реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Проблема влияния региональной периодической печати на общественно-политическую жизнь

реферат
нструментами этого регулирования являются как общие законы - конституция государства, различные кодексы - гражданский, уголовный и др., так и специальные, имеющие непосредственное отношение к деятельности средств массовой информации, - законы о СМИ, рекламе и др., декреты, временные правила, положения и т.п.

На разных этапах истории России происходило развитие разных форм «цензурного права». Его основой являлось жесткое ограничение возможностей печати в ее отношениях с обществом и государством, стремление к ограничению свободы печатного слова, распространения массовой информации. В первой половине XIX в. этому служили три редакции Устава о цензуре, согласно которым публикация любой информации в газетах и других периодических изданиях допускалась лишь с разрешения царских цензоров. Во второй половине этого века, в пору великих реформ начала 60-х годов, Устав о цензуре был заменен Временными правилами по цензуре, а в начале XX столетия - Временными правилами о повременных изданиях. При некоторых внешних послаблениях суть этих документов оставалась неизменной - воспрепятствование публикации в газетах информации, нежелательной для власти [10].

Лишь 12 июня 1990 г. в период так называемой перестройки был принят Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации», провозгласивший свободу массовой информации и запретивший цензуру периодических изданий. После распада СССР, возникновения Российской Федерации и провозглашения ее Конституции, гарантировавшей свободу массовой информации и запрещавшей цензуру, 27 декабря 1991 г. был принят Закон РФ «О средствах массовой информации», конкретизировавший новые отношения журналистов и СМИ с обществом и государством в России.

Этот закон определяет не только цели и направления деятельности газетной редакции, субъектов - участников этой деятельности, отношения между ними, их права, возможности и обязанности, но и место редакции и ее газеты в системе средств массовой информации, правовые основы ее отношений с государственными органами и другими институтами общества.

После того, как в 1990 г. была изменена 6-я статья Конституции СССР, утверждавшая монополию КПСС на руководство советским обществом, а вскоре принят и Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации», в системе отечественной журналистики начались сущностные изменения. Была отменена цензура, вводился регистрационный, а не разрешительный принцип учреждения органов СМИ, право становиться учредителем изданий и программ получили редакционные коллективы, различные организации, отдельные граждане. Таким образом, были созданы юридические основы свободы СМИ в стране [2, с. 12].

После событий августа 1991 г. начинают активно развиваться процессы, приведшие к окончательному распаду СССР, становлению государственности суверенной России и ее системы журналистики. В сентябре 1991 г. вступил в действие Указ Президента РСФСР «О мерах по защите свободы печати в РСФСР», а в конце декабря был принят Закон РФ «О средствах массовой информации».

Федеральный закон о СМИ и конкретизирующие его специальные законы, связанные с этой сферой общественной деятельности, определяют основные направления и аспекты функционирования редакции и выпускаемой ею газеты.

Это, во-первых, установление правового статуса редакции и ее газеты, условий их учреждения, их отношений с государственными органами и другими институтами общества.

Во-вторых, это определение субъектов редакционной деятельности и их отношений между собой.

В-третьих, определение правового статуса журналиста и его отношений с руководителями редакции как члена редакционного коллектива, как автора публикаций в газете.

В-четвертых, определение отношений редакции и ее журналиста с аудиторией газеты, читателями.

В системе прессы страны появляются новые органы, учредителем которых выступают институты государственной власти - «Российская газета» (Верховный Совет РФ), «Россия» (Президиум Верховного Совета РФ), «Российские вести» (Совет Министров РФ), «Федерация» (Совет национальностей РФ). По решению I съезда народных депутатов РСФСР было создано Министерство печати и массовой информации. Начинается раздел имущества и полиграфической базы издательств, принадлежавших КПСС. Издательская собственность, помещения редакций передаются вначале Советам разных уровней, а затем - после осени 1993 г. - органам исполнительной власти. Начинается борьба за акционирование изданий [2, с. 13].

Формирование новых политических партий и движений вызвало к жизни активное развитие партийной прессы самого широкого спектра - от коммунистической до монархической. В начале 90-х гг. в России было зарегистрировано около 1200 изданий, имевших четкое политическое направление (в 1989 г. их было свыше 500). В числе изданий партий и движений коммунистической направленности были «Народная правда», «Молния», «Борьба». «За Родину, за Сталина», «Левая газета» и мн. другие, а также десятки региональных газет. После раскола, произошедшего в редакции газеты «Правда» в середине 90-х гг., появилось 3 издания с этим названием.

