реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Курсовая: Системы заработной платы, гарантии и компенсации

реферат

Курсовая: Системы заработной платы, гарантии и компенсации

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А

П О Т Р У Д О В О М У П Р А В У

ПО ТЕМЕ: “ Системы оплаты труда, гарантии и компенсации”.

Выполнила:

Научный руководитель:

студентка 1 группы 4 курса

доцент

юридического факультета

Ошурков

Андриевская Мария Сергеевна

Юрий Андреевич

г. Москва

октябрь 1997 г.

П Л А Н.

I. Оплата труда как таковая:

1. Определение оплаты труда.

2. Оплата труда в экономическом смысле.

3. Оплата труда в правовом смысле.

4. Оплата труда - условие договора трудового найма.

II. Методы правового регулирования оплаты труда.

1. Государственное нормирование:

а) Прямое;

б) Косвенное.

2. Договорное регулирование:

а) Коллективно-договорное;

б) Индивидуально-договорное.

III. Минимальный размер оплаты труда:

1) Сущность;

2) Таблица индексации.

IY. Системы и формы оплаты труда:

1) Тарифная форма (система):

а) ТКС;

б) Тарифная ставка;

в) Тарифные сетки;

г) Должностные оклады;

д) Доплаты при отклонении от нормальных условий труда:

- Простои не по вине работника;

- Брак и его виды;

- Невыполнение норм выработки не по вине работника;

- Совмещение профессий;

- Сверхурочные работы;

- Работа в праздничное и ночное время;

е) Надбавки:

- За профессиональное мастерство и высокую квалификацию;

- За выполнение особо важной работы;

- Персональные надбавки;

- Районные коэффициенты.

2) Иные системы

3) Основные системы оплаты труда:

а) Сдельная, ее формы;

б) Повременная, ее формы.

4) Система премирования:

Y. Гарантии:

1) Гарантийные выплаты;

2) Гарантийные доплаты.

YI. Компенсации:

1) Компенсационные выплаты;

2) Индексация заработной платы.

YII.Общие выводы. Заключение.

I. ОПЛАТА ТРУДА КАК ТАКОВАЯ

Оплата труда - это доля труда работников в общественном продукте, выраженная

в денежной форме. Оплата труда представляет собой совокупность средств,

выплаченных работникам, как состоящим, так и не состоящим в списочном составе

предприятия, в денежной форме за отработанное время (выполненную работу), за

неотработанное время, единовременные поощрительные выплаты на жилье, питание,

топливо, оплачиваемые в порядке, установленном действующим законодательством.

Определение заработной платы, данное МОТ в Конвенции N 95 об охране

заработной платы (ст.1), звучит следующим образом: "Заработная плата - это

всякое вознаграждение или всякий заработок, исчисляемый в деньгах и

устанавливаемый соглашением или национальным законодательством, которое в

силу письменного или устного договора о найме предприниматель уплачивает

трудящемуся за труд".

Заработную плату можно рассматривать в экономическом и в правовом смысле.

Экономический аспект оплаты труда представляет собой превращенную форму

стоимости рабочей силы, иначе говоря, цену. Но в условиях рыночной и

нерыночной экономики способы определения данной цены отличаются. Если

господствует один собственник (в условиях нерыночной экономики),- он является

единственным субъектом нормирования заработной платы. В данном случае размер

заработной платы большей частью зависит от усмотрения собственника средств

производства, хотя и связан с качеством и результатами.

При рыночной экономике формирование содержания категории "заработная плата"

происходит непосредственно на рынке труда при встрече двух собственников -

собственника рабочей силы (способности к труду) и собственника средств

производства, необходимых для реализации способности к труду. Возникающие

между данными субъектами отношения - это отношения трудового найма,

представляющие собой предоставление гражданином своей рабочей силы в обмен на

определенную денежную сумму и другие социальные и материальные блага.

Величину этой денежной суммы определяет стоимость рабочей силы, существующая

до начала определенного производственного процесса, а стоимость рабочей силы

определяет объем обеспечивающих ее полноценное воспроизводство жизненных

благ. Таким образом, заработная плата - это денежная форма стоимости рабочей

силы, т.е. цена рабочей силы.

