реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Социология конфликтов - (реферат)

реферат
p>Культура может быть определена как поведение, специфическое для Homo sapiens, и как совокупность материальных объектов, используемых в качестве неотъемлемой части этого поведения. В частности, культура состоит из языка, идей, верований, традиций, кодексов, институтов, орудий, технологий, произведений искусства, ритуалов, церемоний и т. д. Развитие культуры зависит от способности к научению и передаче знаний следующим поколениям. Культура создается людьми, культуре обучаются, поскольку она не передается генетически, каждое поколение воспроизводит ее и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходит формирование личности ребенка и регулирование его поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры.

Каждое человеческое общество имеет собственную специфическую культуру, которая в некоторой степени совпадает с другими культурами. Различия между культурами связаны с физическими условиями и ресурсами, диапазоном возможностей, свойственных различным областям деятельности, типу языка, ритуалов и традиций, изготовления и использования инструментов, степенью социального развития. На отношения, ценности и верования индивида очень влияет культура, в которой он живет, и, конечно, индивид может жить или перемещаться в рамках нескольких различных культур.

Культура рассматривается в социологии как сложное динамичное образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях.

Каждое конкретное общество создает на протяжении многих веков свою собственную культуру, которая сопровождает индивида на протяжении всей его жизни и передается из поколения в поколение. В результате возникает множество культур. Перед социологами встает проблема–определить, существует ли что-то общее в человеческой культуре или, выражаясь научным языком, существуют ли культурные универсалии.

Культурные универсалии –это такие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам независимо от географического расположения, исторического времени и социального устройства общества. Культурные универсалии возникают потому, что все люди, в какой бы части света они ни жили, физически устроены одинаково, они имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человечеством окружающая среда. Следует отметить, что, несмотря на культурные универсалии, культура стран Ближнего Востока (преимущественно исламских стран) сильно отличается от европейской культуры.

Тщательный анализ различных аспектов человеческой культуры позволил разделить ее на два противоположных, взаимно несовместимых типа: умозрительный и чувственный. Это идеальные типы, которых не найти в чистом виде ни в одну эпоху.

Умозрительная культура характеризуется следующими признаками: 1) реальность по своей природе духовна, нематериальна, скрыта за чувственными проявлениями, она вечна и неизменна;

    2) потребности и цели людей в основном духовны;

3) для удовлетворения этих целей предпринимаются усилия по освобождению личности от чувственных соблазнов, повседневных земных забот. Для чувственной культуры характерны:

1) реальность по своей природе материальна, доступна чувствам, она перемещается и постоянно изменяется;

2) потребности и цели людей чисто плотские, или чувственные; 3) для удовлетворения этих целей необходимо использовать внешнее окружение. К основным элементам культуры относится язык. Язык возникает на определенной стадии развития общества для удовлетворения многих потребностей. Поэтому язык является полифункциональной системой. Основные его функции–создание, хранение и передача информации. Выступая средством человеческого общения, язык обеспечивает социальное поведение человека.

Культуры не только выделяют те или иные части мира с помощью понятий, но также выявляют, как эти составные части связаны между собой в пространстве и во времени, по значению. Мы уверены, что земля вращается вокруг солнца, но когда-то люди верили, что дело обстоит наоборот. Культуры часто по-разному истолковывают взаимосвязи. Индеец пуэбло в своей беседе с К. -Г. Юнгом говорил: “Ведь мы – тот народ, который живет на крыше мира, мы –дети солнца, и, совершая свои обряды, мы помогаем нашему отцу проходить по небу. Если мы перестанем это делать, то через десять лет солнце перестанет вставать. И тогда наступит вечная ночь”.

К основным элементам культуры так же относятся и ценности, - общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных ценностей. Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям, и каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что нет.

Большую роль в изучении социологии конфликтов играет социальная стратификация. Разнообразие отношений, ролей, позиций приводит к различиям между людьми в каждом конкретном обществе. Например, в большинстве стран феодальной Европы главной характеристикой была принадлежность к определенному сословию: господа-феодалы, свободные горожане или зависимые крестьяне. В эпоху формирования национальных рынков и становления капитализма этническая принадлежность из горизонтального деления стала превращаться в вертикальное. В современном обществе наблюдается сосуществование и переплетение нескольких автономных систем неравенства: власти собственности и престижа. Для описания иерархий в обществе и применяется понятие“социальная стратификация” Для обозначения всей гаммы различий между людьми существует особое понятие – “социальная дифференциация”, объемлющая различия между макро- и микрогруппами, а также индивидами, как по объективным характеристикам, так и по субъективным.

