реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Публицистская деятельность А. Блока в журнале "Золотое руно"

реферат

Публицистская деятельность А. Блока в журнале "Золотое руно"

Публицистская деятельность А. Блока в журнале «Золотое руно».

«Это настоящий - волею божией - поэт и человек бесстрашной искренности».

А. Горький.

На время короткой жизни Александра Александровича Блока (1880 - 1921г.) пали важнейшие исторические события жизни Росси.

Конец XIX и начало XX века - это бурное развитие капитализма и нарастание революционных настроений, интенсивные процессы урбанизации и разорения мелкого крестьянства. Это взлёты и поражения революции 1905 года, трагические события Ходынки и 9 января, свержение самодержавия и победа Великой Октябрьской социалистической революции в России.

Не менее сложным, чем общественно-политическая жизнь, было литературное творчество периода конец XIX и начало XX века. Оно характеризуется, прежде всего, острейшей идейной и эстетической борьбой реализма и разнообразных течений модернизма - так называемого «нового искусства».

Блок воспитывался на классической литературе XIX века. Круг идей, которыми жила эта литература, был ему близок и остался близким навсегда. Однако знакомство с «новым искусством» произвело на молодого поэта сильное впечатление. Он восторгался стихами Валерия Брюсова, сблизился с Андреем Белым, Владимиром Соловьёвым, которые принадлежали к одному из поэтических направлений модернизма - символизму. Блок разделял основные положения философии символизма, принципы его поэтики, и первая его книга была написана целиком в духе символизма.

Однако, дальнейшие отношения с этим поэтическим течением сложилось неоднозначно. Известна резкая полемика поэта со своими недавними единомышленниками, его высказывания об отходе от символизма.

И всё же, вероятно, близка к истине точка зрения тех исследователей творчества Блока, которые считали, что он остался близок эстетике и поэтике символизма почти до конца жизни. «Однако, как всякому крупному художнику, ему было тесно в рамках одного направления. Используя в своём творчестве наиболее сильные стороны поэтики символизма: особую многозначность, обогащение образной системы, усложнение ассоциативных рядов, разнообразие стихотворных форм, ритмического рисунка стиха, - Блок уходит далеко за его пределы по уровню и широте поэтического мышления, по глубине историзма».

Разнообразное в жанровом отношении охватывающее весь спектр человеческих чувств и переживаний, творчество Блока обладает удивительной цельностью и внутренней гармонией. Это единство определено высокой духовностью и нравственностью, которые были столь характерны для писателя.

Блок как-то сказал: «Нравственные ценности наследственны». Что же было им унаследовано? Какая «культурная струя» питала и формировала его? Блок воспитывался в трудовой интеллигентной семье Бекетовых. Дед, Андрей Николаевич Бекетов, был ректором Петербургского университета, далёкий от политики, был человеком весьма прогрессивных взглядов. Цель интеллигенции он видел, прежде всего, в том, чтобы «дать русскому народу свет, больше света». Блок ощущал себя принадлежащим именно к этому социальному слою русского общества.

Став уже известным писателем, много размышляя о судьбе России, он написал: «Чем более пробуждается во мне сознание себя как части… родного целого, как «гражданина своей родины», тем громче говорит во мне кровь». Так связывается в сознании Блока мир его семьи и мир его страны.

В сознании Блока этическое и эстетическое существуют в полном слиянии. Ему принадлежит великолепное по точности определение: «красота долга». Предельно беспощадный к самому себе, блок относился к каждому своему слову с величайшей ответственностью. От традиций русского классического искусства идёт у него высота представлений о предназначении литературной деятельности. Блок утверждал, «что именно в России словесное творчество особенно неразрывно связано с жизнью, именно здесь слово становится хлебом и камнем».

Естественно поэтому, что литература у Блока тесно сливается в его сознании с современностью: «Если не жить современностью, нельзя писать». Труд художника Блок ощущает как служение: «Кто прозорлив хоть немного, должен знать, что в трудный писательский путь нельзя пускаться налегке, а нужно иметь хоть в зачатке «Во имя», которое бы освещало путь и питало творчество».

По свидетельству хорошо знавших Блока людей, он оказывал на окружающих колоссальное нравственное воздействие. «Вы больше человека и больше поэта: вы несёте не свою, человеческую тяжесть», - писала ему юная поэтесса Е.Ю. Кузьмина-Караваева. Марина Цветаева, посвятившая Блоку более двадцати стихотворений, назвали его: «сплошной совестью». В этих двух оценках, может быть, заключено главное в Блоке, как личности.

