обязательств. Размер обязательных платежей принимается во внимание без
учета установленных законодательством Российской Федерации штрафов (пени) и
иных финансовых (экономических) санкций.
Если досудебная санация не проводилась, возбуждается производство по
делу о банкротстве; с данного момента начинается период наблюдения. В
течение периода наблюдения проводятся мероприятия, направленные в том числе
на выявление экономического состояния должника и способные определить его
дальнейшую судьбу. В течение наблюдения, наряду с руководством должника
(которое не отстраняется от исполнения своих обязанностей), действует
временный управляющий.[24]
Временный управляющий созывает первое собрание кредиторов, которое
представляет интересы всех кредиторов при проведении процедур банкротства.
На собрании временный управляющий знакомит кредиторов с возможными
перспективами должника. В первую очередь учитываются состояние активов и
экономический потенциал предприятия.[24]
Временный управляющий информирует кредиторов о предполагаемых
мероприятиях внешнего управления, о необходимых для этого затратах, о
примерном периоде времени, в течение которого платежеспособность должника
может быть восстановлена, о суммах, которые кредиторы смогут получить в
случае достижения целей внешнего управления и при недостижении этих
целей.[24]
С момента признания арбитражным судом должника банкротом и открытия
конкурсного производства, или введения внешнего управления, или утверждения
мирового соглашения наблюдение прекращается.[2]
Основную роль в решении вопроса о назначении внешнего управления играют
кредиторы, которые, по сути, решают: получить очень незначительную сумму
средств (а возможно, не получить ничего) немедленно либо значительно
большую сумму (а возможно, весь долг полностью) по истечении определенного
срока.
Анализ практики позволяет сделать вывод о том, что в большинстве
случаев кредиторы выбирают путь, наиболее перспективный для должника,
поскольку кредиторы больше кого бы то ни было заинтересованы в
восстановлении экономического положения должника. Однако, закон,
устанавливая общее правило об утверждении судом решения собрания кредиторов
о введении внешнего управления, устанавливает и исключение из правила,
состоящее в обратном решении суда, т.е. в возможности ввести внешнее
управление по решению суда вопреки мнению кредиторов.[2]
На сумму требований кредитора по денежным обязательствам и (или)
обязательным платежам, установленным на момент введения внешнего
управления, начисляются проценты в порядке и размере, которые предусмотрены
статьей 395 ГК РФ, (т.е. по учетной ставке Центробанка).[1]
В случае нецелесообразности введения внешнего управления, а также по
иным основаниям, предусмотренным законом «О несостоятельности
(банкротстве)», арбитражный суд самостоятельно или по ходатайству собрания
кредиторов принимает решение о признании должника банкротом и об открытии
конкурсного производства.[2]
Конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к
должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения
требований кредиторов.
После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий обязан
представить в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного
производства. Определение арбитражного суда о завершении конкурсного
производства является основанием для внесения в единый государственный
реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.[2]
На любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве
должник и кредиторы вправе заключить мировое соглашение.[2]
Мировое соглашение должно содержать положения о размерах, порядке и
сроках исполнения обязательств должника и (или) о прекращении обязательств
должника предоставлением отступного, новацией обязательства, прощением
долга либо иными способами, предусмотренными гражданским законодательством
Российской Федерации.
Мировое соглашение может быть заключено после погашения задолженности
по требованиям кредиторов первой и второй очереди. Утверждение мирового
соглашения арбитражным судом в ходе наблюдения или внешнего управления
является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве.[24]
1.2. Понятие, цели и задачи антикризисного менеджмента.
Антикризисный менеджмент определяется западноевропейскими экономистами,
как деятельность, необходимая для преодоления состояния, угрожающего
существованию предприятия, при котором основным вопросом становится
выживание. Данная деятельность характеризуется повышением интенсивности
применения средств и методов на предприятии, необходимых для преодоления
угрожающей существованию предприятия ситуации. При этом по мнению некоторых
исследователей происходит перенос всего внимания на сиюминутные,
краткосрочные проблемы, одновременно связанные с проведением жестких и
быстрых решающих мероприятий. Другие авторы, которые хотят подчеркнуть
освободительный и положительный характер кризисов, определяют антикризисный
менеджмент наоборот как создание инструментов, которые позволяют сообщить о
приближающемся переломном пункте и разработать новый курс развития.
