Международный Валютный Фонд
Благинин Е.Ю.
КЭ-22д
Реферат по МЭО
на тему:
Международный Валютный Фонд.
История и роль в современном мире.
Международный Валютный Фонд, МВФ (International Monetary Fund, IMF) –
это международная организация, предназначенная для регулирования валютно-
кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовой
помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса,
путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте.
Фонд имеет статус специализированного учреждения ООН. Практически он служит
институциональной основой мировой валютной системы.
МВФ был учрежден на мировой валютно-финансовой конференции ООН (1-22
июля 1944г.) в Бреттон-Вудсе (США, штат Нью-Гэмпшир). Конференция приняла
статьи соглашения МВФ, которые исполняют роль его устава. Этот документ
вступил в силу 27 декабря 1945г., практическую деятельность фонд начал в
мае 1946г., имея в своем составе 39 стран членов, а к валютным операциям он
приступил с 1 марта 1947г.
СССР принял участие в Бреттон-Вудской конференции, но, впоследствии, в
связи с холодной войной он не ратифицировал статьи соглашения МВФ. По той
же причине на протяжении 50-60-х годов из МВФ вышли Польша, Чехословакия и
Куба. В результате глубоких социально-экономических и политических реформ,
имевших целью переход от централизованно планируемой экономики к рыночной и
интегрирование национальных экономик в мировое хозяйство, в начале 90-х
годов бывшие социалистические страны, а также государства ранее входившие в
состав СССР, вступили в Фонд (за исключением КНДР и Республики Кубы).
Россия стала членом МВФ с 1 июня 1992г, а остальные страны СНГ и Балтии –
на протяжении с апреля по сентябрь 1992г.
В 1999г. (по состоянию на Январь) число стран – членов МВФ составляло
182. Кроме того, после завершения всех требуемых процедур место бывшей СФРЮ
может занять ФРЮ (в составе Сербии и Черногории).
Постоянное место пребывания руководящих органов Фонда – Вашингтон.
Помимо того, имеются отделения в Париже, Женеве, Токио и при ООН в Нью-
Йорке.
Официальными целями МВФ являются: «способствовать международному
сотрудничеству в валютно-финансовой сфере в рамках постоянно действующего
учреждения»; «содействовать расширению и сбалансированному росту
международной торговли», что имело бы своим следствием развитие
производственных ресурсов, достижение высокого уровня занятости и реальных
доходов всех государств-членов; «обеспечивать стабильность валют,
поддерживать упорядоченные отношения в валютной области среди государств-
членов» и не допускать «обесценения валют с целью получения конкурентных
преимуществ»; оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов
по текущим операциям между государствами-членами, а также в устранении
валютных ограничений; предоставлять на временной основе государствам-членам
средства в иностранной валюте, которые давали бы им возможность «исправлять
нарушения равновесия в их платежных балансах».
По мере эволюции мировой валютной системы, а также трансформации
деятельности МВФ статьи соглашения трижды пересматривались. Первая серия
поправок была осуществлена в 1968-69гг., в связи с образованием механизма
специальных прав заимствования (СДР – аббревиатура от английского SDR
(Special Debt Rights)), во второй, произведенной в 1976-78гг., были
определены основные принципы нового, Ямайского международного валютного
устройства, сменившего Бреттон-Вудскую валютную систему. Третья поправка
1990-92гг. предусматривала введение санкций в виде приостановки права
участвовать в голосовании в отношении стран-членов, не выполнивших свои
финансовые обязательства перед фондом. Кроме того, в стадии ратификации
странами-членами находится принятая Советом управляющих поправка к уставу,
касающаяся специального, разового выпуска СДР. Готовятся также поправки,
накладывающие на страны-члены обязательства по либерализации международного
движения капиталов.
Высший руководящий орган МВФ – Совет управляющих, в котором каждая
страна-член представлена управляющим и его заместителем (обычно, это
министры финансов или руководители центральных банков). В ведение Совета
входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда, таких, как внесение
изменений в статьи Соглашения, прием и исключение стран-членов, определение
и пересмотр величины их долей в капитале, выборы исполнительных директоров.
