p align="left">В России с 1703 по 1916 год издавалось почти восемь тысяч журналов. Если в XVIII и XIX веках на один год в среднем приходилось около восьми журналов, то в последние шестнадцать предреволюционных лет их число превосходило четыреста. Русские журналы этого периода по уровню издания не уступали западным, имевшим более продолжительные традиции. Навсегда вошли в золотой фонд русской и мировой культуры журналы „Аполлон“, „Мир искусства“, „София“, „Золотое руно“, „Художественные сокровища России“, „Русский библиофил“. К числу подобных изданий, несомненно, относятся и „Старые годы“ (3;22). Зарождение русской литературной журналистики связано с Санкт-Петербургом, где в 1728-1736 и 1738-1742 выходил первый и единственный на тот момент журнал на русском языке "Примечания к Ведомостям", включавший поэтические и сатирико-нравоучительные материалы. Этот и близкие к нему в жанровом отношении журналы "Ежемесячные сочинения" и "Новые ежемесячные сочинения" (1786-1796) преимущественно научно-популярный характер, однако в них участвовали ведущие писатели эпохи и прослеживалась тенденция к увеличению собственно литетатурной части и ее жанрово-тематическому разнообразию. Возникшие в 1759 первые частные литературные журналы в России "Трудолюбивая пчела" и "Праздное время, в пользу употребленное" просуществовали недолго, и в 1760-х гг. центр русской журналистики переместился в Москву. Возрождение журналистики в Санкт-Петербурге связано с предпринятым императрицей Екатериной II в 1769 изданием журнала "Всякая всячина", ориентированного на западно-европейские образцы сатирического литературного журнала. Последовал всплеск петербургской литературной журналистики: в течение 1769 года вышло в свет 8 сатирических журналов, из которых особую роль сыграл "Трутень" Н. И. Новикова, вступивший в жесткую полемику с журналом императрицы. Полемика, переросшая рамки обсуждавшегося вопроса о предмете сатиры, положила начало характерной для русской литеретурной журналистики традиции тесного переплетения собственно литературной и общественно-политической проблематики (3;23). Специфичен тип петербургского сатирического литературного журнала эпохи: он составлялся главным образом одним человеком (издателем) и доставлялся подписчикам в виде еженедельных "листков", подлежавших переплету при завершении издания, которое мыслилось как единое литературное произведение. До 1774 в Санкт-Петербурге выходил еще ряд литературных журналов: "Парнасский щепетильник" М. Д. Чулкова (1770), "Трудолюбивый муравей" (1771), "Старина и новизна" (1772-73) В. Г. Рубана и др., но наиболее значительный след в истории литературы оставили журналы Новикова, в частности "Живописец" (1772-73), ряд публикаций которого стал важным фактом в развитии русской повествовательной прозы. Распространение идеологии масонства обусловило появление духовно-нравственных литературных журналов ("Утренний свет" Новикова, 1777-1779, затем в Москве; "Утренние часы", 1788-1789; "Беседующий гражданин", 1789), которые сыграли заметную роль в истории русского литературного языка - на их страницах происходило формирование русской нравственно-этической лексики. Последним крупным петербургским литературным журналом 18 в. стал основанный Е. Р. Дашковой "Собеседник любителей российского слова" (1783-1784), включавший разнообразный лит. материал и приближавшийся в жанровом отношении к будущему "толстому" литературному журналу 19 в. Отголоском расцвета 1769 года стали острые сатирические литературные журналы И. А. Крылова "Почта духов" (1789) и "Зритель" (1792; совм. с А. И. Клушиным и П. А. Плавильщиковым). Литературный отдел в просветительском "Санкт-Петербургском журнале" (1798) И. П. Пнина и А. Ф. Бестужева занимал незначительное место. Лидерство в литературной журналистике в конце 18 в. перешло к Москве, где осуществлялись важнейшие журнальные проекты Н. М. Карамзина (3; 28). Определенное значение в начале 19 в. имел литературный журнал И. И. Мартынова ("Северный вестник", 1804-1805, и др.), но окончательно летаргия петербургской литературной журналистики была преодолена в 1810-х гг., когда значительную роль в литературном процессе начали играть "Сын Отечества" Н. И. Греча, литературные журналы, связанные с деятельностью ВОЛСНХ ("Благонамеренный" А. Е. Измайлова, 1818-1826) и ВОЛРС ("Соревнователь просвещения и благотворения", 1818-1825) и др. Постепенно вырабатывался традиционный для 19 в. тип ежемесячного литературно-критического журнала (с делением на разделы и большим числом авторов), но до начала 1830-х гг. литературные журналы были еще очень близки к альманахам-сборникам, популярным в этот период (среди наиболее известных - "Полярная