Также заработная плата каждого работника зависит от его личного трудового

вклада и качества труда. В соответствии со ст.77 КЗоТ РФ запрещается какое бы

то ни было понижение размеров оплаты труда работника в зависимости от пола,

расы, национальности. Однако, на практике это соблюдается не всегда

(например, труд женщины иногда оплачивается ниже, чем труд мужчины, при

прочих равных условиях).

Как правовая категория заработная плата раскрывает определенные права и

обязанности субъектов трудового правоотношения по поводу оплаты труда - с

этой стороны она является, в первую очередь, одним из условий найма, которые

определяются соглашением между участниками трудового правоотношения и в силу

этого обязательны для применения. Субъектами данных правоотношений являются:

наниматель с одной стороны и наемный работник с другой стороны.

Заработная плата, которая является оплатой за наемный труд, выступает

условием непосредственно договора трудового найма. Труд подлежит оплате

именно как функция рабочей силы, следовательно, результат труда имеет

значение для определения размера оплаты, но не права на оплату как такового.

Поэтому право на оплату имеется и тогда, когда работник не выполнил

необходимую меру труда по причинам, не зависящим от него (ст.92 КЗоТ РФ).

Также необходимо отметить тот факт, что стороны трудового договора заранее

определяют величину заработной платы в денежном выражении. Здесь стороны

действуют в собственных интересах, но имеются определенные ограничения в

законодательстве, договоре и т.п.

МЕТОДЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА.

Известно всего два способа правового регулирования оплаты труда - это

государственное нормирование и договорное регулирование.

Государственное нормирование - это установление государством обязательных для

сторон любого трудового договора норм оплаты. В России государственное

нормирование в течение долгих лет являлось главным методом в связи с

приоритетом государственной собственности и всепоглощающим государственным

контролем за мерой потребления и мерой труда. В настоящее время, в условиях

рынка, радиус действия государственного нормирования сильно сузился и имеет

тенденцию к дальнейшему сужению. Государству оставлена защитная функция, при

этом оно охраняет не только интересы наемных работников, но и условия

производства как таковые. Защищая интересы работников, государство

устанавливает минимальный размер оплаты труда, нормы, которые обеспечивают

защиту доходов работника и нормы закрепляющие региональное различие оплаты

труда; одновременно государство выступает работодателем в отношениях с

госслужащими, оно нормирует их заработок. В данных случаях государство

использует прямые предписания - способ прямого нормирования. Если же

государство прямо не устанавливает размеры оплаты, а влияет на них через

налоговые механизмы (налоги на доходы работника и на доходы предприятия) -

это способ косвенного нормирования.

Подоходный налог осуществляется по прогрессивной шкале - та часть дохода,

которая не превышает размера минимального заработка, не облагается налогом, а

по мере роста доходов увеличивается и ставка налога.

В соответствии с законодательством о налогообложении прибыли предприятий, в

составе затрат, входящих в себестоимость продукции, должна учитываться

величина расходов на зарплату работников, которая не превышает 4-кратного

размера минимального заработка в России в среднем на одного работника. Если

же предприятие превышает этот предел,- сумма превышения облагается налогом.

Договорное регулирование заключается в том, что оплата труда, которая

является основным условием использования труда наемного работника, подвержена

влиянию не только со стороны стоимости рабочей силы, но и многих иных

факторов, следовательно, зарплата может быть предметом соглашения. Причем,

чем больше экономической и правовой свободы у сторон трудового договора,- тем

шире радиус этого соглашения.

Фактически во всех странах с рыночной экономикой договорное регулирование с

большим отрывом преобладает над нормативным,- это характерная черта их

правовых систем.

Нормативная база договорного регулирования оплаты труда - Закон РФ "О

предприятиях и предпринимательской деятельности", закрепляющий за предприятием

право по собственному усмотрению определять размер, системы и формы оплаты

труда; вышеназванное право реализуется в коллективном договоре

[1]

Коллективно-договорное регулирование выражается в двух правовых формах - в

коллективном договоре и коллективном соглашении.