Управляющие собираются на сессии обычно один раз в год, но могут проводить
свои заседания, а также голосовать по почте в любое время.
В МВФ действует принцип «взвешенного» количества голосов, который
предполагает, что возможность стран-членов оказывать воздействие на
деятельность Фонда с помощью голосования определяется их долей в капитале
МВФ. Каждое государство имеет 250 «базовых» голосов, независимо от величины
его взноса в капитал, и дополнительно по одному голосу за каждые 100 тысяч
СДР суммы этого взноса. Такой порядок обеспечивает решающее большинство
голосов наиболее крупным государствам.
Самым большим количеством голосов (на 30 апреля 1998г.) в МВФ обладают:
США – 17,78%; Германия – 5,53%; Япония – 5,53%; Великобритания – 4,98%;
Франция – 4,98%; Саудовская Аравия – 3,45%; Италия – 3,09%; Россия – 2,9%;
Доля 15 стран участниц ЕС – 28,8%, 29 промышленно развитых государств
(страны-члены Организации экономического сотрудничества и развития, ОЭСР)
имеют в совокупности 63,4% голосов в МВФ. На долю остальных стран,
составляющих свыше 84% количества членов Фонда, приходится лишь 36,6%.
Решения в Совете управляющих обычно принимаются простым большинством (не
менее половины) голосов, а по наиболее важным вопросам, имеющим оперативный
либо стратегический характер, - «специальным большинством» (соответственно
70% или 85% голосов стран-членов). В интересах ведущих стран Запада, в
нынешнем уставе выделены 53 подобных вопроса против 9 при создании МВФ.
Несмотря на некоторое сокращение в 70-е и 80-е годы удельного веса голосов
США и ЕС, они по-прежнему могут налагать вето на ключевые решения Фонда,
принятие которых требует максимального большинства(85%). Все это означает,
что США вместе с ведущими западными государствами практически располагают
возможностью осуществлять контроль над процессом принятия решений в МВФ и
направлять его деятельность исходя из своих интересов. Что касается
развивающихся стран, то при наличии скоординированных действий теоретически
они также в состоянии не допускать принятия не устраивающих их решений.
Однако достичь необходимого единства столь большому количеству стран с
различными интересами чрезвычайно сложно.
Совет управляющих делегировал многие свои полномочия Исполнительному
совету, т.е. директорату, который несет ответственность за ведение дел МВФ,
включающих широкий круг политических, оперативных и административных
вопросов, в частности, предоставление кредитов странам-членам и
осуществление надзора за их политикой в отношении валютных курсов.
Исполнительный совет работает на постоянной основе в Штаб-квартире Фонда в
Вашингтоне и обычно проводит свои заседания три раза в неделю.
Исполнительный совет МВФ выбирает на пятилетний срок директора-
распорядителя, который возглавляет штат сотрудников Фонда (на сентябрь
1998г. – 2660 чел, из 122 стран) и ведает текущими делами; он выступает в
качестве председателя Исполнительного совета. Директор-распорядитель (с
1987г.) – Мишель Камдессю (Франция; в мае 1996г. переизбран на 3-й срок,
начавшийся с 16 января 1997г.), его первый заместитель (с 1994г.) – Стэнли
Фишер (США).
МВФ устроен по образцу акционерного предприятия. Это означает, что его
капитал складывается из взносов государств-членов, производимых ими по
подписке. Каждая страна имеет квоту, выраженную в СДР. Квота – ключевое
звено во взаимоотношениях страны-члена с Фондом. Она определяет:
1. Сумму подписки на капитал МВФ;
2. Возможности использования ресурсов Фонда;
3. Сумму получаемых страной-членом СДР при их очередном распределении;
4. Количество голосов, которыми страна располагает в Фонде;
Размеры квот устанавливаются на основе удельного веса стран в мировой
экономике и торговле. При этом принимаются в расчет следующие показатели:
ВВП, объем операций по текущим статьям платежного баланса, изменчивость
(вариативность) величины текущих внешних поступлений, официальный
золотовалютные резервы. Поэтому квоты распределяются неравномерно. До
1978г. до 25% квот оплачивались золотом, ныне резервными активами (СДР и
конвертируемыми валютами, определяемыми МВФ с согласия стран-эмитентов этих
валют); 75% суммы подписки – национальной валютой. Пересмотр квот
производится не реже одного раза в пять лет.
