реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Особенности портретного очерка на примере журнала "Биография"

реферат
p align="left">Чтобы портретный очерк занял целую газетную страницу, нужна такая личность, которая была бы очень значительной. Ведь журналист лишь в деталях, штрихами намечает портрет своего героя. Однако и менее, чем в 300-400 строк очеркист вряд ли уложится: относительный лаконизм жанра сочетается здесь с публицистической разработкой актуальной проблемы, анализом психологии героя [3].

Мы разобрались в том, как следует писать портретный очерк, теперь рассмотрим виды портретного очерка и более подробные характеристики по данному поводу.

Журналисты обращают внимание на наиболее важные вехи в судьбе героя (имеются в виду биографические сведения), на его духовные искания, жизненный опыт, наконец, на особенности его профессиональной деятельности. Конкретная человеческая жизнь представляет многоуровневое образование, поэтому перед автором стоит сверхзадача показать героя не просто как носителя определенных социальных ролей или функций, а в тесной взаимосвязи с общественно-политическими, экономическими и социально-психологическими процессами в обществе. Учитываются такие понятия, как среда и обстоятельства, воспитание, характер и т.п., влияние которых на жизнь человека имеет исключительное значение. Но, согласитесь, что показать всю «многоэтажность» человеческой натуры в очерке невозможно в силу его малого объема. Многоплановость в изображении человека обусловила видовое многообразие портретного очерка. Среди них можно выделить: биографический портретный очерк, портретно-проблемный, психологический и политический портрет. У каждой разновидности портретного очерка есть конкретные задачи, свои формы публицистического жизнеописания, специфические возможности в показе героя произведения, способы психологической и социальной характеристики, типизации человеческих натур, наконец, приемы композиционного построения произведения. Рассмотрим, что же лежит в основе той или иной разновидности портретного очерка.

Биографический портретный очерк. Здесь ведущее место занимает биография. Обратившись к ней, журналист может получить разнородные сведения о наиболее значимых для человека этапах жизни, о его жизненном опыте, о смене социальных статусов, о жизненных приоритетах и целях и т.п. Посредством этого субъективного материала и воссоздается в конечном итоге история жизни одного человека. Чтобы она не напоминала развернутую биографическую справку, журналисты стараются отобрать наиболее типичные и характерные для героя произведения факты, раскрывающие внутреннюю динамику духовного роста человека, его нравственные поиски, социальные ориентации и взаимоотношения с окружающим миром. Кроме этого, в очерке показывается взаимосвязь индивидуальной истории жизни человека и истории общества, соотносится социальный опыт индивида с опытом его поколения, выявляются специфические особенности индивидуальной жизни героя.

Используя биографические сведения, очеркист может описать сложные процессы социализации личности в меняющемся мире, объяснить природу психологического и социального поведения человека, рассказать о генеалогии героя, реконструировать через жизнь одного человека некие исторические события и т.п. Здесь, как видим, четко проглядывается связь между биографией как субъективной конструкцией и биографией как социальной действительностью. Когда биографический портретный очерк создается именно в этой взаимосвязи, он, как правило, вызывает наибольший интерес, побуждая читателей к соразмышлению.

Юбилейный портретный очерк. Поводом для написания подобного произведения является празднование юбилея известного деятеля культуры, искусства, литературы, науки и т.д. В данном случае важно показать тот позитивный вклад, который внес человек в жизнь общества. Чтобы очерк не получился «парадным», от публициста требуется особое мастерство. Юбилейная дата должна быть лишь поводом к размышлению о судьбе человека. Главное, на чем должен сконцентрироваться публицист - это духовные искания личности.

Как показывает практика, особой популярностью пользуются у читателей очерки о писателях, деятелях культуры, искусства и науки. И это понятно. О людях творческих профессий читать всегда интересно, потому что их жизнь представляет постоянный творческий поиск. Но в данном случае интерес для читателей представляет не анализ художественных, искусствоведческих или научных произведений, а личность творца, его индивидуальный портрет. Диапазон обрисовки героя может быть самым широким, начиная от характеристики его художественной или научной деятельности и кончая сведениями о творческих замыслах и фактах биографии. В юбилейном портретном очерке речь может идти как об уже сложившемся мировосприятии героя, так и о его новых творческих устремлениях и планах. Очеркисты в подобного рода произведениях, как правило, сосредоточивают внимание на различных аспектах творческой деятельности человека, выявляют наиболее значимые моменты духовного становления личности, оценивают его творческий путь, наконец, рассматривают труды человека в контексте духовной жизни общества.

