реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Авторская позиция в аналитических материалах на страницах газеты "Известия"

реферат
ак упоминалось выше, указанные три фактора не являются единственными. Так А.А. Тертычный и призывает обратить внимание на четвертый жанрообразующий фактор, который считает крайне важным - методы и формы репрезентации материала аудитории. Говоря об их влиянии на жанрообразование, мы будем рассматривать ситуацию, когда все прочие необходимые факторы уже присутствуют. Методов репрезентации различают три. Используя метод сообщения, журналист создает информационные жанры - заметку, хронику или информацию. Когда к этому методу добавляется метод повествования, возникают тексты вроде информационной корреспонденции, применив с этими двумя методами еще и метод изложения автор получит жанр «наглядного отображения» - репортаж, очерк, фельетон. Тертычный А.А. Указ. соч. с. 202

В последние годы в журналистике появилась тенденция стирания границ между жанрами, смешения их признаков и функций, одни жанры изживают себя, другие наоборот приобретают чрезвычайную популярность. Поэтому приведенная здесь схема образования жанров не предлагается к восприятию как догма, однако ее следует иметь в виду. Там же с. 200

Журналистские жанры и система их образования нам интересны еще и потому, что выбор способа, которым журналист донесет информацию до читателя, тоже есть элемент авторской позиции. Хотя, конечно, не стоит забывать и о политике и плане издания, которые в той или иной загоняют этот выбор в определенные рамки.

У каждого издания есть модель (в данном случае нас интересует содержательно-тематическая), в которой определено, какую направленность будет иметь издание, какие темы в каких разделах оно будет освещать, их жанровое исполнение. Эту модель конкретизируют редакционные планы, отступать от которых журналисты могут лишь в крайних случаях. Необходимость следовать плану и есть один из факторов, стесняющих свободу журналиста в самовыражении.

1.3 Способы выражения авторской позиции в журналистском тексте

Анализ - ключевой процесс в создании аналитического произведения. Естественно, что у каждого журналиста свой метод и стиль его построения. Поэтому то, как автор строит доказательство своих доводов, в каком порядке он приводит аргументы и делает выводы - важнейший элемент авторской позиции. Например, он может использовать традиционную модель: гипотеза - аргументы - вывод; или же «обратную» - начать с вывода или аргументов - или вообще пропустить одно из звеньев такой цепи.

Позиция автора может выражаться и в способе, каким автор «физически» входит в текст.

М.И. Стюфляева в своем исследовании Стюфляева М.И. Указ. соч выделяет три «ипостаси» присутствия автора в тексте: как отстраненная оценивающая и размышляющая сторона, как непосредственно герой (участник) и как отражение героя. Любой из трех вариантов может быть использован в аналитической журналистике, поэтому все они нам интересны.

Любые авторские оценки основаны на собственном жизненном и читательском опыте, мировоззрении, личных нравственных нормах автора. Поэтому, оценивая явление, журналист самовыражается рационально, показывает себя аудитории как читателя, слушателя, выпускника учебного заведения и т.д.

Журналист как действующее лицо (например, ставящий эксперимент для разработки программы действий в связи с явлением) может проявить свою точку зрения например, с помощью избирательного показа явлений. Кроме того, описывая подобный эксперимент, он может продемонстрировать свое поведение в определенных ситуациях, что тоже поможет читателю узнать журналиста «живым человеком».

В том же случае, если автор выступает в роли «зеркала» Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения., он, реагируя на чувства и мысли своих героев, самовыражается эмоционально, что опять же влияет на его «живость» в глазах читателя.

Аналитик может выразить свое отношение к явлению напрямую, с помощью оценочных слов вроде «хорошо», «плохо», «справедливо», «правильно» и т.д. Кроме того, он может использовать обозначение - показ своего (или кого-то другого) поведения См Тертычный А.А. Указ. соч.. Таким образом он совершенно четко и однозначно дает читателю понять, как относится к описанному. Используя этот метод оценки журналисту нужно рассчитывать на высокий авторитет у аудитории и обоснованность своих доводов, чтобы читатель согласился его поддержать и принять его мнение.

