реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Занятость и безработица в РФ - (реферат)

реферат
p>Более всех ущемлены в материальном достатке безработные, имеющие начальное образование: среди них более всего респондентов, которым денег не хватает даже на продукты питания. В то же время в этой группе оказалось самое большое число богатых безработных, что констатирует сильную поляризацию безработных с начальным образованием по их материальным возможностям. Отсутствие образования у безработных как бы обуславливает “равные возможности” безработного - быть нищим или богатым. Но первое 2 - 3, 5 раза вероятнее, чем второе. Безработные со средним образованием более равномерно распределились по группам с разным уровнем материального благополучия. Чаще всего их можно отнести к бедным. Общий удельный вес бедных и нищих респондентов среди них почти также высок, как у безработных с начальным образованием.

У лиц, окончивших ПТУ, распределение доходов соответствует распределению доходов всей совокупности респондентов. Эта группа в материальном обеспечении занимает среднее положение. Безработные с высшим образованием имеют наиболее благополучное внутригрупповое распределение доходов.

Таким образом, высокий образовательный статус помогает лучше перенести социальное падение.

    §2 Ситуация на рынке труда Республики Татарстан.

За 11 месяцев 1998 года в органы труда и занятости обратилось в поисках работы или за консультацией 458, 3 тыс. граждан, что в 1, 3 раза превышает численность обратившихся за соответствующий период прошлого года. Услугами центров труда и занятости в поисках подходящей работы за январь - ноябрь текущего года воспользовались 110, 6 тыс. незанятых трудовой деятельностью граждан, что на 7% больше показателя аналогичного периода прошлого года. Начиная с августа 1998 года наблюдается рост численности безработных.

Общее число безработных с учетом зарегистрированных на начало года составило за январь - ноябрь 1998 года 91, 4 тыс. человек. Пособие по безработице было назначено 89, 4 тыс. гражданам. По состоянию на начало декабря в качестве безработных зарегистрированы 42, 6 тыс. человек, это на 2, 6 безработных больше, чем на начало ноября. Наибольший рост произошел в результате увеличения численности зарегистрированных безработных по городам Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск, Бугульма, Лениногорск. Увеличивается численность безработных почти по всем районам республики.

Уровень регистрируемой безработицы составляет по республики 2, 39 % от численности экономически активного населения. Наиболее напряженная ситуация на рынке труда остается в городах Набережные Челны, Елабуга, Чистополь, Лениногорск, Зеленодольск, Альметьевск, Бугульма, уровень безработицы в которых составляет 6, 47; 6, 0; 5, 64; 3, 9; 3, 41; 2, 97; 2, 61%% соответственно, и в районах - Сармановский, Агрызский, Аксубаевский, где уровень безработицы составляет 2, 59; 2, 51; 2, 5%% соответственно.

Потребность в работниках, заявленная организациями в органы труда и занятости к концу ноября составила по республики 4, 8 тыс. человек, что несколько меньше, чем в предыдущие месяцы. Коэффициент напряженности (численность незанятых граждан, зарегистрированных в органах труда и занятости в расчете на одну вакансию) составляет в среднем по республике 10 человек, в том числе 9 безработных граждан.

С ухудшением положения в экономике снижается спрос на рабочую силу, что осложняет возможности органов труда и занятости по подбору подходящей работы обратившимся гражданам. Однако, несмотря на это в январе - ноябре 1998 года удалось трудоустроить 82, 8 тыс. граждан, из них, 31, 4 тыс. незанятых граждан и прошедших профобучение (что на 13% больше, чем за 10 месяцев 1997 года). На условиях временной занятости в рамках различных программ с субсидированием средств из Государственного фонда занятости РТ работали 4, 7 тыс. человек, что в 1, 6 раза больше, чем за соответствующий период прошлого года. Оказана помощь в организации собственного дела 0, 2 тыс. безработных граждан. Профессиональным обучением по направлению органов труда и занятости в январе - ноябре было охвачено 5, 9 тыс. человек, что на 16% превышает численность обучавшихся в аналогичном периоде 1997 года. Завершили обучение 4, 3 тыс. человек. Нашли работу 91% обучавшихся граждан.

