p align="left">После приведённых писем мы можем оправданно говорить, что определённую часть аудитории газеты составляют люди преклонного возраста, проживающие на территории всего края. Теперь обратимся к ещё одному источнику информации (по А.И. Акопову) для выяснения аудитории «Ставропольских губернских ведомостей» - характеру материалов. Здесь мы не будем подробно останавливаться на анализе текстов, а обозначим их общую тематику. Достаточно большое количество текстов сообщает о политической, экономической и духовной жизни всего края и краевого центра, присутствуют материалы познавательно-развлекательного характера из России и мира. Это полностью отражает общественно-политический тип издания и свидетельствует об учёте информационных запросов и интересов аудитории, особенностей её состава и структуры. Следовательно, мы можем говорить, что ещё одна часть аудитории - это представители правительства края, местные чиновники, население 30 и более лет - достаточно образованные люди, озабоченные проблемами региона. Стоит отметить, что в газете за первое полугодие 2006 года заметно мало внимания уделяется текстам, ориентированным на молодых людей. Нет постоянных рубрик на данную тему. А информационными поводами единичных материалов, в основном, являются фестивали, конкурсы, конференции. Во втором полугодии материалы молодёжной тематики появляются в каждом номере: «Лауреатство за спектакль «Эдит Пиаф» (СГВ. - 2006. - № 114-115), «Студенты СГУ покорили Италию» (СГВ. - 2006. - № 125), «Студенты СГУ умеют всё: и учиться, и петь, и танцевать» (СГВ. - 2006. - № 141), «Итоги прошедшего года подвела молодёжь» (СГВ. - 2007. - № 1). Детская аудитория также не охвачена. Если и встречаются какие-нибудь материалы, то они направлены больше на родителей, а не на детей, так как дают рекомендации по воспитанию, образованию детей: «Этот день дети запомнят надолго» (СГВ. - 2006. - № 124), «Чтобы не было ошибок» (СГВ. - 2006. - № 127), «Спортивный уголок своими руками» (СГВ. - 2006. - № 132). Если же анализировать читательскую аудиторию основываясь на гендерном факторе, то «Ставропольские губернские ведомости» предназначены как для мужчин, так и для женщин. Помимо общих статей, есть и специализированные полосы. Так специально для мужчин предназначена постоянная полоса «Автоклуб», для женщин - «Стиль жизни». По итогам исследования, можно сделать вывод, что ведущим типоформирующим признаком для данного издания мы можем назвать цели и задачи. Именно они обусловливают тематику и направленность материалов. В то же время не менее важную роль играет и аудиторный фактор, то есть интересы и запросы читателей. 1.2. Вторичные и формальные признаки газеты «Ставропольские губернские ведомости» Информационная политика издания зависит, в том числе и от вторичных типологических признаков. Исследователь типологии печати Акопов А.И. определяет вторичные (зависимые) типологические признаки как «вид признаков, характеризующих тип издания в зависимости от типоформирующих признаков и определяемых им (типом)» Акопов А.И. Периодические издания. - Ростов-на-Дону, 1999. - С. 53.. К ним относятся авторский состав, внутренняя структура, оформление и жанры. Для рассмотрения последнего из перечисленных признаков нами выделен отдельный параграф. В «Ставропольских губернских ведомостях» работает 30 человек. Из них 17 - творческие сотрудники, 12 - работники рекламного отдела и 11 - технического. Главный редактор общественно-политической газеты «Ставропольские губернские ведомости» Александр Александрович Емцов. Он не только решает юридические вопросы, но и сам пишет на самые злободневные темы, под его руководством также проходит экономическо-материальная организация деятельности редакции. Практически во всех публикациях в «Ставропольских губернских ведомостях» указано авторство. Постоянные авторами газетных публикаций являются А. Емцов, А. Фишкин, И. Постова, Г. Сергушина, Н. Аладина, В. Пересыпкина, Г. Ткаченко, Н. Макагонова и др. Авторы материалов справочных и развлекательных отделов не указываются. Каждый творческий сотрудник редакции имеет тему, на которой он специализируется. Например, И. Постовая рассказывает о происшествиях и судебных разбирательствах (Милицейского начальника «заказала» жена // СГВ. - 2007. - № 6; Не обижайте сироту - прокурор накажет! // СГВ. - 2007. - № 6; Воровал всё, что под руку попадалось // СГВ. - 2006. - № 110; Любители алмазов «сели» на три года // СГВ. - 2006. - № 140). Н. Евтушенко, Г. Ткаченко, А. Фишкин, В. Ивановский специализируются по проблемным темам общественного характера (Как тебе живётся, ветеран? // СГВ. - 2007. - № 4; Потерянные квартиры // СГВ. - 2007. - № 4; Почём нынче жизнь человеческая? // СГВ. - 2006. - № 140; Показуха, как способ управления // СГВ. - 2007. - № 6). Иногда за конкретным автором закреплёна отдельная рубрика. Так, материалы (рецензии, зарисовки) о знаменитостях принадлежат В. Пересыпкиной (рубрика «Курьер культуры»). Г.