Существует два подхода к пониманию типов стратификации. Первый подход заключается в отождествлении с историческими типами общественного устройства–кастовой, рабовладельческой, сословной и классовой дифференциацией. Другой подход предполагает, что любое конкретное общество состоит из комбинаций различных стратификационных систем и множества их переходных форм. Можно выделить девять типов стратификационных систем, которые могут быть использованы для описания любого социального организма, а именно:

    - физико-генетическая;
    - социально-профессиональная;
    - рабовладельческая;
    - классовая;
    - кастовая;
    - культурно-символическая;
    - сословная;
    - культурно-нормативная;
    - этакратическая.

В теории стратификации постоянно обсуждается проблема равенства – неравенства. При этом под равенством понимается: 1) равенство личностное;

2) равенство возможностей достигнуть желаемых целей (равенство шансов); 3) равенство условий жизни (благосостояние, образование и т. д. ) 4) равенство результатов.

Неравенство, как очевидно, предполагает те же четыре типа взаимоотношений людей, но с противоположным знаком.

В первобытном обществе неравенство было незначительным, поэтому стратификация там почти отсутствовала. В сложных обществах неравенство очень сильное, оно поделило людей по уровню доходов, образования, власти. Возникли касты, затем сословия, а позже–классы. В одних обществах переход из одного социального слоя в другой запрещен; есть общества, где такой переход ограничен, и есть общества, где он полностью разрешен. Свобода социальных перемещений определяет то, каким является общество– закрытым или открытым.

Положение и место человека в обществе, т. е. совокупный социально-экономический статус, определяют уровень дохода, власти, престижа и образования. В демократическом обществе четыре типа взаимоотношений людей имеют положительные характеристики. Каждый человек, независимо от своего происхождения, имеет личностное право, равенство возможностей достигнуть желаемых целей, имеет право на получение образования и других социальных благ. Конечный результат, как правило, зависит от каждого индивида в отдельности, от его способностей, целеустремленности и ряда других причин. Вследствие этого и происходит социальная дифференциация общества на элиту, средний класс и низшие слои населения. Но, в любом случае, в демократическом обществе достаточно сильно развита социальная защита любых классов.

В большинстве исламских, фундаменталистских стран не может быть и речи о каком либо социальном равноправии. В основе социального устройства лежит“гендерный идеал”, власть носит харизматический характер, население сильно подвержено ксенофобии –страху и ненависти ко всему чуждому их образу жизни, в частности, к европейской морали. В этих странах фактически отсутствует средний класс, неразвита общеобразовательная система, население, в большинстве случаев, не умеет читать и писать. Сильно развит религиозный фанатизм.

Существует еще одна разновидность социальной стратификации – маргинальность. Маргинальность –это специальный социологический термин для обозначения пограничного, переходного, структурно неопределенного социального состояния субъекта. Люди, по разным причинам выпадающие из привычной социальной среды и неспособные примкнуть к новым общностям, испытывают большое психологическое напряжение и переживают своеобразный кризис самосознания.

Теория маргиналов и маргинальных общностей была выдвинута в первой четверти XXв. одним из основателей Чикагской социологической школы (США) Р. Э. Парком, а ее социально-психологические аспекты развиты в 30-40-х гг. Э. Стоунквистом. Под маргиналами понимаются индивиды, их группы и общности, формирующиеся на границах социальных слоев и структур и в рамках процессов перехода от одного типа социальности к другому или в пределах одного типа социальности при его серьезных деформациях. Среди маргиналов могут быть этномаргиналы, сформированные миграциями в чужую среду или выросшие в результате смешанных браков; биомаргиналы, чье здоровье перестает быть предметом заботы социума; социомаргиналы, как, например, группы находящиеся в процессе незавершенного социального перемещения; возрастные маргиналы, формирующиеся при разрыве связи между поколениями; политические маргиналы: их не устраивают легальные возможности и легитимные правила общественно-политической борьбы; экономические маргиналы традиционного и нового типа– так называемые “новые бедные”; религиозные маргиналы –стоящие вне конфессий или не решающиеся сделать выбор между ними; и, наконец, криминальные маргиналы.

