реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Авторская позиция как выражение субъективного начала в журналистском тексте (на материале красноярской прессы в период 1996-1998гг.)

реферат

Авторская позиция как выражение субъективного начала в журналистском тексте (на материале красноярской прессы в период 1996-1998гг.)

11

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ РФ

КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ЖУРНАЛИСТИКИ

Авторская позиция

как выражение субъективного начала

в журналистском тексте

(на материале красноярской прессы в период 1996-1998гг.)

Дипломное сочинение студентки

факультета филологии и журналистики

Н. О. Бомбаковой.

Допущено к защите

“ ” _______________ 1999г.

Научный руководитель З.И. Палиева,

кандидат философских наук, доцент

Зав. кафедрой

“ ” _______________ 1999г. З.И. Палиева,

кандидат философских наук, доцент

КРАСНОЯРСК 2002

Содержание

Введение……………………………………………………3

Глава 1. Профессиональная этика журналиста: авторская позиция как выражение субъективности…………………………………………….7

Профессиональные кодексы об

объективности в журналистике………………..….7

Субъективность журналиста. Объективность

как принцип деятельности….…………………….11

Позиция журналиста: сущность и социальная ответственность за её выражение……………….16

Глава 2. Психологические приёмы и способы проявления позиции журналиста……………………….34

Приёмы открытого проявления позиции журналиста……………………………………………37

1).Антиагитация……..……………………………….38

2).Агитация……………………………………………39

Способы скрытого проявления позиции журналиста.…………………………………………..41

1). Слова-индикаторы………………………………43

2). Авторский домысел………………………….….44

3). Подбор фактов. …………………………………46

4). Апелляция к публике…...………………………49

5). Сравнение…...…………………………………...52

Заключение……..………………………………………….57

Литература……...………………………………………….60

Введение

Журналистский текст - это особый продукт творчества со своими особенностями и закономерностями построения. Специфика публицистического стиля определяется единством двух противонаправленных тенденций - к стандартности и к экспрессивности. “Тенденция к стандартности означает стремление публицистики к строгости и информативности официально-делового и научного стилей; тенденция к экспрессивности, к живости и занимательности изложения означает стремление публицистики к доступности и привлекательности форм выражения, характерных для языка художественной литературы и разговорной речи” (10, 67).

В общей же проблеме субъективного начала журналистского творчества меня интересует позиция публициста. Что значит понятие “авторская позиция” применительно к журналистике? Насколько её выражение в СМИ соотносится с требованием объективности, о котором говорят все вокруг и которое записано в этических кодексах журналиста? Связано ли выражение позиции с конкретными жанрами журналистского творчества или это не имеет значения? Несёт ли автор за выражение своего мнения какую-либо ответственность перед обществом и, вообще, нужно ли это аудитории? Попытка ответить на эти вопросы стала целью настоящего исследования.

Поскольку в последнее время появляется много мнений по поводу, есть ли “объективная журналистика”, чьи убеждения выражают журналисты, очевидно, что пресса просто переполнена субъективными оценками авторов. Это обстоятельство определило выбор темы дипломной работы: “Авторская позиция как выражение субъективного начала в журналистском тексте”.

Задача исследования заключается в том, чтобы, затронув проблему объективности-субъективности журналистики вообще и её этические аспекты и связь с психологией в частности, выявить жанровое своеобразие, а также приёмы и способы выражения позиции журналиста на страницах местных газет. В соответствии с темой, целью и задачей исследования объектом данной работы стала практика красноярских журналистов за 1996-98 годы. Как предмет исследования была выбрана политика, точнее печатные тексты, в которых нашли отражение политические события трёх обозначенных лет.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. В первой главе - “Профессиональная этика журналиста: авторская позиция как выражение субъективности” - автор рассматривает журналистские этические кодексы как зафиксированные требования, предъявляемые к журналистам и их текстам. Далее я рассматриваю некоторые существующие точки зрения на проблему объективности-субъективности журналистики. Последний параграф этой главы посвящён жанровому отображению позиции и ответственности публициста перед аудиторией за обнародование своей позиции.