звезда"; "Северные цветы"; "Невский альманах", 1825-1833; "Подснежник", 1829-1830; "Новоселье" А. Ф. Смирдина, 1833-1834). Все литературные журналы выходили под жестким контролем цензуры. Середина 1830-х гг. ознаменована появлением "Библиотеки для чтения" О. И. Сенковского и "Современника" А. С. Пушкина, ставшего на короткое время лучшим литературным журналом России. С 1839 года положение ведущего литературного издания приобрели возобновленные А. А. Краевским "Отечественные записки", которые до перехода "Современника" к Н. А. Некрасову и И. И. Панаеву (1846) аккумулировали лучшие литературные силы страны (3; 30). Из прочих петербургских литературных журналов 1840-х гг. тематическим своеобразием выделялся "Финский вестник" (1845-1850; с 1848 "Северное обозрение"). Полемика между литературными журналами до 1840-х гг. не была еще столь значима в общественном отношении, поскольку большинство издателей, как и читателей, принадлежали главным образом к одному социальному кругу. Общественный подъем середины 1850-х гг. существенно изменил картину русской журналистики, отражением этого процесса стал раскол в "Современнике" после прихода в него в середине 1850-х гг. новой редакции во главе с Н. Г. Чернышевским. С этого времени каждый литературный журнал оказывался связан с определенной социальной прослойкой, репрезентируя ее художественные вкусы и общественные запросы. Идеологию "почвенничества", близкую славянофильской, представляли журналы братьев Достоевских "Время" и "Эпоха"; рупором радикальной части разночинной интеллигенции был журнал "Русское слово" Г. Е. Благосветлова; на консервативно-аристократического читателя был ориентирован журнал "Гражданин" князя В. П. Мещерского и т. д (3; 33). Частое закрытие литературных журналов и смена владельцев-издателей в целом не отражались на установившемся в России соотношении литературных и общественно-политических сил. Так, закрытый в 1866 "Современник" сменили арендованные Некрасовым у Краевского в 1867 "Отечественные записки"; закрытому "Русскому слову" наследовал радикальный журнал "Дело"; интересы либеральной интеллигенции представлял "Вестник Европы" М. М. Стасюлевича и т. д. За каждым литературным журналом закрепился относительно постоянный круг читателей и авторов, и публикация писателя определенной репутации в литературном журнале чуждого направления воспринималась как сенсация. Оживление общественной жизни в стране привело в 1860-х гг. ко второму после 18 в. расцвету сатирической журналистики: особую роль в литературной жизни сыграли созданное Н. А. Добролюбовым сатирическое приложение к "Современнику" "Свисток" (1859-1863) и журнал "Искра". Впоследствии собственно сатирический элемент в "тонких" еженедельных иллюстрированных литературных журналах снизился, и они существовали в качестве юмористических: наибольшей популярностью пользовались журналы "Стрекоза" (1875-1908, 1915-1918), "Шут" (1879-1914), "Осколки" (1881-1916) и др. На массового читателя были также рассчитаны развлекательные еженедельные иллюстрированные литературные журналы, из которых выделялись "Нива" А. Ф. Маркса, "Всемирная иллюстрация" (1869-98), "Живописное обозрение" (1872-1902, 1904-05), "Иллюстрированный мир" (1879-96), "Огонек" (1879-83, 1899-1918), "Родина" (1879-1917) и др. В литературных приложениях к ним, издававшихся в виде самостоятельных ежемесячных "тонких" журналов (они иногда выделялись в самостоятельное издание, как журнал "Труд", 1889-1896), публиковались не только произведения массовой беллетристики, но и сочинения ведущих русских писателей (10;36). При императоре Александре III журнальная жизнь в Санкт-Петербурге потеряла свою остроту: разница в идеологических программах "толстых" литературных журналов, в число которых вошли также народнически настроенное "Русское богатство" и симпатизировавший зарождающемуся модернистскому движению "Северный вестник", была невелика. Чрезвычайным разнообразием отличалась петербургская литературная журналистика серебряного века. Новые эстетические направления породили неизвестный ранее тип литературно-художественного журнала, сочетавшего аполитичную утонченность словесно-изобразительного ряда с высоким уровнем полиграфического исполнения. "Мир искусства" С. П. Дягилева и "Аполлон" С. К. Маковского - как образцы этого типа литературного журнала - были связаны с символизмом, как и религиозно-философский журнал "Новый путь" и сменившие его "Вопросы жизни" (1905). Сугубо петербургское литературное явление - акмеизм - нашел отражение в том же "Аполлоне" (с 1913) и журнале "Гиперборей" (10; 44). В условиях крайне обострившегося противостояния в обществе мощным идеологическим оружием стали беллетристические