реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Анализ шрифтов детской печатной продукции

реферат
p align="left">1.2 КЛАССИФИКАЦИЯ ШРИФТА В ИЗДАТЕЛЬСКОМ ДЕЛЕ

Шрифты делятся по своему назначению и области применения на книжные, газетные, плакатно-афишные, картографические, декоративные, рекламные.

Выбор той или иной гарнитуры шрифта определяется самим изданием, его целью и читательским адресом. В научно-популярном издании уместны одни шрифты, в художественном - другие. Выбор шрифта определяет и способ печати. Всё это привело к большому разнообразию шрифтов, отличающихся рядом признаков. Есть несколько характеристик шрифтов:

- кегль шрифта (размер шрифта - высота в типографских пунктах прямоугольника, в который может быть вписан любой знак алфавита данного размера с учетом верхнего и нижнего просвета): текстовые (до 12 пунктов), титульные (более 12 пунктов).

- гарнитура шрифта (комплект шрифтов одинакового рисунка, но различного начертания и размера). Имеют условные названия: литературная, обыкновенная, плакатная и др.

- начертание шрифтов (насыщенность и толщина штрихов, высота знаков и характер заполнения): светлые, полужирные и жирные.

- наклон основных шрифтов (отклонение основных штрихов от вертикального положения): прямые, курсивные.

- размер шрифта (в нормальных шрифтах отношение ширины очка к высоте составляет приблизительно 3:4. в узких - 1:2, в широких - 1:1): сверхузкие, узкие, нормальные, широкие и сверхширокие.

- характер заполнения штрихов: шрифт нормальный, контурный, выворотный, оттененный, штрихованный и др. «Компьютерный» шрифт - это файл или группа файлов, обеспечивающий вывод текста со стилевыми особенностями шрифта. Обычно система файлов, составляющая шрифт, состоит из основного файла, содержащего описание символов и вспомогательных информационных и метрических файлов, используемых прикладными программами.

Пользователи имеют возможность использовать как растровые, так и векторные шрифты. Файлы растровых шрифтов содержат описания букв в виде матриц растра - последовательность печатаемых точек. Каждому кеглю какого-либо начертания растрового шрифта соответствует файл на диске, используемый программой при печати, поэтому для растровых шрифтов часто используется термин шрифторазмер.

Растровые шрифты при отсутствии динамической загрузки или шрифтового картриджа должны быть предварительно загружены в лазерный принтер.

В векторных шрифтах буквы описаны не как растровые матрицы, а как геометрические фигуры. Использование векторных шрифтов не ограничено перечнем имеющихся кеглей, определяемых наличием соответствующих шрифтовых файлов. Требования к шрифтам: Правильное использование шрифта играет важную роль. Шрифт должен быть не только красивым. Но и экономичным, что характеризуется емкостью и определяется средним количеством знаков, которые могут разместиться в строке, в полосе.

Производственно - технико - технологические требования к шрифтам - это точность воспроизведения графики шрифта в разных видах печати - высокой, глубокой, плоской, механическая прочность и линейная точность шрифта как элемента печатной формы при получении оттисков в печатной машине.

Под гигиеническими требованиями к шрифту понимается его удобочитаемость. исследования показали, что важно подбирать правильно и длину строки и размеры пробелов между словами. Так, например, для детей дошкольного и младшего школьного возраста необходимы четкие, простые по рисунку шрифты 12-16 пунктов, для взрослого читателя - шрифты 8-10 пунктов, в справочных изданиях - кегль шрифта может быть снижен.

Некоторые шрифты, конечно, настолько универсальны, что подходят практически для любой задачи. У других более ограниченное применение. Но все шрифты имеют свою специфику, отличающую их друг от друга.

Относительно восприятия трудно рекомендовать что-либо конкретное. История шрифта, его эстетика, "настроение" текста, возраст и социальный статус аудитории, вкус дизайнера - всё может влиять на выбор шрифта. Однако есть и некоторые закономерности. Так, результаты исследований показали:

- текст, набранный прописными буквами, замедляет скорость чтения, а кроме того, занимает больше места, порой на 50 процентов;

- курсив читать труднее, чем прямое начертание;- очень короткие строки, так же как и очень длинные, читать труднее. Большинство художественных редакторов склонны в рамках своего издания придерживаться одного основного шрифта. Время от времени специальные статьи могут оформляться другим шрифтом. При выборе основного шрифта издания следует принимать во внимание характеристики бумаги. Например, романские шрифты "старого стиля" удачно сочетаются с грубой бумагой, а шрифты стиля "модерн" лучше смотрятся на гладкой или мелованной бумаге. Кроме того, на выбор шрифта влияет способ печати. Например, некоторые шрифты из-за очень тонких засечек плохо воспроизводятся офсетной печатью.