Изучая историю исламского экстремизма, биографии лидеров террористических группировок, в частности пресловутого бен Ладена, приходишь к выводу, что у истоков международного терроризма стоит общность различных типов маргиналов ведущих за собой массы.

Феномен “массового сознания” является объектом изучения разных наук – психологии, социологии, политологии, культурологии, социальной философии. Массовое сознание не существует само по себе, а связано с реальными процессами, сопровождающими жизнь людей в обществе. Специфическими особенностями массового сознания являются нормы, обычаи, оценочные представления и потребности, которые выражают реально существующие в обществе ценности и нормы.

В массовом сознании людей всегда присутствуют, по крайней мере, два основных слоя: сознание обыденное в узком смысле этого слова и сознание практическое. К обыденному сознанию относится все то, что связано с повседневными потребностями. А практическое мышление включает в себя весь жизненный опыт человека. Наличие в массовом сознании противоречивых элементов является основой для его оценки как очень изменчивого, подвижного. Подвижность и изменчивость характерны для некоторых элементов сознания–мнений, слухов, которые непосредственно и быстро отражают изменения в жизни. В целом же массовое сознание благодаря традиционным формам закрепления отличается инерционностью, консерватизмом, стереотипностью.

    Массовое сознание имеет ряд особенностей:

1) сложность и противоречивость – в массовом сознании присутствуют несовместимые взгляды – прогрессивные и негативные реакции; 2) синкретизм;

3) размытость, фрагментарность, аморфность, разорванность и др. ; 4) эмоциональность;

    5) “упрощенное” отражение социальной действительности.

Сопротивление массового сознания общественным преобразованиям может носить: 1) радикальный характер бунта;

2) пассивный характер молчаливого сопротивления – “психология социальной инерции”. Массовые действия могут быть слабо организованными (паника, погромы), либо достаточно подготовленными и организованными (демонстрации, революции, террористические акты, войны). Многое зависит от того, осознается ситуация или нет, нашлись ли организаторы и лидеры, способные руководить остальными, или нет.

    Существуют различные формы массового поведения.

Массовая истерия – состояние всеобщей нервозности, повышенной возбудимости и страха. Слухи –совокупность сведений, которые возникают из анонимных источников и распространяются по неформальным каналам. Паника–такая форма массового поведения, когда люди, столкнувшись с опасностью, проявляют нескоординированные реакции. Погром–коллективный акт насилия, предпринятый неконтролируемой и эмоционально возбужденной толпой против собственности или личности. Бунт–собирательное понятие, обозначающее ряд стихийных форм коллективного протеста: мятеж, волнение, смута, восстание.

    Различают несколько форм организованного протеста:

- открытый пассивный протест (невыполнение приказов, неподчинение, невыход на работу);

- скрытый пассивный протест ( подстрекательство к сопротивлению, заговор, расклеивание листовок, работа с прохладцей);

- открытый активный протест (митинги, демонстрации, забастовки, стачки); - скрытый активный протест и сопротивление (террористическая борьба, создание политической нелегальной партии, подготовка военного переворота). Средства массовой информации в современном обществе могут контролировать основную часть информационного поля личности. Быстрая изменчивость информации приводит к стиранию традиционных форм мышления. Телевидение, как важнейший источник информации, является мощным средством воздействия и даже манипулирования массовым сознанием людей. Западные социологи считают, что массовые опросы общественного мнения не выявляют реального представления о состоянии массового сознания, а являются средством формирования общественного мнения, воздействия на него; создаются возможности манипулировать массовым сознанием.

Термин “манипулировать” первоначально означал “управлять со знанием дела”, а сейчас трактуется как “ловкое и коварное воздействие на людей с целью достижения личной выгоды неблаговидными средствами”, как психическое воздействие, которое осуществляется тайно, а следовательно, во вред тем, на кого оно направлено.

В теориях У. Липпмана, Э. Бернайса предлагается управлять массовым сознанием в интересах господствующих классов с помощью методов воздействия на инстинктивно эмоциональную сторону психики человека, например, через метод“создания бытия”, когда организуется внешний возбудитель так, чтобы он, воздействуя на инстинкты и эмоции, эксплуатировал бы наличный стереотип людей или разрушал его и создавал новый.