Ткаченко отвечает за рубрику «Автоклуб», Н. Макагонова - за «Стиль жизни». Все перечисленные рубрики являются постоянными. Один из вторичных типологических признаков - структура издания. «Важный фактор, определяющий структуру номера, - содержательно-тематическая модель издания. Его общая долговременная модель, фиксирующая постоянные характеристики, конкретизируется в моделях отдельных номеров, связанных с определённым периодом» Гуревич С.М. Номер газеты. - М., 2002. - С. 112.. Исследуемое издание имеет чётко выдержанную внутреннюю структуру. До середины 2006 года первая полоса традиционно отводилась под информационные жанры. Здесь размещалась постоянная рубрика «Хроника дня», включающая официальные сообщения органов власти, городские и краевые новости, актуальную информацию о событиях в России и за рубежом. Обязательным элементом первой полосы являлась фотография, иллюстрирующая первую новость. Вторую полосу в 2006 г. занимала рубрика «События/Комментарии», которая делилась на подрубрики «Происшествия», «ЧП», «Ситуации». Если первая полоса - место для заметок (в основном событийных), то вторая - для информационных корреспонденций и отчётов. Постоянными рубриками на третьей и четвертой полосах являются «В стране» и «В мире» соответственно. Как следует из ссылок газеты, в них публикуются перепечатки из известных изданий (например «The Times», «The Sun») и сообщения информационных агентств (например, РИА-Новости, Associated Press, Fox News). После смены периодичности с ежедневной на еженедельную, первая полоса перестала быть местом публикации материалов. Теперь на ней обозначаются основные темы номера. А центральное место занимает не оперативная информация с фотоиллюстрацией, а название проблемного материала (представленного внутри номера) сопровождаемое иллюстрацией (чаще всего это карикатурные рисунки, а не фотографии). Проведенный нами контент-анализ «Ставропольских губернских ведомостей» показал, что 19 % публикаций в газете занимают материалы, размещенные в рубриках, посвященных судебной тематике («Из прокуратуры», «Криминал», «ЧП», «Суд да дело», «Преступление и наказание», «Права человека», «Фемида»). Для газеты характерно стабильное жанровое наполнение рубрик, т.е. в каждой рубрике из номера в номер публикуются материалы только одного жанра. Например, в рубрике «Лица» публиковались аналитические интервью с различными деятелями науки, политики, искусства. Исключение составляют две рубрики («Вернисаж» и «Выставка»), в которых помимо корреспонденций, иногда размещаются репортажи. Все аналитические и художественно-публицистические материалы имеют иллюстрацию. 75 % - фотографии, 13% - комиксы, 7 % - таблицы, 2 % - карты, 3 % - диаграммы. Из общей совокупности фотографий 67% составляют портретные снимки. Газета оформляется тремя цветами: красным, чёрным и белым. В новогоднем выпуске красный меняется на зелёный. Основной шрифт газеты - 8 кегль. Используется три вида линеек: тонкая 1-пунктовая, 2-х, 4-пунктовая для разбивки материалов на полосе. Заголовки написаны прописными буквами, курсивом выделяются цитаты интервьюируемых. Рубрики написаны чёрным шрифтом на серой подложке, подрубрики - белым шрифтом на чёрной. Материалы отдельных подрубрик заключены в рамку. Текст на полосе организуется при помощи абзацев, заголовков, лидов, врезок. «Формальные типологические признаки - это признаки, характеризующие тип издания с помощью измеряемых параметров, зависящих от типа издания, типоформирующих и вторичных типологических признаков» Акопов А.