Блок активно включается в литературную повседневность, публикуется во всех символистских журналах - «Весы», «Золотое руно»; в газетах - «Слово», «Речь»; в альманахах.

«Золотое руно» - ежемесячный художественный, литературно-критический журнал символистов, 1906 - 1909 годов, в Москве.

Издавался журнал на средства редактора Н.П. Рябушинского. Под маркой журнала выходили книги символистов. Журнал устраивал выставки произведений современных русских художников, неизменно привлекавшие к себе внимание публики.

Блок принимает активное участие в работе журнала, сначала публикует в нём свои статьи, а с 1907 года ведёт Критический отдел в «Золотом руне».

Составляя план своих сочинений, Блок обронил широкое и многозначное слово - «проза». Этим словом Блок обозначил свои критические и публицистические статьи, речи, рецензии, очерки.

Проза создавалась Блоком на протяжении всей его литературной жизни, рядом с его стихами. Первые рецензии были напечатаны им в 1903 году.

Сосуществование этих двух сфер - поэзии и прозы - в творчестве одного автора - факт, достойный внимания. Одним из признаков неблагополучия современной ему литературы Блок считал всё растущую в ней специализацию, - «в частности - разлучение поэзии и прозы».

«Мы часто видим, - писал он, - что прозаик, свысока относящийся к поэзии, мало в ней смыслящий… мог бы владеть прозой лучше, чем он владеет, и обратно: поэт, относящийся свысока к «презренной прозе», как-то теряет под собой почву, мертвеет и говорит неполным голосом, даже обладая талантом. Писатель должен помнить о живописце, архитектуре, музыканте; тем более - прозаик о поэте и поэт о прозаике».

Блок не только помнил о своих соседях по литературе - великих и малых прозаиках - и всесторонне считался с их художественным опытом, но и сам был причастен к «прозаической стихии» словесного искусства.

Творчество Блока - как большая река, которая, сохраняя своё единство и направление, образует несколько параллельных русел.

Если в своих стихах Блок возникает перед читателем как поэт и человек, то в своей прозе он, кроме того, критик, публицист, литератор, находящийся в тесном общении с духовной и гражданской жизнью своего времени. Проза заземляет, дополняет и во многом объясняет его поэзию, а поэзия лирически кристаллизует, углубляет и освещает его прозу. Поэтому вполне естественны переклички стихов и прозы Блока.

Помимо общей их связи по духу, тону и направленности, между ними можно провести множество вполне конкретных параллелей.

Можно отметить, например, тематические совпадения статьи “Ирония” (1908) - со стихотворениями «Друзьям» (1908) и «Когда я прозревал впервые» (1909); статей 1908 года о народе, России, интеллигенции, цивилизации - с циклом «На поле Куликовом».

Статьи Блока поражают не только своей артистичностью, естественным изяществом словесной ткани, художественным слухом их автора, но и тем благородно-человеческим чувством целого, в котором так называемые «чисто эстетические оценки» могут соответствовать лишь частным истинам.

В статьях Блока изумляет исключительно редкое в раздробленности жизни эпохи сочетание тончайшей художественной культуры с глубоким сознанием ответственности перед судом своего духа, народом и историей.

В своей прозе Блок подымается временами до горячего и страстного пафоса, выступает как носитель общественной совести, публицист, свидетельствующий о всеобщем неблагополучии, о «тихом сумасшествии», которое овладело жизнью буржуазной России.

«О реалистах».

«О реалистах» - этой статьёй открываются «критические обозрения» Блока в символическом журнале «Золотое руно», 1907, № 5,
с. 63 - 72. В предыдущем номере было помещено специальное сообщение о том, что «на ведение этих обозрений редакция заручилась согласием… А. Блока», который намерен отмечать «своевременно всё ценное» в литературной жизни.

Статья Блока была вызвана той полемикой в печати, которая разыгралась вокруг творчества М. Горького, когда реакционные литераторы стали кричать о «падении таланта» Горького-художника, начало которой положила статья Д.В. Философова «Конец Горького».