отделы крупнейших петербургских журналов. Значительные литературные силы объединили: издания общедемократического направления "Мир Божий" (позднее "Современный мир"), "Журнал для всех" (1896-1906) В. С. Миролюбова, "Современник" (1911-1915) и др.; печатные органы "легальных марксистов" "Начало" (1899) и "Жизнь"; близкий к эсерам журнал "Заветы"; занявший яркую антимилитаристскую позицию в период 1-й мировой войны 1914-1918 годов, журнал "Летопись" М. Горького и др. По-прежнему влиятельны были "Вестник Европы" и "Русское богатство". Политические события 1905 года вызвали к жизни третий и последний взрыв петербургской сатирической журналистики: журналы "Жупел", "Забияка", "Пулемет" (все 1905-1906), "Зритель" (1905-1906 и 1908), "Сигнал" (1905), "Адская почта", "Паяц" (оба 1906) были очень остры и потому быстро закрывались. Чуть позднее в число лучших столичных журналов вошел более умеренный "Сатирикон", от которого отделился "Новый сатирикон" (1913-1918). Вновь широкое распространение получили альманахи и сборники (сборники издательствава "Знание", "Шиповник", альманах Г. И. Чулкова "Факелы", 1906-08, мн. др.). Из детских литературных журналов яркостью литературных и художественных талантов выделялся журнал "Тропинка" (1906-1912); в разное время были популярны также детские журналы "Задушевное слово" (1877-1918), "Родник" (1882-1917), "Юный читатель" (1899-1906) и др., из иллюстрированных литературных журналов развлекательного характера - "Аргус" (1913-1917) (в числе проч. - "Пробуждение", 1906-1918; "Всемирная панорама", 1909-1918; "Солнце России", 1910-1916, и др.). В 1917-1918 все дореволюционные петроградские литературные журналы закрыты советскими властями. Нацеленные на создание новой культуры журналы "Пламя" (1918-1920) А. В. Луначарского, "Грядущее" (1918-1921) исчезли вместе с поддерживавшим их Пролеткультом. Столь же недолговечны, но значительны в литературном отношении были журналы, отразившие разнообразие культурной жизни Петербурга первых послереволюционных лет: издания "Дома искусств" и Дома литераторов; журналы "Вестник литературы" (1919-1922), "Книжный угол" (1918-1922) и др. Последним отзвуком символизма стал журнал-альманах издательства "Алконост" "Записки мечтателей" (1919-1922) (9; 15). Судьба изданий, пытавшихся в 1924 возродить в новых условиях дореволюционный тип "толстого" литературного журнала, сложилась по-разному: "Русский современник", сосредоточивший крупнейшие литературные силы страны, был вскоре запрещен, а "Звезда" стала основным журналом города в советское и постсоветское время. Новая идеология наполняла сложившуюся прежде номенклатуру периодических изданий: выходили сатирические журналы ("Бегемот", 1922-1928; "Смехач", 1924-1928; "Пушка", 1926-1929, и др.), детские журналы ("Северное сияние", 1919-1920; "Воробей", затем "Новый Робинзон", 1923-1925, и др.); иллюстрированные журналы ("Красная панорама", 1923-1930, и др.) и т. д. В 1930-х гг. журнальная жизнь в Ленинграде еще довольно разнообразна: издавались журналы "Резец" (1924-1939, с 1940 "Ленинград"), начинавшийся как сугубо пролетарское издание, а затем привлекавший к участию профессиональных писателей, "Перелом" (1930-1932), "Литературная учеба" (1930-1934, затем в Москве), "Литературный современник" (1933-1941, в 1930-1932 "Ленинград"), "Литературный Ленинград" (1933-1937) и др.; лучшие писатели и художники города участвовали в детских журналах "Чиж" и "Еж" и "Костер" (13; 22). Общую централизацию в сфере литературы, репрессии, а затем и Великую Отечественную войну пережили 2 ленинградских литературных журнала - "Звезда" и "Ленинград". Обрушив на них грубую и абсурдную критику, постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) от 14.8.1946 заключило, "что для издания двух литературно-художественных журналов в Ленинграде в настоящее время не имеется надлежащих условий". В том же году "Ленинград" был закрыт. Лишь в 1955 к "Звезде" прибавился журнал "Нева", в 1969 появился молодежный литературный журнал "Аврора" - в условиях партийного контроля и цензурного давления эти 3 издания определяли облик ленинградской литературной периодики до середины 1980-х гг. Расцвет неподцензурной ленинградской литературы, распространявшейся в самиздате в 1950-1980-х гг., обусловил появление многих машинописных литературных журналов, более или менее политизированных и противостоявших официальным изданиям как структурой, так и литературным материалом: "37" (1976-1981), "Часы" (1976-1990), "Северная почта" (1979-1981); "Митин журнал" (с 1985) - единственное издание, продолжающееся полиграфическим способом и ныне, и др. (14; 23).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|