К подобным методам прибегали и в древние времена, и в нашу эпоху: “Это произошло в Иране в XII веке, когда к руководству местными исламистами пришел некто Хасан ибн Саббах. О нем впервые заговорили, когда от кинжалов его духовных детей за короткое время погибли восемь тогдашних“первых лиц”, включая трех багдадских халифов. За счет того, что исполнитель терракта был смертником, эффективность ассасинов, как вскоре прозвали людей Хасана ибн Саббаха, была почти стопроцентной. Но как сделать, чтобы убийца отправился на верную смерть, как на собственную свадьбу? Хасан ибн Саббах нашел простое до гениальности решение: вместо того чтобы сто раз рассказывать ассасину о прелестях мусульманского рая, куда он обязательно попадет после удачной акции, в рай устраивали однодневную экскурсию. Земной филиал рая располагался в крепости Аламут на южном побережье Каспия. После того, как обкурившийся гашиша террорист засыпал, его переносили во внутренний двор. Просыпался он в райских кущах–их изображал грамотно возделанный сад с фонтанами. Будущего киллера тут же окружали“гурии”, специально отобранные из самых симпатичных местных девиц без комплексов. После их“объяснений”ассасин смело шел на смерть, да и чего бояться, если пропуск в рай уже лежит в кармане?

Хитрости Хасана ибн Саббаха так и остались бы историческим анекдотом, но недавно мир узнал о“летней школе” группировки “Исламский джихад”. Там пацанов 12-15 лет учат подрывать себя на улицах и площадях Израиля. Как утверждают тамошние инструкторы, после терракта“у райских врат каждого юного героя встретят по 70 юных дев”. “Пилоты-смертники в Японии появились примерно так же, как стахановцы в СССР. Ни о каком зомбировании и речи не было: в летную часть приезжал генерал или адмирал, произносил перед летным составом зажигательную речь, призывал спасти нацию. Потом давали банкет для всех летчиков, после чего тех, кто не желает превращаться в живую бомбу, просили сделать шаг вперед. Естественно, мало кто решался на отказ.

Прижизненных льгот у камикадзе было не так уж много: повышенный оклад и отпуск. Посмертные привилегии включали причисление к лику святых и… повышение на одну ступень в звании”.

Политический терроризм существует столько же веков, сколько сама политика. Но что же все-таки могло привести к такой конфронтации, которая возникла на данный момент?

Типы конфликтов различны: когнитивный конфликт может перерасти в борьбу личностей (межличностный конфликт), в конфликт между личностью и группой, затем в межгрупповой конфликт и далее в социальный конфликт–столкновение различных социальных общностей: классов, наций, государств, социальных институтов.

Л. Козер выделяет реалистические и нереалистические конфликты. Реалистические конфликты направлены на достижение конкретного результата, они вызваны неудовлетворением определенных требований участников или несправедливым распределением между ними каких-либо преимуществ и ограниченных ресурсов (власти, богатства, территории).

Нереалистические конфликты имеют своей целью выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, т. е. острое конфликтное взаимодействие становится не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.

Исламский мир всегда воспринимал США как тоталитарное государство. И в этом есть своя доля истины. Внешняя политика США в последние десятилетия основана на насильственном политическом и экономическом господстве в мире. Этнический конфликт в Югославии, арабо-израильский конфликт, война в Карибском море и многое другое–за всем этим стоит вмешательство США во внутренние дела государств, проведение своей политической линии в угоду своим государственным интересам. На вмешательство США Ближний Восток отвечает террористическими акциями: взрывами посольств, военных баз, а теперь и Всемирного Торгового Центра в Нью-Йорке. Накопившиеся отрицательные эмоции, враждебность перевели конфликтное взаимодействие в самоцель.

    Рассмотрим динамику социальных конфликтов.

Анализ содержания и особенностей протекания социального конфликта целесообразно проводить по трем основным стадиям: предконфликтная стадия, непосредственно конфликт и стадия разрешения конфликта.

1. Предконфликтная стадия. Характерной особенностью каждого конфликта в момент его зарождения является наличие объекта, обладание которым связано с фрустацией потребностей двух субъектов, втягиваемых в конфликт. Предконфликтная стадия–это период, когда конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, прежде чем решиться на агрессивные действия или отступить. К таким ресурсам относятся материальные ценности, информация, власть, престиж и т. п. В то же время происходит консолидация сил противоборствующих сторон, поиск сторонников и оформление групп, участвующих в конфликте.