И. Периодические издания. - Ростов-на-Дону, 1999. - С. 54.. По формальным признакам «Ставропольские губернские ведомости» можно охарактеризовать следующим образом. Объем - 8-16 полос (первая полугодие 2006 г.), затем - 24. Тираж - 10 тыс. экз. Периодичность - ежедневная (в первом полугодии 2006 г.), затем - еженедельная. ГЛАВА II. СПЕЦИФИКА ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГАЗЕТЫ «СТАВРОПОЛЬСКИЕ ГУБЕРНСКИЕ ВЕДОМОСТИ» В СВЯЗИ С ИЗМЕНЕНИЕМ ПЕРИОДИЧНОСТИ 2.1. Специфика информационной политики газеты «Ставропольские губернские ведомости» в связи с изменением периодичности В «Ставропольских губернских ведомостях» от 29 июня (№ 114 - 115) на первой полосе, под рубрикой «Хроника дня» было напечатанной объявление о том, что «Следующий номер «Ведомостей» (еженедельник) выйдет в среду 5 июля). С тех пор издание сменило свою периодичность и стало выходить один раз в неделю (по средам). Главный редактор А. Емцов смену периодичности прокомментировал так: «Цель любого предприятия - получение прибыли. Ежедневное издание в этом отношении очень невыгодно: на следующий день номер становится неактуальным, и покупать его никто не станет. К тому же «Ведомости» стали терять подписчиков». Одновременно с периодичностью изменился издатель (вместо ЗАО «Пресса» издателем стало ООО «Ставропольские губернские ведомости»). Увеличился объём издания с 8 - 16 до 24 полос. Уменьшилось количество творческих сотрудников на 4 человека. Изменились и способы реализации информационной политики. Опираясь на определение информационной политики, данное исследователем теории журналистики Е.П. Прохоровым («Информационная политика - это идейно-творческая концепция ведущихся проблемно-тематических линий, направление данного СМИ, характер разработки которого определяется социальной позицией и воплощается в совокупности принятых форм реализации программы» Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. - М., 2002. - С. 245.), мы проследили следующие изменения в газете «Ставропольские губернские ведомости» в данной области. Во-первых, как показал анализ, информационные материалы уступили место аналитическим и художественно-публицистическим. Контент-анализ годовой подшивки издания позволил выявить следующее процентное соотношение материалов данных жанровых форм по полугодиям: 1 полугодие (периодичность - ежедневная): информационные - 46 %, аналитические - 34 %, художественно-публицистические - -20 %; 2 полугодие (периодичность - еженедельная): информационные - 31 %, аналитические - 49 %, художественно-публицистические - 20 %. Незначительно изменилась по сравнению с первым полугодием 2006 г. представленность различных видов тематики на страницах газеты «Ставропольские губернские ведомости». Процентное соотношение различных тем, встречающихся в издании в первом полугодии 2006 г. и во втором полугодии 2006 - начале 2007 гг. представлено в Диаграмме 2 и Диаграмме 3 соответственно. Диаграмма 2. Тематическое разнообразие на страницах газеты «Ставропольские губернские ведомости» в первой половине 2006 г. Диаграмма 2. Тематическое разнообразие на страницах газеты «Ставропольские губернские ведомости» во второй половине 2006 г. - начале 2007 г. Как видно из представленных выше диаграмм, во втором полугодии в поле зрения газеты попадают все те же темы, что и в первом. Между тем происходит некоторое перераспределение степени информационного интереса издания к ним. Например, количество публикаций, посвященных экономике, возрастает на 6,5 %, количество публикаций, посвященных политике и культуре - на 2 %, бытовым историям - на 14, 4 %. В начале 2007 г. наблюдается всплеск публикаций, посвященных политической тематике, что, на наш взгляд, обусловлено стартовавшей на тот момент в крае предвыборной кампании. В целом, на страницах «Ставропольских губернских ведомостей» представлен самый широкий круг волнующих общество тем. Среди тем, являющихся, по словам главного редактора А.А. Емцова, принципиальными для информационной политики издания - деятельность Государственной Думы СК, а особенно деятельность губернатора Ставропольского края. Этой теме зачастую посвящались передовые статьи газеты. Кроме того, развитие данной темы в издании обусловило и развитие нового для газеты художественно-публицистического жанра - письма. О текущих событиях в Думе сообщалось в рубриках «В Госдуме края» и «В ЮФО». Вполне обосновано анализу подвергаются действия политиков и политических партий, проблем и новаций в сфере бизнеса, ситуации на общероссийском рынке.
Страницы: 1, 2, 3
|