Кроме того, 180 работников предприятий и организаций, подлежащих высвобождению, проходили опережающее обучение. На общественных работах в январе - декабре было занято 2, 3 тыс. человек, что на 24% меньше, чем за аналогичный период 1997 года. Это объясняется сложным финансовым положением Государственного фонда занятости РТ. На конец декабря в органы труда и занятости поступили уведомления от 305 предприятий республике о предстоящем высвобождении около 3, 8 тыс. работников. Наиболее многочисленные высвобождения предполагаются в г. Набережные Челны - ОАО”Камский литейный завод” - 232 человека, городское жилищное управление - 220 человек, в г. Казани - ОАО”Татнефтепроводстрой” - 94 человека, ожидаются сокращения работников в подразделениях АО”Татнефть” порядка 200 человек по городам Азнакаево и Лениногорск.

В этих условиях стоит задача поэтапного высвобождения работников и контроля за полным соблюдением социальных гарантий для данной категории населения. [31] Обращаемость граждан в органы труда и занятости Республики Татарстан за январь-ноябрь 1998 года представлена в таблице 1.

    Таблица 1

Обращаемость граждан в органы труда и занятости Республики Татарстан за январь-ноябрь 1998 года.

    §3 Меры регулирования занятости в РТ.

ЯРМАРКА ВАКАНСИЙ: действенное средство борьбы с безработицей. Итоги 9 месяцев 1998 года, рассмотренные Госкомтрудом РТ, показали, что одной из эффективных форм работы органов труда и занятости с населением и работодателями по оказанию дополнительных услуг содействия в трудоустройстве является организация Ярмарок вакансий.

За указанный период центрами труда и занятости города Казани, Нижнекамска, Бугульмы, Альметьевска, Зеленодольска и Набережных Челнов проведены 17 ярмарок, которые посетили 50173 человека, из них 7 Ярмарок вакансий для всех категорий граждан, 5 - мини-ярмарок вакансий, 1 - Ярмарка вакансий для инвалидов, 4 Ярмарки учебных мест.

На фоне безработицы это впечатляет. Однако многим “счастливчикам” обещали за труд мизерную зарплату, которая никак не дотягивала до прожиточного минимума. В 13 Ярмарках вакансий рабочих мест, которые посетили 9419 человек, приняли участие 305 работодателей. С их помощью, установлено, что трудоустроились 938 человек. [31]

В Ярмарках учебных мест участвовали 110 средних специальных и высших учебных заведений. Их посетили 40754 человека.

Наиболее активная работа по проведению Ярмарок вакансий проводится в г. Казани (6 Ярмарок с участием 234 предприятий, количество посетивших 33786 человек, числом трудоустроенных 667 человек), в г. Альметьевске (2 Ярмарки с участием 41 предприятия, количеством посетивших 3420 человек, числом трудоустроенных 156 человек).

По результатам каждой Ярмарки вакансий, проведенной в г. Казани, специалистами Лаборатории по проблемам занятости Госкомтруда РТ проводится соответствующий анализ путем социологического опроса посетителей.

При анализе организационных вопросов Ярмарки вакансий большинство работодателей в вопросе проведения Ярмарки устраивают прежде всего ее организация и более широкие возможности в подборе специалистов. Результаты опроса показали еще один важный момент: практически все работодатели - участники Ярмарки постоянно (74, 9%) или временно (20, 3%) сотрудничают с работниками службы занятости. Только 4, 4% опрошенных признались, что их контакты с районными центрами труда и занятости происходит достаточно редко.

Данные говорят о том, что основным связующим звеном между работодателями и районными центрами являются вопросы занятости и развития цивилизационного рынка труда.

