Реферат: Рабочее место секретаря
Київський університет економіки і технологій транспорту
Кафедра: “Економіка та фінанси”
Контрольна робота
з предмету: “Економіка труда”
на тему: “Характеристика робочого місця”.
Перевірив: ст. викладач
Е. І. Панченко
Розробив: ст. заоч. ф. н.
гр.3-МО-2
Д. О. Мартиненко
Шифр:99-МО-203
2001
План
Введение.......................................................................3
Планировка рабочего места......................................................5
Оснащение и оборудование рабочих мест.........................................12
Условия труда.................................................................16
Освещение.....................................................................19
Влияния микроклимата и шумовых эффектов................................... 23
Психофизиологические условия труда............................................29
Вывод.........................................................................31
Введение
Приемная офиса - это центр работы фирмы, ее сердце. Самый талантливый и умный
руководитель не сможет справиться с работой, если плохо организована работа
приемной. Главное же лицо в приемной - это секретарь. Все чаще должность
секретаря даже объединяют с должностью офис-менеджера.
Качество работы приемной напрямую связано с грамотной организацией
внутрифирменного пространства в целом и пространства приемной в частности. От
того, где расположена приемная, как она оснащена, каков дизайн ее интерьеров
зависит и скорость решения вопросов и общее впечатление от фирмы у ее
клиентов, заказчиков, партнеров по бизнесу.
Современный офис должен отвечать требованиям экономичности, что особенно
важно при высоких ценах на офисную площадь, высокой технической оснащенности,
органичного дизайна и безопасности с точки зрения как защиты информации, так
и личной безопасности сотрудников фирмы. Именно потому вопросы организации
офисного пространства сейчас волнуют всех думающих руководителей.
Тесный, темный, плохо оборудованный «предбанник» перед кабинетом руководителя
сразу представит фирму в невыгодном свете перед возможными ценными клиентами.
Кроме того, в приемной чисто физически должно быть место для размещения
соответствующего оборудования рабочего места секретаря, для документов
текущего делопроизводства, справочно-информационной литературы, рекламных
изданий, для необходимой конторской техники и, конечно, для посетителей
фирмы.
Большое значение имеет рациональная организация рабочего места секретаря. Для
этого вначале надо уточнить и выявить основные функции секретаря,
информационные связи, распорядок рабочего дня, перечень материалов, которые
должен он иметь. Затем выбрать мебель, инвентарь, технические средства,
оргтехнику и канцелярские принадлежности.
Планировка рабочего места
Рациональный ее вариант предполагает размещение 1СТВ и предметов труда в
пределах зон, наиболее удобных выполнения трудовых процессов. Их принято
называть рабочими зонами.
Рабочая зона — пространство на стационарном рабочем места в
горизонтальной или вертикальной плоскостях, в делах которых работник, не
перемещаясь, может выполнять работу. Различают нормальную и максимальную.
Нормальная рабочая зона в горизонтальной плоскости ограничивается
воображаемой дугой, очерчиваемой концами пальцев правой и левой рук, согнутых в
локтевом суставе при свободно опущенном плече. Такая зона занимает около 1000
мм по фронту и 300 мм в глубину. Здесь располагаются наиболее часто
используемые средства и предметы труда и выполняется основная работа.
Максимальная рабочая зона в горизонтальной плоскости
ограничивается воображаемой дугой, очерчиваемой концами пальцев полностью
вытянутой руки человека. В этой зоне (работник действует вытянутыми руками)
располагаются средства труда, используемые реже. Взаимоперекрываемая при этом
площадь (для двух рук) определяется около 1500 мм по фронту и 500 мм в глубину.
Обычно габариты стола принимаются несколько большими, чем максимальная зона
досягаемости.
В вертикальной плоскости различают пять зон: нижняя неудобная зона (до 750 мм
от пола); нижняя менее удобная (от 751 до 925 мм); удобная (от 925 до 1675
мм); верхняя в удобная (от 1675 до 1925 мм); верхняя неудобная (от 1925 мм и
выше).
Основное требование, предъявляемое к рациональной планировке рабочего места,
- обеспечить экономию времени на поиск средств и предметов труда и сокращение
физических усилий работника. Для этого необходимо соблюдать следующие
правила:
· на рабочей поверхности стола не должно быть ничего лишнего;
· каждый предмет и средство труда должны иметь свое место, поскольку
беспорядочное расположение их вызывает лишние движения и затраты времени. В
зарубежной практике используется закон «свободного стола»: на столе может
находиться лишь одна работа с необходимыми для нее документами и средствами
труда, все остальное должно быть внутри стола;
· канцелярские принадлежности (карандаши, ручки, скрепки и т.п.) следует
хранить в ящике стола со специальными разделителями;
· все средства коммуникационной техники (телефон и др.) надо располагать
слева или на специальной подставке, чтобы можно было пользоваться ими левой
рукой, оставляя правую свободной для работы;
· документы, с которыми работает секретарь, помещаются в зоне,
обеспечивающей их обзор, для обработанных документов целесообразно иметь
специальные лотки или отделения в ящике;
· документы и средства труда располагаются так, чтобы обеспечивалась
наилучшая последовательность выполнения работы;
· движения работника должны быть оптимальными, т.е. более короткими и
экономными с позиций затрат времени и сил.
Организация рабочего места секретаря с учетом требований научной организации
труда к его планировке и обслуживанию, а также с учетом требований и
возможностей использования современной оргтехники, к его оборудованию и
оснащению является необходимым условием достижения высокой эффективности,
оперативности и качества труда, сохранения работоспособности в течение всего
рабочего дня, обеспечения действительно полезного секретарского обслуживания.