Когда все попытки достичь желаемого оказываются тщетными, индивид или социальная группа определяет объект, мешающий достижению цели, степень его“вины”, силы и возможности противодействия. Этот момент в предконфликтной стадии называется идентификацией.

Иногда причина фрустации бывает скрыта и ее трудно идентифицировать, тогда возможен выбор объекта для агрессии, который не имеет никакого отношения к блокированию потребности. Эта ложная идентификация может привести к воздействию на сторонний объект, ответному действию и возникновению ложного конфликта. Случается, что ложная идентификация создается искусственно, с целью отвлечения внимания от истинного источника фрустации.

2. Непосредственно конфликт. Эта стадия характеризуется прежде всего наличием инцидента, т. е. социальных действий, направленных на изменение поведения соперников. Действия, составляющие инцидент, могут иметь как открытый, так и скрытый характер.

Весьма характерным моментом на этапе непосредственно конфликта является наличие критической точки, при достижении которой конфликтные взаимодействия между противоборствующими сторонами достигают максимальной силы и остроты. После прохождения критической точки число конфликтных взаимодействий, их острота и сила резко снижаются и дальше конфликт идет по нисходящей к своему разрешению или же к новому всплеску сил противостояния.

3. Разрешение конфликта. Внешним признаком разрешения конфликта выступает завершение инцидента. Это означает, что между конфликтующими сторонами прекращается конфликтное взаимодействие.

Разрешение социального конфликта возможно лишь при изменении конфликтной ситуации. Это изменение может принимать разные формы. Но наиболее эффективным изменением конкретной ситуации, позволяющим погасить конфликт, считается устранение причины конфликта. Возможно также разрешение социального конфликта путем изменения требований одной из сторон: соперник идет на уступки и изменяет цели своего поведения в конфликте. Социальный конфликт может быть также разрешен в результате истощения ресурсов сторон или вмешательства третьей силы, создающей перевес одной из сторон, и, наконец, в результате полного устранения соперника.

На какой стадии находится сегодняшний конфликт, достиг ли он критической точки, зависит от того, какое решение примет мировое сообщество и под его давлением США.

Еще раз хочется отметить, что воспринимать конфликт сегодняшнего дня просто как войну цивилизованного мира с международным терроризмом нельзя. Это может привести к концу человеческой цивилизации. На настоящий момент ставится задача– путем “ковровых”бомбардировок не только наказать одиозного бен Ладена, но и существенно ослабить самые мощные террористические организации– “Хамас” и “Исламский джихад”. Но какая может возникнуть ситуация, если Америка поддастся жажде мести? Ирак уже пригрозил вступиться за мусульманских братьев, если США начнут бомбить базы моджахедов в сопредельных странах. Не исключается применение химического и бактериологического оружия. Нельзя сбрасывать со счетов и“китайский фактор”. По некоторым сведениям, Китай может потребовать от США отступного в обмен на свой нейтралитет в предстоящей войне. Эти условия известны–невмешательство в решение тайваньской проблемы и прекращение полетов американской разведывательной авиации над китайским побережьем. Если США откажутся выполнить эти болезненные для себя требования, то Китай будет оказывать явную или скрытую поддержку мусульманским странам, извлекая из конфликта свои геополитические и экономические выгоды. И тогда мировая война станет неизбежна, со всеми вытекающими последствиями– крахом мирового финансового, фондового рынка и т. п. Позиция России по данному вопросу более реалистична. Точечные удары по бандитским банд формированиям в качестве акта возмездия и создание коалиции стран по борьбе с терроризмом принесут мировому сообществу как фундаменталистских, так и демократических государств большую пользу, чем развязывание религиозной войны.

    Литература

1. Волков Ю. Г. , Нечипуренко В. Н. , Попов А. В. , Самыгин С. И... Социология. Ростов-н/Д; Феникс, 2000– 512с.

2. М. Н. Руткевич. Общество как система. Социологические очерки. -СПб. : Алетейя, 2001. – 444с.

3. Ионин Л. Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: учебное пособие. Изд. 3-е, перераб. и допол. – М. : Издательская корпорация “Логос”, 2000. -432с. 4. Соколов С. В. Социальная конфликтология. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2001-327с. 5. “Аргументы и факты” № 38, 2001г.

    6. “Комсомольская правда” №173, 2001г.

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.