p align="left">Целью культурно-образовательной функции является обогащение внутреннего мира человека, поэтому каждый человек способен самостоятельно выбрать то направление культуры, которое его интересует на данный момент. Это обязывает журналиста быть всесторонне развитым в культурной сфере, чтобы удовлетворять круг интересов своей аудитории. «Деятельность журналиста может быть направлена на расширение и преобразование границ интересов своей аудитории, но главной ее задачей все же остается высокопрофессиональное «обслуживание» предпочтений». Важнейшая задача журналистики - привить потребительской аудитории подлинное понятие о «массовой культуре», искусстве и противостоять разрушительному воздействию ложной культуры. 5) Рекламно-справочная В свою очередь культурно-образовательная функция находит свое продолжение в рекламно-справочной. Рекламно-справочная функция информирует, консультирует потребителя по тем или иным вопросам, рекламирует«к справочным материалам в журналистике примыкает реклама». Рекламе уделяется большое место в нашей жизни, она повсюду: на телевидении, радио и в печати. Каждый человек ежедневно занимается саморекламой и без нее никуда, реклама способствует привлечения образа. Она является и огромным источником средств для журналистики. Реклама дает информацию о товарах и услугах, предоставляя потребителю возможность выбирать из имеющейся в ассортименте продукции, «но она может принести и вред, навязывая товары и услуги, не соответствующие действительным нуждам, формирую чрезмерные и ложные потребности». 6) Рекреативная функция Рекреативная (лат. recreatio «восстановление» функция, отдых, восстановление человеком сил, затраченных в процессе трудовой деятельности. Цель рекреативной функции состоит в создании условий для отдыха, интересного проведения досуга, приятного заполнения свободного времени. Но рекреативная функция способна не только развлекать аудиторию, она также способствует развитию интеллекта и мыслительной деятельности. В журналистике есть люди с передовыми взглядами, стремящиеся воздействовать на аудиторию, привить свое представление о чем-либо. В обществе, где существует возможность иметь множество мнений, «фактом являются различные трактовки содержания функций журналистики». Информация доступна лишь в том случае, когда все эти функции будут взаимодействовать друг с другом «предполагает органическое единство в соотношении и способах реализации всех функций». Журналистские произведения с функциональной точки зрения разнородны, текст может быть: - монофункциональным - превалирует одна функция, даже если в ней, пусть призрачно, присутствует еще несколько; - с доминирующей функцией, т.е. когда лидирует какая-то одна функция, но имеются как бы второстепенные (вспомогательные); - полифункциональным, когда в тексте на одинаковых правах присутствует несколько функций. В любом монофункциональном тексте присутствует сразу несколько функций. Просто какие-то из них видны наиболее четче, а какие-то менее заметны. Наибольшую популярность имеет все же полифункциональный текст, он интереснее по своей форме и содержанию. В высоком профессиональном уровне журналиста свидетельствует выполнение по возможности ряда этих функций одновременно в одном произведении, хотя, разумеется, возможны и иные решения. Все эти функции требуют объединения сил журналистов для большего воздействия на аудиторию. «Всем журналистам и всем СМИ свойственны единые функции», их выполнение зависит от занимаемой позиции самих журналистов и их СМИ, от того, как они понимают проблему и с какой стороны к ней подходят. Т.о. мы подробно рассмотрели все пространство функций, представленных в трудах Е.