В эстетические задачи очерка, пусть даже и юбилейного, не входит обыкновенный пересказ о судьбе человека. Здесь планка намного выше. Чтобы рассказать людям что-то новое об известной всем личности, необходимо ознакомиться с архивными материалами, перепиской, свидетельствами современников и т.п. Все это позволит очеркисту по-новому и нестандартно осмыслить судьбу человека, его дела, поступки и свершения, а главное - выявить различные проявления человеческой души [8, с.121].

Теперь рассмотрим художественные элементы портретного очерка, которые помогают наиболее полно создать образ героя.

Пейзаж. Наличие развернутых пейзажных зарисовок в портретных очерках скорее исключение, чем правило. Ведь внимание очеркиста в большей степени направлено на биографические аспекты жизни человека, на раскрытие его характера, на показ его душевных особенностей и т.д. Поэтому пейзажные компоненты если и присутствуют в произведении, то обычно выступают в качестве фона, характеризующего место действия. Введение пейзажных элементов в портретный очерк необходимо только в тех случаях, когда без этих выразительных средств невозможно передать атмосферу происходящего, проникнуть в суть человеческого мировосприятия, выяснить отношение человека к окружающему миру и т.д. В этом случае пейзаж становится смыслообразующим элементом.

В портретных очерках пейзаж применяется:

? в качестве контрастного сравнения между внутренним состоянием героя и окружающей его природой;

? как средство в раскрытии человеческого характера;

? в качестве фона для портрета героя;

? как прием в раскрытии мировоззренческих позиций героя и т.д.

Деталь. Деталь служит также эффективным средством типизации очерковых образов. Чтобы деталь заняла в произведении достойное место, стала «ключевой», способствовала созданию художественного образа, характеристике героев и художественно-эстетическому осмыслению действительности, журналист должен овладеть различными методами обыгрывания детали.

Приемы обыгрывания деталей в очерке могут быть самыми разнообразными. В одних случаях детали используются для образной трактовки тех или иных событий, в других - для создания символического образа, в третьих - для ассоциативных связок, в четвертых - для передачи особенностей внешних и внутренних человеческих проявлений.

Портретные характеристики. Портрет в публицистике зачастую выступает в качестве своеобразного аналога характера героя. Он дает возможность наглядно, зримо увидеть героя и в этом плане он стимулирует читательское воображение. Другая его функция - помочь через выделение каких-то внешних деталей заглянуть в мир души человека, в мир его эмоций и чувств. Портретная характеристика напрямую связывается с психологическими особенностями личности. Действительно, внешность человека, его манера одеваться, привычные позы, жестикуляция, мимика и т.п. могут при внимательном взгляде многое сказать о человеке. Основное требование, которое предъявляется к любой портретной характеристике - это документальная точность отображения. В данном случае очеркист не имеет права что-то выдумать в обрисовке внешности человека, но не стоит отказываться и от показа типического. Именно сочетание строгого документализма и художественного обобщения и рождает полноценный очерковый образ.

В портретных характеристиках журналисты активно используют достижения современной психологии. Например, выяснив, к какому психологическому типу относится тот или иной человек: сангвиник, флегматик, холерик или меланхолик, они могут определить, как те или иные качества проявляются в облике и поведении личности. Вот так, исходя из определенных психологических характеристик, воссоздается портрет человека. В описании облика используются также различные портретные штрихи. Они необходимы, когда журналисту нужно подчеркнуть какое-либо психологическое состояние героя, его привычные жесты и мимические реакции, наконец, манеру одеваться и держаться с людьми.

Художественные средства изображения необходимы не только для обрисовки внешней среды, но и внутреннего состояния человека. В современной публицистике усиливаются психологические начала в показе духовного мира личности [8, с.128].

Очерк - жанр, наиболее ярко демонстрирующий публицистичность в текстах СМИ. Здесь присутствует воспитание нравственности, культуры, не сухие факты. Кроме того у очерка кроме его постоянной информационной функции (о которой мы пока говорить не будем) имелась дополнительная социальная функция - наградная. Публикация очерка о человеке была равноценна помещению его портрета на доску почета, это было награждение славой. И читатели привыкли к тому, что в очерке дается пример для подражания [6].

Ресурсы художественной публицистики: а) образ как эмоционально просветленная мысль активно воздействует на аудиторию, побуждая ее к активному сотрудничеству; б) образ как обобщенная картина действительности значительно расширяет возможности смыслового постижения действительности; в) образ как система знаков, как некий код, создавая определенную модель окружающего мира, интеллектуально обогащает аудиторию представлениями об эстетических возможностях воспроизведения действительности. Художественность публицистики воплощается как в целостном образе человека и образе-тезисе (образе-понятии), так и в «говорящих» деталях - предметном описании натуры, репликах действующих лиц, подробностях воспроизводимых ситуаций.

