Планирование в ОВД
Понятие планирования в органах внутренних дел.
Планирование означает прежде всего умение думать с опережением и
предполагает системность в работе. Планирование далеко от импровизации -
оно требует аналитического мышления.
Планирование определяет перспективу развития и будущее состояние
системы как объекта, так и субъекта управления, вместе взятое. Являясь
активным управленческим процессом оказания воздействия на систему, оно
усиливает темпы развития организации, способствует вскрытию дополнительных
резервов, материальных источников, требует применения передовых методов и
форм воздействия на всю систему организации. Для того, чтобы снизить риск
принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной
информации, руководство принимает обоснованные и систематизированные
перспективные плановые решения. Планирование на ближнюю перспективу
помогает создать единство общей цели внутри организации.
В широком смысле слова планирование – это деятельность по
выработке и принятию управленческого решения.
Уровень и качество планирования определяются следующими важнейшими
условиями:
- компетентностью руководства организации на всех уровнях управления;
- квалификацией сотрудников, работающих в функциональных подразделениях;
- наличием информационной базы и обеспеченностью компьютерной техники.
Планирование предполагает:
1. Обосн6ованный набор целей.
2. Определение политики.
3. Разработку мер и мероприятий (образа действий).
4. Методы достижения целей.
5. Обеспечение основы для принятия последующих долгосрочных решений.
Планирование заканчивается перед началом действий по реализации
плана. Планирование направлено на оптимальное использование возможностей
организации, в том числе наилучшее использование всех видов ресурсов и
предотвращение ошибочных действий, могущих привести к снижению
эффективности деятельности данной организации.
Планирование – это начальный этап управления, однако оно
представляет собой не единственный акт, а процесс, продолжающийся до
завершения планируемого комплекса операций.
Под планированием, как общей функцией процесса управления,
понимается деятельность субъекта управления по определению целей и задач
социальных систем на предстоящий период деятельности, способов и средств их
достижения , а также последовательности их решения и сроков выполнения.
Основным средством реализации функции планирования в системе органов
внутренних дел является план, представляющий собой специфическую
разновидность управленческого решения. Особенностью плана, как вида
управленческого решения, является сложный характер его содержания,
включающий в себя взаимосвязанную совокупность отдельных решений, особую
форму их изложения, а также строгую определенность процедуры его выработки
и принятия, а также применения специфических методов его обработки. В плане
обязательно находят отражение цели и задачи органа на предстоящий период ,
мероприятия, подлежащие выполнению для реализации поставленных целей и
задач, последовательность их выполнения, сроки реализации, исполнители, а
также способы контроля за выполнением запланированных мероприятий.
Значение планирования деятельности органов внутренних дел, их служб и
подразделений заключается в том, что оно придает повседневной работе
системы целенаправленный, конкретный характер и позволяет сосредоточить
основные усилия на решение наиболее актуальных проблем борьбы с
преступностью и охраны общественного порядка, а также способствует
своевременному решению поставленных задач.
Кроме этого, планирование позволяет наиболее эффективно использовать
силы и средства органа внутренних дел для достижения наилучших результатов
при возможно меньших затратах людских и материальных ресурсов и в
возможности кратчайшие сроки, т.е. с помощью планирования обеспечивается
одно из главных требований, предъявляемых к управлению, - это его
оптимальность Планирование деятельности обеспечивает также равномерное
распределение работы в течении планируемого периода, т.е. ритмичную
деятельность органа в целом, так и его служб, подразделений и отдельных
сотрудников, позволяет организовать четкое взаимодействие повседневной
деятельности структурных подразделений органа, повышает ответственность
всех исполнителей за порученную работу, а также облегчает организацию
контроля и оценки деятельности органа по выполнению поставленных задач.
Организация и методика планирования в органах внутренних дел.
Организация планирования в системе органов внутренних дел
заключается в выборе на основе всестороннего анализа наиболее актуальных
целей и задач, а также наиболее оптимальных методов средств и форм их
решения. Достигается это путем применения особой процедуры планирования и
особых специфических методов планирования, что обеспечивает строго
определенную последовательность и содержание операций, составляющих суть
планирования. Наличие определенной процедуры планирования обеспечивает
единство действий всех субъектов, занятых этой работой, и устанавливает для
них определенные временные рамки.
Собственно процедура планирования включает в себя ряд последовательно
сменяющих стадий, основными из которых являются: сбор и анализ исходной
информации, сбор предложений от служб и подразделений органа, подготовка
проекта плана и его согласование с соисполнителями и последняя стадия –
утверждение плана и доведение его до исполнителей.
Первой стадией процесса планирования является сбор, систематизация и
анализ исходной информации, необходимой для разработки плана. Эта
информация включает в себя сведения, касающиеся как непосредственно
деятельности горрайлиноргана внутренних дел, так и отражающую все возможные
факторы, оказывающие влияние на эту деятельность. Сбор и накопление этой
информации должен осуществляться постоянно, для чего-либо заводятся
специальные папки, либо картотека, содержащая соответствующие рубрикаторы
по видам соответствующей информации.
