Все большей популярностью пользуются системы контроля доступа в номера
(электронные замки). Из наиболее известных систем в этой области можно
назвать американскую VingCard, шведскую Timelox , испанскую TESA,
итальянскую CISA. В качестве ключа может использоваться ключ-карта с
записанной на нее информацией гостя, генерируемая на рабочем месте службы
приема и размещения, клубная карта гостя или даже его собственная кредитная
карточка.
Обмен информацией между смежными элементами такой комплексной АСУ
может осуществляться на трех уровнях:
1. Отсутствие обмена как такового. Такая ситуация возможна в тех
случаях, когда та или иная гостиничная служба работает в сугубо
автономном режиме (например, телефонная связь или ресторан). В
условиях необходимости согласованности действий разных отделов для
повышения эффективности такой вариант встречается все реже.
2. Документальный обмен. Информация в этом случае поставляется в виде
стандартных бумажных отчетов, которые попросту отсылаются в
соседний отдел, где вручную вновь переводятся в электронный вид.
Несколько усовершенствованный вариант – обмен файлами через
внутрикорпоративную сеть с последующим переносом информации из них
в смежную АСУ.
3. Электронный обмен. Это наиболее удобный и оперативный уровень
обмена информацией между элементами комплексной системы
управления, однако необходимо, чтобы все они поддерживали
процедуры экспорта-импорта. В противном случае может понадобиться
согласованная работа программистов каждой из систем для интеграции
их в единый комплекс, что затребует дополнительных затрат.
Так или иначе, основой любой гостиничной АСУ является так называемая
PMS, или система управления номерным фондом. Она сосредотачивает в себе
информацию о его текущем состоянии, проживающих и ожидаемых гостях и их
счетах.
Условно всю информацию можно разделить на несколько функциональных
групп (непосредственное воплощение их в базах данных информационной
структуры каждой конкретной АСУ зависит от особенностей заказа и образа
мышления разработчика): данные по клиентам, по номерам, счетам гостей и
бронировании.
Структура базы данных клиентов (именно клиентов, а не гостей,
поскольку гость выехавший более гостем не является, но остается клиентом,
которого помнят и ждут) по сути повторяет пункты используемой при
регистрации карточки гостя, где заселяемый постоялец записывает свое имя,
адрес, телефон и тому подобное, и зависит от «аппетитов» администрации
средства размещения и законов страны. В некоторых случаях регистрация и
вовсе не обязательна, однако крупные гостиницы предпочитают вести обширную
базу данных для возможности проведения полноценных маркетинговых
исследований и последующих контактов с клиентами по случаю дня рождения,
профессионального праздника или начала сезона. В отдельных же странах
требуется не только вести регистрацию, но и обуславливается использование
регистрационных карт в качестве полицейских документов. Так, в Бразилии,
например, требуется не только сообщить свое имя, адрес и прочее, но и имена
родителей.
АСУ позволяют забыть о бумажной волоките с картами гостей, но имеют в
этой области один значительный минус – карты содержали подпись гостя,
являющуюся доказательством закрепления договора и обоюдных обязательств и
ответственности. Электронная версия часто не содержит такой функции, и
несмотря на долгую работу над технологией электронной подписи (в России
даже был принят соответствующий закон), компьютерный рынок так и не получил
достаточного развития в этой сфере.
Тем не менее, всегда стоит помнить о чувстве комфорта и безопасности
гостя и не загружать его требованиями заполнять длинные списки полей в
карточке. Это чувствительно ударит по нашему имиджу в глазах клиента и
снизит оперативность работы службы портье.
База данных номерного фонда является своего рода информационной картой
гостиницы. Она может включать в себя данные о нахождении гостевой комнаты в
пределах средства размещения, его типе, классе количестве комнат и койко-
мест, состоянии и наличии удобств, содержать описание номера, его
фотографии и фотографии вида из окна, примечания службы горничных или
инженерного отдела и обязательно стоимость. Иногда в гостиницах на стойке
портье можно увидеть дополнительный монитор для показа клиентам информации
о номере.
При желании можно установить абсолютный контроль за номерным фондом,
начиная от информации об уборке и заканчивая управлением его оборудованием
(телефон, телевизор, освещение, электроснабжение, проверка
работоспособности и прочее).
Важнейшим элементом PMS является модуль бронирования, облегчающий
процедуру регистрации брони. «На бумаге» список брони представляет собой
таблицу, столбцами которой являются даты, а строками – номера гостевых
комнат. В получившейся «шахматке» работник ставит отметки о бронировании
соответствующим номерам на запрошенные даты. В АСУ полноценный механизм
бронирования представляет собой инструмент базы данных, где программно
регистрируются новые брони, осуществляется поиск подходящих вариантов,
удовлетворяющих полученному запросу, изменение, удаление и другие функции
для работы с бронированием гостиничных услуг.
В качестве примера системы бронирования можно взять популярную АСУ
«Эдельвейс». План гостиницы здесь можно отобразить сразу в трех формах:
графически, по типам комнат и в виде таблицы резервирования.
Графический план наиболее нагляден. Каждый номер имеет в нем свое
отображение. Можно отображать на экране номера только одного типа. Любое
созданное резервирование появляется в виде цветной полоски, занимающей
строку конкретного номера и растянутую на заданное количество суток.
Специальные обозначения позволяют различать резервирования по статусам и
типам, а также видеть итоговые цифры по резервированиям и свободным номерам
на каждый день. Графический план позволяет легко создавать новые и
манипулировать существующими резервированиями.
