Авторский проект как частный вид Интернет-журналистики
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Кафедра журналистики Курсовая работа Авторский проект как частный вид Интернет-журналистики Содержание Введение 1.Теоретическое осмысление авторского проекта 1.1 Интернет как масс-медиа 1.2 Понятие авторского проекта как частного вида журналистики. Его место в масс-медиа 1.3 Критерии целесообразности появления авторских проектов в сети Интернет 1.4 Юридический статус Интернет-журналистики 2. Авторский проект как частный вид Интернет журналистики 2.1 Общая характеристика пяти разнонаправленных авторских проектов, существующих менее 5 лет 2.2 Анализ целесообразности появления авторских проектов в Интернете по некоторым критериям 2.3 Место авторского проекта как частного вида Интернет журналистики Заключение Список используемой литературы Введение Началом развития сети Интернет в России является первая половина 90_х годов XX-го века. С каждым годом можно было наблюдать колоссальный рост количества пользователей и серверов, с той же невероятной скоростью увеличивалась и пропускная способность каналов у Интернет-провайдеров. Если вначале сеть Интернет служила преимущественно источником научной информации для интеллектуальной элиты общества, то со временем на нее обратил внимание серьезный бизнес. Сайты стали обязательным атрибутом любого значительного предприятия, появилось и получило широкое распространение такое явление, как Интернет-коммерция. Виртуальный офис, работающий круглосуточно и без выходных, оказался удобным инструментом продвижения товаров к покупателю, и был по достоинству оценен инвесторами. В результате этого, в конце 90-х годов XX-го века началась настоящая «золотая лихорадка»: вложение капиталов в Интернет-технологии шло такими темпами, что они во много раз превышали инвестиции в любую другую сферу экономики. Помимо виртуальных офисов появилось и Интернет-масс-медиа, в том числе и авторские проекты. Это сайты (либо домашние страницы), полностью создаваемые усилиями одного человека, где с некоторой периодичностью появляются результаты его журналистского творчества. В своей курсовой работе я буду рассматривать авторские проекты как частные случаи журналистских Интернет-изданий.Актуальность работы обусловлена постоянным ростом авторских проектов и их до сих пор не неопределенным юридическим статусом. Поэтому, на мой взгляд, необходимо, чтобы данная проблема была изучена более тщательно, чем это рассматривается в среднестатистических учебниках для студентов факультета журналистики. Отсюда цель исследования: проанализировать целесообразность появления авторских Интернет-проектов и определить их юридические возможности. В соответствии с этим определяются некоторые ключевые задачи:1. Выявить 5 разнонаправленных проектов, появившихся в 2008-2009 году.2. Определить их тематику, периодичность, целевую аудиторию, посещаемость.3. Установить их юридические возможности как средства массовой информации.4. Сделать вывод о месте авторских Интернет проектов в масс-медиа.Исходя из поставленных мною задач, главным методом исследования является анализ авторских проектов по ряду критериев, определяющих их целесообразность.Объектом исследования в курсовой работе являются Интернет-проекты как особая разновидность журналистики, а предметом исследования - те средства и приемы, которые позволяют придать им авторский характер. 1. Теоретическое осмысление авторского проекта1.1 Интернет как масс-медиаСредство массовой информации -- это средство распространения информации, характеризующееся, во-первых, обращенностью к массовой аудитории, во-вторых, общедоступностью, в-третьих, корпоративным характером производства и распространения информации. В настоящее время к средствам массовой информации относят: - прессу, радио, телевидение; - кинематограф, звукозаписи и видеозаписи; - видеотекст, телетекст, рекламные щиты и панели; -домашние видеоцентры, сочетающие телевизионные, телефонные, компьютерные и другие линии связи. Словарь Мерриама-Вебстера трактует понятие масс-медиа проще: «Средство массовой информации -- это средство коммуникации (как газета, радио или телевидение), предназначенное для охвата народных масс». Слово «Интернет» в понятии СМИ не фигурирует.