реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Способы и современная практика урегулирования - (диплом)

реферат
p>Между тем пришедшее в марте 1985 г. к управлению государством новое советское руководство начало все больше осознавать, что дальнейшее участие советских войск в войне в Афганистане не только бессмысленно, но и аморально и, кроме неоправданных человеческих и материальных жертв и дальнейшего падения международного престижа, ничего Советскому Союзу не приносит. Как только Горбачев после смерти Черненко стал новым Генеральным секретарем, в ЦК и в "Правду" пошел поток писем с просьбой вывести советские войска из Афганистана. Писали больше женщины, были письма и от военнослужащих, которые не понимали, что за "интернациональный долг" они выполняли. Но говорить тогда о решении афганской проблемы в то время было преждевременно. Хотя такая акция создала бы Горбачеву морально-политическую платформу, с которой бы он смог уверенно двигаться дальше...

Впервые Горбачев предложил обсудить вопрос с Афганистаном 17 октября 1985 г. на заседании Политбюро. Но, к сожалению, никакого решения принято не было. Главная проблема, мешавшая решению этой наболевшей проблемы, заключалась в том, что в Политбюро не было единого мнения каким СССР хотел оставить Афганистан после вывода войск. При довольно большому разбросе мнений по конкретным деталям вопроса о будущем Афганистана существовали две принципиально различные точки зрения в подходе к этому вопросу.

Одну точку зрения отстаивали на заседаниях Комиссии Политбюро по Афганистану и в самом Политбюро маршал С. Ф. Ахромеев и Г. М. Корниенко. Они считали, что рассчитывать на то, что НДПА сможет остаться у власти после вывода советских войск из страны -не реально. Максимум, на что можно было надеяться так это на то, чтобы НДПА заняла законное, но весьма скромное место в новом режиме. Для этого она должна была еще до вывода советских войск добровольно уступить большую часть своей власти другим группировкам, создав коалиционное правительство.

Противоположную точку зрения представляли прежде всего Э. А. Шеварнадзе и первый заместитель председателя КГБ В. А. Крючков. Они исходили из убеждения в том, что и после вывода советских войск НДПА сможет если и не сохранить всю полноту власти, то, во всяком случае, играть определяющую роль новом режиме. На практике они пытались создать "запас прочности" для НДПА, прежде чем будут выведены советские войска. Горбачев же со своей стороны в этом кардинальном вопросе пытался лавировать между двумя группами при этом давая полную свободу действия тандему Шеварнадзе-Крючков. Но решать вопрос Афганистаном надо было как можно скорее. Он мешал развитию доверия к новому внешнеполитическому курсу Советского Союза, установлению дружеских отношений с Китаем и т. д. По мнению ряда историков и политических деятелей того времени, если бы Генсек проявил решительность в этом важном вопросе и заявил, что Советский Союз начнет выводить войск из Афганистана, то многие внешнеполитические вопросы разблокировали быстрее и меньшими затратами, да и в перестройке все бы пошло быстрее и лучше. Нужен был, как предлагал Добрынин, "афганский Рейкьявик". Его не произошло.

В ноябре 1986 г. явно провалившегося по всем линиям Б. Кармаля на посту руководителя Афганистана сменил Н. Наджибулла. Он приложил немало усилий, чтобы как-то нейтрализовать последствия грубых просчетов во внутренней и внешней политике своего предшественника и попытаться достичь национального примирения в стране. Правда, в конечном счете Наджибулле достичь этого не удалось. Постепенно, с трудом, но советское правительство продвигалось по пути развязки афганского узла. На ХХVII съезде все-таки прозвучали слова Горбачева о выводе советских войск из Афганистана: "Мы хотели бы, чтобы уже в самом близком будущем вернулись на родину советские войска, находящиеся в Афганистане по просьбе его правительства".

В конце мая 1986 г. проходило закрытое совещание ответственных работников МИДа с участием послов. 28 мая на нем выступил Горбачев. В своей речи он коснулся и афганского вопроса: "Это очень наболевший вопрос. Среди наших внешнеполитических приоритетов он стоит среди первых". Далее он продолжил, что советские войска долго оставаться там не могут и необходимо добиваться прекращения военной помощи душманам, прежде всего с территории Пакистана. В выступлении во Владивостоке в июле 1986 г. М. С. Горбачев сообщил, что советское руководство приняло решение о выводе из Афганистана 6 полков до конца 1986 г. При этом было заявлено: ".... если интервенция против ДРА будет продолжаться, Советский Союз не оставит соседа в беде".