План по типам комнат позволяет создавать резервирования в номера той
или иной категории без выделения конкретной гостевой комнаты. Здесь также
ведется статистика свободных номеров (мест), неразмещенных и временных
резервирований.
Таблица резервирований – мощный поисковый инструмент, позволяющий
легко выбирать группу резервирований, отвечающую тем или иным требованиям.
Существует также ряж фиксированных наборов параметров (так называемых
«масок»), которые наиболее часто используются менеджерами и рецепшионистами
– они выделены в отдельное меню.
Административный модуль, включающий в себя рабочие места директора и
маркетолога (нередко их рассматривают отдельно, но это скорее неправильно,
учитывая функциональную и технологическую схожесть), обычно строится на
основе баз данных PMS путем предоставления доступа к ним в режиме чтения и
использования программных настроек, на основе первичных данных проводящих
анализ, строящих таблицы, диаграммы, графики и печатающих отчеты. Такая
система, конечно, не заменяет специалиста-маркетолога, но существенно
упрощает его работу.
Количество рабочих мест в системе зависит только от масштабов работы
средства размещения. PMS может базироваться как на разветвленной локальной
сети, так и на одном единственном компьютере. В случае
многопользовательской структуры в системе устанавливаются уровни доступа
для каждого отдела. Таким образом, получить доступ к тем или иным
информационным зонам PMS может только сотрудник с соответствующим уровнем
доступа, что как минимум обеспечивается знанием идентификационной пары
«логин-пароль». Иногда контроль доступа значительно сложней и включает в
себя элементы биометрии, электронные ключи и целые комплексы всего
вышеназванного. Это пресекает злоупотребления служебным положением и
саботаж на уровне системы. Кроме того, клиенты явно будут не очень довольны
тем, что их данные могут быть в открытом доступе, что приобретает особую
актуальность, если PMS подключена к глобальной сети.
5 Опыт использования систем бронирования
За рубежом первые АСУ гостиниц появились около тридцати лет назад.
Многолетний опыт развития и эксплуатации позволил им стать достаточно
совершенными программными продуктами. И хотя цена таких систем высока,
согласно исследованиям корпорации Microsoft, 60 – 70% всех гостиниц на
Западе в течение ближайших пяти лет (данные 2002 года) закупят новую
систему управления. Это вызвано нарастающими темпами роста конкурентной
борьбы и технологического прогресса – если раньше отели меняли техническое
оснащение в среднем каждые 7 – 9 лет, то сегодня – каждые 3 – 5 лет, и
тенденция сокращения этого срока сохраняется.
АСУ бывают типовые и заказные. Заказные системы в России
разрабатывались в условиях, когда внутренняя структура большинства отелей и
законодательство почти не менялись. Системы учитывали интересы конкретного
отеля и росли, постепенно автоматизируя отдельные участки работы. Сегодня
поддерживать такую систему в условиях меняющегося законодательства и
постоянных нововведений в гостиничном бизнесе трудно. Поэтому особое
распространение получили типовые системы управления.
При выборе АСУ необходимо учитывать простые правила. Система должна
быть известной и распространенной. Годы развития и эксплуатации в разных
гостиницах гарантирует ей высокий уровень и отсутствие «узких мест». Важный
момент представляет собой географическое распределение гостиниц. Если среди
клиентов системы встречаются достаточно удаленные, то это говорит только в
пользу продукта, который эффективно работает и без непосредственной
поддержки предприятия – производителя.
Не следует забывать и о том, что каковы бы ни были возможности
системы, она является лишь промежуточным звеном между сотрудником и отелем.
Поэтому, подбирая ПО, необходимо осведомиться, насколько дружелюбный у него
интерфейс. Помимо прочего, редкий сотрудник может похвастаться достаточным
знанием компьютера, и система должна учитывать и пресекать некорректный его
действия, которые могут повлиять на достоверность и целостность базовой
информации.
Внедрение АСУ обходится недешево. Устанавливая АСУ «на пустом месте»,
необходимо затратиться на компьютеры, иную оргтехнику, соединение их в
сеть, покупку и установку ПО, обучение персонала и послереализационное
обслуживание. Очень желательно ввести в штат должность специалиста по
информационным технологиям. Каждое звено этой цепочки требует повышенного
внимания. Так, лучше покупать надежную, качественную, а потому дорогую
технику. Это накладно, но в конечном итоге простой отеля при отказе
оборудования обойдется намного дороже.
Если говорить о ПО, то здесь необходимо учитывать при сравнении
различных АСУ соотношение их конфигурации и эффективности, соблюдая принцип
паритета. Современные АСУ состоят из отдельных модулей, временами
достаточно независимых друг от друга, чтобы устанавливать их по частям.
Недорогие системы, как правило, отличаются соответствующим набором
функций и качеством, и связанные с этим ограничения необходимо учитывать.
Критерием же оценки дорогой системы являются сроки ее окупаемости. Неплохо
при покупке ПО подумать и о перспективе развития вашего средства
размещения, поинтересовавшись возможностями масштабирования системы.
Послужной список АСУ, с одной стороны, свидетельствует о ее качестве,
но система «с бородой» может оказаться и камнем преткновения при развитии
отеля. Стоит ли еще раз напоминать о том, какими шагами идут вперед
информационные технологии? Появляются новые возможности, новые продукты,
которые вымещают собой безнадежно устаревшие. Так, уже упомянутая
технология электронной подписи поддерживается СУБД Access, только начиная с
версии 2002 года. С другой стороны, ветераны российского компьютерного
рынка MS DOS, Windows 3.1 и даже Windows 95 31 декабря 2002 года директивой
Страницы: 1, 2, 3
|