В основу классификации шрифтов положены особенности контрастности между отдельными штрихами букв, наличие или отсутствие засечек, форма засечек. Все шрифты можно объединить в пять основных и одну дополнительную группу

К 1-й группе относятся гарнитуры с умеренной контрастностью штрихов (1:3), с засечками в виде плавного утолщения концов основных штрихов, чаще всего приближающихся к треугольнику, преимущественно с наклонными осями округлых букв. Данная группа шрифтов сложилась еще в античном мире. К этой группе относятся шрифты антиквы, а из русских образцов в нее вошли: петровская гражданская азбука и шрифты типографии Московского университета конца XVIII в. Из современных образцов - литературная, банниковская и др.

Ко 2-й группе относятся гарнитуры с контрастными штрихами (1:5), с длинными тонкими горизонтальными засечками, соединяющимися с основными штрихами под прямым углом (иногда с легким закруглением). Округлые буквы имеют вертикальные оси.

К 3-й группе относятся гарнитуры, имеющие малоконтрастные штрихи (1:5) с длинными засечками, преимущественно с закругленными концами, соединенными с основными штрихами под прямым углом или с легким закруглением. Рисунки этих шрифтов возникли в конце XIX в. К этой группе относятся такие гарнитуры, как школьная, журнальная, пискаревская, новая журнальная и др.

4-я группа  - это группа брусковых шрифтов. К этой группе относятся гарнитуры с малоконтрастными штрихами с длинными засечками, соединенными с основными штрихами под прямым углом или с легким закруглением. Шрифты этой группы начали применятся в начале XIX в. на  рекламных объявлениях, в газетных заголовках и т. д. К брусковым шрифтам относятся шрифты: египетский, итальянский. Гарнитуры имеют названия: брусковая, балтика, реклама.

5-я группа - рубленые шрифты с контрастностью штрихов 1:1. Засечки отсутствуют. Шрифты получили название "гротеск". Начали широко применятся в начале XIX в. в заголовках рекламных объявлений. К этой группе относятся плакатные гарнитура, журнальная рубленая, газетная рубленая. Эти шрифты получили широкое распространение в современных массовых иллюстративных журналах "Огонек", "Крокодил" и др.

6-я группа - дополнительная. К ней относятся все шрифты, которые не могут быть включены в указанные выше группы. К ним относятся: рукописные, различные каллиграфические шрифты, рисунок который выполнен с помощью ширококонечного пера (рондо) или кисти.

1.3 ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ШРИФТА В ТИПОГРАФИКЕ НА РИСУНКЕ 1.3

Рисунок 1.3 - элементы шрифта


1 -- верхняя линия строчных букв, 2 -- междустрочие, 3 -- линия шрифта, 4 -- геометрическая линия, 6 -- верхняя линия прописных букв, 7 -- верхняя линия округлых прописных букв, 8 -- основные штрихи, 9 -- соединительные штрихи, 10 -- внутрибуквенные просветы, 11 -- межбуквенные пробелы, 12 -- вертикальные засечки, 13 -- надбуквенные значки (акценты), 14 -- верхние выносные элементы, 15 -- расстояние между нижными выносными элементами и прописными буквами следующей строки, 16 -- нижные выносные элементы, 17 -- односторонняя засечка,18 -- подбуквенные значки, 19 -- росчерки, 20 -- засечки.

Шрифт обычно создает некий визуальный образ. Если выполнить набор строки различными гарнитурами, даже неискушенный человек обратит внимание на то, что процесс чтения текста значительно затрудняется. Глаз перескакивает с одной гарнитуры на другую и как бы узнает буквы заново. Можно проводить определенные изменения в буквах, например, изменять их величину от бриллианта до квадрата; можно сделать светлое и жирное начертание, изменять угол наклона букв и получить курсив, но образ шрифта останется прежним, так как не изменилась его самая главная особенность -- конструкция, характерные черты рисунка.

Если существенно изменить конструкцию букв, например увеличить или уменьшить толщину основных или соединительных штрихов, или круглую форму букв на эллиптическую, направление букв осей, характер шрифта резко изменится. Каждый шрифт может быть представлен схемой, определяющей его конструкцию. Рассмотрим принципы образования графем кириллического алфавита. Все буквы алфавита можно разделить на пять наиболее характерных групп:

группа 1: буквы, состоящие из вертикальных и горизонтальных линий (Н, Г, Е, П, Т, Ц, Щ, Ш);
группа 2: буквы, состоящие из вертикальных и наклонных линий (Л, Д, М, И);
группа 3: буквы, состоящие из наклонных линий (А, У. X);
группа 4: буквы, состоящие из округлых линий (О, С, Э, 3);
группа 5: буквы, состоящие из вертикальных, горизонтальных линий в сочетании с округлыми элементами (Ж, Б, В, К, Р, Ф, Ч, Ы, Ь, Ъ, Ю, Я).