П. Прохорова, и выявили, что журналистика для своей аудитории выполняет широкий круг обязанностей: по развитию культуры, образованности, обеспечению рекламно-справочной информацией, удовлетворению спроса на рекреацию и коммуникацию, формированию различных идеологий. Мы можем справедливо заметить, что задача журналистов состоит в выполнении каждой из этих функций и желательно наличие всех их в любом журналистском материале, чтобы разнообразить речь и сделать текст наиболее интересным. Глава 2. Функции журналистики как система: их взаимодействие 2.1 Функциональные особенности журнала «Эксперт» «Эксперт» - одно из самых влиятельных еженедельных деловых аналитических изданий России. Первый номер журнала вышел в июле 1995 года, через месяц после того, как группа сотрудников, создавших «Эксперт» покинули ИД «Коммерсант». На сегодняшний день группа компаний "Эксперт" представляет собой разветвленную международную издательскую и исследовательскую группу. В нее помимо общенационального делового журнала "Эксперт" входят четыре российских региональных издания - "Эксперт Северо-Запад", "Эксперт Урал", "Эксперт Сибирь" и "Эксперт Волга", а также зарубежные издания группы - "Эксперт-Казахстан" и "Эксперт-Украина". Деятельность группы компаний "Эксперт" ориентирована на распространении информационных и аналитических материалов, содействующих российским компаниям в их развитии, помогающих ориентироваться в мире современной экономики и бизнеса. Группа "Эксперт" стремится развивать и осваивать новые технологии и творческие подходы, которые позволят читателям и партнерам по-прежнему получать своевременную аналитическую информацию. Журнал издает коллектив профессиональных экономистов и журналистов, имеющих многолетний опыт работы в деловых изданиях и исследовательских центрах. Среди членов редколлегии и постоянных авторов журнала "Эксперт" 19 человек имеют научные степени и звания, опыт исследовательской работы и организации научной деятельности. За десять лет своего существования в непростых политических и экономических условиях изданию удалось не только выжить и сохранить своих читателей, но и расширить их круг, заслужив репутацию несомненного лидера российской деловой журнальной прессы. Характеристика данного СМИ: периодичность: еженедельный; учредитель: ЗАО «Коллектив редакции Эксперт», ООО «Параграф»; тираж: 60 тысяч экземпляров, возрастая до 70-100 тысяч в случае публикации "горячих" материалов; распространяется: розничной продажей и почтой; главный редактор: Валерий Фадеев; направленность: деловое издание; издатель: ЗАО «Группа Эксперт» Официальный сайт журнала «Эксперт»: www. expert. ru. Мы сделала выборку за полгода, потому что периодичность данного СМИ еженедельная. Так как журнал большой по объему, мы решили отслеживать функции в каждом номере на какую-то определенную тематику и выбрали постоянную рубрику «культура», потому что она показалась нам наиболее интересной для нашей практической работы. В журнале «Эксперт» просмотрели номера в период с 15 января по 25 июня 2007 года. В поле зрения нашего исследования вошли следующие номера: №1-2, №3, № 6, № 8, №9, №10, №14, №16, №18, № 24. 1) № 1-2 в статье под названием «Жизнь под медным тазом» (с. 81-86) - Александра Гарроса - коммуникативная, непосредственно-организаторская функции. В этом же номере вторая статья «Кино-2006: синдром тупого отличника» (с. 83) - Всеволода Бродского - непосредственно-организаторская. «Музыка - 2006, живущая в сети» (с. 85) - Александра Горбачева - непосредственно-организаторская, «Театр - 2006: нарушители конвенции» (с.86) - Дина Годер - коммуникативная, непосредственно-организаторская. 2) № 3: «Победоносная посредственность» (с. 66-67) - Всеволода Бродского - рекреативная. «Вспомнить все » (с. 68) - Дарья Серебряная - культурно-образовательная, рекламно-справочная. 3) № 6 «Трагико медиа» (с. 70-74) - Александра Гарроса - непосредственно-организаторская, идеологическая. 4) №8 «Сделай мне сладко» (с. 74-75) - Юлия Попова - коммуникативная, непосредственно-организаторская. 5) №9 «Продавцы вакуума» (с. 100-105)- Максим Кантор - коммуникативная, культурно-организаторская, идеологическая, непосредственно-огранизаторская. «Тайны геополитики» (с. 105) - Юлия Попова - коммуникативная, культурно-образовательная, рекламно-справочная. 6) №10 «Человек пермского периода» (с. 92-102) - Анна Старобинец - коммуникативная, культурно-образовательная. 