Аграрная пресса
2 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА «ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ» КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине: «Теория и практика средств массовой информации» «Аграрная пресса». Работу выполнила: студент гр. СО-324 М.С. Задорина Работу проверил: доц. Каф. ФиСК В.М. Слабодян дата сдачи: _______ дата проверки: _______ Омск 2007 Оглавление: Введение Глава 1. Аграрная пресса России 1.1. Становление аграрной прессы и ее современное состояние 1.2. Периодические издания аграрной прессы ... Глава 2. Место аграрной прессы в системе СМИ 1.1 Анализ аграрной прессы 1.2 Макет журнала Заключение Список литературы Введение: Аграрный вопрос в России всегда был одним из главных. Этому вопросу не один год своей творческой деятельности отдали такие журналисты как Вален-тин Овечкин, Борис Можаев, Георгий Радов, Юрий Черниченко, Иван Васильев. Об-суждение в печати проблем деревни всегда вызывало и вызывает об-щественный резонанс. А сегодня, когда развитие сельского хозяйства является одной из приоритетных задач российского государства и наиболее обсуждаемой темой в российских СМИ, совершенствование аграрной тематики является актуальной проблемой современной журналистики. Объект - аграрная проблематика. Предмет - аграрная пресса России. Цель моей работы проанализировать существующую аграрную прессу. Выявить плюсы и недостатки изданий, данной тематики; Предложить вариант аграрного периодического издания, наиболее отвечающего современным требованиям. Практическая значимость - привлечь внимание к проблеме современной аграрной прессы, расширить читательскую аудиторию, увеличение числа изданий, отражающих данную тематику. Глава1. Аграрная пресса России 1.1. Становление аграрной прессы и ее современное состояние Развитие системы аграрной прессы, как и всей российской журналистики, в постсоветский период, носит противоречивый характер, во многом обусловленный кризисными явлениями в жизни общества. Несмотря на потери и трудности, аграрная прес-са выжила: в стране издаются десятки специализированных газет и журналов, рассчитанных как на сельских жителей, так и на го-рожан-землевладельцев. Наряду с традиционной «Сельской жиз-нью» выходят еженедельник «Крестьянская Россия», хорошо известная читателям газета «Ваши 6 соток». В последние годы появи-лись и новые издания: «АиФ» на даче», «Мой прекрасный сад», «Сельскохозяйственный оптовик» и др. Есть аграрные издания и в регионах. Если говорить об аграрной теме в современной российской журналистике в целом, то следует отметить две тенденции. С одной стороны, аграрная периодика расширила свою тематику, с дру-гой -- общественно-политические издания увеличили объем аг-рарной проблематики. Аграрный вопрос в России всегда был одним из главных. Об-суждение в печати проблем деревни всегда вызывало большой об-щественный интерес. Не случайно имена видных журналистов были связаны в советский период именно с аграрной темой. Достаточно обозначить журналистику 50--80-х гг. такими именами, как Вален-тин Овечкин, Борис Можаев, Георгий Радов, Юрий Черниченко, Иван Васильев. Проблемность нынешнего положения аграрной прессы кроет-ся в том, что утрачены многосторонние связи с читателями. Так, одна из самых массовых в прошлом газета «Сельская жизнь» сни-зила свой тираж с 10 млн. до 100 тыс. экз., а вместо одной тысячи ежедневно получаемых редакцией писем сейчас приходит не бо-лее ста. Исчезли когда-то традиционные рубрики «Газета выступи-ла» или «По следам наших выступлений». Издание просто инфор-мирует. Аналитические и организующие начала уже не имеют преж-ней актуальности. Для советской печати была характерна активная аграрная про-паганда, ведущая свою родословную от «Сельскохозяйственной лаборатории "Бедноты"» и сменных полос «Крестьянской газе-ты», предназначенных для отдельных республик, краев и областей (позднее этот опыт использовали газета «Сельская жизнь» и неко-торые областные и краевые издания). Кроме специализированных газетных изданий, ориентированных на массового сельского чита-теля, в стране выходили отраслевые издания журнального типа -- центральные и республиканские, рассчитанные на специалистов сельскохозяйственного производства. В роли главного пропаганди-ста аграрных идей партии и арбитра по всем спорным вопросам выступала не «Сельская жизнь» (что было бы логично), а орган ЦК КПСС -- газета «Правда». Так, в середине 70-х гг. «Правда» публиковала по 3--4 сельскохозяйственных передовых статьи в ме-сяц (до 40 и более в год). Аграрная пропаганда была рассчитана одновременно на все слои населения и на отдельные группы представителей сельскохозяй-ственного труда и специалистов сельского хозяйства. Соответственно аграрной проблематикой занимались как общеполитические, так и специализированные и отраслевые издания. 