В связи с изменением удельного веса и значения отдельных стран-членов
МВФ в мировой экономике увеличение квот ФРГ, Японии и некоторых других
стран, а также стран-экспортеров нефти, в первую очередь Саудовской Аравии,
опережала возрастание квот остальных государств. Отсюда – повышение доли
квот этих государств в капитале Фонда. Однако в общем итоге увеличение
ресурсов МВФ существенно отставало от роста совокупного мирового ВВП и в
еще большей мере от динамики объема международных платежей по текущим
операциям. Следует учесть и то, что реально для предоставления кредитов
странам-членам задействуется не весь капитал в МВФ, а только сравнительно
ограниченный круг валют, включаемых руководством Фонда в квартальный
операционный бюджет. Это – валюта государств-членов, состояние платежных
балансов и международных резервов которых признается Фондом достаточно
прочным. Список используемых для кредитных сделок валют постоянно
пересматривается по мере изменения ситуации в странах-эмитентах этих валют,
однако основы ресурсов операционного бюджета составляют средства в валютах,
которые МВФ относит к числу т.н. «свободно используемых валют» (в настоящее
время: доллар США, японская иена, немецкая марка, английский фунт
стерлингов и французский франк).
После последнего увеличения капитала МВФ на долю 25 промышленно развитых
государств приходится 62,8% общей суммы квот, в том числе: США – 17,5%,
Японии – 6,3%, Германии – 6,1%, Великобритании – 5,1%, Франции – 5,1%,
Италии – 3 и Канады – 3%. 15 стран – участниц ЕС – 30,3%. Суммарная доля
государств, относимых ранее к числу социалистических (страны, входившие в
СЭВ: Болгария, Венгрия, Вьетнам, Монголия, Польша, Румыния, республики
бывшего СССР, Словакия, Чехия, а также Албания, Китай и республики бывшей
Югославии), составляет 10% и всех остальных 127 стран-членов Фонда – 27,2%.
Россия по величине квоты в МВФ (5,9 млрд. СДР, или 8,3 млрд. долларов)
занимает девятое место вслед за Канадой. На нее приходится 2,8% общей суммы
квот стран-членов Фонда. Сумма квот всех стран СНГ и Балтии – 4,46%, что
составляет 9,5% млрд. СДР (13,3 млрд. долларов).
В дополнение к собственному капиталу МВФ имеет возможность привлекать
заемные средства. В соответствии с этим страны, входящие в «группу десяти»,
или их центральные банки (Бельгия, Великобритания, Италия, Канада, Немецкий
Федеральный Банк, Нидерланды, США, Франция, Шведский Государственный Банк,
Япония) заключили с Фондом Генеральные соглашения о займах, ГСЗ, вступившие
в силу с 24 октября 1962г. В 1964г. к ним присоединился в качестве
ассоциированного члена Швейцарский Национальный Банк (с апреля 1984г.
участвует в полном объеме).
ГСЗ предусматривали открытие странами-участницами или их центральными
банками кредитных линий Фонду на постоянно возобновляемой основе на сумму
6,5 млрд. СДР (8,8 млрд. долларов). Средства предоставляются в тех случаях,
когда нужно «предотвратить или устранить расстройство международной
валютной системы». МВФ, в свою очередь, может предоставлять соответствующие
средства взаймы на 3-5 лет любым странам-участницам ГСЗ. Эти средства могут
использоваться для оказания финансовой помощи и странам, не являющимся
участницами ГСЗ, однако в данном случае требуется наличие ряда более
строгих критериев. МВФ платит по займам, полученным им в рамках этих
Страницы: 1, 2
|