как стабильность цен, уравновешенность платежного баланса, высокую
занятость населения.
1. ГЛОБАЛЬНАЯ ЦЕЛЬ ПОЛИТИКИ: повышение благосостояния населения через
динамичное развитие промышленных предприятий области.
2. ТАКТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ:
. Создание условий для достижения устойчивого роста экономических и
социальных показателей деятельности промышленных предприятий через
повышение производительности труда.
. Обеспечение равных условий конкуренции для всех субъектов
хозяйствования на территории области.
. Повышение бюджетной отдачи предприятий.
. Переход от ресурсной к инвестиционной и инновационной экономике
5. МЕСТО ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ напрямую связано с основными направлениями
социально-экономического развития Нижегородской области и определяется
соответствующими аспектами структурной политики модернизации экономики,
социальной политики, а также политики управления человеческими ресурсами:
В части структурной
политики……….………………... Комплекс мер, оказывающих прямое и косвенное
влияние на
развитие предприятий,
ориентированных на
усиление
конкурентоспособности,
стратегического
партнерства, кооперации,
проведение
реструктуризации.
В части социальной
политики……………………. …. Комплекс мер, направленных на социальную
защиту персонала
предприятий, поддержку членов
их семей,
обеспечение эффективного трудового
процесса и
нормальной жизнедеятельности.
В части политики………….. ….. Комплекс мер, связанных с подготовкой,
управления человеческими переподготовкой, повышением квалификации
ресурсами персонала промышленных
предприятий, определению
требований к
знаниям, умениям и навыкам персонала
в перспективном
будущем.
ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, УЧИТЫВАЕМЫЕ В ФОРМИРОВАНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ:
. Модернизация условий конкуренции.
- Либерализация внешней и внутренней торговли, движения капитала;
- Развитие глобальных рынков электронных продаж;
- Перестройка структуры предприятий в смежных отраслях;
- Появление нового правового пространства.
. Модернизация техники и технологий.
- Применение современной отечественной техники и технологий
- Широкое использование иностранной техники и технологий
- Повышение уровня стандартов.
- Трансферт западных экологически чистых технологий
( Модернизация условий финансирования.
- Изменения в использовании средств российских и международных
финансовых институтов (в частности коммерческих и государственных
банков);
- Изменения в системе налогообложения.
( Модернизация менеджмента.
- внедрение новейших приемов менеджмента и практическую деятельность
управленческого персонала (управление ценой производства, контроль
качества, управление технологическим процессом);
- движение за повышение производительности труда и качества;
- установление новых отношений между рабочими и администрацией.
3. ВЕДУЩИЕ ПРИНЦИПЫ
Основой принцип:
= Постоянное повышение конкурентноспособности промышленных
предприятий Нижегородской области в рыночных условиях.
Дополнительные принципы:
= рациональное распределение сырьевых, энергетических,
финансовых, трудовых, информационных ресурсов, а также ускоренное
применение новейших ресурсосберегающих технологий, и др.;
= развитие корпоративной инфраструктуры поддержки
предприятий в динамично меняющихся рыночных условиях;
= оптимизация внутренних и внешних
партнерских связей;
= стимулирование и поддержка инноваций,
инновационных
процессов;
= создание «единого окна» для инвесторов и
предприятий;
= уменьшение и ликвидация отрицательных
последствий,
обусловленных негативными внешними факторами.
Основные виды промышленной политики
Промышленная политика Нижегородской области может осуществляться через:
Политику повышения конкурентоспособности продукции.
Политику ресурсосбережения.
Инвестиционную политику.
Инновационную политику.
Политику импортозамещения и расширения экспорта.
Политика формирования инфраструктуры поддержки развития
промышленности.
Политику конверсии оборонного комплекса.
Б. БАЗИС КОНЦЕПЦИИ
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ российской промышленности на
период 2001 – 2004 годов, которые базируются на уточненных параметрах
прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период
до 2003 года в двух сценариях, а также прогноза социально-экономического
развития Нижегородской области.
Первый вариант прогноза развития РФ (основной) исключает возможность
резкого изменения внешних и внутренних условий развития российской
экономики, экономики Нижегородской области и подтверждает действенность
намеченных Правительством РФ и Администрацией области мер в социальной
и хозяйственной сферах.
Второй вариант прогноза основывается на сценарии, включающем в себя
менее благоприятную комбинацию внешних и внутренних условий, в том
числе, учитывающем возможность замедления намеченных реформ, более
значительные колебания конъюнктуры на международных сырьевых,
энергетических и продовольственных рынках, осложнений в обслуживании и
погашении государственного долга, внешних долгов области.
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2010 ГОДА. ФОНД
«ЦЕНТР СТРАТЕГИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК», 2000 г.
БАЗИСНЫЙ ПРОФИЛЬ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕЗУЛЬТАТЫ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЛАСТИ В ПЕРИОД 1999 –
2000 годов.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ОБЛАСТИ НА 2001-2004 ГОДЫ и СТРАТЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ.
«РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1999-2001 ГОДЫ».
ЗАКОН НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 20.01.97 г. №61-З «О ПРОМЫШЛЕННОЙ
ПОЛИТИКЕ».
ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ И ОГРАНИЧЕНИЯ:
. Новые Федеральные и областные законодательные нормы не ухудшат
существующее правовое поле хозяйствующих субъектов;
. Продолжится процесс структурных внешних преобразований ряда ведущих
предприятий бюджетообразующих отраслей в вертикальные холдинги с
созданием замкнутых цепочек, начиная от добычи сырья и его переработки,
до продажи готовой продукции на внутренних и внешних рынках. В первую
очередь это относится к автомобильной промышленности.
. Продолжатся процессы внутренних структурных преобразований с выделением
на крупных предприятиях диверсифицированных производств и созданием
«экономически» независимых бизнес единиц.
. Продолжится изменение качественного уровня и количественного состава
выпускаемой продукции, при обострении конкуренции, как на региональном,
так и вне региональных рынках.
. Произойдет дальнейшее усложнение демографической ситуации и возникнет
нехватка технических специалистов и высоквалифицированного
управленческого персонала.
В. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ
Важнейшими из них являются необходимые общественные предпосылки реализации
промышленной политики, ключевые проблемы в развитии страны и региона,
баланс укрупненных экономических интересов, сложившихся в регионе, и
задачи региональных властей по формированию "социальной базы" промышленной
политики, включая стимулирование инвестиций, инфляционно безопасное
поддержание спроса, оздоровление институциональной среды.
1. ФОРМИРОВАНИЕ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ВОСПРОИЗВОДСТВЕННОЙ
МОДЕЛИ
1. Необходимые предпосылки реализации промышленной политики
1. Необходимо формирование социально-психологической "атмосферы обновления
и подъема", характеризующейся наличием в обществе и трудовых коллективах
внутреннего согласия по поводу целей развития и способов их достижения.
Только в такой среде будет господствовать конструктивная мотивация,
обеспечивающая поступательное развитие экономики и промышленности.
2. Следует стремиться к состоянию общества, при котором его ключевые
структуры будут связывать свои жизненные перспективы и стратегические
интересы с расширенным воспроизводством и модернизацией, с увеличением
национального богатства и производительного капитала, а не с их
перераспределением.
3. Нужно задействовать мощные движущие силы экономического подъема - группы
взаимосвязанных производств и хозяйственных институтов, образующих
системную целостность и обладающих не только мощным потенциалом роста, но и
достаточной "критической массой" для качественного преобразования экономики
региона.
4. Эффективная воспроизводственная модель должна опираться на инновации и
повышение эффективности. Поэтому мобилизация структурных, технологических и
социальных источников повышения эффективности становится не только
предпосылкой, но и содержанием роста, одним из его важнейших ориентиров.
5. Требуется создать механизм согласования интересов различных участников
социально-экономических процессов. Реализация промышленной политики будет
сопровождаться структурной ломкой, нарастанием дифференциации и
напряженности между отдельными секторами хозяйства, перераспределением
ресурсов из отстающих секторов экономики, социальных групп, территорий в
интенсивно развивающиеся образования. Все это может порождать
напряженность, которая должна гаситься осознанной и целенаправленной
социально-экономической политикой государства и региональных властей.
Основная задача региональных властей - создание общественной
предпосылки, необходимой для успешной реализации промышленной политики. С
этой целью Администрация области совместно с профсоюзными и другими
заинтересованными организациями должна разработать и реализовать комплекс
социально программ, ориентированных на промышленные предприятия под
названием «Формирование социальные основ промышленной политики».
1.2. Ключевые проблемы в развитии экономики страны и региона
Общие тенденции. В целом позитивные результаты, достигнутые
промышленностью страны и региона в период 1999-2000 годов, дали хороший
стимул к развитию региональной экономики. Если в Нижегородской области в
1998 году сумма прибыли превышала сумму убытка в 1,5 раза, то в 1999 году
было достигнуто превышение - в 19 раз, в 2000 году – в 4 раза. Всего за
2000 год было получено 7742,2 млн. рублей прибыли. Среднегодовой темп
прироста объемов промышленного производства составил, начиная с 1996 года -
5%. Потеря среднесписочной численности на предприятиях была ограничена на
10%. В 1999 году инвестиции в уставной капитал промышленности составили
6896 млн. рублей или 158% к уровню 1998 года. Однако, в 2000 году в
промышленность области было направлено на 43% меньше инвестиций, чем в 1999
году. Внешняя задолженность области составила 1,5 годовых бюджета.
Такое развитие региона ближе ко второму варианту развития,
предусмотренному Правительством РФ, при котором тенденции положительного
роста экономики будут сохраняться с некоторым замедлением. Однако данный
вариант сценария должен учитывать возможность перехода к более
критической ситуации в экономике. При формировании промышленной политики
необходимо рассмотреть весь комплекс хозяйственных проблем, которые могут
возникнуть в регионе к 2005 году. Эти проблемы уже возникли, начиная с
середины 1999 года в региональных отраслях промышленности с глубоким
уровнем переработки,. Они свидетельствуют о возможности появления
системного кризиса экономики, который будет проявляться через шесть
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|