В своей статье «О реалистах», Блок пишет: «Начинать очерк о Горьком приходится скорбной страницей. В настоящее время надо говорить не о самом Горьком, а о критиках его.… В конце концов, оба критика сходятся на одном: на силе интуиции Горького, которая больше его сознания. Только г. Горнфельд думает, что эта сила - в настоящем, а г. Философов относит её в прошлое». «Я утверждаю далее, что если и есть реальное понятие «Россия», или, лучше - Русь, - помимо территории, государственной власти, государственной церкви, сословий и пр., то есть если есть это великое, необозримое, просторное, тоскливое и обетованное, что мы привыкли объединять под именем Руси, - то выразителем его приходится считать в громадной степени - Горького».

Появившаяся статья Блока «О реалистах» была встречена враждебно в символистских кругах. А. Белый обвинял Блока в «заискивании» перед реалистами. «Когда Ваше прошение, pardon, статья о реалистах, - писал он Блоку 5 - 6 августа 1907 года, - появилась в «Руне», где Вы писали о том, чего не думали, мне всё стало ясно». Эта статья послужила поводом к тому, что Блок вызвал А. Белого на дуэль. Дуэль не состоялась. 26 июня 1908 года Блок напишет в своей записной книжке:

«Хвала создателю! С лучшими друзьями и «покровителями» (А. Белый во главе) я внутренне разделался навек. Наконец-то! (разумею полупомешанных - А. Белый, и болтунов - Мережковские) ».

«О лирике».

С критикой субъективистского декадентского искусства связана постановка Блоком мучительного для него вопроса - о лирике. Ключом к пониманию общего смысла статьи «О лирике», написанной в 1907 году «Золотое руно» № 6 с. 41 - 53., являются слова самого Блока: «…Я знаю, что в лирике есть опасность тления, и гоню её. Я бью сам себя, таков по преимуществу смысл моих статей…. Бичуя себя за лирические яды, которые и мне грозят разложением, я стараюсь предупредить и других. Я не определяю подробностей пути, мне это не дано. Но я указываю только устремление: …из болот - в жизнь, из лирики - к трагедии. Иначе - ржавчина болот и лирики переест стройные колонны и мрамор жизни и трагедии, зальёт ржавой волной их огни».

«Они - лирики. Они обладают несметным богатством, но не дадут вам, люди, ничего, кроме мгновенных световых брызг, кроме далёких песен, кроме одурманивающего напитка. Они не могут и не должны дать вам ничего, если они блюдут чистоту своей стихии. Но если сумеете услышать, увидеть, заглянуть, если сумеете не поверить и, не поверив, не погибнуть, - возьмите от них то, что можете взять: высокий лад, древний ритм, под который медленно качается колыбель времён и народов. Лирик ничего не даёт людям. Но люди приходят и берут. Лирик «нищ и светел»; из «светлой щедрости « его люди создают богатства несметные. Так бывает, и было всегда». Всё сказанное Блоком было направлено на то, чтобы указать «место лирика» и «начертить образ лирического поэта».

«Поэты интересны тем, чем они отличаются друг от друга, а не тем, в чём они подобны друг другу».

Новая статья Блока вновь вызвала возражение среди поэтов и теоретиков символизма. 27 Сентября 1907 года А. Белых в письме к Блоку писал, что «не согласен абсолютно», и что она «поразила как гром» С. Соловьёва, Эллиса и «искренне удивила» В.Я Брюсова.

Говоря о поэтах современниках, Блок писал:
«…Об остальных поэтах не приходится говорить так пространно, как о Бальмонте, Бунине, Городецком и Соловьёве. Одни из них написали мало, другие хотя и много, но слишком плохо. О тех же, которые написали и мало и плохо, - мы лучше совсем умолчим».

«О драме». «Золотое руно», 1907, №7-9, с. 122-131.

«На Западе никто не стал бы строить философских теорий на лирических основаниях и писатель публицист никогда не стал бы писать лирические драмы. А в России - всё не так. Георгий Чулков построил теорию «мистического анархизма», а Евгений Чириков пишет «драматические фантазии» в стихах. Но ведь и дальше и глубже - всё иначе. «Горе от ума»… Увидел сон и написал гениальнейшую русскую драму. Не имея предшественников, он не имел и последователей себе равных».

Откуда бралась «драматическая техника» - эта великая тайная пружина, которую в Европе напрягали века? Она случайна в России, её просто нет здесь.

Так, случайна драматическая техника Чехова. Чехов пошёл куда-то много дальше и много глубже Метерлинка, а драма его не стала догматом; предшественников не имел, последователи ничего по-чеховски сделать не умеют.

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.