реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Нравственные принципы СМИ

реферат
p align="left">репутация. Один из разделов, относящихся к затронутой области, - репутация. Покушение на нее равнозначно вторжению в частную жизнь личности. При определенных обстоятельствах репутация может пострадать от одного неосторожного (не говоря уже об умышленном) замечания или прозвучавшей с экрана реплики. Само появление в кадре способно стать губительным для невольных «героев» - жертв насилия или подростков, подозреваемых в преступлении. Показывая лица и обнародуя имена, телевидение делает их двойными жертвами, способствуя известности, в которой они меньше всего нуждаются.

право на ответ. Человек, обвиненный с экрана в некомпетентности, противозаконных действиях или взглядах, не совпадающих с его собственной точкой зрения, может воспользоваться правом на ответ.

закон о диффомации. Во многих западных странах «потерпевшие» обращаются к защите закона о диффамации, т.е. о недопустимости публикации сведений, наносящих ущерб репутации человека. Диффамационные материалы причиняют вред личности, если позволяют подозревать ее в причастности к незаконным действиям, неблаговидным поступкам или наличии определенных болезней, возбуждающих неприязнь у окружающих и заставляющих избегать контактов и встреч с этим человеком. В отличие от действующего у нас закона о клевете журналисты могут быть подвергнуты наказанию, даже если эти сведения справедливы, но ущерб, нанесенный экраном, во много раз превышает виновность затронутого лица. (Клевета как заведомо ложные сведения - частный случай диффамации.)

2. Становление журналистской этики в постсоветский период

Становление профессиональной этики журналиста происходит под непосредственным влиянием роста воздействия средств массовой информации на жизнь общества. Общественная озабоченность растущей мощью СМИ обычно стимулирует в профессиональной среде нормативное творчество, а вместе с ним - и более глубокий исследовательский, собственно научный поиск. Интерес к журналистской этике также имеет собственную историю. Первая волна такого интереса прокатилась в начале ХХ столетия, в период расцвета мощных газетных монополий в Европе и Америке.

Нравственные принципы электронных СМИ жестко контролировались государством в советское время и поэтому развал СССР спровоцировал неконтролируемые изменения этих принципов. В период с августа 1991 года по осень 1993 года в России наблюдалась беспрецедентная свобода слова в электронных СМИ, редко встречающаяся в мире. В целом независимые и частные СМИ оказали положительное влияние на новое поколение избирателей, но их поведение часто носило характер, граничащий в отдельных случаях с безнравственностью и игнорированием всех стандартов социальной ответственности и хорошего тона. В конце 1991 года был принят закон о СМИ, который, как казалось тогда, обещал свободу слова не меньше, чем в любой демократической стране мира.

В этой ситуации появилось несколько сотен теле- и радиостанций, конкурирующих в борьбе за рекламу и аудиторию на насыщенных местных рынках. Начались эксперименты с неведомыми доселе журналистскими жанрами, стилями и способами распространения изданий. Даже опытные журналисты стали искать новые подходы к сбору и освещению новостей. Редакторы, издатели и учредители СМИ направляли всю свою энергию на финансовое выживание, создание рекламных служб и подготовку соответствующих специалистов, подбор профессиональных кадров для работы в условиях рынка, характеризуемого яростной конкуренцией, инфляцией, резким повышением цен. Помимо необходимости приспосабливаться к экономическим изменениям, СМИ переживали тот же психологический стресс, который переживала и их аудитория: замена старых стандартов и ценностей па новые, которые только предстояло сформулировать и принять. Совершенно очевидно, что в период таких радикальных перемен редко вспоминали о журналистской этике. В борьбе за выживание все средства к достижению успеха и стабильности были хороши. Не существовало установленных моделей для подражания. При советской системе все ценности и образ поведения контролировались государством и партийными органами, и СМИ только в редких случаях могли самостоятельно принимать решения.

Однако к началу 1994 года кризис в профессиональной журналистской этике и поведении достиг такого уровня, что не мог далее игнорироваться. В результате доверие к СМИ упало, что подтверждали многочисленные опросы общественного мнения

В начале 1994 года российские журналисты постепенно пришли к пониманию взаимосвязи между свободой слова, финансовой независимостью и ответственностью перед обществом. Этика, которая рассматривалась ранее как буржуазная ценность или академическая абстракция, стала рассматриваться как важный фактор.