7) №14 «Закостенеть не дадут» (с. 100-102) - Дина Годер - коммуникативная, рекламно-справочная, культурно-образовательная. 8) №16 «Пост советский» (с. 104-105) - Александр Гаррос - рекреативная, культурно-образовательная. «Самая главная газонокосилка» (с. 106) - Всеволод Бродский - непосредственно-организаторская, культурно-образовательная. 9) №18 «Карловы варвары» (с. 84-96) - Александр Гаррос, Анна Старобинец - рекламно-справочная, рекреативная. 10) №24 «Ответственный авангард Империи» (с. 72-73) - Юлия Попова - культурно-образовательная, рекреативная. Т. о. мы можем увидеть (см. Приложение 1), что меньше всего в журналистских текстах замечена идеологическая функция - всего в двух материалах и употреблена вскользь; далее, по возрастанию, идут рекламно-справочная и рекреативная функция, использована четыре раза - это связно с тем, что это серьезный и деловой журнал, именно поэтому в нем мало материалов на развлекательную и рекламную тематики; коммуникативная функция - заметно чаще употребляется в материалах, т. к. журналист чаще стремится наладить контакт с массовой аудиторией, использована семь раз; непосредственно-организаторская и культурно-образовательная функции - использованы в восьми материалах, в силу причин, что в журнале публикуются чаще статьи критического содержания и журналисты стремятся приобщить аудиторию к искусству. Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать выводы о том, что журналисты данного СМИ в меньшей степени нацелены склонять аудиторию к своей идеологии, куда в большей мере они заинтересованы в том, чтобы информировать людей о произошедших и будущих событиях, развлекать и просвещать ее в плане культуры и организации досуга. 2.2 Функциональные особенности журнала «Огонёк» «Огонек» - советский и общенациональный еженедельный журнал. Первый номер «Огонька» вышел в свет в четверг 9 декабря 1899 года как еженедельное иллюстрированное литературно-художественное приложение к газете «Биржевые ведомости», которую выпускал в Петербурге крупный издатель С.М. Проппер. Вообще «Огонек» -- не только иллюстрированное, но и литературное издание. С 1902 года «Огонек» стал самостоятельным журналом с тиражом в 120 тысяч экземпляров. Все годы существования «Огонек», как в зеркале, четко отражал на страницах журнала реальную жизнь с ее многообразием событий. В годы революции выпуск «Огонька», как и многих других российских газет и журналов, прекратили. Уже к середине 20-х гг. тиражи «Огонька» выросли до уровня передовых общегосударственных изданий. Он быстро завоевал любовь читателей и, пережив мировые войны и революции, оставался одним из самых популярных отечественных изданий. В 1925 году тираж «Огонька» достиг полумиллиона. Тогда же сформировались основные принципы: хороший литературный язык, сдобренный известной долей консервативного официоза, ставка на иллюстративный ряд, на классический макет, на присутствие в каждом номере обязательных элементов. Трудно в мировой истории вспомнить издание, которое оказало бы на политическую жизнь страны такое же сильное влияние, как «Огонек» эпохи перестройки. Публицистика «Огонька» стала школой демократии в изголодавшейся по свободе стране. Разоблачения стали культовым жанром всей журналистики. Начинал эту эпопею журнал «Огонек». Открывший на этом пути к читателю множество ярких имен, талантливых авторов, замечательных художников -- он закономерно пришел к финалу этой, наиболее славной страницы своей истории. Сегодня журнал по-прежнему удерживает выработанные им за долгие годы позиции и по-прежнему много места уделяет культуре и литературе. Характеристика журнала: периодичность: еженедельный; учредитель: ЗАО «Издательский дом «Огонёк»; тираж: 69 000 экземпляров; распространяется: розничной продажей и почтой; главный редактор: Виктор Лошак; направленность: общенациональный иллюстрированный журнал; издатель: ЗАО «Издательский дом «Огонёк». Официальный сайт: www.ogoniok.com. В журнале «Огонёк» мы также просмотрели номера за полгода с 16 июля - 16 декабря 2007 года. Во внимание были приняты далеко не все номера, т.