реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Курсовая: Коллективный договор

реферат

Курсовая: Коллективный договор

Министерство общего и профессионального образования РФ

Красноярский государственный университет

Юридический факультет

Кафедра трудового и экологического права

КУРСОВАЯ РАБОТА

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР

Выполнил:

студент второго курса

заочного отделения (общий поток)

Тузов А.Г.

Проверил:

Красноярск, 2000

ПЛАН

1. Коллективный договор как особый договор о труде, содержащий нормы права;

как акт социального партнерства и средство локального правового регулирования

социально-трудовых отношений. .....

2. Стороны коллективного договора. Представительные органы работников и

работодателей, участвующие в коллективно-договорном регулировании

.........................

3.Право на ведение переговоров и порядок их организации. ......

4. Основные принципы заключения коллективных договоров. .....

5. Структура и содержание коллективного договора ........

6. Действие коллективного договора, контроль за его выполнением.

Ответственность сторон за нарушение условий коллективного договора.

...........................

7. Значение коллективного договора в сфере труда. .........

Список использованной литературы ................

Приложение 1. Коллективный договор ОАО “Красноярский завод комбайнов” на 2000

– 2002 годы

3

6

14

20

22

30

36

38

1. Коллективный договор как особый договор о труде, содержащий нормы права;

как акт социального партнерства и средство локального правового регулирования

социально-трудовых отношений

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О коллективных договорах и

соглашениях»[1] коллективный договор - это

правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и заключаемый

работниками организации, филиала, представительства с работодателем. Его роль и

значение в регулировании труда неоднократно менялись в зависимости от изменений

экономической и социальной жизни общества. Становление и развитие рынка труда в

современной России и новых по своему характеру общественных связей в кооперации

труда обусловили очередное изменения содержания и сущности коллективного

договора. Он становится основной разновидностью социально-партнерского

регулирования трудовых отношений непосредственно в организациях.

Современный коллективный договор все более явственно приобретает черты

локально-правового нормативного акта, призванного служить своеобразным

трудовым кодексом для наемных работников и работодателя в конкретной

организации. Нормативные положения по сравнению с обязательственно-правовыми

становятся доминирующими в его содержании. Будучи одной из форм

правотворчества. эти положения нацелены на организацию автономной системы

условий труда, действующей в рамках данной организации независимо от форм

собственности, ведомственной принадлежности и численности работников.

В условиях перехода к рыночным экономическим отношениям правовая сущность

коллективного договора неоднозначна. Она построена на двух началах: на идеи

автономии (управленческой суверенности) организации в сфере труда,

осуществляемой ее главой (собственником, предпринимателем), и на участии

профсоюза или иного защитника профессиональных и социальных интересов наемных

работников в урегулировании трудовых, социально-экономических и

профессиональных отношений между работодателем и работниками.

При этом важно подчеркнуть, что коллективный договор как нормативное соглашение,

посредством которого достигается сочетание указанных двух идей, не может

рассматриваться в качестве обыкновенной гражданско-правовой сделки, ибо

преследует другие цели и имеет другую, более обширную социальную сферу

действия. Если обычная гражданско-правовая сделка порождает обязательства для

ее сторон, коллективный договор в силу его нормативности распространяет свое

действие не только на его непосредственных участников, но и на тех работников

организации, которые не имели прямого отношения к его разработки и одобрению.

Идея рассмотрения коллективного договора в качестве соглашения в пользу

третьих лиц позаимствованная из частного права, также не решает существа

вопроса, ибо такое понимание игнорирует социально-партнерскую направленность

этого договора, предполагающего все же удовлетворение взаимных, а не

посторонних интересов. Требует большое осмотрительности и объяснение

юридической природы коллективного договора при помощи понятий и категорий

публичного права, ибо профсоюз и иной орган, заключающий договор от имени

работников, не располагает авторитетом публичной власти по отношения к тем,

кому он адресован. Не обладает такой властью и работодатель (собственник,

предприниматель) по отношению к коллективу работников. Его полномочия

касаются распоряжения имуществом предприятия, но не трудовым коллективом.

Таким образом, есть все основания признать этот договор договором особого

рода. Согласно действующему законодательству, коллективных договор - правовой

акт, регулирующий социально-трудовые отношения и заключаемый между

работодателем и работниками организации.

Будучи разновидностью социально-партнерского регулирования социально-трудовых

отношений на уровне организации, он выражает интересы двух социальных групп:

наемных работников и работодателей. Такая разновидность партнерства поэтому

получила наименование бипартизма Другие разновидности социального партнерства

возможны на более высоком уровне: а) региона, отрасли - в форме региональных,

отраслевых (тарифных и иных социально - экономических соглашений); б) на

общегосударственном (федеральном) уровне - в форме генеральных соглашений.

Эти разновидности социального партнерства могут выражать интересы не только

двух, но даже трех социальных групп: наемных работников, работодателей и

государственных структур (правительство, министерство). Последняя форма

социального партнерства получила название трипартизма.

Будучи институтом трудового права, коллективный договор объединяет довольно

обширную группу федеральных, отраслевых, локальных норм права Сюда входят в

частности: нормы, содержащиеся в КЗоТ РФ, в Законе РФ «О коллективных

договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 года (в редакции от 24 ноября 1995

года), региональных, отраслевых и генеральных соглашениях, многочисленные

локальные нормативные положения, содержащиеся в самих коллективных договорах,

заключаемых в организациях.

