реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Упраление персоналом

реферат

Упраление персоналом

Лекция № 2. Методология управления персоналом. ( 2 часа)

Вопросы:

1. Концепция управления персоналом.

2. Принципы и методы построения системы управления персоналом.

3. Методы управления персоналом.

Вопрос 1. Концепция управления персоналом.

До последнего времени само понятие «управление персоналом» в нашей

управленческой практике отсутствовало. Правда, система управления каждой

организации имела функциональную подсистему управления кадрами и социальным

развитием коллектива, но большую часть объема работ по управлению кадрами

выполняли линейные руководители подразделений.

Основным структурным подразделением по управлению кадрами в организации

является отдел кадров, на который возложены функции по приему и увольнению

работников, а также по организации их обучения, повышения квалификации и

переподготовки. Для выполнения последних функций нередко создаются отделы

подготовки кадров или отделы технического обучения

Отделы кадров не являются ни методическим, ни информационным, ни

координирующим центром кадровой работы. Они структурно разобщены с отделами

организации труда и заработной платы, отделами охраны труда и техники

безопасности, юридическими отделами и другими подразделениями, которые

выполняют функции управления кадрами. Для решения социальных проблем в

организациях создаются службы социального исследования и обслуживания.

Схема сложившейся организационной структуры системы управления персоналом

организации приведена на рис. 2.1.

Службы управления персоналом, как правило, имеют низкий организационный

статус, являются слабыми в профессиональном отношении. В силу этого они не

выполняют целый ряд задач по управлению персоналом и обеспечению нормальных

условий его работы.

В их числе такие важнейшие, как:

. социально-психологическая диагностика;

. анализ и регулирование групповых и личных взаимоотношений, отношений

руководителя и подчиненных, управление производственными и

социальными конфликтами и стрессами;

. информационное обеспечение системы кадрового управления; управление

занятостью;

. оценка и подбор кандидатов на вакантные должности, анализ кадрового

потенциала и потребности в персонале; маркетинг кадров;

. планирование и контроль деловой карьеры;

. профессиональная и социально-психологическая адаптация работников;

. управление трудовой мотивацией;

. регулирование правовых вопросов трудовых отношений;

. соблюдение требований психофизиологии, эргономики и эстетики труда.

Если раньше, в условиях командно-административной системы, эти задачи

рассматривались как второстепенные, то при переходе к рынку они выдвинулись

на первый план, и в их решении заинтересована каждая организация.

Основу концепции управления персоналом организации в настоящее время

составляют возрастающая роль личности работника, знание его мотивационных

установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами,

стоящими перед организацией.

Создавшаяся в нашей стране ситуация, изменения экономической и

политической систем одновременно несут как большие возможности, так и

серьезные угрозы для каждой личности, устойчивости ее существования, вносят

значительную степень неопределенности в жизнь практически каждого человека.

Управление персоналом в современных социально-экономических условиях

приобретает особую значимость: оно позволяет обобщить и реализовать целый

спектр вопросов адаптации индивида к внешним условиям, учета личностного

фактора в построении системы управления персоналом организации. Укрупненно

можно выделить три фактора, оказывающих воздействие на людей в организации.

Первый — иерархическая структура организации, где основное средство

воздействия — это отношения власти-подчинения, давление на человека сверху

с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ.

Второй — культура, т.е. вырабатываемые обществом, организацией, группой

людей совместные ценности, социальные нормы, установки поведения, которые

регламентируют действия личности, заставляют индивида вести себя так, а не

иначе без видимого принуждения.

Третий — рынок — сеть равноправных отношений, основанных на купле-

продаже продукции и услуг, отношениях собственности, равновесии интересов

продавца и покупателя.

Эти факторы воздействия — понятия достаточно сложные и на практике редко

реализуются в

отдельности. От того, какому из них отдается приоритет, зависит облик

экономической ситуации в организации.

При переходе к рынку происходит медленный отход от иерархического

управления, жесткой системы административного воздействия, практически

неограниченной исполнительной власти к рыночным взаимоотношениям,

отношениям собственности, базирующимся на экономических методах. Поэтому

необходима разработка принципиально новых подходов к приоритету ценностей.

Главное внутри организации — работники, а за пределами — потребители

продукции. Необходимо повернуть сознание работающего к потребителю, а не к

начальнику, к прибыли, а не к расточительству, к инициатору, а не к

бездумному исполнителю; перейти к социальным нормам, базирующимся на

здравом экономическом смысле, не забывая о нравственности. Иерархия отойдет

на второй план, уступая место культуре и рынку.

