единой европейской валюты. В процессе построения ЭВС в качестве главных
стратегических целей были названы «независимая единая денежно-кредитная
политика, направленная на поддержание ценовой стабильности, и создание
единого внутреннего рынка, предполагающего полное снятие ограничений на
перемещение капиталов»[1].
Главные компоненты ЭВС — единая валюта, получившая наименование
«евро», и единый Европейский центральный банк, которые неразрывно связаны
друге другом. Подобно тому, как каждая национальная валюта всецело
находится под юрисдикцией и контролем соответствующеюго государства в лице
центрального банка, так единая, наднациональная валюта непременно требует
наличия наднационального, международного органа, который осуществлял бы
единую для всего региона денежно-кредитную политику.
Договор, предусматривающий поэтапное продвижение к Валютному союзу,
подписан 12 странами в Маастрихте, в феврале 1992 г., ратифицирован и
вступил в силу с 1 ноября 1993 года.
В январе 1994 г. был создан Европейский валютный институт во
Франкфурте-на-Майне, главной целью которого является подготовка к
организации Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ) и к эмиссии
единой валюты - евро.
В декабре 1995 г. на заседании Европейского совета в Мадриде была
принята программа введения евро, которая была развита и конкретизирована на
заседании того же совета в Дублине в декабре 1996 года.
Эти и ряд других решений, принятые исполнительным органом — Комиссиией
Европейских сообществ (КЕС), предусматривают определенные критерии для
стран - участниц ЭВС, установленные как "пропускные" для членства в
валютном союзе, которые можно рассматривать как показатели "финансового
здоровья". Ими являются:
- дефицит госбюджета не должен превышать 3% ВВП;
- государственный долг не более 60% ВВП;
- ежегодный рост цен не выше, чем 1,5% сверх среднего уровня инфляции в
трех странах с минимальным уровнем инфляции среди государств-членов ЕС;
- средний размер долгосрочной процентной ставки не выше 2% сверх среднего
уровня этих ставок в тех же трех странах;
- соблюдение установленных пределов колебаний между курсами валют (+15%).
Процесс продвижения к валютному союзу ЕС распался на три фазы:
1. Подготовительная — до 1 января 1996 года, в ходе которой страны-
участницы сняли взаимные ограничения на движение платежей и
капиталов и начали стабилизацию своих государственных финансов по
критериям, установленным ЕС как «пропускные» для членства в
валютном союзе.
2. Организационная — до 31 декабря 1998 года, нацелена на завершение
окончательной стабилизации государственных финансов и на
формирование правовой и институциональной базы валютного союза.
Европейский валютный институт во Франкфурте, функционирующий с 1
января 1994 года, в 1998 году был преобразован в Европейский
центральный банк (ЕЦБ). Приняты конкретные решения в отношении
денежной и валютной политики: на сессии в Дублине в декабре 1996
года решено, что евро получает статус официальной денежной единицы
стран-участниц вместо их национальных валют. Соответственно в евро
пересчитаны все частные и государственные активы и пассивы при
сохранении для субъектов хозяйства платежных условий ранее
заключенных контрактов. Пересчет в евро сумм в национальных валютах
осуществляется с точностью до шести знаков после запятой. Паритет
пересчета экю в евро установлен в пропорции 1:1. Форсируется
подготовка к новой валюте в странах-участницах, особенно в
административных органах, банках и других финансовых институтах. Но
вся экономическая жизнь продолжает существовать на основе
национальных валют.
3. Финальная. Первый этап этой фазы был рассчитан на период с 1 января
1999 года по 31 декабря 2001 года. Официальная аббревиатура евро -
EUR была утверждена International Standards Organization (ISO) и
будет использоваться во всех коммерческих и финансовых
организациях. Жёстко и необратимо зафиксированы курсы национальных
валют стран-участниц по отношению к евро:
Таблица 1.1
Курсы европейских валют к ЕВРО, установленные Советом Европейского Союза
на уровне министров финансов 31.12.1998 г
|Наименование |Код валюты|Курс за 1 |
|валюты | |евро |
|Австрийский |ATS |13.760300 |
|шилинг | | |
|Бельгийский |BEF |40.339900 |
|франк | | |
|Ирландский фунт |IEP |0.787564 |
|Испанская песета|ESP |166.386000|
|Итальянская лира|ITL |1936.27000|
| | |0 |
|Люксембургский |LEF |40.339900 |
|франк | | |
|Немецкая марка |DEM |1.955830 |
|Нидерландский |NLG |2.203710 |
|гульден | | |
|Португальское |PTE |200.482000|
|эскудо | | |
|Финляндская |FIM |5.945730 |
|марка | | |
|Французский |FRF |6.559750 |
|франк | | |
|Греческая драхма|- |340.750 |
Евро становится самостоятельной полноправной денежной единицей. На этом
этапе оно существовало только в безналичной форме. Хозяйствующие субъекты
начали расчеты и операции в евро. Компании, наиболее связанные с внешней
торговлей, европейской и международной предпочли как можно скорее перевести
свои операции в режим евро. Государственные органы продолжали активную
подготовку к переходу на евро, а также осуществляли информационное
обеспечение этой подготовки. На данной стадии параллельно и равноправно
функционировали и евро, и национальные валюты.
