реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Формирование и развитие сельскохозяйственной пропаганды

реферат
p align="left"> Примерно таким же, «клонированным» образом строилась и региональная печать: «Смоленская деревня», «Ярославская деревня», «Красный пахарь»…

Наряду с общеполитическими, а также некоторыми специализированными изданиями, рассчитанными на массового читателя, в стране появляются отраслевые журналы, рассчитанные на специалистов.

Так по линии издательства «Колос» выходит 37 подобных изданий: всесоюзные журналы «Земледелие, «Животноводство», «Хлопководство», «Картофель и овощи», «Механизация и электрификация».

В.И. Сапонов разделяет все отраслевые издания послереволюционного периода на 4 группы:

общего содержания («Вестник с/х науки»);

по растениеводству («Корма», «Земледелие», «Селекция и семеноводство»);

по животноводству («Ветеринария»);

по механизации и электрификации («Гидротехника и мелиорация»).[1]

Также можно добавить сюда и пятую группу изданий - экономические аграрные журналы («Экономика сельского хозяйства»).

К особому отряду можно отнести такие издания, как «Крестьянка», «Сельская молодежь», «Сельская новь», для которых характерны общеполитические, культурно-художественные и научно-популярные тексты.

Сначала сельскохозяйственная пропаганда в печати носила преимущественно производственный и политический характер, вытекавший из генеральной задачи первых лет Советской власти - «создать и укрепить союз рабочего класса и трудового крестьянства, заложить социалистические основы сельскохозяйственного производства и деревенского быта». К 1926 году была сформирована широкая сеть крестьянской печати, основу которой составляли три типа массовых крестьянских газет: центральная, губернская и уездная.

К концу 30-х годов, когда коллективизация в деревне была завершена, газеты по своей направленности и содержанию становятся в целом рабоче-крестьянскими в системе общеполитической прессы. Был выработан новый тип общеполитической газеты: районная и республиканская. Одновременно и в соответствии с общей тенденцией (усиление специализации советских газет и журналов по отраслям народного хозяйства) усиливалась специали-

[1] Сапонов В.И. Печать и проблемы сельскохозяйственной пропаганды (формы и методы). Москва, 1977. С. 42-46.

зация сельскохозяйственной печати по отраслям сельско-хозяйственного производства.

В дальнейшем, после формирования так называемого «социалистического типа крестьянина», советская сельскохозяйственная пропаганда расширяет сферу своего воздействия, приобретая все больше социальных черт, тем самым, обуславливая новую тенденцию прессы середины 20 века - универсализация.

Задача пропаганды при любом строе сводится к тому, чтобы приводить интересы реципиента в соответствие с интересами государства и общества.

Задача газет и не только аграрных - преодоление психологического барьера у аудитории, дифференцированный подходит к ней, осуществление общественного контроля за работой того же сельского хозяйства. Надо сказать, что эти задачи выполнялись очень лихо.

По утверждению И.И. Засурского, «Успехи СССР в сфере пропаганды нельзя недооценивать. Имиджмейкерами новой государственно-экономической структуры выступало огромное количество талантливых людей, начиная с Эйзенштейна и Маяковского. Основой советской пропагандистской системы были печать и кинематограф, однако позже значительную роль стало играть радио. Основными характеристиками советской пропаганды была четкая адресная направленность сообщений, структурирование системы СМИ в расчете на гомогенные группы потребителей (впрочем, гомогенизация общества была одной из важнейших задач всего социалистического проекта). Советское государство было главным заказчиком политической рекламы, но его требования к изданиям не слишком отличались от современного рекламодателя - скорее можно сказать, что государство было единственным рекламодателем и могло настаивать на безоговорочном выполнении своих требований.

