|
Меню
|
|
|
|
|
|
|
"Мыльные оперы": причины популярности
|
|
|
се это воздействует на зрителей, поддерживая напряжение, заставляя гадать, каким образом оно разрешится, поставив их перед счастливым концом. Аудиторию подталкивают искать временную развязку, которая наступит только после "проволочек, замешательств и отвлекающих ходов"Coronation Street / Ed. R. Dyer et al. London: BFI, 1981.. Но развязка никогда не наступает, поскольку нужно подогревать интерес аудитории. Этого можно достичь, заставив зрителей пристально следить за развитием повествования от одной серии к другой, размышлять о прошлом и будущем в фильме. Провисание - средство, используемое для создания напряжения между сериями, прерывание повествования в ключевой момент, расставание с аудиторией, чтобы она могла поразмышлять над оставшимися без ответа вопросами, у которых может быть несколько решений. В это время неизвестно, как будет развиваться нарратив, а это побуждает зрителей строить догадки. Это средство используется для того, чтобы вовлечь аудиторию в повествование; оно действует двумя основными способами в зависимости от того, что становится известным аудитории. Либо зрители пребывают в неведении и пытаются разрешить загадку своими силами, либо им дается определенная информация, и таким образом они вынуждены соучаствовать в судьбе определенного персонажа, быть свидетелями его личной борьбы или травмы. Это средство не используется в конце каждой серии. Иногда более легкий, смешной эпизод, или провокационный образ подходят лучше, чтобы уравновесить драматическую сцену.Действие сериала происходит главным образом в настоящий момент, не отсылая слишком часто к прошлым событиям, чтобы не отпугнуть случайного зрителя, который менее осведомлен о происходящем. Однако здесь важен гибкий подход, и авторы идут на многое, чтобы гарантировать постоянным зрителям, что все ссылки на прошлые серии точны.В основе успешной мыльной оперы - работа над образами и сюжетом фильма. Они должны сцепляться друг с другом, быть одновременно знакомыми и привычными, и постоянно преподносить сюрпризы. Одни и те же ходы и типажи повторяются снова и снова, но всякий раз в новом виде, давая иной результат, другой ответ, чтобы не наскучить. В мыльной оперы задействовано множество героев, поэтому возможны вариации. В ней представлено сообщество, состоящее из людей различных возрастов, которые состоят в самых разных отношениях и занимают самые разные социальные позиции. Это позволяет авторам выстраивать целый ряд сюжетных линий. В центре внимания находится несколько знакомых зрителю персонажей, затем, спустя несколько серий, появятся новые лица. Персонажи должны быть понятны даже случайному зрителю, поэтому по одежде и голосу мы можем получить представление о том, кем он/она является и какую роль сыграет; образ определяется точно и быстро.Персонажи обычно делятся на три группы, на основании которых развивается повествованиеCoronation Street / Ed. R. Dyer et al. London: BFI, 1981.. "Индивидуализированный герой" обладает присущими только ему особенностями, которые нередко используются для создания комического эффекта. Постоянным персонажам могут быть присущи качества, подчеркивающие богатство их характера. "Сериальный тип" - персонаж мыльной оперы, который наделен устойчивым комплексом черт, причем другие герои "отсчитываются" от него, определяются им. Носителей "статусного положения" характеризует главным образом их пол, возраст, наличие семьи, класс и работа. Это положение часто обыгрывается для развертывания той или иной сюжетной линии.Эти группы не являются ни чем-то раз и навсегда заданным, или обязательным. Но использование таких стереотипных ходов позволяет создать костяк повествования, и дает авторам большую свободу обращения с другими героями. Именно это подключение широкого спектра персонажей позволяет добиться частичной идентификации зрителей. Они могут соотносить себя с какой-нибудь характерной чертой персонажа, но одновременно считать его отталкивающим. Зритель может колебаться между двумя героями, идентифицируя себя с особенностями обоих.Определенные правила построения историй, условности, которым подчиняются персонажи и течение времени в фильме, вместе формируют непрекращающийся сериал. Мыльные оперы занимают постоянное место в программе телепередач, повторяясь, день за днем в одно и то же время. Способ организации времени в мыльной опере может сделать ее чересчур скучной, и чтобы этого избежать, вся среда сериала представлена так, чтобы она воспринималась зрителем как дружественная и успокаивающая.Время сериала протекает параллельно реальному времени: кажется, что этот вымышленный мир существует даже тогда, когда аудитория не наблюдает за ним.