реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Информационная компетентность

реферат
Конституции закреплено верховенство права, а не закона: если закон противоречит праву, действует право;

в Конституции закреплен неисчерпаемый характер права: это значит, что если какое-то право не выписано, но оно признается Судом как естественное, то оно и является таковым (в данном случае речь идет об информационной компетентности как состоянии, вытекающем из естественного права на информацию и на выбор условий информации);

в Конституции закреплен принцип прямого действия: это значит, что любой закон или указ, не соответствующий закрепленным в ней принципам, не действует с момента его подписания или принятия.

Таким образом, используя правовой инструмент "информационной компетентности" можно не исполнять любой закон или указ, снижающий информационную компетентность, и доказать свою правоту в Суде.

Информационная правомочность - это договорные условия градуированного оперирования корпоративной информацией, определяемые корпорацией для своих членов, для других корпораций и для государства, где есть следующие естественные градации:

1) производство информации (сбор, поиск, выборка (отсев), накопление);

2) "эмитентная" (авторская) передача адресату и третьим лицам;

3) посредническая передача адресату и третьим лицам;

4) возврат информации "эмитенту" (автору);

5) изменение формата информации, перевод;

6) изменение содержания информации (включая ретроспективное изменение, изменение компоновки фрагментов и оформления);

7) получение информации (опосредованное и непосредственное, удаленное, безусловное и обусловленное);

8) копирование, создание запасной копии, перемещение (изменение адреса);

9) разглашение, распространение (включая продвижение и рекламу информации);

10) сокрытие информации (включая шифрование);

11) уничтожение (включая определение степени надежности);

12) использование (полное, частичное, фрагментарное), (коммерческое, некоммерческое), (включая передачу для использования третьим лицам);

13) размещение, хранение (включая определение сроков и условий);

14) другие виды использования (субрента, наследование, обусловленное использование).

Информационная правомочность является основным содержание договоров, заключаемых на информационном рынке, где речь идет о собственности, продаже-покупке, превращении информации в полноценный товар со всеми товарными атрибутами (залог, аренда и т.п.). Определение информационной правомочности есть прямое и непосредственное определение информационной безопасности.

Информационная правомочность имеет правовое содержание и относится к области корпоративного права. Это означает, с одной стороны, что приведенные нами операции могут быть отнесены к области деятельности корпорации или гражданина, но не к государству в режиме контроля. Контроль содержания, регулирование оперирования информацией, цензура и другие виды операций, не описанные здесь, могут относиться к условиям информации, но не к самой информации. Собственно поэтому мы и говорим об информационном гражданском обществе, а не об информационном государстве. Государство не является информационным по определению, так как у него нет прав, а его функции описываются в законах.

Информационное общество поэтому представляет собой не просто информационное гражданское общество, отстоящее от государства, но глобальную (мировую) информационную корпорацию, члены которой имеют равную информационную компетенцию, а обязанностью государства является следить за тем, чтобы эта информационная компетенция не уменьшалась его действиями, и чтобы те или иные корпорации или личности не пользовались информационной компетенцией в ущерб информационной компетенции других корпораций или личностей.

Под компетенцией мы понимаем наперед заданное социальное требование (норму) к образовательной подготовке специалиста, необходимое для его качественной продуктивной деятельности в соответствующей сфере.

От компетенции следует отличать компетентность - владение, обладание субъектом соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность - уже состоявшееся личностное качество (совокупность качеств) специалиста и минимально необходимый опыт деятельности в заданной сфере.

Информационная компетентность - одна из ключевых компетентностей. Она имеет объективную и субъективную стороны. Объективная сторона заключается в требованиях, которые социум предъявляет к профессиональной деятельности современного специалиста. Субъективная сторона информационной компетентности специалиста является отражением объективной стороны, которая преломляется через индивидуальность специалиста, его профессиональную деятельность, особенности мотивации в совершенствовании и развитии своей информационной компетентности.

Информационная компетентность имеет внутреннюю логику развития, которая не сводится к суммированию ее подсистем (элементов) и логике развития каждой подсистемы в отдельности.