Принятие в 1994 году ряда федеральных законов, регулирующих деятельность СМИ, обвинения в безответственности, рост числа судебных дел о клевете и вмешательстве в частную жизнь, привели к пониманию необходимости создания механизмов саморегулирования. Другим фактором, который повлиял на поиски этических правил профессионального поведения, явились многочисленные случаи физического устранения журналистов, избиения и угрозы их жизни.

Рассмотрим причины кризиса в области этики и падения нравственности в электронных СМИ.

Обсуждая причины предвзятости СМИ различных стран, исследователи журналистики перечисляют четыре фактора, определяющие развитие СМИ: объективные, политико-правовые, социально-психологические и экономические. Естественно, что эти факторы влияют на этику в СМИ, развитие которой, как указывалось выше, тесно связано с их свободой и ответственностью перед обществом. Проведем краткий обзор для понимания современного положения в области этических проблем.

Объективные факторы

Хорошо известно, что Россия занимает огромную территорию, простирающуюся на 11 временных зон. Но в советское время, когда приоритеты отдавались пропаганде, существовала хорошо отлаженная система коммуникаций. Уже в начале 30-х годов сетевое радио было на каждой московской кухне. В последующие десятилетия телепрограммы из Москвы передавались с помощью мощных ретрансляторов на все области и края Союза, а сеть региональных телестанций транслировала как собственные, так и общесоюзные программы. Ежедневные издания центральных газет передавались электронным способом в 34 региона. СССР был на втором месте в мире по количеству получаемых газет на душу населения. Среднестатистическая семья была подписана на 4 газеты.

Кроме того, информационные агентства «Новости» и ТАСС бесплатно обслуживали все региональные и местные СМИ. В результате воздействия такой сконцентрированной на одностороннем приеме системы связи были достигнуты, по меньшей мере, два запланированных результата: население получало единый, хотя и ограниченный минимум информации, и все внимание было сосредоточено на Москве. Несмотря на то, что государство более не владеет монополией на СМИ, а независимые телестанции все больше завоевывают популярность в процессе конкурентной борьбы, сегодня телевидение остается основным информационным средством, объединяющим страну.

Социально-психологические факторы

Принципы журналистской этики распределялись в соответствии со следующими приоритетами:

- партийность;

- высокая идейность;

- правдивость;

- народность;

- массовость;

- критика и самокритика.

Факты говорят не столько о том, что в советское время существовали принципы журналистской работы, которым все следовали или должны были следовать, сколько о том, что в российской (советской) журналистике были прецеденты этических норм, которые могут влиять на принятие или неприятие новых этических норм.

Политические и правовые факторы

В любой дискуссии относительно этики национальных СМИ правовые аспекты являются шкалой, с которой сверяются этические нормы. Одной из причин создания официальных этических кодексов является избежание необходимости подвергать прессу наказанию со стороны закона. Говоря другими словами, этические кодексы должны заполнить пробелы в структуре существующего законодательства. В отношениях законодательства и этики в России существует много проблем, так как законодательство, с одной стороны, громоздко и слишком детализировано, и редко соблюдается, с другой. Тем не менее, Закон о СМИ, Закон о рекламе, значительная часть законодательства о выборах, законодательство о коммерческой деятельности и о налогах были приняты или обсуждались парламентом. Кроме того, деятельность СМИ регулируется президентскими указами и инструкциями министерств и ведомств.

Одним из барьеров на пути к установлению практически выполнимых этических норм стоит само законодательство, которое в настоящее время настолько громоздко, детализировано и противоречиво, что практически не выполняется.

Экономические факторы

Экономический хаос, сопровождающий демократические реформы в России, отражается на всех сферах повседневной жизни. Очевидно, что новые российские СМИ попали в водоворот потрясений, охвативших всю страну. В то время, как частные СМИ переживают период напряженной борьбы за выживание, государственные средства массовой информации также имеют много проблем, связанных с неразвитостью рынка, недостатком квалифицированных менеджеров, отсутствием опыта в области рекламной деятельности, использованием устаревшего оборудования, отсутствием квалифицированных журналистов, способных работать в рыночных условиях.

Нельзя не уделить внимание социальным последствия рекламы. Понимая необходимость получения прибыли от рекламы, как важного фактора в становлении независимых в финансовом отношении СМИ, необходимо создание этических критериев в этой области.

Несмотря на сопротивление со стороны рекламных агентств, первый закон о рекламе вступил в силу в 1995 году. Этим законом депутаты попытались ограничить потоки раздражающей россиян рекламы. Закон запрещает рекламу табака и алкоголя на ТВ, рекламные перерывы во время показа кинофильмов, образовательных и детских программ. Вплоть до нашего времени постоянно изменяются установленные рамки.