Знаменательные даты и праздники упоминаются в мыльных операх, поскольку они на самом деле есть в реальном мире (например, Рождество). Как если бы в один и тот же промежуток времени аудитория ощущала, а герои продолжали вести существование, незафиксированное в сценарии, несмотря на проблему, которая остается неразрешенной с конца предыдущей серии.Последняя немаловажная составляющая мыльной оперы, о которой можно коротко сказать, как о роли сплетни. Сплетня важна и внутри, и вне сериала. Внутри сериала она используется для того, чтобы создать ощущение обыденности происходящего. Она также поясняет поступки и раскрывает мнения, точки зрения героев и их нравственные позиции. Сплетня может рассказать зрителю о пропущенных им событиях, дать новую информацию и сообщить подробности. Это важный и неотъемлемый элемент действия и развития историй, поскольку зачастую они связаны с проблемой знания или незнания. Информацию можно разглашать, скрывать, случайно раскрывать или передавать намеками. Сплетни заставляют героев строить догадки, что в свою очередь подталкивает аудиторию к размышлению о том, что произойдет дальше. Зрителей поощряют обсуждать мыльные оперы за пределами самого кино, рассказывать о том, что произошло в последних сериях, делиться информацией и мнениями по этому поводу. Фильм способен также поднять актуальные проблемы, которые аудитория будет обсуждать в более широком контексте, отталкиваясь от сюжетной линии мыльной оперы как от отправной точки."Когда, в начале 90-х, появившиеся на нашем телеэкране зарубежные "мыльные оперы" завоевали всенародную популярность, отечественные кинематографисты предприняли попытку снимать собственные телевизионные истории. Первые отечественные малобюджетные сериалы, такие как "Мелочи жизни", "Горячев и другие", хотя и вызвали у телеаудитории интерес, но не могли конкурировать ни с разно жанровыми импортными сериалами, к которым уже успел привыкнуть наш зритель, ни с добротными советскими телевизионными многосерийными фильмами: "Тени исчезают в полдень", "Семнадцать мгновений весны", "Д'Артаньян и три мушкетера", "Место встречи изменить нельзя", "Цыган", "Гардемарины, вперед!" и другими"Циркун Н. Незамыленный взгляд на «мыло» // Искусство кино. 1999. №5..Тем не менее, успех "гардемаринов" и "мушкетеров" (продолжения появились в начале 90-х) вдохновил Сергея Жигунова на создание двух больших историко-приключенческих костюмированных телесериалов: по заказу нынешнего телеканала "Россия" силами своей студии "Шанс" он снял "Королеву Марго" (1996-1997) и "Графиню де Монсоро" (1997), которые получили высокие рейтинги. Выпуск новых серий костюмного малобюджетного телесериала "Петербургские тайны" также оказался доходным рейтинговым продуктом и убедил отечественных теле-и кинопроизводителей в перспективности телесериального бизнеса в России. Правда, первые отечественные ситкомы ("Дела семейные, дела смешные" на НТВ и "Клубничка" на "России") наша публика не приняла. Зато малобюджетный сериал "Первого" на современную тему "Зал ожидания" (1998), несмотря на разгромные рецензии кино - и телекритиков, набрал более высокие рейтинги, чем латиноамеринское "мыло".Итак, подведем промежуточный итог и разграничим два понятия. Понятия сериала и "мыльной оперы". Сериал - это отдельные фильмы с законченной фабулой, объединенные одним или несколькими главными героями. "Мыльная опера" - телепродукция с условной формой непрерывного и нескончаемого действия, предназначенная ля дневного или ранневечернего показа. Хронотоп представляет собой повторяющееся, предсказуемое и привычное действие, уже хорошо известное зрителю, буквально с первых серий. Развитие действия приводит нас к "известному" финалу (использование культурных кодов и коллективного обыденного опыта). Кроме того, происходит утверждение "прямого", бытового представления реальности.Глава 2. Ритуалы социализации, телесериал как способ получения жизненного опытаОсновная причина, по которой большинство зрителей смотрят сериалы - это эскапизм (эмоциональный уход от реальности) и желание развлечься. У Херцога в исследовании зрителей мыльных опер приведены три основные причины привязанности к сериалам: "эмоциональная разрядка, удовлетворение фантазии, жажда информации и совета"Браун М. Е. Мыльные оперы и женская болтовня. - SagePublications, 1994.. Несмотря на то, что это исследование было выполнено в 1944 году, оно и по сей день остается значимым. Маккуэйл адаптировал его к новым условиям, определив в 1987 году четыре вида причин, по которым люди пользуются СМИТам же.. К ним относятся: потребность в информации, получении знаний о мире; обретение чувства идентичности через осознание собственных ценностей; упрочение чувства социальной принадлежности посредством получения знаний о жизни других людей; эмоциональный уход от реальности, развлечение, релаксация, забывание проблем и забот.