Вторым, заключительным этапом третьей фазы перехода к валютному союзу
ЕС стал полный переход на евро. После 31 декабря 2001 года все счета,
которые до тех пор выражались в национальных валютах участвующих стран
стали в обязательном порядке конвертироваться по официальным курсам в евро.
С 1 января 2002 года в течение срока, который каждая страна определила
самостоятельно, в обращение вводятся банкноты семи номиналов - 5, 10, 30,
50, 100, 200 и 500 евро, и монеты восьми номиналов - 1 и 2 евро, а также 1,
2, 5, 10, 20 и 50 евроцентов, замещающие прежние банкноты и монеты в
национальных денежных единицах. В течение определенного срока старые
национальные банкноты и монеты могут обращаться наравне с евро. После
представленных в таблице 2 дат евро стал единственным законным платёжным
средством в соответствующих странах.
Таблица 2.1
Порядок и сроки обмена европейских валют на ЕВРО
|Государст|Дата вывода |Завершение |Завершение обмена |
|во |национальной |обмена |национальной валюты на |
| |валюты из |национальной |евро Центральным Банком |
| |обращения |валюты на евро |Евросоюза |
| | |банками | |
|Австрия |28.02.2002 г. |Не установлен |Не ограничен |
|Бельгия |28.02.2002 г. |31.12.2002 г. |Не ограничен |
|Финляндия|28.02.2002 г. |Определяется |01.01.2012 г. |
| | |индивидуально | |
|Франция |17.02.2002 г. |30.06.2002 г. |17.02.2012 г. |
|Германия |31.12.2001 г. |28.02.2002 г. |Не ограничен |
|Нидерланд|31.12.2002 г. |01.01.2032 г. |01.01.2032 г. |
|ы | | | |
|Греция |28.02.2002 г. |Не установлен |01.01.2012 г. |
|Ирландия |09.02.2002 г. |30.06.2002 г. |Не ограничен |
|Италия |28.02.2002 г. |Не установлен |01.01.2012 г. |
|Люксембур|28.02.2002 г. |31.06.2002 г. |Не ограничен |
|г | | | |
|Португали|28.02.2002 г. |30.06.2002 г. |01.01.2022 г. |
|я | | | |
|Испания |28.02.2002 г. |30.06.2002 г. |Не ограничен |
Основные принципы, связанные с переходом к единой валюте состояли в
следующем:
. Замещение национальных валют по фиксированным курсам начиналось с 1
января 1999 года.
. С 1 января 1999 года все ссылки в юридических документах на ЭКЮ
заменяются ссылками на евро по курсу 1:1.
. Все ссылки в юридических документах на национальные денежные единицы
останутся действительными точно так же, как если бы они относились к
евро.
. Принцип непрерывности контрактов, который заключается в том, что
1)введение евро не ведёт к изменению каких-либо условий,
зафиксированных в юридических документах, и не может служить предлогом
для одностороннего изменения или отмены этих документов; 2) любые
платежные обязательства, выраженные в евро или в национальных денежных
единицах данной страны-участницы, могут погашаться должником в
этой стране либо в евро, либо в национальной валюте.
. С 1 января 1999 гола по 31 декабря 2001 года принцип свободы
выбора для участников сделок (национальная валюта или евро). При
этом по отношению к участникам недопустимо в данном случае ни
принуждение, ни запрещение со стороны государств-членов новой валютной
системы. Это означает, что в новых контрактах и во всех связанных с
ними документах может использоваться (по договоренности сторон) любая
деноминация.
1.3 Роль Европейского Центрального банка как неотъемлемой части процесса
перехода к евро
Неотъемлемой частью всего процесса перехода к единой валюте ЕС
является наряду с введением евро, создание наднациональной банковской
системы, под юрисдикцией которой будет находиться новая вненациональная
валюта. В связи с этим в рамках ЕС был создан наднациональный
Европейский центральный банк и действующая под его руководством Европейская
система центральных банков, в которую входят центральные банки всех
стран-участниц ЭВС. В задачи ЕСЦБ и ЕЦБ входит:
- определение и осуществление валютной политики ЭВС;
- проведение международных валютных операций;
- хранение официальных валютных резервов стран-участниц ЭВС и
управление ими (при этом какая-то часть валютных резервов остается в
распоряжении правительств участвующих стран);
- обеспечение нормального функционирования платежной системы.
Кроме того, Европейский центральный банк будет выполнять в пределах
своей компетенции консультативные функции, собирать статистическую
информацию и, что особенно важно, участвовать в международном
сотрудничестве, в частности, представляя ЭВС в международных финансовых
организациях. Примечательно, также, что с ведома и одобрения ЕЦБ в работе
этих организаций могут участвовать также и национальные центральные банки.
Характерная черта деятельности ЕЦБ состоит в том, что все
принципиальные решения, принимаемые простым или квалифицированным (2/3)
большинством голосов, предусматривают «взвешенное» голосование
руководителей центральных банков, при котором «вес» (т.е. количество
голосов каждого из них) определяется в соответствии с долей соответствующей
страны (ее центрального банка) в общем капитале ЕЦБ. Это не относится к
членам исполнительного правления, каждый из которых имеет один голос.
Главной задачей Совета управляющих является определение основных
направлений денежно-кредитной политики, включая, при необходимости, текущие
денежные показатели, ключевые процентные ставки и резервы. Исполнительное
правление действует в соответствии с этими решениями и показателями,
направляя инструкции национальным центральным банкам, при необходимости
прибегая к их помощи.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|