Все негативные изменения в работе СМИ, падение нравственности натолкнули журналистское сообщество на мысль о создании Кодекса журналистской этики. Идея данного проекта родилась в июне 1993 года в Нижнем Новгороде во время проведения семинара для журналистов по освещению экономических реформ, основой дискуссий послужил проект Кодекса журналистской этики, который был принят Союзом журналистов в июне 1994 года.

При подготовке Кодекса авторы изучали зарубежный опыт, консультировались с западными журналистами, учеными, социологами. Конечный продукт, хотя он и не чужд международным нормам, является подлинно национальным документом, созданным под влиянием обстановки текущего кризиса, по рассчитанным на долговременное пользование и способным разрешать противоречия многогранной и всеобъемлющей профессии журналиста.

Основным вопросом в ходе двухлетней подготовки был вопрос о том, как может быть разрешен этический кризис в российской журналистике? В результате общенациональной дискуссии были найдены ответы на множество вопросов, которые в свою очередь порождали иные вопросы, которые суммированы ниже. Следующие проблемы служат основой для составления прогноза о будущем профессиональной журналистской этики в России:

в чем польза этической журналистики для профессионального сообщества и общества в целом?

в какой форме должны быть представлены профессиональные стандарты?

кто будет и каким образом следить за выполнением норм?

каков прогноз на будущее в области журналистской этики и соблюдения нравственных принципов СМИ в России?

Одним из вопросов, по которому почти все журналисты приходят к согласию, заключается в том, что в настоящее время российская журналистика функционирует без какого-либо этического компаса и моральных ориентиров. Существует единое мнение о необходимости установления моральных норм поведения.

Наиболее убедительный аргумент в пользу принятия этических стандартов был высказан одним американским журналистом: если журналисты не смогут контролировать свою деятельность сами, то, в конце концов, правительство найдет легальный повод осуществлять контроль над поведением прессы.

Бывший руководитель Российского телевидения Олег Попцов считает, что профессиональная этика приобретает особую важность в переходный период, так как журналистам необходимы ориентиры в море неопределенности.

Все признают, что Кодекс профессиональной этики российского журналиста сделал существенный и даже исторический вклад в развитие журналистской этики в России. Участники отмечали, что его принятие свидетельствует о полном взаимопонимании по этому вопросу среди журналистов страны.

Основная ценность кодекса состоит в том, что он может служить основой для создания тысячи подобных кодексов или других документов, регламентирующих этические нормы в отдельных редакциях.

Несмотря на свою амбициозность, Кодекс профессиональной этики российского журналиста не является первым в России. Много центральных и провинциальных организаций СМИ были пионерами в разработке своих этических кодексов. Проблема выполнения положений кодексов этики горячо обсуждаются во всем мире.

Слишком многие сегодня считают, что развивающаяся под эгидой бизнеса современная культура имеет массу изъянов, и это самым прямым образом отражается на деятельности электронных средств массовой информации. При министерстве культуры РФ создан Общественный совет по поддержке социально значимых проектов и общественной нравственности в СМИ. По мнению большинства респондентов радиостанции «Эхо Москвы» российские СМИ не станут придерживаться более строгих нравственных принципов с помощью новой структуры Минкультуры. Экспресс-опрос, проведенный в рамках программы "Рикошет" по интерактивным телефонам, показал, что 84 процента опрошенных придерживаются данного мнения, в то время как 16 процентов считают, что новая структура Минкультуры может повлиять на нравственную позицию СМИ.

Одной из жертв коммерциализации СМИ стали дети, которым в прошлом посвящалось много материалов, как в печати, так на радио и телевидении. Очень важно соблюдение нравственных и этических принципов по отношению к подрастающему поколению. Разработан проект федерального закона «О защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию». Настоящий проект федерального закона подготовлен в целях обеспечения правовой охраны и защиты детей от информации в СМИ, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию. Законопроект опирается на общепризнанные принципы и нормы международного права, провозглашающие допустимость ограничения законом свободы получать и распространять информацию и идеи, если это необходимо в интересах национальной безопасности или общественного порядка, в целях предотвращения преступлений, для охраны здоровья и нравственности

В области нравственных принципов лежит укрепление национального единства. Российские электронные СМИ видят свою главную и наиболее благородную миссию в становлении единой сплоченной нации. Такая роль заключается не только в развитии информированного общества и ответственного электората, но и в содействии становлению гражданских институтов, стабилизации экономики, развитии гражданского общества и укрепления национальных и моральных ценностей.

