Методические рекомендации к курсу "Основы журналистики"
6 ГУ «Убаганская средняя школа имени И.Алтынсарина» ОО акимата Алтынсаринского района Учебно-методическое пособие к курсу «Основы журналистики» Пояснительная записка к курсу «Основы журналистики» Казахстан с получением независимости вошел в мировое информационное общество, характеризующееся всё возрастающей скоростью прохождения различных информационных потоков, среди которых важным звеном коммуникации являются печатные СМИ. В этой связи первоочередные цели данного курса заключаются в том, чтобы помочь учащимся овладеть азами профессии журналиста, иметь навыки поисково-исследовательской деятельности, совершать речевое мастерство, развивать творческую и социальную активность, получить опыт коллективной о социальной работы, формировать позитивное восприятие жизни, что способствует формированию и развитию образованной и творческой личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к самоактуализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества. Задачи: · дать учащимся представление о журналистике, её истории, этапах развития; · познакомить с газетными жанрами, информационными и неинформационными разновидностями информационных жанров (хроника, заметка, анонс, блиц-портрет, корреспонденция, отчет, интервью, репортаж), их особенностями, формами и методами подачи на страницах современных изданий; · познакомить с газетно-публицистическим стилем речи, его характерными чертами и нормами; · развивать и совершенствовать культуру речи; · делать анализ газетных публикаций, осуществляя сравнительные характеристики текстов разных жанров; · обучать созданию собственных авторских материалов-сочинений в газетных жанрах; · развивать творческие и коммуникативные способности. Программа курса «Основы журналистики» (34 часа) I. Вводное занятие (1 час) Значение курса, его цели и задачи. II. Информационные жанры (32 часа) 1. Блиц-портрет как разновидность информационного газетного жанра (3 часа) Специфика блиц-портрета. Функции и назначение блиц-портрета. 2. Информационная корреспонденция (6 часов) Информационная корреспонденция как один из самых распространенных жанров в газетной журналистике. Специфические особенности, структура, назначение корреспонденции. Отличие информационной корреспонденции от заметки и репортажа. 3. Информационный отчет (4 часа) Определение и специфика жанра. Виды отчетов. Особенности информационного отчета. Цитаты и авторское «я» в отчете. Язык и стиль отчета. 4. Интервью (9 часов) Интервью как информационный жанр. Функции и назначение интервью. Композиция интервью. Классификация интервью. Подготовка к интервью. Технология получения интервью. Вопросы для интервью. 5. Репортаж (10 часов) Специфика жанра и его назначение. Особенности газетного репортажа. Виды репортажей. Структура репортажа. Язык и стиль репортажа. III. Повторение, систематизация и обобщение изученного (1 час) IV. Развитие речи. Овладение приемами стилистической организации газетного текста. Нормативно-стилевое редактирование газетных текстов с учетом их жанрово-языковой дифференциации. Тематическое планирование (34 часа) |
№ | Тема занятия | Форма проведения | часы | сроки | | 1 | Введение. Значение курса, его цели и задачи. | Лекция | 1 | | | 2 | Блиц-портрет как разновидность информационного жанра. | Беседа | 1 | | | 3-4 | Редактирование сочинений и их анализ. (приложение 1) | Практикум | 2 | | | 5-6 | Информационная корреспонденция - разновидность информационного газетного жанра. | Работа в библиотеке | 2 | | | 7-8 | Редактирование сочинений и их анализ. (приложение 1) | Практикум | 2 | | | 9-10 | Подготовка материалов для школьной стенгазеты. Выпуск стенгазеты. (приложение 3) | Работа с газетным материалом | 2 | | | 11-12 | Информационный отчет. Язык и стиль отчета. | Беседа Лекция | 2 | | | 13-14 | Интервью. Виды интервью. Язык и стиль интервью. | Лабораторная работа | 2 | | | 15-16 | Подготовка к интервью. Технология получения интервью. | Беседа | 2 | | | 17-18 | Подготовка к интервью. Технология получения интервью. | Лабораторная работа | 2 | | | 19-20 | Деловая игра «Создание статьи». Упражнения и задания (приложение 4) | Деловая игра Практическое занятие | 2 | | | 21 | Редактирование сочинений и их анализ. (приложение 1) | Практикум | 1 | | | 22-23 | Подготовка материалов для школьной стенгазеты. Выпуск стенгазеты. (приложение 3) | Групповой практикум | 2 | | | 24-25 | Репортаж. Разновидность репортажа. (приложение 2) | Лекция Беседа | 2 | | | 26-27 | Язык и стиль репортажа. | Лекция Беседа | 2 | | | 28-29 | Деловая игра «Создание очерка». Упражнения и задания (приложение 4) | Деловая игра Практическое занятие | 2 | | | 30-31 | Редактирование сочинений и их анализ. (приложение 1) | Практикум | 2 | | | 32-33 | Подготовка материалов для школьной стенгазеты. Выпуск стенгазеты. (приложение 3) | Групповой практикум | 2 | | | 34 | Обобщение и систематизация знаний. Итоговый урок. | Круглый стол | 1 | | | |