Коллективный договор является основной правовой формой договорного

регулирования, в нем устанавливаются системы, формы, размер оплаты труда.

Содержание коллективного договора не может ухудшать положение работника и по

сравнению с законодательством, и по сравнению с коллективными соглашениями,

действие которых распространяется на данное предприятие.

Коллективные соглашения заключаются между объединениями работодателей и

государственными органами, а также между объединениями органов,

уполномоченных работниками. Они предусматривают общие принципы политики в

оплате труда - генеральное соглашение; условия оплаты труда работников

конкретной отрасли - тарифное, или отраслевое, соглашение либо конкретного

района - специальное, или региональное, соглашение. Их содержание не может

ухудшать положение работников по сравнению с законодательством; они

обязательны для всех предприятий, на которые коллективные соглашения

распространяются.

Индивидуально-трудовое регулирование (работник - работодатель) конкретизирует

условия оплаты, содержащиеся в законодательстве, коллективных соглашениях и

договорах, относительно определенного трудового отношения. Кроме общих

условий оплаты, возможна и договоренность между сторонами об индивидуальных

(при этом положение работника не должно ухудшаться. Также индивидуально

определяется размер тарифной ставки (должностного) оклада работника, размер

надбавок и доплат и иные условия. Данные соглашения сторон, касающиеся

условий оплаты, обязательно должны быть включены в трудовой договор.

МИНИМАЛЬНЫЙ РАЗМЕР ОПЛАТЫ ТРУДА.

Максимальный размер оплаты труда не ограничивается. При этом месячная оплата

труда работника, полностью отработавшего норму рабочего времени, определенную

на этот период, и выполнившего свои трудовые обязанности (нормы труда), не

может быть ниже установленного законодательством минимального размера оплаты

труда. В минимальный размер оплаты труда не включаются доплаты и надбавки, а

также премии и иные поощрительные выплаты (ст.78 КЗоТ РФ). К ним относятся:

доплаты за совмещение профессий, должностей, допуск к государственной тайне,

премии и вознаграждения, носящие регулярный или периодический характер,

ежемесячные и ежеквартальные вознаграждения (надбавки) за выслугу лет, стаж

работы, выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда, доплаты за

работу во вредных или опасных условиях и на тяжелых работах, доплаты за работу

в ночное время, в праздничные и выходные дни, за сверхурочную работу и т.д.

[2]

Рост инфляции в России потребовал систематического пересмотра размера

минимальной оплаты труда. Каждое очередное повышение минимального размера

заработной платы производится на основании вновь принимаемого

законодательного акта:

Дата повышения

Сумма минимальной зарплаты

Нормативный акт

С 01.10.91 180 руб. З-н РСФСР N 1028-1 от 19.04.91
С 01.12.91 200 руб. Постан-е Прав-ва РСФСР от 15.11.91 N 5
C 01.01.92 342 руб. З-н РСФСР от 06.12.91 N 1991-1
С 01.06.92 900 руб. З-н РФ от 21.04.92 N 2704-1
С 01.01.93 2250 руб. З-н РФ от 13.11.92 и Пост-е Прав-ва РФ от 06.01.93 N 14
С 01.04.93 4275 руб. З-н РФ от 30.03.93 N 4693-1
С 01.07.93 7740 руб. З-н РФ от 14.07.93 N 5432-1
С 01.12.93 14620 руб. Указ Президента РФ от 05.12.93 N 2115
С 01.07.94 20500 руб. Федер. закон РФ от 30.06.94 N 8-ФЗ
С 01.04.95 34400 руб. Федер. закон РФ от 20.04.95 N 43-ФЗ
С 01.05.95 43700 руб. Там же
С 01.08.95 55000 руб. Федер. закон РФ от 27.07.95 N 116-ФЗ
С 01.11.95 57750 руб. Федер. закон РФ от 01.11.95 N 159-ФЗ
С 01.12.95 60500 руб. Там же
С 01.01.96 63250 руб. Там же
С 01.04.96 75900 руб. Федер. закон РФ от 22.04.96 N 40-ФЗ
С 01.01.97 83490 руб. Федер. закон РФ от 09.01.97 N 6-ФЗ

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.