Рабочее место секретаря является важной ячейкой организации трудового
процесса в учреждении. Поскольку секретарь - «лицо учреждения», то и его
рабочее место должно быть образцом правильной организации, показателем
высокой культуры труда. Ведь от того, как выглядит рабочее место секретаря,
нередко судят о работе всего учреждения.
Планировка рабочего места секретаря должна обеспечить максимальные удобства
при выполнении возложенных на него обязанностей и в то же время отвечать
требованиям экономии площади помещения:
· рабочее место секретаря в приемной обычно располагается рядом с
кабинетом руководителя, в центре комнаты, недалеко от дверей в кабинет и так,
чтобы легко можно было видеть всех входящих;
· в помещении приемной должны находиться только предметы, требующиеся
секретарю и другим сотрудникам непосредственно в процессе работы;
· мебель для посетителей должна находиться в зоне, хорошо просматриваемой
секретарем, удобной для ее размещения.
Большую часть рабочего времени секретарь работает сидя, а это утомляет,
поэтому он должен иметь возможность удобно вытянуть ноги, свободно вставать,
менять позу для письма, работы на пишущей машине, чтения.
Рабочее место секретаря - это, прежде всего удобный и достаточно просторный
рабочий стол. Специалисты рекомендуют использовать универсальный стол, за
которым можно работать с документами, а также вести беседу с посетителями.
Для этих целей лучше всего подойдет стол, который непосредственно перед
сидящим человеком уже, чем по бокам. Такая конструкция позволяет иметь
достаточно места на столе для размещения находящихся в работе документов и в
то же время вести беседу с посетителями.
Его плоскость мысленно делят на два поля. В левом кроме текущей работы и
связанных с ней документов располагают телефонное оборудование, настольную
лампу, канцелярский прибор, лоток с входящими документами. На правом поле
стола размещают лоток с исполненными документами и письменные принадлежности.
Здесь же ставят лоток с документами, которые надо подшить в дело.
Все орудия труда размещают на плоскости стола в пределах 160 х 160 см, что
позволяет взять их рукой, не вставая. Каждому предмету выделяется
определенное место, те или иные предметы располагаются комплексно (например,
ручки и блокноты для записи телефонных переговоров размещают рядом с
телефонными аппаратами). Следует разделять канцелярские принадлежности,
имеющие разное назначение.
Помимо рабочего стола, лучше использовать отдельный стол для персонального
компьютера. Такие рабочие столы предполагают удобное размещение дисплея,
клавиатуры и процессора, а также сканера, принтера, модема и др.
При этом стол для ПК лучше размещать таким образом, чтобы экран дисплея был
развернут в противоположную от посетителей сторону. Это позволит защитить
конфиденциальную информацию, которая может находится на экране дисплея в
момент прихода неожиданного посетителя.
А теперь немного общих требований к организации и оборудованию рабочих мест с
ПЭВМ.
· конструкция рабочего стола должна обеспечивать оптимальное размещение
на рабочей поверхности используемого оборудования с учетом его количества и
конструктивных особенностей (размер ПЭВМ, клавиатуры и др.), характера
выполняемой работы.
· высота рабочей поверхности должна регулироваться в пределах 680 - 800
мм; при отсутствии такой возможности высота рабочей поверхности стола должна
составлять 725 мм.
· рабочий стол должен иметь пространство для подставки ног, которое
составляет: высоту - не менее 500 мм, глубину на уровне колен - не менее 450
мм и на уровне вытянутых ног - не менее 650 мм.
· конструкция рабочего стула (кресла) должна поддерживать рациональную
рабочую позу при работе с ПЭВМ, позволяет изменять позу с целью снижения
статистического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для
предупреждения утомления.
· рабочий стул (кресло) должен быть поъемно-поворотным и регулируемый по
высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от
переднего края сиденья.
· поверхность сиденья, спинки и других элементов стула (кресла) должна
быть полумягкой с нескользящим, не электризующимся и воздухопроницаемым
покрытием, обеспечивающим легким очистку от загрязнений.
· клавиатуру компьютера лучше всего располагать на расстоянии 10 - 15 мм
от края стола, тогда запястье рук будут опираться на стол. Желательно
приобрести специальную подкладку под запястье, которая, как утверждают
медики, поможет избежать болезни костей.
· для эффективного использования манипулятора типа «мышь» необходим
специальный «коврик» - планшет. Коврик-планшет должен удовлетворять основным
критериям: во-первых, хорошо держаться на поверхности стола, во-вторых,
материал верхней поверхности планшета должен обеспечивать хорошее сцепление с
шариком, но не затруднять движения мыши.
· центр экрана монитора должен находиться примерно на уровне глаз, а
расстояние между глазами и плоскостью экрана составлять не менее 40 - 50 см.
Желательно, чтобы прямой солнечный свет не попадал на экран.
· по отношению к сидящему за столом, окно, должно быть слева или спереди.
· от яркого света следует защититься плотными шторами на окнах. Однако
смотреть на экран монитора в полной темноте не рекомендуется, необходим
дополнительный источник рассеянного света (можно включить люстру, настольную
лампу).
Рабочий стол секретаря и стол для ПК лучше располагать ближе к естественным
источникам освещения, т.к. секретарю приходится по роду своих обязанностей
много работать с документами.
Кресло для работы секретаря должно по размерам соответствовать рабочему
столу. Лучше всего использовать вертящееся кресло на колесиках, высоту
которого можно регулировать. Это позволит секретарю быстро переключаться от
работы с техникой к работе с документами или с посетителями, т.е. будет
отвечать практическим задачам работы секретаря.
Тумбы для столов, включая и выкатные, имеют комплект взаимозаменяемых
выдвижных ящиков. Секретарь должен умело использовать ящики своего рабочего
стола, придав каждому из них определенные функции. Например, выделяются ящики
Страницы: 1, 2, 3
|