С помощью метода избирательного показа оцениваемого явления - некоторые исследователи называют его «приём перетасовки» См Четыре теории прессы - (упоминание отдельных фактов, цитат, свойств, отзывов о явлении и т.д.) комментатор может создать у аудитории определенное впечатление об описываемом явлении, не прибегая к оценочным словам. Это может вызвать не такое однозначное понимание, как использование оценочных слов. Для разных категорий граждан (например, пенсионеров и подростков, глобалистов и антиглобалистов и т.д.) одни и те же явления могут иметь разные значения. Таким образом, здесь журналисту нужно учитывать свойства аудитории, чтобы достичь нужного результата - а именно создать у читателя нужную оценку явления, мотивировать его к определенному поведению, что всегда является целью аналитического материала. Кроме того, очень важно выявить действительно общественно значимые качества предмета публикации. Такой метод высказывания позиции может несколько снизить ответственность автора за мнение, создавшееся у аудитории, так как при таком методе его сложнее предсказать. В связи с подобным (избирательно-фрагментарным) способом отображения реальности может возникнуть вопрос о его честности по отношению к читателю и моральной его допустимости. Считаем нужным отметить, что любой журналистский текст фактически избирателен. Отбор определенных фактов - как раз тот неотъемлемый элемент субъективности, возникающей при передачи информации от одного человека к другому. Кроме того, автор, как и любой человек, по Конституции РФ имеет право высказывать свое мнение. Между «честным» и «нечестным» отображением действительности нет четкой грани, и профессиональная этика требует, чтобы журналист в спорных ситуациях действовал в соответствии со своими нравственными принципами Авраамов Д.С. Указ. соч., с. 234.

Последуем примеру А.А. Тертычного и приведем здесь неприемлемые по его мнению методы убеждения аудитории - это повысит практическую полезность данной работы.

· Домысел и «передержки»

· Апелляция к «личности»

· Апелляция к «публике»

· «Навешивание ярлыков»

· «Сплетня» Тертычный А.А, Указ. соч. с. 111

Еще одним способом выражения авторской позиции является выбор лексических средств. Журналист может использовать эмоционально окрашенные слова для выражения оценок, профессиональные или слова определенных слоев общества для создания определенного эффекта, для подчеркивания определенных качеств явления. Каждый человек в силу воспитания, образования и общения в определенном кругу использует свой индивидуальный набор слов. Такой набор есть, разумеется, и у каждого журналиста и используется им в материалах. Особенности словарного запаса - также важная часть его индивидуальности, проявляющаяся на газетной полосе.

То же самое можно сказать и о стилистике, об авторской манере письма. Некоторые журналисты (например, В. Песков) в силу своей темы и собственного характера пишут трогательные лирические, «неспешные» материалы. Другие же, напротив, - создают атмосферу быстроты, оперативности, постоянного движения (например, Ю. Щекочихин).

Упомянутая абзацем выше тема публикации - также важная часть проявления авторской позиции. У каждого состоявшегося публициста есть собственная тема, которую он разрабатывает иногда всю свою жизнь. Выбор этой темы связан с интересами, характером, жизненными обстоятельствами человека.

1.4 Взаимодействие автора и читателя

Аналитический материал предполагает наиболее активное взаимодействие журналиста с аудиторией. Обезличенные тексты более свойственны журналистике информационной - в новостной заметке, где изложен «голый» факт, личность автора не так важна. Это меняется, стоит только в материале появиться доле анализа - лицо размышляющее уже интересно. Кроме того, аналитический материал именно преследует цель повлиять на формирование мнения и поведения человека.

Журналистика в отличие от художественной литературы очень четко направлена на читателя - именно к нему, прямо и непосредственно обращается сотрудник газеты. Часто он как бы призывает читателя к солидарности, к совместной деятельности, предлагая ему свои размышления, приводящие к определенному выводу. Таким образом аудитория вовлекается в совместный с журналистом поиск истины, а здесь важно доверие.

Читая аналитику, мы доверяем не кому-нибудь, а реально существующему человеку, часто уже давно нам известному, со своими взглядами и мировоззрением. Со временем журналист зарабатывает себе авторитет, который крайне важен, ибо от него напрямую зависит эффективность его работы. Важно уметь представить себя не как представителя другого мира, находящегося «по другую сторону газетного листа», а «обычным человеком», «одним из вас (читателей)». Для этого можно использовать какие-то элементы совместного опыта (факты истории, произведения искусства). Если читатель узнает, что они с журналистом, например, читали одну и ту же книгу в одинаковом возрасте или жили напротив одной стройки, он почувствует свою с журналистом принадлежность к одной действительности. Кроме того в этих автобиографических вставках снова проглядывает личность журналиста, мировоззрение, воспитание. Стюфляева М.И. Образные ресурсы публицистики

Также, чтобы наладить связи с аудиторией, автор может ставить перед ней вопросы, предложить ей поразмышлять над отдельными нюансами ситуации, выразить сомнение в какой-либо точке зрения, выдвинуть какие-либо предположения. Сомнение в своих доводах может способствовать сближению с читателем - тот поймет, что журналист не претендует на истину в последней инстанции и уважает мнение других.