На западе проблем с признанием Интернета, как средства массовой информации, не было. Признание произошло практически сразу, как только Интернет перестал быть вещью для избранных и начал становиться массовым феноменом, то есть, начиная с 1995-1996 годов: а именно, когда появились Windows-95 и первые графические браузеры для «простых» пользователей. Реакция была быстрой: если есть феномен, то его надо изучать. Посмотрев публикации того времени (1996 год) в специализированных журналах, таких, как «Journal of Computer-Mediated Communication» или «Journal of Communication», мы увидим различные программные статьи на эту тему, как, например, статью Мориса и Огана (Merrill Morris и Christine Ogan), первый -- докторант, второй -- профессор школы журналистики Индианского Университета, которая называется «Интернет как масс-медиа» («The Internet as a Mass Medium»). В этой статье Интернет однозначно признается средством массовой информации, и объясняется проблема определения Интернета, как масс-медиа. Она состоит в том, что мы не можем в 100 процентах случаев назвать Интернет средством массовой информации, потому что само средство (medium) передачи информации и сама массовость (mass) не определяются точно, и должны пересматриваться каждый раз, в зависимости от ситуации. Интернет -- это многогранное СМИ, содержащее в себе много видов коммуникаций. Интернет играет с классической схемой стандартной коммуникационной модели «источник-сообщение-получатель», помещая эту схему то в привычные рамки, то в новые конфигурации. Коммуникация в Интернете принимает разные формы, от WWW-страниц до электронных писем между друзьями. Каждое звено в цепочке «источник-сообщение-получатель» может варьироваться в широких пределах. Источником может быть как частное лицо, так и группа журналистов, сообщением -- журналистский материал или текст сообщения в чате, а получателем -- один человек или аудитория, потенциально состоящая из миллионов человек. В статье все это многообразие коммуникации разделено на четыре группы: a) асинхронная коммуникация по принципу one-to-one. (электронная почта); b) асинхронная коммуникация по принципу many-to-many -- usenet, электронные доски сообщений, -- то, что требует от получателя подписаться на данный сервис или использовать специальное ПО для получения сообщений по определенной теме или темам;c) синхронная коммуникация, которая может быть построенной по принципу one-to-one, one-to-few и one-to-many, организованная вокруг определенной темы, ролевой игры (MUD, Multi-UserDungeons), чаты и программы обмена сообщениями (instantmessaging) такими, как ICQ;d) асинхронная коммуникация, характеризующаяся тем, что получателю необходимо найти сайт для получения доступа к нужной информации, и которая может быть построена по принципу many-to-one, one-to-one или one-to-many. (Web-сайты, FTP-сайты). Исходя из определения Мориса и Огана, Интернет можно рассматривать как средство массовой информации, когда используемая коммуникационная модель имеет вид “…-to-many”, то есть направленность на массовую аудиторию. Случаи использования такой модели в Интернете довольно часты, но основная проблема признания Интернета масс-медиа заключается в том, что не всегда коммуникационная модель имеет данный вид.1.2 Понятие авторского проекта как частного вида журналистики. Его место в масс-медиаЖурналистика, как мобильная информационная сфера с каждым днем пополняется новыми жанровыми видами. Особенно теперь, во время массового распространения сети Интернет.Существуют три основополагающие жанровые группы: информационная группа жанров, аналитическая, и художественно-публицистическая группа.Главная цель информационного материала - сообщить о факте (в ежедневных изданиях и выпусках во главу угла ставится “свежий” факт - новость). В случае, когда к сообщению о факте добавляется его трактовка, обобщение, всестороннее рассмотрение и истолкование, его уже причисляют к аналитическому жанру. Если же тот же самый факт отходит на второй план, а главным становится авторское впечатление о нем, дается его образная трактовка, то это уже художественно-публицистический жанр журналистики.Все жанры журналистики сочетаются редко, однако, авторским проектам это под силу. Вообще, обычно он реализуется в виде заметок, в которых автор сайта рассказывает о чем-то (о проблеме, событии) через призму собственной точки зрения. В заметке чувствуется отношение автора к проблеме/событию. Однако специфика авторского проекта предполагает более широкий жанровый охват, т.