реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Конгресс США и его роль в управлении государством

реферат

например, в сенате требование о проведении заседания может быть выдвинуто

по крайней мере тремя членами комитета. Если в течение трех дней

председатель не примет решения о проведении заседания в оставшиеся семь

дней со дня подачи заявления, сенаторы составляют извещение с указанием

цели, дня и часа его проведения. В том случае, если под ним будут собраны

подписи большинства членов комитета, заседание проводится в указанное в

извещении время.

Заседания комитета правомочны при наличии кворума, который, по общему

правилу, составляют одна треть членов комитета.

Вопросы, поступившие в комитет, проходят три этапа. На первом комитет

рассматривает их предварительно, устанавливая степень важности и в связи с

этим порядок их рассмотрения. Затем, нередко после доклада подкомитета,

следует рассмотрение дела по существу, в ходе которого проводятся слушания.

Вызванные по повестке свидетели и лица, предлагающие свои экспертные

оценки, дают показания. Комитет просматривает документацию, аудио- и

видеозаписи, имеющие отношение к обсуждаемому вопросу. В обеих палатах есть

передвижные видеосистемы, телемониторы, которые могут быть установлены по

первому требованию.

Как правило, слушания проводятся открыто. Нередко транслируются по

телевидению. В случаях, особо предусмотренных регламентами палат, слушания

проводятся “за закрытыми дверями”. Так, например, в сенате закрытые

заседания комитетов проводятся при необходимости сохранения в тайне

информации, относящейся к государственной безопасности; сведений, которые

могут нанести ущерб чести и достоинству лиц; данных, составляющих

коммерческую тайну и т. д. Последняя стадия — обсуждение, принятие решения

по существу и утверждение доклада комитета по обсуждаемому вопросу.

В текст доклада комитета включаются мнения меньшинства, а также

особые мнения членов комитета. Помимо рекомендации о принятии или

отклонении проекта доклад должен содержать оценку возможных бюджетных

расходов, общего числа попадающих под его действие предприятий и лиц,

экономического его влияния и воздействия на неприкосновенность личной жизни

(“прайвеси”).

Разновидностью сессионной формы работы конгресса является

рассмотрение вопросов в комитете всей палаты. В палате представителей эта

форма применяется при обсуждении финансовых биллей и наиболее значительных

законопроектов. В сенате комитет всей палаты заседает только при

рассмотрении договоров.

Порядок работы комитета всей палаты имеет, в сравнении с регламентом

палаты, значительные отличия. Так, например, в палате представителей кворум

при работе комитета всей палаты составляют 100, а не 218 конгрессменов, как

это имеет место при обычном заседании. Поименное голосование в нем не

проводится. Законопроекты только изучаются. Стадии обсуждения вопросов в

комитете всей палаты следующие: общие дебаты, чтение законопроекта и

обсуждение поправок, принятие решения о передаче его в палату

представителей с рекомендацией одобрить либо отклонить законопроект.

Председательствует в комитете всей палаты не спикер, а назначенный им член

палаты.

Роль конгресса в управлении государством

Наиболее полно роль конгресса в системе разделения властей

раскрывается в тех функциях, которыми наделен он по Конституции. В рамках

несколько упрощенной схемы они могут быть представлены в следующем виде[5]:

1. Принятие законодательства;

2. Бюджет и финансы;

3. Формирование аппарата исполнительной и судебной власти;

4. Контроль за деятельностью правительственного аппарата;

5. Осуществление квазисудебных функций;

6. Регулирование межправительственных отношений.

К этому перечню следует добавить те функции, которые не отражены в

Конституции, но которые во многом определяют роль конгресса. К подобным

неконституционным функциям могут быть отнесены представительство партий,

социальных слоев и групп, общественных и профессиональных организаций;

участие в формировании общественного мнения; определение политической линии

развития и т. д.

Законотворчество. По форме акты конгресса различаются на билли

(законы), резолюции и приказы.

Билли, которые после одобрения их президентом либо преодоления его

вето становятся законами (актами, статутами), подразделяются на публичные

билли и частные билли. Первые являются актами общего действия. Вторые —

актами индивидуального применения или локального действия.

Конгресс принимает три вида резолюций: совместные, совпадающие и

простые. Совместные резолюции практически не отличаются от биллей ни по

порядку их прохождения, ни по характеру их регламентации. Нередко изменения

в действующие законы вносятся совместными резолюциями, и, наоборот,

изменения в совместные резолюции — законами. Как и билли, совместные

резолюции передаются на подпись президента. В форме совместных резолюций

принимаются проекты конституционных поправок. В случае их одобрения

большинством в две трети голосов обеих палат они, без санкции президента,

отсылаются законодательным собраниями штатов для ратификации.

Характеризуя законотворческую деятельность конгресса, необходимо

подчеркнуть: она находится под значительным влиянием президента. Он

определяет во многом не только программу законодательной деятельности, но и

контролирует весь процесс законотворчества.

По некоторым оценкам, по инициативе президента либо иных подчиненных

ему органов и лиц в конгресс поступает до 30 процентов всех законопроектов.

Формально исполнительная власть лишена права законодательной инициативы.

Внести в палату проект может только сенатор или член палаты представителей.

Однако результативность инициатив президента от этого ничуть не снижается.

До 50% проектов, предложенных исполнительной властью, конгресс одобряет.