1.2. Периодические издания аграрной прессы Современная аграрная периодика достаточно представительна. Сами названия изданий говорят о разнообразии прессы, пишу-щей для села и о селе: «Сельская жизнь», «Нива России», «Крес-тьянские ведомости», «Крестьянская Россия», «Сельский коммер-сант» и т.д. Среди десятков крупных российских аграрных изданий можно назвать как традиционные журналы («Животновод», «Земледелие»), так и новые («Фермер», «Новый фермер»). В боль-шинстве своем эти издания распространяются по подписке. Во многих областях появились специализированные, рассчитан-ные на село издания. В Ярославле вышла «Северная пчела», заявлен-ная издателями как «крестьянская газета России». Популярным стал у горожан и «Ярославский садовод и животновод», выходящий с приложениями. Сельская тематика занимает значительный объем газетной площади в районных изданиях. Ярославская районная об-щественно-политическая газета и название взяла исходя из сути про-блематики -- «Ярославский агрокурьер». Среди других региональных изданий можно упомянуть пермс-кую «Крестьянскую газету», газеты «Притяжение земли» (Ивано-во), «Сотка» (Тверь), «Земля Нижегородская» (Нижний Новго-род), «Сам хозяин» (Казань), «Фазенда» (Самара). Эти издания, рассчитанные на садоводов и огородников, фермеров и дачников, выходят тиражом от 5-7 до 10--15тыс. экз. Они дают информацию о специфике сезонных работ, полезные советы, публикуют мате-риалы в помощь агрохимическому самообразованию и т.п. Стремление горожан самим хозяйствовать на земле отразилось в появлении целого ряда специализированных изданий: «Дачни-ки», «Наша дача», «Ваши 6 соток», «Граунд» и др. Такие приклад-ные, как правило, издания подчеркнуто аполитичны и носят су-губо «инструментальный» характер. Для развития современной аграрной прессы большое значение имеют издания, которые принято считать одновременно и обще-ственно-политическими. Назовем некоторые из них. На информа-ционном рынке закрепилась «Сельская жизнь». Практически весь тираж газеты распространяется через подписку. Выходит «Сельс-кая жизнь» три раза в неделю (дважды на 4 полосах форматом А-2 и один раз «толстушкой» на 16 страницах форматом А-3). Основ-ная проблематика связана с экономикой и социальной практикой. «Сельская жизнь» не избегает проблем текущей политики. Тради-ционными остаются рубрики «Зеленая аптека», «Астрологический календарь огородника», «Новые книги» и т.д. В газете немало «внут-ренней» рекламы. Несмотря на общие трудности и резкое падение тиража, «Сель-ская жизнь» остается своего рода флагманом аграрной прессы. Ее читают и анализируют в президентских структурах. Она авторитет-на среди политиков-аграриев, на нее делаются ссылки. Возобновленная в 1991 г. газета «Крестьянская Россия» (ос-нована в апреле 1906 г.) является общественно-политической и сельскохозяйственной газетой. Ее тираж -- 100 тыс. экз. (20 тыс. экз. идет по подписке), аудитория же издания, по мнению са-мой редакции, гораздо больше -- «более 420 тысяч по всей Рос-сии». Этот еженедельник выходит на 16 полосах, имеет ежеме-сячный журнал-приложение «Сельскохозяйственный продоволь-ственный рынок» с семитысячным тиражом и объемом от 60 до 120 страниц. Основные разделы издания -- «С пылу с жару» (актуальная информация дня), «О чем говорят» (политика, астрология, на-родная медицина), «Ваше право» (юридические консультации на все случаи жизни), «Сад и огород», «Страницы истории», «Се-мейный кошелек». Немало страниц отведено под раздел «Бесплат-ные объявления», который имеет рубрики: «Разное»; «Живность, семена и саженцы»; «Недвижимость, земля»; «Работа»; «Знаком-ства»; «Техника и технология». Три раза в месяц на 16 полосах выходит всероссийская газета «Нива России». Ее тираж