К печатным органам демократических движений относились «Демократическая Россия», «Демократическая газета», «Свободное слово», «Гражданское достоинство», «Путь» и т.д. Либерально-демократическая партия выпускала газеты «Либерал», «Речь», «Правда Жириновского», «Сокол Жириновского» и пр.

В ряду изданий национал-патриотического и монархического направлений были «Русский вестник», «Память», «Русский собор», «Монархист», «Гражданин империи» и пр. Некоторые из партийных изданий после непродолжительного периода активной деятельности закрывались и вместе с породившими их политическими силами становились частью истории. В то же время появление новых партий, блоков, движений приводило к созданию очередных газет и журналов.

К середине 90-х гг. растет число изданий, выражающих интересы не одной политической организации, а нескольких, близких по своим взглядам. Например, в числе соучредителей газеты «Дума» - фракции Компартии РФ, Аграрной партии России, депутатская группа «Новая региональная политика», газета «Око народа» стала рупором всех организаций патриотической ориентации и т.д.

Интенсивное развитие рыночных отношений в стране и в самой сфере СМИ стало катализатором коммерциализации журналистики и, в частности, широкого распространения бульварной прессы. О масштабности этого нового явления красноречиво говорит следующий факт: к середине 1994 г. по суммарному тиражу и влиянию на общество бульварная пресса превзошла «классическую» печать - общественно-политические и профессиональные издания. Популярность этого типа изданий была обусловлена тем, что потенциальному читателю-покупателю, уставшему от политики и экономических проблем, нужна была эмоциональная отдушина, роль которой стала играть бульварная пресса России.

По оценкам специалистов за первый год после выхода Закона «О свободе печати» на территории страны было зарегистрировано около 12 тыс. изданий.

Все большее место в системе печати страны начинают занимать рекламно-справочные издания. Газеты рекламных объявлений, как имеющие общероссийское распространение, так и местные, становятся самыми многотиражными во всех крупных городах страны. Широкое распространение разнообразной справочной, рекламной, развлекательной прессы оказало влияние на всю систему отечественной периодики. Уменьшаются тиражи общественно-политических изданий, их тяжелое экономическое положение усугубляется оттоком рекламы в бесплатные газеты. На каком-то этапе понятия «бульварность» и «популярность» становятся синонимами в общественном сознании. Основная часть общественно-политических газет вынуждена была признать бульварную форму подачи материалов. В образовавшемся в сфере СМИ «диком рынке» условия для существования и развития качественных изданий оказались крайне жесткими, коммерческая бульварная пресса стала доминировать на всех направлениях.

В связи с обострением конкуренции, значительным ростом цен на подписку, падением доверия аудитории к прессе с начала 90-х гг. начинают падать тиражи многих изданий: по сравнению с 1990 г. годовой тираж газет в 1995 г. сократился почти в 5 раз, журналов - в 7,5 раза. Особенно резко в последние годы стали уменьшаться тиражи общероссийских (центральных) изданий - почти в 15 раз. Неуклонное снижение тиражей газет и журналов, имевших огромную популярность среди читателей в советский период (например, к 1992 г. газета «Труд» потеряла почти 6 млн. читателей, «Комсомольская правда» - 5 млн.), продолжалось в течение нескольких лет. К середине 90-х гг. ситуация несколько стабилизировалась и вновь резко обострилась после экономического кризиса в августе 1998 г.

В качестве одного из путей выживания многие столичные редакции стали осуществлять политику регионализации своих изданий.

Усиление роли и значения региональной, локальной информации проявилось в смене читательских приоритетов. Подписка на федеральные газеты во многих регионах снизилась до нескольких тысяч экземпляров, в то время как, например, тираж региональных самарских газет доходил до 120-130 тысяч экземпляров.

Учитывая потребность аудитории в региональной информации, многие газеты, выходившие в советский период на весь Союз, начали выпускать еженедельные дайджесты своих материалов с местными вкладками или вводить сменные местные страницы. Такие формы стали использовать газеты «Комсомольская правда», «Труд», АиФ», «Литературная газета» и др.