Фантазийный элемент в очерке (и в фельетоне) не противоречит рабочему признаку публицистического текста - его нацеленности на определенный результат, рассчитанному воздействию на аудиторию [4].

Последний пункт вызывает вопросы - где границы дозволенного, может ли фантазия соединится с достоверностью, объективностью, или лучше не рисковать? Это мы попытаемся рассмотреть на примере журнала «Биография».

Глава II. Особенности портретного очерка в журнале «Биография»

2.1 Характеристика журнала «Биография»

Журнал «Биография», это глянцевый журнал; его размеры 17 на 25, содержит 78 страниц, цена около пятидесяти рублей.

На обложке фотография известного человека, чаще крупным планом, внизу его имя и цитата, которая по мнению автора раскрывает сущность «персонажа», либо говорит о его яркой грани характера. С лева - анонсы, которые представляют собой перечень нескольких имен и «подписи» к ним.

Логотип журнала - «каждая жизнь - история» - оправдывает себя, так как практически (есть несколько исключений, но это постоянные рубрики) все материалы представленные в данном издании представляют собой портретные очерки, биографические.

Перечень рубрик сохраняется из номера в номер с незначительными изменениями, это -

· Шоу-бизнес

· Обложка

· Биография вещей

· Литература

· История одной любви

· Интервью месяца

· Фотобиография

· Загранпаспорт

· Власть

· Легенды XX века

· Искусство

· Семейный фотоальбом

· Бизнес

Выделенные рубрики являются постоянными.

Кроме того все портретные очерки обильно «снабжены» фотографиями.

Рекламы в журнале много, но она не навязчива. Материалы размещаются в двух либо в трех колонках.

2.2 Типические художественные элементы портретного очерка в журнале «Биография»

В теоретической части мы уже рассмотрели какими методами пользуется журналист, создавая портретный очерк, так сказать элементы портретного очерка, сейчас же мы рассмотрим то как эти методы используются в публикациях исследуемого журнала.

Начнем с пейзажа.

№11, 2007 год, публикация Ирины Кравченко о Астрид Линдгрен «Не хочу писать для взрослых!». В самом начале очерка, где говорится о месте рождения писательницы, мы встречаем пейзаж: «Природа в тех краях поражает воображение: поросшие лесом холмы, средневековые развалины, вересковые пустоши, озера с растущими по берегам фиалками».

Естественно, что этот пейзаж раскрывает нам сущность героя, а точнее причинно следственные отношения его формирования: Сказочница должна родиться в сказке.

№10, 2007 год, пкбликация о Артюре Рембо Анны Говор, поэте, слишком рано пережившем свою творческую зрелость. В середине очерка, где описывает ся переломный момент в судьбе писателя: «И вот он, вожделенный Восток! Рембо прибыл в прибрежный город Аден, на самый юг аравийского полуострова. Город, древний, как поэмы Гомера. Но нашел ли негоциант тот восточный Рай, о котором мечтал поэт? “Ни деревца, даже сохлого, ни щепотки земли. Аден представляет собой кратер потухшего вулкана. Мы жармся, как в печи для обжига извести”».

Этот пейзаж говорит о разочаровании поэта. Он долго был в поисках, скитался не только физически, но и душевно. После крушения последней мечты из-под пера мастера не вышло ни одного произведения.

Таким образом, можно сказать, что пейзаж в данном виде портретного очерка используется в качестве раскрытия характера героя, зарисовки обстоятельств которые повлияли на судьбу персонажа.

Теперь перейдем к деталям.

Как мы уже выяснили, детали используются в различных целях: для образной трактовки тех или иных событий, для создания символического образа, для ассоциативных связок, для передачи особенностей внешних и внутренних человеческих проявлений.

Для иллюстрации данного художественного элемента возьмем портретный очерк Елены Алексеевой из №1, 2008 года, исследуемого журнала о Адриано Челентано «Невидимые миру слезы».

Деталь здесь используется в разных видах: предметном описании натуры, репликах действующих лиц, подробностях воспроизводимых ситуаций, образ символ.