колеблется в пределах от 35 до 100 тыс. экз. Представление о содержательной структуре издания дают на-звания разделов: «События, факты, мнения», «Информация и анализ», «О хлебе, земле и реформе», «Институт бизнеса», «Ваш дом, ваше подворье», «Прошлое и настоящее». Среди изданий, ориентированных на горожан, заметна вось-миполосная еженедельная массовая газета «Дачники: ваш дом, сад и огород»; ее тираж более 100 тыс. экз. Газета выходит в московс-ком издательстве «Пресса», а сама редакция расположена в одном из подмосковных совхозов. К основным разделам относятся «Дела житейские», «Сад», «Мастерская», «Юридическая консультация», «Разные разности». Издание имеет ежемесячное приложение «Дач-ный калейдоскоп». Газета «Ваши 6 соток» выходит дважды в месяц на восьми по-лосах. Ее тираж -- 150 тыс. экз. Это издание сугубо практического назначения, с обилием материалов-консультаций, советов. Чита-телей информируют, просвещают о болезнях растений и о спосо-бах прививки, о зимней витаминной подкормке, о качествах раз-личных сортов овощей и т.д. Газета «Наша дача» при относительно небольшом тираже (50 тыс. экз.) и ежемесячном выпуске распространяется во многих российских регионах, а также в Белоруссии, Молдавии, Узбекистане и Украине. Читательское внимание привлекают полосные разделы «Сад и огород», «Сделай сам», «Лекарственная грядка», «Старин-ные рецепты». Своя специфика есть у газеты «Граунд» -- московского ежене-дельника, имеющего подзаголовок «Собственникам недвижимос-ти в Подмосковье». В этом издании (тираж 70 тыс. экз.) приводятся основные данные по продаже земельных участков (направления и удаленность от Москвы, размер участка, вид собственности, ос-военность участка, стоимость и т.д.)- Немало полезной информа-ции содержат разделы «Строительные материалы: что, где, по-чем», «Советы специалиста», «Консультации, юриста». Особое место в аграрной прессе занимают фермерские изда-ния -- газеты и журналы, появившиеся в ходе развития фермерс-кого движения. Нужно подчеркнуть, что опыт издания фермерс-ких газет небогат, труден и подчас неудачен. В качестве примера можно привести восьмиполосный еженедельник ассоциаций кре-стьянских (фермерских) хозяйств «Российский фермер» (тираж колебался от 15 до 50 тыс. экз.). «Российский фермер» выходил форматом А-2. У издания была качественная композиционно-графическая модель, публикации отличались высоким уровнем авторского мастерства и глубиной содержания. Казалось бы, изданию суждена долгая жизнь. Но газе-та не сумела стать «голосом» российского фермерства, не нашла своей ниши и оптимального варианта распространения тиража. Проблемы фермерства занимают большое место в московских «Крестьянских ведомостях», издающихся с начала 90-х гг. Особым спросом пользуется в Центральной полосе, а также на Кубани и в Ставрополье издающаяся в Ростове-на-Дону издательским домом «Крестьянин» межрегиональная еженедельная газета «Крестьянин». Это издание, выходящее форматом А-3, тиражом от 90 до 130 тыс. экз., рассчитано на жителей села и уделяет большое внимание фермерству; с читателями говорит на простом, доступном им язы-ке, получает много писем и активно работает с ними. К «фермерским» изданиям принадлежит и газета Московского крестьянского союза «Фермер Подмосковья» (формат А-4, 8 полос, тираж 5 тыс. экз.) и издающаяся фермерами России «Крестьянская газета» (Пермь, формат А-2), издание ивановских фермеров «При-тяжение земли» (формат А-4, 16 полос, тираж 10 тыс. экз.). Три года назад в газетно - журнальном мире появился такой свое-образный тип издания, как газета-альманах. «Новый землевладе-лец» издается в Москве и рассказывает о вековом опыте земле-дельцев. На его страницах пропагандируются суперэлитные семена и новейшая технология, позволяющие добиться высоких урожаев. «Новый землевладелец» созвучен газете «Землевладелец», выхо-дившей в конце XIX в. Издание имеет формат А-3, выходит 2 раза в месяц на 24 страницах 40-тысячным тиражом, с недавнего вре-мени в цвете. Учредители и издатели -- агрофирма «Семко» и ре-дакция газеты. Газета-альманах «Новый землевладелец» имеет восьмистраничное ежемесячное приложение «Муха» (формат А-4, ти-раж 10 тыс. экз.). Это приложение -- своеобразное продолжение мини-газеты «Муха», издававшейся в начале века.
Страницы: 1, 2
|