Говоря о перспективности Ярмарок вакансий в трудоустройстве граждан, более 83% указали на их настоятельную необходимость, 15% опрошенных затруднились в ответе на этот вопрос и лишь 2% сочли, что данная форма трудоустройства граждан не имеет перспективы.

Среди общих пожеланий, высказанных работодателями по вопросам проведения Ярмарок, есть предложение по организации постоянной городской биржи труда, территориальному разделению Ярмарок по районам Казани; расширению обмена информацией между работодателями и службами занятости, необходимости консультаций и разъяснений по поправкам к новому Закону РТ “О занятости населения” и пр.

Социологический опрос посетителей Ярмарки вакансий в октябре прошлого года позволяет сформулировать следующие общие выводы:

1. При сохранении общего социально- демографического и профессионального-квалификационного состава посетителей Ярмарки в ее контингенте происходят постоянные изменения. Так, неуклонно увеличивается количество молодежи. Причем преимущественно за счет выпускников учебных заведений и учащихся (студентов). Происходит и одновременное увеличение категорий населения, как имеющих стаж, так и не имеющих трудового стажа. Растет и доля мужчин.

2. По-прежнему основными посетителями Ярмарки остаются преимущественно женщины, причем в возрасте, наиболее пригодном для социального и профессионального совершенствования.

3. Большинство проблем, связанных с продолжительными поисками работы, по-прежнему объясняются прежде всего причинами психологического порядка неготовностью к работе в новых экономических условиях. Многие безработные не готовы сменить свою прежнюю профессию и переобучиться другой. 4. Все большее число посетителей Ярмарки основные надежды в поиске работы связывают с работой районных центров труда и занятости. Безработные начинают больше доверять и надеяться на службы занятости, которая становится настоящими центрами регулирования движения рабочей силы на рынке труда. 5. По установкам основную массу посетителей составляют лица, пытающиеся устроить свое будущее в рамках традиционных стереотипов. В частности, многие из них все еще желают найти работу на государственных предприятиях и с помощью государственных органов.

6. Традиционные многолетние социологические опросы посетителей Ярмарок вакансий позволяют утверждать, что происходят серьезные изменения в экономическом сознании граждан. Так, на Ярмарке оказалось достаточно много опрошенных, предпочитающих работать в частной или приватизационной фирме. В прежние годы сама мысль о возможности работы по найму в частной фирме вызывала негативное отношение.

7. Опрос работодателей показал, что Ярмарки вакансий уже имеют свой постоянный контингент, как среди посетителей, так и среди работодателей. Однако необходимо более интенсивно обновлять круг ее участников - только тогда служба занятости получит возможность расширить банк вакансий за счет притока новых работодателей.

8. По мнению работодателей, слабым методом Ярмарок остается их техническое оснащение, но абсолютное их большинство указывает на необходимость их регулярного проведения.

Анализ состояния в трудовой сфере и современного рынка труда свидетельствует, что развитие сферы занятости отстает от экономического реформирования. Поэтому рынок труда продолжает находится на начальной стадии своего развития, проявлением чего является высокий уровень скрытой безработицы, деформированная связь между трудовым вкладом работника и его доходами, сохранением масштабов невыплат заработной платы и т. д.

Общий анализ рынка труда показал, что на нем, как и на российском рынке труда в целом, процессы движения рабочей силы во многом повторяются: активация найма рабочей силы сменяется ростом ее выбытия с практически идентичной цикличностью по периодам. Таким образом, несмотря на сохраняющиеся довольно значительные масштабы движения рабочей силы, рынок труда с его занятыми, официальными и неофициальными безработными сохраняется почти неизменным и фактически не продвигается вперед к новой, более эффективной структуре занятости. Однако относительное снижение оборота перемещение рабочей силы в последнее время свидетельствует о постепенном отходе от прежних стереотипов поведения на рынке труда и росте понимания необходимости легализации занятых и безработных из “теневого” сектора экономики.