Тема: Введение. Значение курса, его цели и задачи Предмет курса Предмет курса -- деятельность журналистики в целом, журналистских коллективов и отдельного журналиста с точки зрения присутствия в этой деятельности особой профессиональной этики. Профессиональная этика выступает в данном случае как совокупность категорий, ценностей, норм и правил, которые присутствуют в профессиональном сознании, составляя его важную часть -- профессиональную мораль, и регулируют тем самым профессиональную деятельность. При этом профессиональная этика регулирует журналистскую деятельность особым образом, выступая как сознательно выработанный и осуществляемый журналистами саморегулятор в сфере журналистики. Особо следует отметить, что профессиональная этика помогает реализовать, в частности, функцию социальной ответственности журналистики как института и журналиста как гражданина, поскольку в профессиональной этике осуществляется взаимодействие гражданского и профессионального в деятельности и поведении журналиста. Изучение такого явления, как профессиональная этика, овладение ее содержанием позволят начинающему журналисту наполнить нравственным содержанием технологические моменты своей работы, постоянно держать в своем профессиональном сознании социальные ориентиры информационной деятельности, а следовательно, работать более эффективно в социальном и профессиональном плане. Данный курс имеет сегодня особое значение для молодых журналистов. Современная журналистика лишь постепенно и весьма медленно преодолевает «детские болезни» того перелома, того кризиса, с которым она столкнулась в 90-е годы XX века. Среди этих проблем -- и сумятица в определении и осуществлении профессиональных задач, а следовательно, и нравственных критериев работы. Нравственная болезнь российской журналистики имеет весьма глубокий характер и связана с определенными «дефективными» условиями осуществления ею своих задач, со значительными изменениями в содержании журналистики, условиях ее функционирования в обществе. Молодому журналисту важно понимать, что знание профессионально-этических критериев работы -- важное, но не единственное средство эффективной работы. Необходимо внутренне принять эти нормы, применять их несмотря на, подчас, сопротивление собственной профессиональной среды, находить этически правильный выход из сложных профессиональных ситуаций. Отчетность по курсу -- зачет, включающий как собеседование, так и анализ студентами предложенных преподавателем проблемных ситуаций. Цели и задачи курса Цель данного, во-первых, дать учащимся ясное представление о месте, которое занимают моральные принципы и ценности в деятельности такого общественно значимого института, как журналистика, в работе каждого отдельного журналиста. Учащиеся должны усвоить, что соблюдение социально-исторически обусловленных моральных установок -- ключ к успеху в любой деятельности, в любом социальном общении, оно обеспечивает наиболее оптимальный для общества результат любой конкретной деятельности. Вместе с тем, соблюдение требований морали имеет и свое самостоятельное значение, поскольку повышает имидж журналистской деятельности, обеспечивает социальную устойчивость профессионального поведения журналиста. Во-вторых, в ходе изучения данного курса учащиеся должны освоить как основные принципы, ценности, правила и нормы, лежащие в основе профессиональной этики журналиста, так и те правила профессионального поведения, которые обеспечивают необходимый моральный результат данной деятельности. Нельзя просто декларировать желание не лгать, сообщать достоверную информацию о событиях. Журналист должен подкреплять это желание умением выполнять определенные профессиональные операции, как простейшие, так и достаточно сложные. Особого внимания заслуживают те моральные принципы и ценности, которые сопровождают деятельность журналиста -- аналитика, расследователя, комментатора событий и ситуаций. В этих случаях резко возрастает общественное значение труда журналиста, его воздействие на людей и, следовательно, его нравственное содержание.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|