Эти процессы еще больше усилили ту жесткую конкурентную борьбу, которая шла в местной прессе, количество газет и журналов в регионах в течение 90-х гг. увеличилось почти в 3 раза. Неравные финансовые возможности столичных и местных изданий в соревновании за влияние на провинциальную аудиторию создали ситуацию, которая вызвала падение тиражей местной общественно-политической прессы.

Борьба за аудиторию, за рекламодателя обострилась между отдельными типами периодики, отдельными изданиями.

Распад командно-административной системы управления средствами массовой информации не снизил, а скорее обострил накал борьбы за влияние на прессу. Однако эта борьба к середине 90-х годов все больше тяготеет к экономическим, а не к административным формам. Государство пытается руководить СМИ, распределяя столь необходимые для них в кризисные времена деньги и материальные ресурсы. В течение нескольких лет в стране существовала система дотаций (частичного финансирования изданий федеральной или местной администрацией). Выделение средств порождает требования к прессе не критиковать власти, создает унизительную зависимость журналистов от бюрократии.

По данным Федерального управления почтовой связи МС РФ в 1994 г. издания, учрежденные правительством России и администрацией Президента РФ («Российская газета», «Российские вести», журналы «Родина» и «Российская Федерация»), получили дотаций за счет средств федерального бюджета на 39 млрд. 929 млн. рублей, 20 основных общероссийских газет - всего 12 млрд. 553 млн. За пять лет существования дотирования СМИ (с февраля 1995 г. печать исключили из системы госдотаций) дотации получили 2073 издания на общую сумму около 84 млрд. рублей [25].

Однако бюджетная «подпитка» не привела к тому, что большинство средств массовой информации стали лояльными и послушными властям. Их самостоятельный, а порой и откровенно оппозиционный настрой ярко проявился, например, в оценке первой чеченской войны, что было для властей в известной степени неприятным сюрпризом.

К середине 90-х гг. стало ясно, что государство так и не сумело превратиться в эффективного собственника в сфере СМИ, хотя оно и оставалось крупнейшим владельцем полиграфических мощностей, средств связи, производственных площадей и т.п.

Информационный рынок все больше притягивает внимание частных финансовых групп. Те, кто первым оценил преимущества контроля над СМИ, активно скупают акции ведущих российских газет, журналов, телеканалов, создают новые, собственные средства массовых коммуникаций.

Закон о СМИ устанавливает правовой статус редакции и её газеты. Следует различать эти два понятия, каждое из которых имеет свое назначение и соответствующие ему особенности. Газета является средством массовой информации - периодическим печатным изданием, представляющим собой форму периодического распространения массовой информации. Редакция же газеты представляет собой организацию, учреждение, предприятие, осуществляющее производство и выпуск средства массовой информации. Заметим, что, в соответствии с законом, редакция может быть представлена гражданином или объединением граждан, осуществляющим ту же функцию производства и выпуска газеты.

Как газета, так и ее редакция должны узаконить свое правосостояние. Этот процесс проходит несколько стадий. Первая из них - учреждение СМИ. Оно осуществляется учредителем СМИ. Это может быть индивидуальный учредитель - частное лицо - или коллективный учредитель в составе нескольких соучредителей. Правом на учреждение СМИ обладает любой гражданин РФ, возраст которого достиг 18 лет. Исключением являются отбывающие наказание в местах лишения свободы по приговору суда и душевнобольные, признанные недееспособными. Этого права лишены иностранцы [10].

Коллективное учредительство СМИ возможно в нескольких вариантах. Правом на учреждение СМИ обладают объединения граждан - общественные, конфессиональные, трудовые, профессиональные, по интересам и др. В том числе журналистские и редакционные коллективы. Часто учредителем является журналистский коллектив редакции. Тогда он становится собственником периодического издания. Реже встречается разновидность этого варианта учредительства. При этом учредителем СМИ становится трудовой коллектив редакции. В этом случае в число учредителей входят не только журналисты, но и технические и коммерческие сотрудники редакции. Это, с одной стороны, позволяет уменьшить текучесть кадров в редакции, но, с другой - возрастает их роль при обсуждении важнейших вопросов ее жизни. Чтобы избежать этого, в некоторых редакциях ограничивают количество соучредителей, включая в них лишь руководителей коллектива и журналистов, принимавших участие в основании СМИ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.