Вторая глава - “Психологические приёмы и способы проявления позиции журналиста” - посвящена непосредственно практической деятельности красноярских журналистов. В этой главе рассматривается психологическая основа появления тех или иных приёмов в прессе. При этом я разделяю способы открытого и имплицитного воздействия на аудиторию и затрагиваю проблему манипулирования сознанием людей, а также существующее разделение прессы на “жёлтую” и “качественную”.

Обращаясь к истории исследования данного вопроса, автор столкнулся с определёнными трудностями в поиске литературы по этой проблеме. Достаточно глубоко исследованы языковые средства общения в различных социальных группах. Так, например, составителями сборника “Культура парламентской речи” (11) рассматривается речевое общение депутатов, а Б. В. Колодкиным (9) - различные приёмы воздействия на сознание молодёжи. Классификация А. П. Сковородникова (16) строится на том положении, что любое воздействие на сознание читателя есть языковое насилие. Но если эти указанные работы достаточно новые и некоторые из них будут рассмотрены подробнее в настоящем исследовании, то, обращаясь к литературе по журналистике и психологии, можно отметить, что новых разработок по названной проблеме недостаточно. Д. С. Авраамов (1) об этической стороне журналистики рассуждает с позиции постсоветского общества, также как и С. К. Рощин (15) о психологическом аспекте журналистики. И очень многое из этих двух работ было взято для настоящего исследования. Весьма интересными и познавательными можно назвать научно-популярные издания американских исследователей - “Четыре теории прессы” (23) и “Беседы о масс-медиа” (2). С некоторыми ограничениями, связанными с национальной спецификой, эти работы оказались полезными для данного исследования. В основном, автор дипломного сочинения исходил прежде всего из анализа практической деятельности красноярских журналистов.

Таким образом, теоретическая значимость работы состоит в попытке выявления феномена авторской позиции журналистского текста, посвящённого политической тематике, уточнения понятия “субъективность в журналистском творчестве”. Практическое применение исследование может найти в учебном процессе - в изучении курса “Теория и методика журналистского творчества”, спецпрактикума “Мастерство журналиста”, а также может быть полезным для журналистов-практиков.

Глава 1. Профессиональная этика журналиста: авторская позиция и субъективность.

В последнее время много говорят об ангажированности прессы, о необъективности журналистов, их продажности, что вызывает недоверие аудитории. Наряду с тем, что свободная и независимая пресса практически повсеместно считается неотъемлемой частью демократического общества, достаточно часто приходится слышать о политических пристрастиях и потенциальной предвзятости журналистов. Получается, что пишущие попросту нарушают нормы профессиональной морали. Рассмотрим основные принципы журналистской этики.

Профессиональные кодексы об объективности в журналистике.

“Этика - это философская наука, посвящённая общим принципам морали и нравственным решениям, которые людям приходится принимать в общении с себе подобными. Журналистская этика - понятие, которым обозначается изучение и практическое применение стандартов профессионального поведения в журналистике, специфика возникающего здесь нравственного выбора. В журналистской этике система ценностей и нравственных принципов, как правило, соединяется с проблемой выбора, возникающей в повседневной деятельности прессы. В ситуации ценностного выбора зачастую приходится иметь дело с понятиями “правильно-неправильно”, со степенями правоты и неправоты, - журналистский выбор бывает трудно сделать” (2, 237). Подобные нравственные конфликты возникают постоянно, и накопленный опыт их разрешения нашёл своё отражение в профессиональной морали. Таким образом, существует понятие “журналистская этика”, смысл которого относится к области принятия решений при отборе новостей. А понятие “этика в журналистике” подразумевает кодекс поведения.