Решающим достоинством, с точки зрения эффективности, советской системы была нераздельность аппарата идеологической пропаганды и власти, а также способность системы демонстрировать значительные успехи в реализации политического проекта, предполагавшего итоговый политический и экономический консенсус (коммунизм), достижимый в реальные сроки. Такие успехи, в сочетании с репрессиями по отношению к политической и экономической оппозиции, позволили корпорации СССР осуществить беспрецедентную программу экономического развития в сжатые сроки». [1]

В середине прошлого века в СССР установилось 2-3 универсальных печатных гиганта, на которые равнялась вся советская аграрная пресса. Это в первую очередь «Правда» - центральный орган ЦК КПСС. Газета имела собственный сельскохозяйственный отдел, сотрудниками которого были люди, хорошо знакомые с отраслью. (В середине 70-х годов «Правда» публиковала по 3-4 сельскохозяйственных передовых статьи в месяц (до 40 в год))[2]

Сельхоз-отдел имел строгую структуру, разбивка была по областям и тематике (общеполитические темы, растениеводство, животноводство, механизация, управление и планирование, специализация и концентрация, социальное развитие, проблема нечерноземья). Каждый сотрудник отдела

[1] Засурский И.И. Масс-медиа второй республики. Москва, 1999. С. 25.

[2] Система средств массовой информации России. М., 2001. С. 111.

работал в своей области и почти не выходил за ее рамки.

По другому типу работа была построена в газете «Известия», где все сотрудники были взаимозаменяемы, поэтому не существовало никакого деления отдела, хотя, несмотря на тенденцию универсализации, присутствовали журналисты, пишущие в определенной области. Такое построение работы было, прежде всего, связано с тем, что у газеты не было четких постоянных задач именно по аграрной тематике. Появление тех, или иных «аграрных» материалов было строго согласовано с директивами, выдававшимися партией в соответствии с пятилетними планами («пятилетками»).

Несомненным гигантом именно сельскохозяйственной журналистики надо признать газету «Сельская жизнь», история которой начинается с тяжелого для страны 33 года, когда резко изменилась государственная политика в отношении крестьян. Тогда она называлась в соответствии с веянием времени - «Совхозная газета» и просуществовала она с этим именем вплоть до смерти Сталина: в 1953 году ее полномочия приняла газета «Сельское хозяйство», а в 1960 году ее официально переименовывают в газету ЦК КПСС «Сельская жизнь». Она была призвана комплексно подходить к решению сельскохозяйственных проблем: от общественно-политических до сугубо технологических.

Редакция СЖ состояла из 15 отделов, из которых 7 - производственных.

Периодически «Сельская жизнь» выходила тематическими номерами, кроме того, часто готовились тематические региональные вкладки для распространения в союзных республиках. Кроме постоянного штата корреспондентов, газета имела широкую сеть внештатных и специальных корреспондентов по всей стране, среди которых и простые колхозники, и директора совхозов, колхозов, и специалисты, и ученые…

К авторскому активу СЖ выдвигались жесткие требования:

Безусловная точность и достоверность исполь-зуемых фактов;

Изучение и пропаганда передового опыта;

Всестороннее исследование проблемы;

Экономическое и идеологическое обоснование новшеств, приемов, технологий.

Эти требования к журналистам были тесно связаны с догмами советской пропаганды, основывающимися на главных аспектах «ленинской» пропаганды: политический, экономический и социальный.

Сельскохозяйственная же пропаганда в печати имела три основные части:

пропаганда партийной доктрины;

пропаганда передового производственного опыта;

пропаганда научных знаний.

Нужно сказать, что свои задачи аграрная пресса того времени выполняла неплохо, т.к. особенно в 50-60 гг. сельское хозяйство СССР развивалось очень интенсивно. Вместе с тем, сказывался личностный характер проводимой политики на селе. Я имею ввиду характер каждого отдельного правителя времен СССР:

при Сталине - культ личности и жесткая пропаганда коллективного труда с репрессивными мерами;

при Хрущеве - тот самый «кукурузный» бум, громадное вливание средств в аграрный сектор экономики и резкий подъем производства на селе;

при Брежневе - некоторое возвращение методов сталинской пропаганды.

В последний, «брежневский» период максимально реализовалась скрытая до тех пор тенденция советской прессы - отдаление от человека: массовость, «транспарантность», «лозунговость», неукоснительное подчинение партии - все это буквально смело отличительные черты между центральными и районными газетами: те же шаблоны, темы и проблемы из номера в номер. Именно универсализация, по моему мнению, больше всего навредила прессе. Шумевшая тогда политика о стирании границ между деревней и городом, об исчезновении различий в жизни горожан и крестьян (та самая «уравниловка») ничего общего не имела с реальной действительностью, которая, несмотря на все усилия пропаганды, с каждым годом все больше отличалась от действительности печатной.