Ограниченность возможностей органов труда и занятости проявилась в оценке перспектив включения в круг их работы проведения мероприятий по выявлению и регистрации скрытой безработицы. Опрошенные сделали особый упор на то, что это будет крайне затруднительно в финансовом и организационном планах, вступит в противоречие с действующими нормами Закона о занятости населения РТ и связанно с психологическим настроем части граждан этой категории.

В заключении хотелось бы отметить, что в рамках Государственной программы занятости населения РТ необходимо отработать механизм поиска ”золотой середины” между предотвращением массовой безработицы, постепенным высвобождением работников с неэффективно действующих предприятий и переводом скрытой безработицы в открытую (то есть официальную).

    §4 Состояние рынка труда по Кукморскому району.

Программа занятости населения Кукморского района на 1998 год разработана в соответствии с законом РТ “ О занятости населения”. При разработке Программы использованы методические материалы Минтруда РФ и Госкомтруда РТ по прогнозной оценке рынка труда, статистические и другие материалы.

В Программе дан анализ ситуации на рынке труда, определена основные цели и задачи, направления и конкретные меры обеспечения занятости населения и социальной защиты от безработицы.

Программа предусматривает организационные и экономические меры по обеспечению занятости района на основе распределения высвобождаемых работников и направления незанятого населения, попавшего на рынок труда, в отрасли приоритетного развития, их профессиональной подготовки и повышения квалификации, организации временной занятости и участия на общественных работах незанятого населения.

Преимущественное развитие в районе получили легкая промышленность и сельскохозяйственное производство. Наиболее развита легкая промышленность и строительство. Но именно в этих отраслях промышленности и наблюдается на сегодняшний момент спад производства. Поэтому руководителям и специалистам промышленных предприятий необходимо серьезно подумать над разработкой и выпуском конкурентноспособных товаров, уменьшение затрат на их производство, об открытии новых цехов и служб по внедрению новых технологий по выпуску новых товаров, которые пользуются спросом.

В течении 1997 года многие предприятия продолжали снижать производство товаров и услуг, в связи с чем произошло сокращение численности и штата работников. Например, меховая фабрика АО “МЕЛИТА” снизила производство на 30%, в результате было сокращено 120 человек. АО “Райпищекомбинат” сократило производство на 42% , в результате чего комбинат действует в режиме неполной рабочей недели. Численность занятого населения в народном хозяйстве на 01. 01. 97г. 20200 человек. Основная масса населения занята в системе образования - 2068 человек, в промышленности - 2690 человек, в системе здравоохранения - 805 человек, в сельском хозяйстве - 8800 человек, в других отраслях - 6007 человек. Численность населения района на 01. 12. 97 г. составила 53550 человек. По сравнению с 1996 годом численность увеличилась на 0, 5%, что в основном связано с естественным приростом, оттоком населения из городской местности в сельские районы.

Среднемесячная зарплата по району - 424000 рублей, в том числе в промышленности - 536000 рублей, в строительстве - 354000 рублей, в области образования 546000 рублей, в области культуры - 385000 рублей.

Ниже прожиточного минимума в Кукморском районе в настоящее время живут 10% всего населения.

Численность незанятого населения, зарегистрированного в бюро труда и занятости на 01. 12. 97 г. составило 395000 человек. Основными причинами незанятости у лиц , поставленных на учет в службе занятости , считаются : высвобожденные в связи с сокращениями штата 33, 5% и по причинам текучести 46, 7%. Среди контингента лиц , не имеющих работу, женщины составляют 67, 8% , молодежь от 16 до 29 лет 41%, не имеющие профессии 20, 1%, имеющие высшее образование 1%, имеющие среднее специальное образование 21, 1%, среднее образование 44, 6%.

По числу безработных район является одним из кризисных по РТ. Анализ состояния рынка труда , показывает, что по различным вопросам в бюро труда и занятости на 01. 12. 97 г . обратилось 1985 человек, из них 973 человека приняты на учет как ищущие работу. Из общей численности лиц принятых на учет в качестве лиц ищущих работу трудоустроено 799 человек. Были направлены на выполнение общественных работ 157 человек , 32 человека направлены на досрочную пенсию. Резко сократилась потребность в кадрах. Представляются вакансии , в основном, по рабочим специальностям.