Образ-символ слез возникает с самого начала публикации - название очерка «Невидимые миру слезы». Далее говорится о том, что в детстве маленький Челентано никогда не плакал: «Удивительное дело, но мама Джудитта уверяла, что в детстве Адриано никогда не плакал. Скромные претензии к миру по поводу мокрых пеленок и прочих младенческих надобностей Адриано выражал недовольным кряхтением, но без слез. Синяки и шишки, неизбежные на пути становления всякого человека, тоже переживал молча. Впервые он заплакал, когда ему исполнилось десять лет. Из сострадания».

Здесь «слезы» использованы для передачи особенностей внешних и внутренних человеческих проявлений героя, т.е. Адриано мужественны человек, но очень раним, у него очень тонкая сентиментальная натура.

А вот эта же самая деталь выраженная репликой главного действующего лица: «Через пол века уже седой Челентано в интервью журналистке из Rolling Stone скажет “Элвис перевернул всю мою жизнь. Почти месяц я слушал его песни и плакал. Я был тогда молодой и очень чувствительный. Сейчас бы не стал плакать под такую музыку”. И снова пустит слезу».

Ниже эта же деталь выражается как подробность воспроизводимых событий: «Как-то раз, садясь в машину, он обнаружил в ней совершенно голую девушку. Попросил выйти - девушка отказалась. Попробовал вытолкнуть - разрыдалась. Она плакала, размазывая косметику по лицу, говорила, что любит, что не может без него жить… Адриано заплакал вместе с ней. Так они сидели и рыдали в два голоса, пока не появился Алессандро и не отвез младшего братишку в клинику неврозов».

Здесь через данное событие показывается переломный момент в жизни героя, его становление, ломку характера, сложности с восприятием себя как популярного человека, практически идола.

Далее образ слез возникает также в качестве подробности воспроизводимых событий, на этот раз «слезы» связанны с чувством любви внезапно случившейся: «Красавица Клаудиа, летящей походкой пересекая павильон, острым каблучком пронзила электрошнур. Произошло короткое замыкание, один из софитов взорвался, и осколки поцарапали Адриано лоб. Разумеется лоб промокнули надушенным платочком. Клаудиа мило пролепетала какие-то извинения, а Челентано почувствовал как на глаза наворачиваются слезы. Клаудиа была в замешательстве. Тогда она еще не знала, что слезы у Челентано - признак наивысшего душевного волнения».

Далее вновь тот же прием связанный уже с другой жизненной ситуацией: «Приняв кружевной сверток на руки, молодой отец разрыдался так, что даже папарацци смутились и опустили камеры. Челентано оценил их деликатность и бесплатно разослал фотографии дочери во все крупные издания».

Этот сюжет вновь красноречиво говорит о чувствительности данного героя, его эмоциональности, которую он сам не может контролировать. Эти маленькие не выдуманные истории из жизни, заставляют читателя почувствовать, будто он лично знаком с персонажем, делают его соучастником событий.

Этот мотив и образ слез в данном материале дает нам полную и необычную характеристику героя, он делает очерк интереснее. Здесь данная деталь используется во всех способах: и как образная трактовка событий, и как символический образ, и как ассоциативная связка, и как особенность внешних и внутренних человеческих проявлений.

Следующим, рассматриваемым нами, художественным элементом станет художественная характеристика.

Портретных характеристик в исследуемом журнале оказалось не так уж много.

Встречаются в рубриках «Легенды», где не так много фотографий, а в основном портреты, которые не так достоверно способны рассказать о внешности. Но мы уже знаем, что портетная характеристика говорит не только о внешности, но раскрывает также характер героя, поэтому рассмотрим на примерах данных портретных очерках портретные характеристики персонажей.

№10, 2007 года, публикация о Артюре Рембо «Общество мертво поэта» Анны Говор.

Портретная характеристика здесь представлена через речь знакомого человека, она эмоционально окрашена. Расположена в начале текста, в ней описывается герой еще ребенком, поэтому для читателя является предпосылкой образа взрослого человека, более того эта характеристика имеет претензии на пророчество судьбы героя.

«Эти глаза и как он улыбается… не нравиться мне это, - заметил кто-то из учителей. - Он плохо кончит. Однако эта голова не для банальщины. Он гений. Добра и зла».

№3, 2008 года, очерк о леди Гамильтон «Бедная, бедная Эмма» Вадима Эрлихмана. В публикации рассказывается о женщине которая имела несколько видных любовников, имела значимые связи. Естественно, что в портретной характеристике говорится о красоте и миловидности женщины в молодости, что также, как и в предыдущем примере намекает на будущую судьбу героини.