Новые службы управления персоналом создаются, как правило, на базе

традиционных служб: отдела кадров, отдела организации труда и заработной

платы, отдела охраны труда и техники безопасности и др. Задачи новых служб

заключаются в реализации кадровой политики и координации деятельности по

управлению трудовыми ресурсами в организации. В связи с этим они начинают

расширять круг своих функций и от чисто кадровых вопросов переходят к

разработке систем стимулирования трудовой деятельности, управлению

профессиональным продвижением, предотвращению конфликтов, изучению рынка

трудовых ресурсов и т.п.

Безусловно, структура службы управления персоналом во многом

определяется характером и размерами организаций, особенностями выпускаемой

продукции. В мелких и средних организациях многие функции по управлению

персоналом выполняют преимущественно линейные руководители, а в крупных

формируются самостоятельные структурные подразделения по реализации

функций.

В ряде организаций формируются структуры управления персоналом,

объединяющие под единым руководством заместителя директора по управлению

персоналом все подразделения, имеющие отношение к работе с кадрами.

На рис. 2.2 приведен состав функциональных подсистем системы управления

персоналом организации, объединяющих однородные функции, носителями которых

являются различные подразделения по работе с кадрами.

В зависимости от размеров организаций состав подразделений меняется: в

мелких организациях одно подразделение может выполнять функции нескольких

подсистем, а в крупных — функции каждой подсистемы, как правило, выполняет

отдельное подразделение.

Обобщение опыта отечественных и зарубежных организаций позволяет

сформировать главную цель системы управления персоналом: обеспечение

кадрами, организация их эффективного использования, профессионального и

социального развития.

В соответствии с этой целью формируется система управления персоналом

организации. В качестве базы для ее построения используются принципы, т.е.

правила, а также методы, разработанные наукой и апробированные практикой.

Вопрос 2. Принципы и методы построения системы управления персоналом

Различают две группы принципов построения системы управления персоналом

в организации: принципы, характеризующие требования к формированию системы

управления персоналом, и принципы, определяющие направления развития

системы управления персоналом (табл. 2.1).

Все принципы построения системы управления персоналом реализуются во

взаимодействии. Их сочетание зависит от конкретных условий функционирования

системы управления персоналом организации.

Наука и практика выработали инструментарий (методы) изучения состояния

действующей системы управления персоналом организации, построения,

обоснования и реализации новой системы (табл. 2.2).

Раскроем сущность некоторых из методов.

Системный анализ служит методическим средством системного подхода к

решению проблем совершенствования системы управления персоналом. Системный

подход ориентирует исследователя на изучение системы управления персоналом

в целом и составляющих ее компонентов: целей, функций, организационной

структуры, кадров, технических средств управления, информации, методов

управления людьми, технологии управления, управленческих решений;

на выявление многообразных типов связей этих компонентов между собой и

внешней средой и сведение их в единую целостную картину. Внешней средой для

управления персоналом являются не только другие подсистемы системы

управления данной организации (например, подсистема управления внешними

хозяйственными связями и т.п.), но и внешние организации (поставщики и

потребители, вышестоящие организации и т.п.).

Таблица 2.1

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ОРГАНИЗАЦИИ

|Наименование принципа |Содержание принципа |

| | |

|1 |2 |

| |

|Принципы, характеризующие требования к формированию системы управления персоналом |

|Обусловленности функций |Функции управления персоналом формируются и изменяются не произвольно, а в соответствии с |

|управления персоналом |потребностями и целями производства. |

|цепями производства | |

|Первичности функций |Состав подсистем системы управления персоналом, организационная структура, требования к |

|управления персоналом |работникам и их численность зависят от содержания, количества и трудоемкости функций |

| |управления персоналом. |

|Оптимальности |Определяет пропорции между функциями, направленными на организацию системы управления |

|соотношения интра- и |персоналом (интрафункции), и функциями управления персоналом (инфрафункций). |

|инфрафункций управления | |

|персоналом | |

|Оптимального соотношения|Диктует необходимость опережения ориентации функций управления персоналом на развитие |

|управленческих |производства по сравнению с функциями, направленными на обеспечение функционирования |

|ориентаций |производства. |

|Потенциальных имитаций |Временное выбытие отдельных работников не должно прерывать процесс осуществления каких-либо |

| |функций управления. Для этого каждый работник системы управления персоналом должен уметь |

| |имитировать функции вышестоящего, нижестоящего сотрудника и одного-двух работников своего |

| |уровня. |

|Экономичности |Предполагает наиболее эффективную и экономичную организацию системы управления персоналом, |

| |снижение доли затрат на систему управления в общих затратах на единицу выпускаемой продукции,|

| |повышение эффективности производства. В случае если после проведения мероприятий по |

| |совершенствованию системы управления персоналом увеличились затраты на управление, они должны|

| |перекрываться эффектом в производственной системе, полученным в результате их осуществления. |

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.