Анализируя конструктивные особенности графем, можно сделать следующие выводы: наиболее характерными буквами для каждой группы являются: для первой -- Н, для второй -- Л, третьей -- А, четвертой -- О и пятой -- Ж; меньше всего букв в группе 3; самая многочисленная группа 5; наиболее четко воспринимаются буквы из групп 1, 3, 4; в группе 5 приблизительно '/з алфавита составляют буквы со сложным конструктивным построением. Такое распределение шрифтов не является точной схемой для всех видов шрифтов. Шрифт, как и любое другое произведение искусства, обладает многообразием форм. Так, буквы Д, К, М, У, Х часто имеют свой индивидуальный рисунок, что оказывает влияние на конструкцию некоторых элементов других букв. Существует определенная закономерность построения графем букв по принципу одинарных и сдвоенных графических схем. Самые разнообразные шрифты могут быть выражены определенной конструктивной схемой -- полиграммой (полиграмма -- конструктивная схема гарнитуры шрифта, которая помогает определить пропорции и построить все элементы букв, входящих в гарнитуру). Для определения графического изображения конcтрукции шрифта необходимо совместить буквы тождественными формами. Это совмещение одной буквы с другой позволит получить несколько промежуточных полиграмм:

1) по прописной букве Н строятся буквы И, П, Ц, могут частично находиться различные варианты букв Д, Л, М, У и основные элементы букв Б, В, Е, К, Р, Ю, Я;

2) по прописной букве О строятся буквы С, Э, Ю;

3) по прописной букве А строятся некоторые варианты букв Д, Л, М и могут быть найдены основные элементы букв X, У;

4) по прописной букве Е строятся буквы Г и Т;

5) по прописной букве В строятся буквы 3, Ы, Ь, Ф, Я;

6) по прописной букве К строится буква Ж;

7) по строчной букве н строятся строчные буквы а, в, г, д, и, к, л, п, т, ч, ц, ь, я;

8) по строчной букве о строятся буквы б, е, з, р, с, ф, э, ю.

Совмещая промежуточные полиграммы, можно получить общую полиграмму. При наложении полиграмм необходимо обращать внимание на то, чтобы основные тождественные формы симметрично располагались вокруг центральной вертикальной оси, а вертикальные, горизонтальные, наклонные и округлые штрихи совпадали.

Основными композиционными осями считаются внешние контуры рисунка букв. Вызвано это тем, что все остальные элементы букв могут видоизменяться, а шрифт может быть светлым, полужирным, жирным или будет иметь узкое, нормальное или широкое начертание. Шрифт можно построить при помощи различных геометрических выкладок. Например, при помощи модульной сетки. Прежде всего устанавливают пропорции прямоугольника, в который должна быть вписана буква. Здесь это соотношение равно 4:5, т. е. четыре клетки по ширине и пять клеток по высоте. Далее нужно определить, какую часть стороны прямоугольника занимает основной элемент. Ширина этого элемента будет равна одной клетке. Такой элемент служит для измерения данной буквы и одновременно всех букв шрифта. Сетка также дает возможность установить место и направление главных осей буквы. Из рисунка видно, как по модулю и модульной сетке находят пропорции букв, места соединения штрихов, центры дуг окружностей. Исходными буквами при рисовании алфавита служат буквы Н и О. На основе этих букв можно создать другие буквы. Модульная сетка облегчает построение рисунка каждой буквы, определение ее ширины и связь отдельных элементов. Ширина прописных букв Ж, М, Щ, Ш, Ю обычно составляет полуторную ширину узких букв.

1.4 ТРЕБОВАНИЯ ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ШРИФТАМ ДЕТСКИХ ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ

Текст книг для дошкольников набирают, как правило, шрифтами крупных кеглей - 16, 14, 12, требующими длинной строки, которая не является неудобной для медленно читающего ребенка. Полоса набора, «загруженная» мелким кеглем, недопустима в детской книге - читать ее трудно, и она количеством текста психологически отпугивает ребенка от чтения. Текст в книгах для школьников младших классов начинает играть главенствующую роль. В этих книгах кегль шрифта несколько уменьшается (12-10 п.), но он остается в рамках наибольшей удобочитаемости для детей. Строка становится короче. В настоящее время были внесены некоторые изменения к требованиям к детским печатным изданиям. Чем меньше дети - тем жестче требования. Один из авторов новых требований -- ведущий научный сотрудник киевского Института гигиены и медицинской экологии имени О. М. Марзеева Алина Платонова -- рассказала о том, что 30 января нынешнего года Министерством юстиции зарегистрированы новые государственные нормы и правила печатной продукции для детей. Они уже вступили в действие. Правила касаются и издателей, и изготовителей, и реализаторов детской литературы. Все детские издания должны иметь заключения с новыми санитарными и гигиеническими нормами и правилами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.