» и особенности работы ведущего программы Сергея Корабельникова. Каждую последнюю субботу месяца на ГТРК «Иртыш» выходит программа «Как жить будем» - программа в прямом эфире с телефонами обратной связи по самым актуальным социальным проблемам, в которой на вопросы телезрителей отвечают руководители областных и городских ведомств и организаций. «Как жить будем» - это совместный проект ГТРК «Иртыш» и городской администрации. Прямой эфир говорит о тесном сотрудничестве телекомпании со своей аудиторией. Для участия в прямом эфире приглашаются люди, занимающие определённые посты, известные, интересные рядовым гражданам. Постоянными участниками проекта также являются ведущие журналисты региона. Тема эфира устанавливается и сообщается заранее через СМИ. Изучение специальной литературы и наблюдение за программой «Как жить будем» позволило выделить некоторые критерии прямого эфира: · Прямой эфир в программе предполагает: 1. Живое общение героя программы со зрителями. 2. Обсуждение актуальных и злободневных вопросов руководителями областных и городских ведомств со зрителями. 3. Наличие обратной связи. 4. Особенности в работе ведущего прямого эфира. К особенностям работы ведущего прямой эфир можно отнести: 1) На ведущем программы лежит огромная ответственность за происходящее в студии во время прямого эфира, т.к. проходит живое общение. 2) Для ведущего прямого эфира очень важны харизма и внешняя привлекательность. 3) Ведущий прямого эфира должен иметь высокую степень информированности, умение быстро ориентироваться на месте события. Знание проблем - важнейшее условие работы ведущего. 4) На тележурналисте, работающем в прямом эфире, также лежит обязанность не только интервьюировать собеседника, но и смотреть на ситуацию с точки зрения режиссёра. 5) Ведущий следит за временем выступления. На основе наблюдения за эфиром Сергея Корабельникова были выявлены следующие личностные и профессиональные характеристики: · Внешняя привлекательность (хорошая внешность, приятно звучащий голос, хорошая дикция) · Особые качества личности. Личностные характеристики: 1. Умение слушать. 2. Умение общаться. 3. Эрудиция. 4. Уверенность в себе. 5. Определенная подача материала. Профессиональные характеристики: 1. Четкость и емкость речи. 2. Подаваемая информация является актуальной и интересной. 3. Благодаря беседе с руководителем и зрителем, журналист помогает как можно полнее, логически последовательно раскрыть заданную тему в процессе эфира. 4. Психологическая сторона. 3. Является участником происходящего в студии. 4. Умеет снимать всплески психологического дискомфорта, что говорит о его профессиональных качествах. Можно сделать следующие выводы: 1) Ведущий эфира - участник действия, беседы. 2) На ведущем программы лежит огромная ответственность за происходящее в студии во время прямого эфира, т.к. проходит живое общение. 3) Благодаря личностным и профессиональным характеристикам ведущего атмосфера в студии в большинстве случаев сохраняется дружелюбная. 4) Ведущий прямого эфира должен иметь высокую степень информированности, умение быстро ориентироваться на месте события. 5) Ведущий прямого эфира должен смотреть на ситуацию с точки зрения режиссера. 2.3 Особенности работы журналиста в новостной передаче «Город сегодня» и программе «Как жить будем»: сравнение и обобщение Для данного исследования были взяты новостная передача «Город сегодня» и программа «Как жить будем», выбор на которые пал не случайно. Выпуск новостей «Город сегодня» относится к информационным жанрам, а программу «Как жить будем» можно отнести к аналитическим. Из новостной программы были взяты для анализа два прямых репортажа на основе которых выявлялись особенности работы репортера. А в передаче «Как жить будем» анализу подверглось поведение ведущего в прямом эфире, его личностные и профессиональные характеристики, на основе которых можно выделить особенности работы ведущего в прямом эфире. Сравнивая две специализации в журналистике, работающих в прямом эфире - ведущий и репортер, можно выделить общие моменты: 1) Обе профессии предполагают журналистам быть участниками событий, происходящих в реальном времени. 2) Прямой эфир предполагает высококвалифицированную подготовку журналистов. 3) От журналиста зависит эмоциональная составляющая эфира. Сравнивая личностные и профессиональные характеристики Алексея Шанева, Ольги Кочкуровой и Сергея Корабельникова можно составить общую характеристику тележурналиста, работающего в прямом эфире: · Внешняя привлекательность (хорошая внешность, приятно звучащий голос, хорошая дикция) · Особые качества личности. Личностные характеристики: 1. Умение слушать. 2. Умение общаться. 3. Эрудиция. 4. Уверенность в себе. · Определенная подача материала. Профессиональные характеристики: 1. Четкость и емкость речи. 2. Подаваемая информация должна быть актуальной и интересной. · Психологическая сторона. 