Наиболее мощным средством воздействия президента, как и прежде,

остается право вето (отклоняется весь проект в целом), которое конгресс

может преодолеть лишь при повторном одобрении законопроекта большинством в

две трети голосов. Нередко только угроза применения вето вынуждает

законодателей более внимательно отнестись к запросам и замечаниям со

стороны президента. Эта позиция имеет под собой достаточные основания.

Конгрессу удается преодолеть не более трех процентов от общего числа

президентских вето.

Бюджет и финансы. По Конституции, президент лишен каких-либо

полномочий в этой области. Только конгресс имеет право устанавливать и

взимать налоги, пошлины, подати и акцизные сборы. Займы от имени

Соединенных Штатов может также заключать только конгресс. Наконец, “чеканка

монеты” или эмиссия денег и выдача денег из казначейства могут

производиться только по закону конгресса.

Однако уже с 1921 г. подготовка бюджета, а впоследствии и наиболее

крупных финансовых биллей была перепоручена исполнительной власти[6].

Фактически в этой области инициатива перешла к президенту, хотя конгресс и

сохранил за собой достаточный вес. Законодатели самостоятельно решают

вопрос об увеличении, сокращении либо недопущении ассигнований,

запрашиваемых исполнительной властью. Нередко сами определяют, на какие

цели и в каком объеме необходимы ассигнования.

Бюджет, принимаемый в форме совпадающей резолюции, не имеет

обязательной силы, но он служит основой для принятия финансовых биллей.

Последние принимаются в двух формах. Первоначально принимается

разрешающий билль, в котором предусматривается осуществление определенных

проектов и их финансирование. Однако никакие выплаты на основании такого

закона не производятся. Для этого необходимо принятие билля об

ассигнованиях, в котором казначейству дается распоряжение о выделении

соответствующих денежных сумм. Оба этих законопроекта передаются на подпись

президента, который может наложить на них вето. Финансовый год в США

начинается 1 октября предыдущего календарного года.

Контроль за деятельностью правительственного аппарата. Традиционно

наиболее действенным средством воздействия была и остается “власть

кошелька”. Нередко только угроза сокращения ассигнований вынуждает

президента или отдельные звенья исполнительной власти более внимательно

прислушиваться к требованиям конгресса и учитывать возможную его реакцию на

те или иные их действия.

Столь же испытанным средством остается право постоянных и

расследовательских комитетов конгресса проводить расследования деятельности

правительственных органов.

До недавнего времени в арсенале конгресса было и такое эффективное

средство, как законодательное вето. Посредством его конгресс мог

аннулировать либо приостановить действия актов исполнительной власти,

принимая как совпадающие резолюции, так и простые резолюции одной из палат.

Однако в 1983 г. Верховный суд США признал его применение

неконституционным, нуллифицировав положения немногим менее 200

законодательных актов конгресса и лишив последнего действенной формы

контроля.

Квазисудебные функции. К квазисудебным функциям конгресса относятся:

оценка соответствия членов конгресса установленным Конституцией цензам и

суд импичмента. Первое полномочие не имеет большого значения ни для

деятельности самого конгресса, ни для определения его фактической роли.

Иное дело — импичмент.

Импичмент — особая процедура, заимствованная авторами Конституции из

парламентской практики Англии. Суть его сводится к следующему. Субъектами

ответственности являются президент, вице-президент, судьи и должностные

лица исполнительной власти. Основание привлечения к суду импичмента —

“измена, взяточничество или иное тяжкое преступление” (ст. II, разд. 4).

Инициатива возбуждения импичмента принадлежит палате представителей,

осуществление суда — сенату. Однако импичмент только по названию и

определенному сходству с судопроизводством может считаться судом. По сути —

это “политический процесс”, цель которого отстранить от должности виновных

в совершении преступления или проступков, что, впрочем, в дальнейшем не

освобождает их от обычной судебной ответственности.

Межправительственные отношения. Вопрос о формах взаимоотношений между

конгрессом и правительствами штатов рассмотрен выше. Здесь же необходимо

дополнить его сведениями о том, как осуществляется связь между ними. Эти

вопросы Конституцией и законодательством не регламентированы. Однако

практикой, в том числе и судебной, утверждены достаточно жесткие правила.

Так, конгресс не имеет права указывать либо давать распоряжения

правительствам штатов. Даже послания к штатам о ратификации конституционных

поправок не создают юридически обязательного требования по их рассмотрению.

В свою очередь, и органы штатов не вправе диктовать свою волю тем

депутатам, которые представляют в конгрессе их штаты. Каждый из них имеет

лоббистов — своих “ходатаев” при Капитолии. Свои представительства имеют и

многие консультативные органы, координирующие усилия штатов, — Совет

правительств штатов. Национальная конференция легислатур. Национальная

ассоциация губернаторов, Национальная гражданская лига и др.

Принимая законодательство и утверждая ассигнования, конгресс

определяет развитие федеративных отношений по вертикали. В то же время он

контролирует их и по горизонтали. Отношения между отдельными штатами должны

оформляться на договорной основе, а соглашения между штатами — одобряться

конгрессом. Без санкции последнего допускается заключение только тех

соглашений, которые “не увеличивают политическую власть штатов и не

угрожают верховенству правительства Соединенных Штатов”.

Вопросы войны и мира. По Конституции, решение вопроса войны и мира

возложено на конгресс. Он наделен правом “объявлять войну, выдавать

каперские свидетельства и разрешения на репрессалии и устанавливать правила

относительно захватов на суше и море” (ст. 1, разд. 8). Право решать вопрос

о вступлении в военные действия авторы Конституции безоговорочно отнесли к

компетенции конгресса. Без его санкции президент мог ввести войска в

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.