Высвобождение происходит, главным образом, из-за падения объема производства, по экономическим причинам, в связи с не своевременной выдачей зарплаты, в том числе не связанной с деятельностью самого предприятия (в связи с необеспеченностью предприятий сырьем, комплектующими изделиями). Высвобождение происходит, в основном, в легкой промышленности - 50% из общего числа высвобожденных, в строительной отрасли - 10%.

В условиях развития новых форм собственности, последовательного разгосударствления и приватизации экономических структур, создаются предпосылки для формирования рынка труда.

    Формирование рынка труда будет происходить за счет:

работников, высвобождаемых из различных отраслей народного хозяйства; молодежи, которая впервые вступает в трудовую деятельность; женщины, имеющих малолетних детей;

    лиц, высвобождаемых из мест лишения свободы и ЛТП;
    текучесть кадров;
    временно незанятого населения;
    пенсионеров по возрасту, инвалидов;
    военнослужащих, уволенных из Вооруженных Сил.
    Таблица 3

Краткий отчет работы Кукморского бюро труда и занятости в 1998г.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ближайшие два года не сулят нам ничего хорошего. Растет число убыточных производств. Это создает предпосылку “залпового” выброса рабочей силы. К числу “выдавленных” работников прибавим выпускников учебных заведений. Требования, предъявляемые работодателями к претендентам на имеющиеся вакантные места (стаж работы, высокая квалификация), не позволяют выпускникам техникумов, училищ быть достаточно конкурентноспособными.

В 1999 - 2000 годах ожидается переход части скрытой безработицы в открытую. Служба занятости с ее скудным фондом в такой ситуации не сможет оказать серьезную помощь. Она не обладает необходимой информационной базой, а также достаточной материальной поддержкой со стороны государства. Дальнейший спад отечественной промышленности и стихийное формирование рынка труда могут привести к социальному взрыву, катастрофе.

Путь выхода из кризиса определяется прежде всего стратегией развития государства и пределом социальной терпимости общества. Наиболее сложным в переходный период является поддержание доверия населения к проводимым реформам. Между тем государство в настоящее время, похоже, своеобразно цитируя М. Фридмена, считает, что население должно само о себе позаботиться. Для кардинального решения проблем безработицы надо в корне менять политику занятости. И в особенности федеральный закон. Нельзя сегодня пассивно сдерживать безработицу. Нельзя допустить, чтобы при переходе в XXI век фигурировала катастрофически большая величина безработицы. Только целенаправленное активное повышение уровня занятости населения на действующих и на вновь создаваемых высокоэффективных наукоемких рабочих местах поможет вывести российскую экономику из тупика, дать простор развитию рыночных и социальных перспектив не на бумаге, а на деле.

Давно назрела необходимость пересмотреть идеологию федерального Закона “О занятости населения”. Законодательство должно ориентировать на расширение современных сфер приложения труда, на повышение его производительности. Во главу угла сегодня должны быть поставлены опережающее профессиональное обучение, а социальную защиту безработных необходимо увязывать с их профессиональной переподготовкой.

В безработицу все в большей мере втягиваются как мужчины, так и женщины. А это означает, что все больше становится детей и подростков, растущих в такой обстановке, когда они не видят, чтобы их отцы и матери когда-либо ходили на работу.

Проблема существует - это факт. Но первые шаги к ее преодолению уже сделаны. Государственная программа уже принята и начала действовать. Но она еще не достаточно сильна, и нуждается в активной государственной поддержке. Принятый курс новых реформ, нововведений, ориентированы, в основном, на молодежь. Ведь именно нам, кому в будущем придется взять на себя все бразды правления государством и нужно будет решать уже на сегодняшний день ставшие неотложными проблемы.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.