к. мы выбирали, по той же тематике, что и с прошлым журналом: отслеживали рубрику - «культура», раздел - «театр»: №29, №36, №39, №40, №41, №46, №49, №50. 1) №29 «Деклан Донеллан: «У великих все просто» (с. 50-51) - Саша Денисова - коммуникативная, культурно-образовательная, непосредственно-огранизаторская. 2) №36 «Гоголь с музыкой» (с. 48-49) - Саша Денисова - рекреативная, культурно-образовательная. 3) №39 «Шекспир отдыхает» (с. 46-49) - Саша Денисова -рекламно-справочная, культурно-образовательная, непосредственно организаторская. 4) №40 «Люди жратвы» (с.55) - Андрей Архангельский - непосредственно-организаторская, идеологическая. 5) №41 «Умные не виноваты» (с.56-57) - Нина Агишева - коммуникативная, культурно-образовательная, рекламно-справочная. 6) №46 «Архипелаг Жолдак» (с.52-53) - Нина Агишева - рекламно-справочная, культурно-образовательная. 7) №49 «Дело было на заводе» (с.50-52) - Нина Агишева - коммуникативная, культурно-образовательная. 8) №50 «Привычка зла» (с.51) - Нина Агишева - рекламно-справочная. Т.о. по итогам анализа данного журнала можем определить (см. Приложение 2): менее всех остальных употреблены идеологическая и рекреативная функции - всего лишь в одном материале; непосредственно-организаторская и коммуникативная - по три раза; рекламно-справочная - пять раз и лидирующие позиции заняла культурно-образовательная функция - шесть раз, т.к. это рубрика «культура». А значит главная цель: просвещать публику в области культурной жизни. Данный журнал не нацелен пропагандировать аудиторию, а также развлекать, что свидетельствует о серьезности общественно-политического журнала, менее организовывать свободное время читателя и больше всего образовывать в духовной сфере. Заключение Мы обратились к наиболее распространенным классификациям функций, к трудам профессора Е.П. Прохорова, где он сформировал следующие группы функций: идеологическую, культурно-образовательную, рекреативную, непосредственно-организаторскую, рекламно-справочную и коммуникативную. В теоретической части нашей курсовой работы мы дали краткий информационный обзор каждой из функций. И пришли к выводу, что журналистика для своей аудитории выполняет широкий круг обязанностей: по развитию культуры, образованности, обеспечению рекламно-справочной информацией, удовлетворению спроса на рекреацию и коммуникацию, формированию различных идеологий. В высоком профессиональном уровне журналиста свидетельствует выполнение по возможности ряда этих функций одновременно. Мы увидели, что меньше всего в журналистских текстах журнала «Эксперт» замечена идеологическая функция; рекламно-справочная и рекреативная функции тоже не пользуются особой популярностью, т.к. это серьезный и деловой журнал, именно поэтому в нем мало материалов на развлекательную и рекламную тематики; заметно чаще употребляется в материалах коммуникативная функция, т. к. журналист чаще стремится наладить контакт с массовой аудиторией; непосредственно-организаторская, связан с тем, что в журнале публикуются чаще статьи критического содержания; и, наконец, культурно-образовательная - с наибольшей частотой присутствует в материалах по причине, что все-таки эта рубрика под названием «культура», журналисты стремятся приобщить аудиторию к искусству. Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать выводы о том, что журналисты данного СМИ в меньшей степени нацелены склонять аудиторию к своей идеологии, куда в большей мере они заинтересованы в том, чтобы информировать людей о произошедших и будущих событиях, развлекать и просвещать ее в плане культуры и организации досуга. По итогам анализа журнала «Огонёк» мы выявили, что менее всех остальных употреблены идеологическая и рекреативная функции; непосредственно-организаторская и коммуникативная на втором месте; после них следует рекламно-справочная и лидирующие позиции, как и в предыдущем журнале, заняла культурно-образовательная функция, в ряду все тех же причин, т.