Выводы по главе

Несомненно, дифференциацию и концентрацию изданий во времена становления СССР необходимо рассматривать, прежде всего, как прием пропаганды, стремящейся влиять не только на все слои населения (в то время те же тенденции просматриваются и по другим областям жизнедеятельности людей), но и на все стороны жизни человека, работающего в какой-то отдельной области.

Стремясь наиболее широко и глубоко внедрить новую идеологию в сознание крестьян, дабы наиболее эффективно проводить политику коллективизации (особенно это стало актуальным после провала так называемой «политики военного коммунизма», вызвавшей у крестьян резко отрицательные эмоции), необходимо было максимально внедриться в сознание человека.

Для этого потребовалось сначала применить очень жесткие карательные меры, а оставшихся в живых обучить грамоте, и не просто грамоте, а советской грамоте, а после уже планомерно и дифференцированно проводить нужную политику, поднимать коммунистическое, советское сельское хозяйство на приготовленных к восприятию умах и на очищенных от «неприятельской скверны» землях.

Это универсальный прием, в принципе, для любой пропаганды, он часто использовался в мировой практике, с исключением лишь некоторых географических, общественно-политических и культурных особенностей отдельной страны, или региона.

Во многом благодаря этому в Советском союзе сформировалась устойчивая «вертикаль власти» (та самая, которую сегодня пытаются построить и в России).

Четкая многоуровневая взаимосвязь обеспечивала столь же четкий контроль и передачу информации, но в тоже время эта иерархическая структура была слишком жесткой, слишком многоуровневой, а поэтому слишком немобильной, притом, что в мире происходило увеличение скорости развития экономики и промышленности, в большей мере благодаря усовершенствованию информационных технологий. В 70-80 годы, когда бурно развивалось телевидение, предпочтение компартии распределялось примерно так: в первую очередь - пресса, потом - радио и кинематограф и уж после - телевидение. Это можно назвать судьбоносной ошибкой, которая повлекла за собой большие изменения в настроениях общества на переходном, перестроечном этапе, который максимально политизировал общество, превратив его в легкоуправляемую толпу.

«Только в 1993 году, будучи уже в отставке, Горбачев смог критически оценить результаты своей экономической политики 1986-1987 гг. и указать на ее главную ошибку: "В экономике, следуя установившимся стереотипам, мы начали с реформы тяжелой промышленности, машиностроения. Правильнее же было начинать с сельского хозяйства, с легкой и пищевой промышленности, то есть с того, что дало бы быструю и наглядную отдачу для людей, укрепило социальную базу перестройки. Словом, в ряде случаев, встав на путь реформ, мы неточно выбрали последовательность мер по их осуществлению..." Политические оппоненты Горбачева в последние годы пребывания его у власти, особенно после крушения перестройки, возложили на Генерального секретаря всю ответственность за "роковые" ошибки начального периода его деятельности. Однако разносторонний анализ истории тех лет показывает, что Горбачев не был единственным автором стратегии "ускорения", как и конкретных реформ, что они пользовались поддержкой как политической и интеллектуальной элиты, так и большинства населения. Есть основания заключить, что предложенный им курс соответствовал ожиданиям общества, его интеллектуальному, политическому уровню и менталитету».[1]

Следует заметить, что, ввиду устаревших приемов

[9] Засурский И.И. Масс-медиа второй республики. Москва, 1999.

С. 28.

партийной пропаганды, игнорирующих телевидение, разъяснение смысла реформ запаздывало, а почти ежедневно бросаемые с экрана М.С. Горбачевым непонятные слова («гласность», «плюрализм», «консенсус») всех завораживали, произнося эти «загадочные» слова, М.С. Горбачев первым из всех «коммунистических вождей» пошел в толпу и буквально повел ее за собой: «успех обеспечивает умелое использование слов и формул, могущество которых совершенно не зависит от их реального смысла: ”Очень часто слова, имеющие самый неопределенный смысл, оказывают самое большое влияние на толпу в них, несомненно, заключается магическая сила, будто на самом деле в них скрыто разрешение всех проблем. Они образуют синтез всех бессознательных разнообразных стремлений и надежд на их реализацию.”»[1]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.