Итак, наступил конец 1987 г. , прошло уже два с половиной года после прихода к власти Горбачева, прошел год с декабря 1986 г. , когда было решено (и сказал об этом Наджибулле) вывести войска в течении максимум полутора-двух лет. А их вывод еще и не начинался - во многом по указанным выше причинам. Но была здесь еще одна причина. Продвижение на афгано-пакистанских переговорах в Женеве периодически останавливались усилиями Вашингтона. Однако, после состоявшейся в декабре 1987 г. в Вашингтоне советско-американской встречи в верхах там наконец возобладала точка зрения в пользу подписания Соединенными Штатами женевских соглашений по Афганистану, с тем чтобы позволить СССР уйти из этой страны без потери лица.

Во второй половине января 1987 г. первый заместитель министра иностранных дел СССР А. Г. Ковалев посетил Пакистан в качестве личного представителя Горбачева. В беседах с пакистанским президентом была изложена позиция Советского Союза, выступившего в поддержку программы национального примирения в ДРА. Была достигнута договоренность о том, что контакты в целях скорейшего достижения урегулирования вокруг Афганистана политическими средствами будут продолжены. Вскоре, в феврале 1987 г. , дважды (в начале месяца и в конце) состоялись переговоры министра иностранных дел Э. А. Шеварнадзе с министром иностранных дел Пакистана М. Якуб-ханом. Шеварнадзе подтвердил позицию Советской стороны о скорейшем выводе советских войск, как только будет достигнуто урегулирование. Стороны выразили поддержку усилиям личного представителя генерального секретаря ООН Д. Кордоаеса, через которого велись афгано-пакистанские переговоры в Женеве, и отметили их важность.

Большое значение имело обсуждение обстановки вокруг Афганистана во время визита в Москву в Середине февраля 1987 г. министра иностранных дел Исламской Республики Иран А. А. Велаяти. Председатель Президиума Верховного Совета СССР А. А. Громыко обратил внимание иранского министра на то, что с территории Ирана осуществляется засылка отряда оппозиции, ведущих вооруженную борьбу против афганского народа. "Иранское руководство сделало бы доброе дело, - отметил А. А. Громыко, - если бы оно содействовало решению вопроса об обстановке вокруг Афганистана политическими средствами и использовало свое влияние для того, чтобы донести до афганцев, находящихся на территории Ирана, правду о решении правительства ДАР по вопросу о национальном примирении".

После долгих дебатов в Политбюро между сторонниками различных путей решения афганской проблемы, 8 февраля 1988 г. Горбачев выступил с заявлением, которое гласило, что правительства СССР и Республики Афганистан договорились установить конкретную дату начала вывода советских войск - 15 мая 1988 г. 14 апреля 1988 г. в Женеве были подписаны пять основополагающих документов по вопросам политического урегулирования вокруг Афганистана. Данные документы не касались внутренних проблем Афганистана, которые были вправе решать лишь сам афганский народ. Значение женевских соглашений заключается а том, что они поставили преграду внешнему вмешательству в дела Афганистана, дали шанс самим афганцам установить мир и согласие в своей стране. Вступив в силу 15 мая 1988 г. , эти соглашения регламентировали процесс вывода советских войск и декларировали международные гарантии о невмешательстве, обязательства по которым приняли на себя СССР и США.

15 февраля 1989 г. , как предусматривалось женевскими соглашениями, из Афганистана были выведены последние советские войска. Таким образом, была подведена черта под этой затяжной войной, хотя следует отметить, что и после вывода войск афганская тема не сходила с повестки дня внешней политики СССР, т. к. решался вопрос о том, что делать с этой страной после вывода от туда войск Советского Союза. После вывода советских войск из Афганистана было устранено одно из самых важных препятствий на пути нормализации советско-афганских отношений.

После ухода советских войск в 1989 г. противостояние двух сверхдержав в Афганистане не закончилось, просто теперь оно продолжилось в виде боевых действий между войсками просоветски настроенного президента Мохаммада Наджибуллы и вооруженными отрядами оппозиции? моджахедами, поддерживаемыми и вооружаемыми США и Пакистаном. Наджибулла держался, пока не прекращался поток военной помощи из Советского Союза, и был сметен вскоре после его окончания. Однако и после победы оппозиции трагическое развитие афганской истории не закончилось: началась борьба за власть между различными религиозными и национальными группировками.