В задачи развития информационной компетентности специалиста входит:

обогащение знаниями и умениями из области информатики и информационно-коммуникационных технологий;

развитие коммуникативных, интеллектуальных способностей;

осуществление интерактивного диалога в едином информационном пространстве.

Задачи развития информационной компетентности находят своё отражение в конкретных функциях.

Познавательная (или гносеологическая) функция. Данная функция направлена на систематизацию знаний, на познание и самопознание человеком самого себя.

Коммуникативная функция. Носителями коммуникативной функции являются семантическая компонента, "бумажные и электронная" носители информации педагогического программного комплекса. К бумажным носителям можно отнести учебник, учебное пособие, лекции. В качестве электронного носителя может выступать: интеллектуальная обучающая система, системы гипермедиа, электронные книги, среда "микромир", автоматизированная обучающая система, средства телекоммуникаций.

Адаптивная функция. Позволяет адаптироваться к условиям жизни и деятельности в информационном обществе.

Нормативная функция. Эта функция содержит показатели достижений и развития, проявляется, прежде всего, как система норм и требований в информационном обществе и осуществляется при соблюдении ряда условий:

1) норм морали;

2) норм юридического права, которыми нужно руководствоваться в профессиональной деятельности.

Оценочная (информативная) функция. Сущность этой функции заключается в формировании и активизации умений слушателей ориентироваться в потоках разнообразной информации, выявлять и отбирать известную и новую, оценивать значимую и второстепенную.

Развивающая функция. Все вышеперечисленные функции объединяются в этой одной и подчиняются ей. Речь идет не только в усвоении и использовании определенной системы знаний, норм, правил, позволяющих действовать в современном информационном обществе, но и о формировании активной самостоятельной и творческой работы самого субъекта, ведущей к самореализации, самоактуализации.

Все функции тесно взаимодействуют между собой, переходят одна в другую и фактически представляют единый процесс.

К числу системных функциональных особенностей информационной компетентности относятся такие компоненты, как:

способность к самообновлению, постоянному появлению новых форм и способов удовлетворения информационных потребностей субъектов, адаптирующих информационную компетентность к меняющимся условиям, порождаемым творческой инициативой отдельной личности, логикой развития информационно-коммуникационных технологий в той или иной сфере деятельности;

способность к саморазвитию, усложнению структурно-функциональных и организационных параметров всей системы информационной компетентности;

углублению специализации отдельных элементов и уровня их взаимосвязанности и взаимодействия между собой.

Формирование и развитие информационной компетентности личности осуществляется путем передачи информации, точнее - способов и методов деятельности по её использованию. Информационная компетентность личности и информационная компетентность общества - объекты взаимно развивающиеся, обогащающие друг друга. Следовательно, личностный уровень информационной компетентности зависит от уровня информационной компетентности общества, который в свою очередь, определяется информационной компетентностью входящих в него субъектов.

Для нашего исследования социальный опыт представляет интерес как объект передачи с целью развития информационной компетентности специалистов, поэтому целесообразно вычленение его элементов. Опираясь на теорию организации содержания образования [1, c.3-10], мы считаем, что в составе компетентности на любом этапе развития можно выделить четыре общих элемента:

1) имеющиеся знания о мире и способах деятельности;

2) практический опыт осуществления известных способов деятельности, воплощающийся в умениях и навыках личности, усвоившей этот опыт;

3) опыт творческой исследовательской деятельности, выражающийся в готовности решения новых задач, стоящих перед личностью;

4) опыт воспитанности потребностей, мотивации, обуславливающих отношение субъекта к миру и его систему ценностей.

Рассмотрим эти элементы применительно к информационной компетентности слушателей.

Первым элементом являются знания об объектах изучения и способах деятельности, обеспечивающих использование знаний в преобразовании действительности.

Современный специалист может успешно решать стоящие перед ним профессиональные задачи, владея и используя необходимые знания о предмете своей деятельности, о способах, средствах, приемах, методах творческого решения этих задач.

Можно выделить несколько видов знаний, необходимых для целей обучения: термины, понятия, факты, законы, теории, методологические знания, оценочные знания.

Определяя структуру системы знаний, мы придерживаемся мнения тех ученых, которые выделяют в качестве компонентов фундаментальные и инструментальные знания, необходимые для понимания и усвоения развивающихся областей науки, а также для приобретения соответствующих умений и навыков (С.И. Архангельский и др.).