Как институт трудового права и нормативно-правовой акт коллективный договор

занимает свое место в иерархии источников трудового права. Условия, нормы

коллективного договора обязательно для организации, где он заключен. Однако

если условия и нормы коллективного договора ухудшают положение работников по

сравнению с действующим законодательством, они признаются недействительными.

Современная концепция коллективного договора исходит из предположения о

необходимости широкого развития партнерской формы регулирования социально-

трудовых отношений, установленной на допускаемой внезаконодательной основе,

т.е. без участия законодателя. Но такое регулирование, однако, возможно лишь

постольку, поскольку оно не идет вразрез с интересами государства и общества.

2. Стороны коллективного договора. Представительные органы работников и

работодателей, участвующие в коллективно-договорном регулировании.

Сторонами коллективного договора являются работники организации в лице их

представителей и работодатель, в необходимых случаях представляемый

руководителем организации или другим полномочным в соответствии с уставом

организации, иным правовым актом лицом (ст. 11 Закона РФ «О коллективных

договорах и соглашениях»). Следует иметь в виду, что как правило работодатель

действует через представителей.

Коллективный договор работодатель заключает с работниками организации,

филиала, представительства, т.е. со всеми работниками, занятыми у данного

работодателя. Это существенное отличие от раннее действовавшей нормы ст. 11

Закона, которая предусматривала заключение коллективного договора

работниками, не уточняя их правового положения и не подчеркивая их

организационного единства На практике указанное положение породило

представление о том, что с одним работодателем может быть заключено несколько

коллективных договоров. Следует отметить, что международная практика, как

правило, ориентируется на вполне оправданную модель «один работодатель - один

коллективный договор».

Российское законодательство сейчас тоже использует этот подход: в организации

или обособленном структурном подразделении должен быть заключен один

коллективный договор, распространяющийся на всех работников (исключение из

этого правила установлено ст. 12 Закона).

Целесообразность такого решения не вызывает сомнений. Оно позволяет, с одной

стороны, избежать необоснованной дифференциации правового регулирования

трудовых отношений, с другой - вводить признанную во всем мире систему

квалификации коллективно-договорных актов в зависимости от количества

обязанных субъектов - один работодатель или группа работодателей,

объединенная по определенным признакам. Одновременно решается и проблема

определения сферы действия коллективного договора. О однозначно

распространяется на всех работников данной организации или ее обособленного

структурного подразделения. При этом не имеет значение, являются работники

членами профсоюза или нет, приняты они на работу до заключения коллективного

договора или после.

В коллективных переговорах работники выступают через своих представителей. На

уровне организации, филиала, представительства это может быть орган

профессионального союза, уполномоченный на представительство уставом, и орган

общественной самодеятельности, образованный на общем собрании и

уполномоченный им.

Определяя какой профсоюзный орган может представлять интересы работников

организации, необходимо руководствоваться Федеральным законом «О

профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»

[2]. В соответствии с указанным законом в организации может действовать

профсоюзный орган, образованный на основе положения о первичной профсоюзной

организации, или профсоюзный представитель (доверенное лицо) (ст. З Закона).

Применительно к ст.2 Закона «О коллективных договорах и соглашениях» и

профсоюзный орган, и профсоюзный представитель могут признаваться органами

профессиональных союзов и выступать от имени работников на коллективных

переговорах.

По законодательству (ст. 226 КЗоТ РФ, ст. 11 Закона о профсоюзах) профсоюзы,

первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и

интересы членов профсоюзов. Это их право в соответствии с законом и

обязанность перед своими членами. Представлять интересы других работников

органы профсоюза могут лишь в случае наделения их специальными полномочиями.

Работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган

профсоюза представлять их интересы в ходе коллективных переговоров,

заключения, изменения, дополнения коллективного договора и контроля за его

выполнением (ст.2 Закона «О коллективных договорах и соглашениях»). Закон «О

профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (ст. 11)

предусматривает такую же возможность, указывая, что наделение полномочиями на

представительство должно происходить в установленном порядке. Такой порядок,

однако, в законодательстве не установлен. Исходя из того, что профсоюзы

являются независимыми общественными объединениями, уполномочить их на

представительство можно лишь на основе добровольного соглашения. Практика

применения указанных положений еще не сложилась, но уже сейчас можно

предположить, что предоставление профсоюзам соответствующих полномочий должно

оформляться в письменной форме. В этом случае полномочностъ органа профсоюза

легко подтверждается и не вызывает сомнений. Видимо, соглашение данного

представительного органа и работников о ведении коллективных переговоров и

заключении коллективного договора в их интересах может носить как

коллективный, так и индивидуальный характер.

Органы профсоюзов являются наиболее распространенными представителями

работников, что вполне объяснимо. Ведь это общественное объединение

специально создается в целях представительства и защиты социально-трудовых

прав и интересов граждан (ст. 2 Закона о профсоюзах).

Традиционно и в России, и за рубежом профсоюзы являются наиболее авторитетным

представителем трудящихся. Вместе с тем, на уровне организации, где имеются

реальные возможности использования механизма непосредственной демократии,

законодатель допускает существование иных представительных органов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.