Миллионы афганских беженцев, уже двадцать лет живущих в лагерях на территории Пакистана, до сих пор боятся, что Москва снова введет свои войска в Афганистан, Они не хотят возвращаться на родину, где царят голод и смерть. И для них война с "шурави" не кончилась. "Шурави" - коварные и злобные создания - так думают многие в этих лагерях. - Мы думали, они друзья, а они пришли и убивали нас. Мы раньше даже представить такого не могли, мы очень уважали русских! Все, что происходит в нашей стране - это из-за проклятых "шурави". Даже если "шурави" построят все, что разрушили - кто вернет убитых ими людей? У нас нет сейчас силы спросит с России, за все, но если эта сила придет - мы спросим обязательно.

В России многие утешают себя мыслью, что афганская война закончилась с последним солдатом, шагнувшим на советскую сторону через пограничный мост. Ее пламя не погасло, более того, оно продолжает гореть - с каждым годом все сильнее и сильнее, превращаясь в гигантский костер.

    Заключение

Анализ развития политических конфликтов показывает, что продуманные усилия, направленные на их предупреждение и регулирование, достигают поставленных целей. Людям свойственно относиться к конфликтам негативно, стремиться по возможности избегать открытых столкновений, особенно если они обещают быть крайне болезненными и разрушительными. Но несмотря на это в настоящее время в мире существует множество вооруженных конфликтов, как "острых", так и латентных, угрожающих порой всему международному порядку и безопасности. В некоторых регионах (Ближний Восток, Балканы) конфликты длятся десятилетиями и не прекращаются, несмотря на все усилия мирового сообщества. Несмотря на серьезные внутренние трудности, Россия вносит свой вклад в деятельность различных международных организаций и структур в миротворческой сфере. Она предоставляет свои войска для операций по поддержанию мира, проводит международные конференции, участвует в дипломатических переговорах, как, например, в Лондонской конференции по бывшей Югославии. Россия - сопредседатель Международной конференции по Ближнему Востоку. Она осуществляет посредничество в районах различных конфликтов.

Являясь постоянным членом Совета Безопасности, Российская Федерация также активно участвует в действиях по разрешению многочисленных конфликтов в различных регионах мира, поддерживая усилия мирового сообщества. Видоизменяются и расширяются формы этого участия России. Так, впервые за историю ооновских операций по поддержанию мира российский военный контингент был включен в состав Сил ООН по охране в бывшей Югославии. В настоящее время Россия взяла на себя значительную часть финансовых расходов по проведению миротворческих операций.

    Список литературы

Анискевич А. С. Политический конфликт. Владивосток: Изд-во ДВГУ. 1994. Арбатова Н. К. 1998. Мир или перемирие? Международная жизнь. № ... С. 78-85. Бельский В. Ю. 1997. Африка. Континент конфликтов. Международная жизнь. № 8. С. 69-75.

Воронин К. В. Европа и Россия после Балканской войны 1999 г. : драматические уроки. Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 4. С. 27-35. Зотов Г. Невидимое пламя. Известия. 1 июня 2001 г. № 96.

Калядин А. Н. Россия в поисках стратегии безопасности (проблемы безопасности, ограничения вооружений и миротворчество). Москва. 1996.

Косово: сепаратизм или самоопределение? (круглый стол). Международная жизнь. 1998. № ... С. 103-112. Лавров С. В. Косово глазами очевидца из группы дипломатических наблюдателей. Международная жизнь. 1999. № 6. С. 59-67.

Мальцев В. А. Основы политологии: учебник для ВУЗов. Москва. 1997. Международная жизнь. 1997. № 2.

    Международная жизнь. 1999. № 6.
    Международная жизнь. 1999. № 7.
    Международная жизнь. 1999. № 10.
    Международная жизнь. 1999. № 12.
    Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 4.

Шеин А. П. 1997. Ближний Восток. "По вертикали" и "по горизонтали". Международная жизнь. № 8. С. 63-68.

Торкунов А. В. 1999. Международные отношения после Косовского кризиса. Международная жизнь. № 12. С. 45-52.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.