Однако при изучении мыльных опер становится очевидным, что, если большинство перечисленных факторов и в самом деле важно для сериалов, то категория идентичности не вполне для них адекватна. Это утверждение подкрепляется исследованием Лемиша, проведенным в 1985 году, где удовольствие от сериалов выводилось из категорий информации, развлечения и социальных функций, тогда как идея собственной идентичности в нем явно отсутствовала. То же самое относится и к работе Рубина о студентах, смотрящих сериалы. Зрители "не идентифицируют себя с персонажами так, как происходит в случае с иными нарративами и критическими формами". М.Э. Браун предлагает этому следующее объяснение: "использование множества персонажей, кажется, заставляет отказаться от единственной или фиксированной идентификации субъекта" Там же..Однако нельзя говорить, что идентификация не происходит ни в каких формах. Действительно, стоит обратить внимание на то, что широкий диапазон героев сериала предлагает для этого различные возможные варианты и "именно эта множественная идентификация с целым рядом персонажей - важнейший элемент, позволяющий сериалам столь сильно притягивать наше внимание"Герайти Ч. Женщина и «мыльная опера» -СambridgePolityPress, 1991. Соотнесение себя с героями мыльных опер, возможно, уже потому, что такие фильмы часто кажутся зрителю реалистичными и трехмерными. Но, все же, поскольку это не является определяющим фактором при просмотре сериалов. Мне хотелось получить представление о том, как смотрят сериалы, как к ним привыкают, какое удовлетворение получают от их просмотра, какое благотворное - или иное - влияние они оказывают, а также, какую роль играет в интерпретации повествования идентичность.Из исследования, на которое мы опираемся в этой работе, были исключены юноши. Его автор основывается на трех следующих факторах. "Во-первых, общаясь с юношами и девушками, обычно сталкиваемся с тем, что девушки более склонны говорить об этой проблеме; они более открыты во время беседы, менее застенчивы и меньше беспокоятся по поводу того, как их замечания отразятся на их репутации. Во-вторых, статистически доказано, что среди подростков, смотрящих сериалы, девушек больше, чем юношей. Согласно официальным данным по Великобритании, юноши скорее предпочитают смотреть боевики и приключенческие фильмы или спорт, тогда как девушки - мыльные оперы. Кроме того, в исследовании ПатрисииПалмер 1986 года показано, что девушки смотрят телевизор чаще, чем юноши, и они смотрят его "с большим увлечением и восхищением".Третья причина связана с тем, что исторически мыльные оперы принадлежат миру женщины, и мне интересно узнать, одни ли и те же причины заставляют смотреть сериалы и девушек, и женщин, их изначальную целевую аудиторию, или же первые получают удовольствие от чего-то другого".Исходя из вышеизложенных факторов, мы можем считать сериалы жанром для женщин. И наконец, речь пойдет о том, в какой степени активность зрителя может повлиять на удовольствие, получаемое от жанра.Мыльная опера воздействует на аудиторию, выстраивая с ней особые отношения, представляя медленную последовательность драматических событий, в которой развитие повествования, - равно как и достижение удовлетворения зрителей, - происходит за счет постановки и решения повседневных проблем при помощи "сплетен, признаний, домыслов и разглашения тайн"Гудвин А., Воннель Г. Понимание ТВ. - Лондон. Routledge, 1990.. По традиции привычку сплетничать называют женской; точно также, полагают, что неотъемлемой частью жизни женщины является разрешение проблем и обсуждение отношений. В сериалах эти черты привлекают женскую аудиторию.Ее же образ, в свою очередь, совсем не привлекателен. Женщина-зрительница мыльных опер, которую обычно интересуют детали повседневности, рассматривается как "наименее престижный телезритель" Там же., а ее жизнь считается "настолько пустой, что нуждается в иллюзорном наполнении"Браун М. Е. Мыльные оперы и женская болтовня. - SagePublications, 1994.. И все же эти программы, несмотря на то, что их постоянно высмеивают и обвиняют в дурном вкусе, по-прежнему доставляют удовольствие женщинами, даже если просмотр их - это "действие, не наделенное ценностью в обществе" Там же..Мыльные оперы дают тему для разговоров; их содержанием можно делиться с подругами, обсуждать и анализировать его, поддерживая тем самым активность социума. Можно сказать, что они "увеличивают, а не уменьшают ценность того, что составляет ткань жизни женщины"Там же.. Мыльные оперы не просто серьезно относятся к их заботам, они предлагают аудитории широкий диапазон женских персонажей на любой вкус, часто - с сильным решительным характером, с разным социальным статусом. Все это делает жанр "более доступным для женской культуры, нежели передачи, идущие в лучшее эфирное время"Гудвин А., Воннель Г. Понимание ТВ. - Лондон. Routledge, 1990.. Тот факт, что эта конвенция поддерживается женской аудиторией старшего возраста, не вызывает сомнений.
Страницы: 1, 2, 3
|
|
|
|
НОВОСТИ
|
|
|
|
|
|