Наряду с целеполаганием, понятие антикризисного менеджмента включает в
себя и временные характеристики. Во-первых, это определение содержит все
задачи по разработке и проведению мероприятий, которые ведут к ослаблению,
преодолению и т.д. кризисного процесса, что характеризует антикризисный
менеджмент в узком смысле, и во-вторых, к этому необходимо добавить еще
профилактику и терапию кризиса, и это будет понятием антикризисного
менеджмента в широком смысле. Подобное определение обусловливает задачи
руководства и характеризует действия в рамках острого кризиса как
реактивный антикризисный менеджмент и задачи профилактики кризисов как
превентивный (предупреждающий) антикризисный менеджмент или антиципативный
(опережающий) антикризисный менеджмент.[7]
Антикризисное управление фирмой начинается с момента выбора ее миссии,
т. е. с ответа на вопрос: «Что делать?» На всех последующих этапах развития
фирмы внимание ее руководства должно быть сосредоточено на своевременном
«улавливании» сигналов, свидетельствующих о возможном ухудшении положения
фирмы, ее конкурентного статуса. Для этого необходимо построить систему,
позволяющую сочетать количественный и качественный анализ сигналов об
угрозе приближения кризисного состояния, т. е. существенного снижения
конкурентного статуса фирмы.[7]
В процессе анализа необходимо определить каналы связей, возникающие
между агентами внешней и внутренней среды, с одной стороны, факторами
состояния фирмы и моментом наступления кризисного состояния
(несостоятельности, банкротства) фирмы, - с другой.[6] Именно по этим
каналам поступают сигналы о неблагополучных тенденциях, возникающих во
внешней и внутренней средах фирмы. Эти сигналы - вначале слабые - по мере
накопления информации постепенно усиливаются, позволяя руководству фирмы
заблаговременно принимать меры по предотвращению кризисных состояний.
Под экономическим механизмом принято понимать цепь последовательных
взаимосвязанных экономических явлений. Как и всякий экономический механизм,
механизм возникновения кризисного состояния «запускается» субъектами,
инициирующими исходные экономические явления. Под влиянием этих исходных
явлений начинается процесс следования (без дополнительного импульса) одного
за другим в определенной последовательности цепочки взаимозависимых
экономических явлений (эффект падающего домино), в конце которой наступает
завершающее явление — кризисное состояние.
Тактические решения, в отличие от стратегических, принимаются на основе
более полной и точной информации, отражающей актуальное (по состоянию на
данный момент) состояние производственной системы.[10] Однако времени для
коренной перестройки деятельности фирмы с целью предотвращения кризиса либо
очень мало, либо нет совсем. Речь в этом случае идет либо о чрезвычайных
мерах по недопущению кризиса, которые еще возможно реализовать в короткий
период, либо о мерах, направленных на выход из кризиса, который уже
наступил.
Эффективность антикризисного управления во многом зависит от радикально
направленных действий арбитражного управляющего, который назначается
арбитражным судом и которому передаются функции внешнего управления
имуществом должника. Основанием для назначения внешнего управления
имуществом должника является наличие реальной возможности восстановить
платежеспособность предприятия-должника с целью продолжения его
деятельности путем реализации части его имущества и осуществления других
организационных и экономических мероприятий.
Подводя итог, важно подчеркнуть, что антикризисное управление может и
должно быть эффективным. Для этого важно заниматься различными сторонами
процесса. Управлять следует:[17]
активами (пассивами) предприятия;
этапами бизнес-процесса (сбыт, производство, снабжение, учет);
программами защиты имущества и безопасности бизнеса;
кадрами (включая вопросы формирования кадровой политики, социальные
вопросы, отношения с профсоюзами);
программами построения отношений с акционерами, партнерами, органами
государственной власти;
программами информационной поддержки (включая доведение до сведения
трудового коллектива информации о планах, методах и принципах управления, а
так же доведение социально-значимых аспектов деятельности до широкой
общественности).
Деятельность по антикризисному управлению крупными промышленными
объектами в различных своих модификациях, несомненно, будет способствовать
сохранению и развитию промышленного потенциала страны.
1.3. Методика анализа финансового состояния предприятия и оценки
вероятности банкротства.
Как было отмечено ранее, важной составляющей системы антикризисного
менеджмента является диагностика финансового состояния предприятия,
контроль и своевременное упреждение и предотвращение приближающихся
кризисных ситуации. Своевременная и качественная диагностика и
профилактическая работа — главная задача управления предприятием вообще и
кризисного, в частности. Работа по диагностике проводится в несколько
этапов главными из которых являются:[13]
а) анализ финансового состояния, прогноз развития рыночной ситуации;
б) своевременное обнаружение причин и основных факторов, способствующих
развитию кризисных ситуаций;
в) умение обнаружить раньше не заметные для неспециалиста признаки
грядущего неблагополучия предприятия.
Активы организации состоят из внеоборотных и оборотных активов. Поэтому
наиболее общую структуру активов характеризует коэффициент соотношения
оборотных и внеоборотных активов, рассчитываемый по формуле:
[pic].
Значение данного показателя в большой степени обусловлено отраслевыми
особенностями кругооборота средств анализируемой организации. В ходе
внутреннего анализа структуры активов следует выяснить причины резкого
изменения коэффициента (если это имеет место) за отчетный период.[29]
Пассивы организации (т.е. источники финансирования ее активов) состоят
из собственного капитала и резервов, долгосрочных заемных средств,
краткосрочных заемных средств и кредиторской задолженности. Обобщенно
источники средств можно поделить на собственные и заемные (приравнивая к
последним и кредиторскую задолженность). Структуру пассивов характеризуют
коэффициент автономии, равный доле собственных средств в общей величине
источников средств предприятия[29]
[pic],
и коэффициент соотношения заемных и собственных средств, вычисляемый по
формуле[29]
[pic].
При расчете данных коэффициентов следует брать реальный собственный
капитал, совпадающий для акционерных обществ с величиной чистых активов.
Последние определяются в соответствии с приказом Министерства финансов РФ
от 5 августа 1996 г. №71 и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг РФ №
Страницы: 1, 2, 3
|