Очень важно соблюдение моральных принципов в период избирательной кампании, телевидение становится главной публичной ареной противостояния политических интересов. Интересов не только кандидатов, каждый из которых стремится расположить в свою пользу большинство аудитории, но и интересов зрителей, рассчитывающих на полноту информации, чтобы принять решение в качестве избирателей.

Заключение

Нами был рассмотрен общепринятый для российской теле- радиожурналистики свод нравственных принципов, ответственность которую несет журналист перед обществом, аудиторией и самим собой.

Свобода журналистики - это свобода ставить вопросы, обсуждать наиболее острые социальные противоречия, критиковать действия правительства и других государственных или частных учреждений, когда эти действия угрожают общественным интересам, подвергать сомнению бездействия властей или злоупотребление властью и т.д. Но получив такую свободу журналист обязан соблюдать этические нормы и нравственные принципы: учитывать интересы меньшинств, соблюдать культуру теле- радиовещания, проверять достоверность предлагаемой аудитории информации, стараться как можно более полно отражать факты и сохранять непредвзятую позицию.

Попыткой регулировать деятельность электронных СМИ можно считать принятый в середине 90-х Кодекс профессиональной этики, который ориентирует журналистов и работников СМИ на соблюдении нравственных принципов, изложенных в данной работе в главе 1. Однако по данным большинства опросов ведущих изданий и радиостанций большая часть населения не довольна состоянием нравственности в электронных СМИ.

Все, что нами было рассмотрено в большей степени относится к телевидению но и радио занимает огромное место в типологии СМИ. Радио в большей степени, чем телевидение, адресовано аудитории, относящейся к конкретной возрастной категории и имеющей определенные интересы, дети используют радио намного меньше, чем телевизор. Возможно поэтому, в аспекте рассмотрения нравственных принципов электронных СМИ радио подвергается значительно меньшей критике, чем телевидение.

Весьма своевременным и актуальным представляется обратиться к позитивным сторонам западного опыта. Если говорить конкретно об американском опыте, полезно для наших журналистов освоить выработанные там «правила честной игры», предотвращения конфликтов, достижения консенсуса даже в оценке самых сложных и подчас противоречивых явлениий действительности, касается ли это отношения СМИ и власти, проблемы этнических конфликтов или освещения терактов. Нам полезно внимательно пересмотреть наши деонтологические документы - «Этический кодекс российского журналиста», «Хартию телерадиовещателей» с целью установления их соответствия российским реалиям, возможности выполнения журналистами прописанных в этих документах этических норм. Единственный путь сохранения свободы слова, как показывает западный, в том числе американский опыт, следование законам, безусловное выполнение принятых журналистским сообществом в целом, отдельной редакцией или каналом этических требований, непреложных для истинных профессионалов.

Список литературы

1. Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста: Учебное пособие. - М.: Мысль, 1999.

2. Аграновский В. Ради единого слова. М., 1978.

3. Аграновский А. Из записных книжек. 1951-1984 // Дружба народов. 1987. № 3.

5. Груша А.В. Формы и методы организации взаимодействия субъектов политики. - М.: Пульс, 2001.

6. Грушин Б. А. Мнение о мире и мир мнений. М., 1989.

7. Дзялошинский И.М. Методы деятельности СМИ в условиях становления гражданского общества - М.: Пульс, 2001.

8. Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста: Учебное пособие. - М., 1999.

9. Лазутина Г.В. Технология и методика журналистского творчества: Методические указания. М., 1988.

10. Муратов С. Телевизионное общение в кадре и за кадром. // - М.: Диалог, 2003.

11. Муратов С.А. Нравственные принципы тележурналистики. (Опыт этического кодекса). - М., 1994.

12. Реснянская Л.Л. Двухсторонняя коммуникация: методика организации общественного диалога. - М.: Пульс, 2001.

13. Росенко М.Н. и др. Основы этических знаний. - СПб.: Лань, 1998.

14. Сильвестр Р. Вторая древнейшая профессия. М., 1957.

15. Строгович М.С. Проблемы судебной этики. М., 1974.

16. Ученова В. В. Творческие горизонты журналистики. М., 1976.

17. Швейцер А. Культура и этика. М., 1973.

18. Эдмонт Б. Ламбет. Приверженность журналистскому долгу. Национальный Институт прессы, - Москва, 1998.

19. Якобсон П.М. Психология чувств. М., 1958.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.