Однако, это приглашение автора к сотрудничеству, пошаговому следованию своей логике есть ни что иное как отстаивание своей точки зрения в споре с читателем. Ведь материал ориентирован на аудиторию, не придерживающуюся данного мнения. Он призван ее переубедить - это цель его существования. Следующее высказывание М.И. Стюфляевой о публицистических жанрах справедливо и применительно к аналитике: «Именно полемическое противостояние мнений - та жизненная сила, которая питает публицистику» Стюфляева М.И. Указ. соч. .

Черты полемизма можно разыскать в любом аналитическом материале. Здесь они гораздо более чистые и открытые, чем в художественной публицистике и литературе.

М.И. Стюфляева выделяет следующие проявления полемизма в тексте:

· разговорность (например, естественное для разговорной речи соединение лексических противоположностей)

· возможный расчет на произнесение вслух (это касается способа построения предложений - они просты для восприятия на слух)

· градация

· введение вопросов-тезисов (необходимы для наметки направлений разработки темы)

· вопрос, адресованный читателю (серьезная, глобальная тема, которая должна занимать его все время прочтения материала, а может, и после)

· риторические вопросы (не стоит путать с вопросами из предыдущих пунктов, эти лишь привносят экспрессию, оживляют беседу)

Тенденции полемизма могут выявляться в несогласии автора с другим носителем позиции, не являющимся читателем (например, автором другой статьи, выдержки из которой он и приводит, чтобы их оспорить). Иногда, заявляет исследовательница, полемизм может выражаться во внутримонологовой диалогизации - журналист «спорит сам с собой».

В ходе такого спора публицисту необходимо приводить четкие и весомые аргументы в пользу своих высказываний, то есть доказывать их достоверность. Такое определение этого термина дает словарь Брокгауза и Ефрона: «достоверность - сознание истинности того, что с необходимостью вытекает из общечеловеческой природы и ее законов познания, или из очевидных, тщательно проверенных фактов» Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. т. 11 .

Наиболее подходящее нам определение этого понятия дает П.А. Романов: «достоверность можно рассматривать как наиболее приближенный к истине вид компенсации истинного знания, в котором наряду с объективным содержанием (объективной истиной) имеется и форма определенного субъективного принятия этого содержания, представляющая собой некоторую систему обоснований». Романов П.А. Убеждение как специфическая форма субъективного отображения действительности

Снова обратимся к исследованиям А.А. Тертычного. Он выделяет семь методов доказательства достоверности суждений в аналитических публикациях:

1. «Привязка» к опыту аудитории

2. «Привязка» к возможности проверки сообщений аудиторией

3. «Привязка» к авторитетному источнику информации

4. Метод «перевеса» однозначных мнений

5. Опора на «плюрализм мнений»

6. Создание предпосылок «соучастия» аудитории в поисках автором истины

7. Демонстрация правильного мышления Тертычный А.А. Указ. соч. с. 115-125

Когда автор высказал свою точку зрения на явление, привлек к ней внимание читателя, продемонстрировал достоверность своих суждений и убедил его в своей правоте, на его плечи ложится ответственность за сформированное у читателя мнение. Хотя конституционно точка зрения автора и равна точке зрения любого другого гражданина России, фактически ее «вес» гораздо больше, соответственно, возрастает и ответственность. И автор должен четко осознавать степень этой ответственности, что и записано в кодексах профессиональной этики журналиста.

В Международных принципах профессиональной этики журналиста о социальной ответственности автора публикации сказано: «Социальная ответственность журналиста. В журналистике информация понимается как общественное благо, а не как предмет потребления. Это означает, что журналист разделяет ответственность за переданную информацию. Он ответственен не только перед теми, кто контролирует СМИ, но, прежде всего, перед широкой общественностью, принимая во внимание различные социальные интересы. Социальная ответственность журналиста требует, чтобы во всех обстоятельствах он действовал в соответствии со своим нравственным сознанием» Авраамаов Д.С. Профессиональная этика журналиста. с. 234.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.