1. Является участником происходящего события. 2. Оказывает личностный характер воздействия на аудиторию. В параграфе первом второй главы нашего исследования, основанного на анализе репортажей новостной передачи «Город сегодня» были сделаны следующие выводы: 1) Ведение репортажа в прямом эфире несет описательную функцию. Задача журналиста здесь не только описывать происходящее, но и предусматривать возможную реакцию слушателя, мгновенно реагировать на ход его мыслей. 2) Благодаря личностным и профессиональным характеристикам журналиста информация получает популярную, увлекательную форму. 3) Особенностью работы в прямом эфире с психологической точки зрения является личностный характер воздействия на аудиторию. 4) Репортер в закадровом тексте рассказывает о подробностях события - причинах и последствиях, проводит аналогии, ищет связь с другими событиями. От закадрового слова репортера зависит построение репортажа в прямом эфире. 5) Репортер - участник действия. 6) Репортер, ведущий прямой эфир должен иметь высокую степень информированности, умение быстро ориентироваться на месте события, добывать информацию и выражать ее четко. В параграфе втором второй главы нашего исследования, основанного на анализе личности ведущего прямого эфира программы «Как жить будем» были сделаны следующие выводы: 1) Ведущий эфира - участник действия, беседы. 2) На ведущем программы лежит огромная ответственность за происходящее в студии во время прямого эфира, т.к. проходит живое общение. 3) Благодаря личностным и профессиональным характеристикам ведущего атмосфера в студии в большинстве случаев сохраняется дружелюбная. 4) Ведущий прямого эфира должен иметь высокую степень информированности, умение быстро ориентироваться на месте события. 5) Ведущий прямого эфира должен смотреть на ситуацию с точки зрения режиссера. Исходя из всего выше изложенного в обобщении выводов по главкам можно выявить особенности работы в прямом эфире: 1) Тележурналист является непосредственным участником действия и от этого зависит личностный характер воздействия на аудиторию. 2) Работа в прямом эфире предполагает ответственность за происходящее в студии - для ведущего программ, и за подачу информации - для репортера. 3) Личностные и профессиональные характеристики тележурналиста являются основополагающим в работе в прямом эфире (определенная подача информации, психологический дискомфорт в студии). 4) Ведущий прямого эфира должен иметь высокую степень информированности, умение быстро ориентироваться на месте события. 5) Тележурналист, работающий как репортер и как, ведущий прямого эфира должен смотреть на ситуацию с точки зрения режиссера. Заключение Сделав общий обзор прямого эфира, выяснив особенности работы журналиста в прямом эфире в теории и практике современной журналистики, проанализировав различную литературу, проанализировав выпуски региональных программ «Город сегодня» (Антенна-7) и «Как жить будем» (ГТРК «Иртыш») на выявление особенностей работы журналиста в прямом эфире мы сделали следующие выводы: 1) Тележурналист является непосредственным участником действия и от этого зависит личностный характер воздействия на аудиторию. 2) Работа в прямом эфире предполагает ответственность за происходящее в студии - для ведущего программ, и за подачу информации - для репортера. 3) Личностные и профессиональные характеристики тележурналиста являются основополагающим в работе в прямом эфире (определенная подача информации, психологический дискомфорт в студии). 4) Ведущий прямого эфира должен иметь высокую степень информированности, умение быстро ориентироваться на месте события. 5) Тележурналист, работающий как репортер и как, ведущий прямого эфира должен смотреть на ситуацию с точки зрения режиссера. Библиографический список 1. Багиров Э.Г. «Место телевидения в системе средств массовой информации и пропаганды».- М., 1976. 2. Бережная М.А. Телевизионный ведущий в контактной передаче. СПб., 1989. 3. Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. - М., 1984. 4. Зверева Н. Школа регионального тележурналиста. М., 2004. 5. Кузнецов Г.В. Журналист на экране. - М., 1985. 6. Копылова Р.Д. Диалогическая природа телевидения (От театра к телевизионному зрелищу): Автореф. дис... д-ра.филол. наук. - Л., 1988. 7. Мельник Г.С. Психология профессионального общения в журналистике, ч.1. - СПб., 2001. 8. Муратов С. Телевизионное общение в кадре и за кадром. М., 2003. 9. Поберезникова Е. Телевидение взаимодействия. Интерактивное поле общения; М., 2004. 10. Свитич Л.Г. Профессия: журналист. - М., 2003. 11. Телевизионная журналистика, М., 2005, Уханов А. Новая волна. Владимир, 2003. 12. Телевизионная журналистика: Учебник. 3-е издание, переработанное и дополненное /Редколлегия: Г.В. Кузнецов, ВЛ. Цвик. А.Я. Юровский. - М: Изд-во МГУ; Высшая школа, 2002.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|