Журналистская этика распространяется на процесс принятия решений в специфических ситуациях, но и здесь выбор должен соотноситься с фундаментальными правилами и принципами. Для журналистов это означает необходимость сделать такой выбор, который согласовывался бы с правилами и принципами профессии, записанными в этическом кодексе. На практике нравственный выбор предполагает определённую свободу в принятии решения, при которой возможны градации правоты и неправоты, поскольку невозможно отыскать нравственное решение, подходящее ко всем случаям жизни. Некоторые этические нормы и принципы кодифицируются в законе, в этом случае государство требует от своих граждан следовать конкретному правилу или принципу в процессе принятия ими решений. Журналистская этика позволяет больше индивидуальной свободы.

Таким образом, журналист, работник профессии, где так много стандартизированных приёмов, но так мало абсолютных правил, имеет целый спектр возможных решений, выбирая между этичным и неэтичным поступком. В силу этого обстоятельства многие исследователи, в частности, американцы Э. Деннис и Дж. Мэррилл (23), не могут дать окончательное определение, что составляет “этичное” поведение журналиста.

Я попыталась проанализировать 5 кодексов поведения журналиста, 4 из которых опубликованы в приложении к работе Д. С. Авраамова (1) и ещё один - в одном из номеров газеты “ТиР” (22).

Любопытно, что во всех существуют принципы нравственного и безнравственного поведения журналиста. Другими словами, кодексы предписывают не только, что можно и нужно делать прессе, но и особо акцентируется, что нельзя. К примеру, в Хартии телерадиовещателей в части “Действия, несовместимые с нормами цивилизованной журналистики” сказано: “Обнародование информации не должно ставиться в зависимость от политических интересов третьих лиц. Недопустима организация информационных кампаний по целенаправленной дискредитации граждан и организаций в конъюнктурных целях. Недопустимо получение информации обманным путём, а также путём запугивания или подкупа. Недопустимо злоупотребление доверием собеседника, а также его особо эмоциональным состоянием, не позволяющим адекватно оценивать последствия высказываний. Недопустимо преднамеренное распространение информации в форме, провоцирующей панику, массовые волнения и беспорядки, сбои в функционировании транспортных систем и иных систем жизнеобеспечения” (22, 2). Вообще, обобщая нарушения норм профессиональной этики, можно выделить следующие моменты: есть проступки журналистов, нарушающие право людей на получение информации, проступки, ущемляющие право людей на свободу выражения мнений, также журналист не должен нарушать право чести и достоинства личности, служебную этику и требования профессиональной чести журналиста.

Однако, в большей степени, кодексы предписывают, что обязан делать журналист, при этом, не нарушая профессиональную мораль. В Кодексе профессиональной этики журналиста, принятом в 1991 году, отмечено следующее: “Статья 2. Правдивость и объективность. Журналист обязан давать правдивое изображение действительности путём точной и исчерпывающей информации. Он излагает факты, сохраняя их подлинный смысл, вскрывая важнейшие связи и не допуская искажений, с тем чтобы общественность получила достаточно материала, позволяющего ей сформировать точное, связное и наиболее адекватное представление о текущих социальных процессах” (1, 240). Второе положение Международных принципов профессиональной этики журналиста также гласит: “Верность журналиста объективной реальности. Первейшая задача журналиста - гарантировать людям получение правдивой и достоверной информации посредством честного отражения объективной реальности. Журналист излагает факты добросовестно, сохраняя их подлинный смысл и не допуская искажений. Он максимально использует свои творческие способности для того, чтобы общественность получила достаточно материала, позволяющего ей сформировать точное и связное представление о мире. Так, чтобы происхождение, природа и сущность событий, течение и положение дел были поняты как можно более объективно” (1, 234). Вообще же, Д. С. Авраамов в своём исследовании ссылается на тематический анализ 59 журналистских кодексов, который приводит финский учёный Ларс Бруун. На первом месте там стоит то же требование - правдивого и честного распространения информации. Такая статья имеется в 53 из 59 разобранных кодексов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.