Эти компоненты тесно взаимосвязаны между собой и в совокупности обеспечивают выполнение своих функций:

1. Онтологическая. Знания являются основой представлений об окружающей действительности.

2. Ориентировочная. Знания выполняют роль ориентира при определении вектора направленности деятельности.

3. Оценочная. Знания служат базисом формирования отношений к объектам и субъектам окружающей действительности.

Таким образом, рассмотренный элемент компетентности определяет когнитивную составляющую информационной компетентности.

Однако сами знания, непосредственные знания о способах деятельности не обеспечивают умений реального использования в практической деятельности. Эти знания будут оставаться мертвым грузом, если они не будут обращаться к деятельности, которая проявляется в соответствующих ей умениях. Для того чтобы знание о способе практической деятельности превратилось в умение или навык, необходимо выработать реальный способ деятельности по осуществлению и приобретению опыта его практической реализации. Поэтому вторым элементом информационной компетентности является практический опыт осуществления известных способов профессиональной деятельности, воплощенных в умениях и навыках.

Исследуя информационную компетентность слушателей системы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации), нам необходимо выделить соответствующие ей умения и навыки, а также такие виды деятельности, которые формировали бы данные умения и навыки в ходе обучения.

Основу формирования системы необходимых умений и навыков составляет совокупность соответствующей теоретической подготовки и учет специфики профессиональной деятельности, в которой эти умения и навыки проявляются.

В нашем исследовании мы рассматриваем профессионально-информационные умения. Профессионально-информационные умения можно определить как владение слушателями способами и приемами выполнения действий, позволяющих ему вникнуть в суть стоящей перед ними проблем и на этой основе конструировать и продуктивно решать конкретные профессиональные задачи в сфере информатизации и информационно-коммуникационных технологий.

Опыт творческой деятельности, являющийся третьим элементом информационной компетентности, обеспечивает готовность к поиску решения возникающих проблем, к их творческому преобразованию, имеет особое содержание, отличное от содержания первых двух элементов. Объем знаний, умения, усвоенные по образцу, не обеспечивают необходимое развитие творческих потенциала личности.

Творчеству в профессиональной деятельности учителя предшествует сформированная готовность творить. Готовность слушателей к творческой деятельности не является завершенной характеристикой личности.

Опыт осуществления известных способов деятельности, воплощенных в умениях и навыках, и опыт творческой деятельности образуют деятельностно-творческую составляющую информационной компетентности слушателей.

Первые три элемента означают, что для совершения целенаправленного акта деятельности необходимы знания, умения и готовность к их творческой реализации. Каждый акт деятельности вызван определенными потребностями и определён соответствующей мотивацией. Четвертым элементом компетентности является опыт эмоциональной воспитанности, который предполагает наличие знаний о нравственных нормах отношений и практические навыки в соблюдении этих норм. Опыт эмоциональной воспитанности тесно взаимосвязан с системой социальных потребностей личности. Все потребности составляют непременное условие социального развития. Потребности, в свою очередь, обнаруживаются в мотивах. Таким образом, можно говорить о мотивационной направленности личности.

Одним из компонентов информационной компетентности является аксиологический компонент, заключающийся в создании условий, которые способствуют вхождению обучающихся в мир ценностей, оказывающий помощь при выборе важных ценностных ориентаций.

Таким образом, структура информационной компетентности специалистов представляет собой совокупность компонент:

когнитивной составляющей, отражающей систему приобретенных знаний, необходимых для творческого решения профессиональных задач;

деятельностно-творческой составляющей, которая способствует формированию и развитию у слушателей разнообразных способов деятельности, необходимых для самореализации в профессиональной деятельности;

личностной составляющей, проявляющейся в личностных качествах субъекта, реализующей социальный заказ "быть личностью": потребности, мотивы.

аксиологической составляющей, реализующейся в обеспечении условий, способствующих вхождению обучающихся в мир ценностей, оказывающей помощь в выборе наиболее значимых ценностных ориентаций.

В нашем исследовании эти показатели составляющих компонент информационной компетентности приняты в качестве критериев уровня ее развития.

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.