Основной исходной информацией при разработке плана работы
горрайлиноргана является :
- задающая информация федеральных, региональных и местных органов
законодательной и исполнительной власти, а также вышестоящих органов
внутренних дел, определяющая стратегические и тактические задачи органов
внутренних дел по обеспечению правопорядка, общественной и личной
безопасности граждан, а также сам характер их деятельности. Установки,
содержащие в этой информации , являются обязательными при разработке
планов, и на и основе их определяются цели и задачи органа на планируемый
период, а также тактика его деятельности;
- информация, характеризующая условия, в которых протекала и будет
протекать деятельность горрайлиноргана и результаты его деятельности. К
ним относятся : материалы и выводы комплексного анализа оперативной
обстановки за предшествующий период : прогностические данные об ожидаемых
изменениях социально-экономических и демографических характеристик
обслуживаемой территории и вытекающие из них расчетные прогностические
данные об изменениях в состоянии правопорядка на планируемый период:
сведения, характеризующие состояние и деятельность систем,
взаимодействующих с горрайлинорганом и поддержании правопорядка( органы
прокуратуры и суда, ФСБ, ФПС, налоговой полиции , ГТК и др.) : информация
о выполнении предшествующих планов работы горрайлиноргана и его
подразделений, документы о плановых и внеплановых проверках деятельности
как органа в целом, так и его подразделений вышестоящими ОВД, органами
прокуратуры и др. На основе всей этой информации конкретизируются и
формируются цели и задачи органа на планируемый период, осуществляется
расстановка сил и средств, планируется служебная , боевая и
воспитательная работа с личным составом:
- информация, содержащая рекомендации науки и обобщенный передовой опыт.
Это вид информации в процессе планирования необходим для правильной
оценки происходящих изменений в состоянии правопорядка, а также выбора
наиболее эффективных форм и методов организации работы. Это
опубликованные в научной и специальной литературе материалы
социологических и криминологических исследований, выступления средств
массовой информации, а также материалы передового опыта.
Второй стадией процесса разработки плана является сбор предложений служб и
подразделений горрайлиноргана для включения в план. Осуществляется этот
сбор информации штабными подразделениями за полтора месяца до начала
планируемого периода. Представляемые предложения должны быть согласованы со
всеми соисполнителями и рассмотрены соответствующими заместителями
начальника горрайлиноргана и оценены штабом.
Разработка данных предложений службами и подразделениями органов
осуществляется, как правило, на коллегиальной основе с привлечением всего
инспекторского состава, либо в форме обсуждения этого вопроса на оперативно-
служебных совещаниях, либо в форме подачи сотрудниками своих письменных
предложений с соответствующими обоснованиями. Разрабатываемые службами и
подразделениями предложения должны не замыкаться только на их профильном
направлении деятельности, а должны, во-первых, охватывать все стороны и
направления деятельности органа, в т.ч. и внутриорганизационные (
организация управления и взаимодействие служб, работа с кадрами, тыловое
обеспечение и пр.), а во –вторых, они должны носить комплексный характер (
в план работы органа вносятся только те мероприятия, выполнение которых
возможно лишь при сложении усилий нескольких служб и подразделений органа).
Мероприятия, направленные на решение задач в рамках одной службы и
исполнение которой возможно ей самостоятельно, должны включаться не в план
работы органа, а в план работы соответствующей службы.
На третьей– стадии подготовки проекта плана и его согласования,
который осуществляется штабными подразделениями органа, происходит уже
разработка самих вариантов плановых решений. В процессе разработки плановых
решений целесообразно использование ряда общенаучных методов, связанных с
«оптимизацией плановых решений» и «методов формирования планов».
Наиболее приемлемым для уровня горрайлинорганов внутренних дел
методами оптимизации плановых решений являются :
- метод последовательных приближений, суть которого состоит в определении
общей задачи, а затем последовательное определение задач второго порядка,
детализация которых приводит к нахождению задач третьего порядка и т.д.
Использование указанного метода наиболее целесообразно в текущем
планировании, когда субъект управления с учетом предложений отраслевых
служб и подразделений поэтапно конкретизирует общие проблемы ;
- - балансовый метод, который позволяет осуществлять согласованность целей
с имеющимися ресурсами. Его сущность – в удовлетворении потребностей
системы, исходя из наличных возможностей. Использование названного метода
предполагает : четкое формулирование целей и задач органа на планируемый
период, а также точный количественный расчет имеющихся сил и средств с
учетом их качества; сопоставление полученных данных и распределение
ресурсов на выполнение отдельных задач в зависимости от степени
возможности и срочности их решения. Осуществление этого комплекса работ в
процессе планирования обеспечивает сбалансированность и реальность
планов, ставит при их подготовке преграду проявлениям субъективизма;
- - метод вариантов, заключающийся в разработке нескольких вариантов
плановых решений и выборе наилучшего из них.
К методам формирования планов относятся проблемный и программно-целевой
методы планирования. Суть проблемного планирования состоит в выделении
наиболее актуальных , общих для всего органа проблем, требующих
комплексного использования всех сил и средств. Проблемное планирование
должно заменить так называемое «свободное планирование», состоящее в
Страницы: 1, 2
|