к. это рубрика «культура». А значит все та же цель: просвещать публику в области культурной жизни. Что же касается функций, данный журнал также совершенно не нацелен пропагандировать аудиторию, а также развлекать, что свидетельствует о серьезности общественно-политического журнала, менее организовывать свободное время читателя и больше всего образовывать в духовной сфере. Т. о. по функциональному содержанию материалов журналов «Эксперт» и «Огонёк» мы можем сделать вывод (см. Приложение 3), о том, что это серьезные издания, доминирующей функцией которых является культурно-образовательная. А это значит, что рубрика «культура» используется по назначению, и журналисты выполняют поставленную перед собой задачу: участвовать в распространении в обществе высоких культурных ценностей, обогащать, воспитывать аудиторию на образцах общемировой культуры, дабы способствовать всестороннему развитию человека. Список используемых источников и литературы Источники 1. Эксперт № 1-2: А. Гаррос Жизнь под медным тазом. - М.: издатель и учредитель: ЗАО «Коллектив редакции Эксперт», 15 - 21 января 2007.- с. 81-86. 2. Эксперт № 3: В. Бродский Победоносная посредственность. - М.: издатель и учредитель: ЗАО «Коллектив редакции Эксперт», 22-28 января 2007.- с. 66-68. 3. Эксперт № 6: А. Гаррос Трагико медиа. - М.: издатель и учредитель: ЗАО «Коллектив редакции Эксперт», 12-18 февраля 2007 г. - с. 70-74. 4. Эксперт № 8: Ю. Попова Сделай мне сладко. - М.: издатель и учредитель: ЗАО «Коллектив редакции Эксперт», 26 февраля - 4 марта, 2007 г. - с. 74-75. 5. Эксперт № 9: М. Кантор Продавцы вакуума. - М.: издатель и учредитель: ЗАО «Коллектив редакции Эксперт», 5-11 марта, 2007 г. - с. 100-105. 6. Эксперт № 10: А. Старобинец Человек пермского периода. - М.: издатель и учредитель: ЗАО «Коллектив редакции Эксперт», 12 - 18 марта, 2007 г. - с. 92-102. 7. Эксперт № 14: Д. Годер Закостенеть не дадут. - М.: издатель и учредитель: ЗАО «Коллектив редакции Эксперт», 9-15 апреля, 2007 г. - с. 100-102. 8. Эксперт № 16: А. Горрос Пост советский. - М.: издатель и учредитель: ЗАО «Коллектив редакции Эксперт», 23 апреля - 6 мая, 2007 г. с. 104-105. 9. Эксперт № 18: А. Горрос, А. Старобинец Карловы варвары. - М.: издатель и учредитель: ЗАО «Коллектив редакции Эксперт», 14-20 мая, 2007 г. - с. 84-96. 10. Эксперт № 18: Ю. Попова Ответный авангард Империи. - М.: издатель и учредитель: ЗАО «Коллектив редакции Эксперт», 25 июня - 1 июля, 2007 г. - с. 72-73. 11. Огонёк №29: С. Денисова Деклан Донеллан: «У великих все просто». - М.: издатель и учредитель, 16-22 июля, 2007 г. - с. 50-51. 12. Огонёк №36: С. Денисова Гоголь с музыкой. - М.: издатель и учредитель, 3-9 сентября, 2007 г. - с. 48-49. 13. Огонёк №39: С. Денисова Шекспир отдыхает. - М.: издатель и учредитель, 24-30 сентября, 2007 г. - с. 46-49. 14. Огонёк №40: А. Архангельский Люди жратвы. - М.: издатель и учредитель, 1-7 октября, 2007 г. - с. 55. 15. Огонёк №41: Н. Агишева Умные не виноваты. - М.: издатель и учредитель, 8-14 октября, 2007 г. - с. 56-57. 16. Огонёк №46: Н. Агишева Архипелаг Жолдак. - М.: издатель и учредитель, 12-18 ноября, 2007 г. - с. 52-53. 17. Огонёк №49: Н. Агишева Дело было на заводе. - М.: издатель и учредитель, 3-9 декабря, 2007 г. - с. 50-52. 18. Огонёк №50: Н. Агишева Привычка зла. - М.: издатель и учредитель, 10-16 декабря, 2007 г. - с. 51. Литература 19. Ворошилов В.В. Журналистика. - Учебник. 3-е издание. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. 20. Грабельников А.А Русская журналистика на рубеже тысячелетий. - М., 2000. 21. Корконосенко С.Г. Основы журналистики: Учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001. 22. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие. - М.: Изд. РИП-Холдинг, 1995. 23. Свитич Л.Г. Профессия: журналист. М., 1997. 24. Цвик В. Л. Введение в журналистику. Курс лекций. - М.: Изд-во МНЭПУ, 1997. 25. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для вузов. - М.: «Аспект Пресс», 2000. 26. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов/ Под ред. Чл.-корр. АНСССР Н.Ю. Шведовой. - 18-е изд., стереотип. - М.: Рус. Яз., 1986. 27. www.expert.ru 28. www.ogoniok.com
Страницы: 1, 2
|