«Все девицы городка завидывали ее каштановым локанам, голубым глазам и безупречно ровным зубам. Если добавить к этому мелодичный голос и ровный веселый нрав, становилось понятно почему соседи с детства называли Эмму «принцессой», хотя она ходила в обносках и не всегда ела до сыта». В действительности позже в жизни, не смотря на успех у мужчин, леди Гамильтон всегда находилась в очень шатком материальном положении.

И еще один интересный момент: на портретах, на страницах журнала, Леди Гамильтон изображена либо рыжей, либо брюнеткой, а в портретной характеристике же сказано, что волосы у нее были каштановые.

№11, 2007 года портретный очерк Вадима Эрлихмана «Роксолана: сила слабости».

Здесь портретная характеристика указывает на характер героини: «Судя по портретам, особой красотой она не блистала, в полном соответствии со словами венецианского дипломата Брагадина, писавшего, что султанша»скорее мила, чем красива».Но было в ней что-то необычайно притягательное. В то время как многие молодые полонянки тосковали по дому, по родным, наша героиня смотрела вперед с неунывающей решимостью и улыбкой».

Таким образом, можно сказать, что все художественные элементы в том или ином виде присутствуют в портретных очерках журнала «Биография».Особенно ярко представлены деталь, пейзаж же не так распространен в силу особенности жанра, а портретная зарисовка, несмотря как раз на типическое свое долженствование в данном жанре, представлена весьма скудно в силу особенностей журнала, в частности то, что журнал глянцевый, в нем очень много графических изображений, которые дают представление о наружности персонажа. Особенности характера передаются с помощью других выразительных элементов, которые характерны именно для данного издания, о которых и пойдет сейчас речь.

2.3 Специфические художественные элементы портретного очерка в журнале «Биография»

В журнале «Биография» материалы подаются в жанре биографического портретного очерка (не считая интервью и фотожанры). Естественно, что журнал претендует на достоверность информации.

Как мы уже выяснили, жанр портретного очерка порой подразумевает некоторое фантазийное начало, авторский вымысел и т.п. Но, когда читаешь журнал биография, создается впечатление, что все написанное является безоговорочными фактами. Как это удается авторам публикаций?

Приемы используемые журналистами для создания наибольшей достоверности при написании данных произведений можно выявить и распределить на несколько групп:

1. Документальные фотографии

2. Цитаты

3. Версификационность

На ряду с данными приемами имеются и другие выразительные средства характерные как раз для исследуемого издания, они касаются композиции, их мы рассмотрим позже, на примере анализа публикаций, а сейчас обратимся к художественным элементам, используемым для достижения достоверности.

Список использованной литературы

1. Ворошилов, В.В. Журналистика: учеб. пособие / В.В. Ворошилов. - М.: Михайлова В.А., 2004. - 524 с.

2. Грабельников, А.А. Работа журналиста в прессе: учеб. пособие / А.А. Грабельников. - М.: РИП-холдинг, 2002. - 213 с.

3. Исследовано в России [Электронный ресурс]: Справочник - Статья Д.В. Туманова «Очерк» - Режим доступа: http://jurn.by.ru/jan_15.html

4. Исследовано в России [Электронный ресурс]: Статья Л.Е. Кройчика «Система журналистских жанров» [Электронный ресурс]: научный журнал - Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text5/64.htm#з_02

5. Исследовано в России [Электронный ресурс]: журнал - Статья «Очерк» - Режим доступа: http://www.iatp.md/youthpress/chapter4.htm

6. Исследовано в России [Электронный ресурс]: Литературный журнал - статья Л.В. Шибаевой «Придется опровергать» - Режим доступа:

7. Исследовано в России [Электронный ресурс]: Электронный журнал - Статья «Современные газетные жанры» - Режим доступа: http://articles.excelion.ru/science/literatura/soch/4434.html

8. Ким, М.Н. Технология создания журналистского произведения / М.Н. Ким. - М.: Михайлова В.А., 2001. - 216 с.

9. Медиа-творчество[Электронный ресурс]: Туманов Д. Учебное пособие. Жанровые особенности журналистских материалов. - Электронная книга. - Режим доступа: http://www.ca-oasis.info/analitic/?p=4&id=6

10. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: Ок.60000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов. - М.: Оникс, 2006. - 476 с.

11. Тертычный, А.А. Жанры периодической печати: учеб. пособие / А.А. Тертычный. - М.:Аспект Пресс, 2000. - 239 с.

12. Исследовано в России [Электронный ресурс]: Электронный журнал - Статья К.М. Кондракова «Портретный очерк» - Режим доступа: http://schools.techno.ru/ostrov/learn/jur/index.htm

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.