к. журналист, в отличие, например, от новостника, может использоваться все жанровое разнообразие, не циклясь на одном жанре.Общепринятого понятия авторского проекта нет, однако схожие черты в его трактовке некоторыми учебными изданиями выделить можно. Итак, авторский проект -- это популярный, хорошо посещаемый сайт, полностью создаваемый и поддерживаемый усилиями одного человека, где появляются результаты его журналистского творчества.Естественно, что Интернет-журналистика первое время была оторвана от традиционной журналистики. Публикации веб-журналистов не считались солидными публикациями, а сами веб-журналисты не нуждались в помощи профессиональной журналистской среды, представители которой не имели понятия, зачем, о чем и как нужно писать в сети. Таким образом, Интернет-журналистика формировалась стихийно, часто людьми, не имеющими отношения к традиционным СМИ.Становление авторских проектов очень похоже на молодость русской журналистики, когда журналы выпускались энтузиастами, имели тираж, как правило, 200 экземпляров и существовали от нескольких месяцев до нескольких лет.Будучи некоммерческими и внеконъюнктурными, они оказались свободными от многих ограничений, что, конечно, является хорошей предпосылкой творчества.Авторский проект, как «молодой» вид журналистики пока малоизучен. Причина состоит в том, что научный инструментарий, используемый для исследования журналистского творчества для Интернет-журналистики, применим весьма ограниченно, так как необходимо еще доказать, что веб-сайты можно отнести к СМИ.Действительно, средство (medium) передачи информации и сама массовость (mass) в Интернете имеет свой смысл, так как средство здесь нужно употреблять во множественном лице. Интернет -- это система средств, а массовость, напротив, сводится до множества отдельных трансакций.Оценивая место авторского проекта в масс-медиа, не нужно забывать о том, что мы говорим о новом жанре. Поэтому по общим данным он занимает лишь около двух процентов от всего рынка масс-медиа. 1.3 Критерии целесообразности появления авторских проектов в сети ИнтернетГоворя о целесообразности развития Интернет-журналистики в целом (а авторского проекта в частности), нужно, прежде всего, обратиться к актуальности сети Интернет как явления. Итак, выделим критерии, исходя из которых можно сделать вывод о большей эффективности Интернет-журналистики, в отличие от журналистики печатной.Во-первых, это высокий уровень мобильности заполнения издания. Материалы могут выкладываться даже в режиме он-лайн. Сейчас часто в сети можно прочитать новостную публикацию о событии, которое произошло час назад. Газеты и журналы лишены подобной возможности.Второй критерий, вытекающий из первого - это возможность мгновенного доступа к нужному изданию с помощью ввода адреса в браузер, либо с помощью поисковых машин. В случае журналистики реальной, осязаемой, часто возникают трудности в поиске необходимого издания либо выпуска телевизионных новостей. Вполне возможна ситуация, когда читатель не успел ознакомиться со старым выпуском газеты/журнала, а его уже нет в продаже, тогда как в он-лайн версии он может зайти в раздел «архив» и найти необходимую публикацию.В-третьих, - возможность использования гипертекста. Эта уникальная функция доступна только в веб-журналистике. Читатель, знакомясь со статьей, может не владеть некоторыми понятиями, которыми оперирует автор в своей публикации. В этом случае пользователю не обязательно открывать словарь. Ему проще кликнуть мышкой по выделенному понятию и получить необходимые пояснения.В-четвертых, у пользователя Интернет есть бoльшая возможность в открытом участии в обсуждении или высказывания собственного мнения на ту или иную проблему. В этом случае, автор публикации получает обратную связь, и в дальнейшем может предугадывать, какие темы будут вызывать больший отклик, а, соответственно, повышать рейтинг издания. Эта возможность снижается до минимума у читателей печатной периодики.В качестве пятого критерия можно выделить отсутствие острой проблемы в верстке, нежели может возникнуть в печатном издании. И это лишь основные положительные моменты функционирования Интернет-журналистики.
Страницы: 1, 2, 3
|