p>гии. Конспект лекций". - г. Чебоксары, изд-во Чуваш. университе та, 1996 г. - с. 42-56.
Литература.
1. Генкин В. М. Основы экономики и социологии труда. В 3-х ч. Ч. 1. -Спб. ,1994. 2. Гуров Ю. С. Основы социологии. - С. 42-56.
3. Зиммель Г. Избранное. В 2-х т. -М. :Юристь, 1996.
4. Кравченко А. И. Прикладная социология и менеджимент. -М. :Изд-во Москов. ун-та, 1995. 5. Лавриненко В. Н. и др. Основы социологических знаний. -С. 177-187. 6. Мак-Грегор Д. Человеческий фактор и производство. // Социс. ,-1995 1. -С. 146-151.
7. Радугин А. А. и др. Социология. -С. 155-176. 8. Социология: Наука об обществ5е. -С. 390-414.
9. Социология труда. -М. :Изд-во Москов. ун-та. 1993. -Разд. П
10. Тощенко Ж. Т. Социология. С. 61-73.
11. Кравченко А. И. Социология. - Справочное пособие. -С. 121-202. 12. Тадевосян Э. В. Словарь-справочник по политологии и социологии. 13. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. -М. :Политиздат, 1986.
14. Энциклопедический социологический словарь. Дополнительная литература.
1. Дворецкая Г. В. и др. Социология труда. -Киев: Выща школа, 1990. -С. 21-37. 2. Дикарева А. А. и др. Социология труда. -М. :Политиздат, 1989. -С. 29-34, 54-58. 3. Комозин А. Н. и др. Популярная социология. -М. :Профиздат, 1991. -С. 7-20. 4. Политология. Энциклопедический словарь. 5. Философский энциклопедический словарь. -М. :Советская энциклопедия, 1989.
ТЕМА 4 СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ И ОБРАЗОВАНИЯ (4ч). Занятие 1. Социология молодежи (2ч. )
1. Молодежь как социальная группа и демографическая группа. Молодежные движения и организации.
2. Специфические проблемы студенчества. 3. Проблемы взаимодействия поколений. Занятие 2. Социология образования (2ч. ) 1. Предмет, метод и функции образования. 2. Содержание и роль образования в жизни общества. Молодежь - социально - демографическая группа, выделяемая
на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально психологических свойств.
Социология молодежи - область социологии, изучающая поведе
ние социально - демографической группы, находящейся на переход ной стадии ( от детства к миру взрослых ), переживающей этап се мейной и внесемейной социализации, интернализации норм и ценнос тей, складывания социальных и профессиональных ожиданий, ролей и статуса. Значительную часть молодежи составляет студенчество. Оно означает студентов как социально-демографическую группу и опре деленное общественное положение, роль и статус. Социальные проблемы молодежи - круг проблем этой группы, переживающей период становления социальной зрелости, вхождения в мир взрослых, адаптации к нему и будущее его становление.
Социальное движение - совместные действия различных соци
альных, демографических, этнических групп, обьединенных общими целями, ценностями, нормами и др. Среди социальных движений вид ное место занимают молодежные движения и их организации. Органи зации и их лидеры бывают официальные и неофициальные.
Поколение - социально-возрастная категория, номинльня груп
па. Молодежная группа охватывает юношей и девушек примерно от 14(16) лет до 30-ти. Какие молодежные движения и организации в России и мире Вы знаете?
Чем неформальные организации молодежи отличаются от фор мальных?
Кого из молодых формальных и неформальных лидеров Вы знаете? В чем причины существования проблемы отцов и детей? Какие пути и способы смягчения или ликвидации некоторых аспектов этой проблемы Вы можете обосновать?
Образование - социальный институт, выполняющий экономичес кую, социальную и культурную функции в обществе. Социология образования - область социологии, изучающая об
разование как социальный институт ( его функции в обществе и взаимосвязь с другими институтами), его учреждения ( школы, вузы и т. д. ) как социальные организации, а также социальную политику в области образования. Социальная функция образования заключает ся в участии в процессах социализации личности, воспроизводстве социально-групповой и социально-статусной структуры общества. Расскажите, почему в современных условиях растет роль и значение образования ( в том числе и высшего)? Какова при этом роль гуманитарного образования ( в том числе и социологическо го)? Какое место занимает в обществе Ваша профессия? В заключение проведем письменный анонимный опрос по мотивам Вашего поступления в наш институт.
Тематика рефератов и докладов по молодежной проблеме: История поколений в их преемственности и конфликтах. Современные молодежные движения. Культура досуга молодежи. Проблемы социолизации молодежи в совреиенных условиях.
Связь поколений как основа непрерывности истории и культуры. Молодежная субкультура: нормы и система ценностей.
Молодежь в современном обществе. Молодежь России и рынок. Самодеятельные обьединения: истоки и тенденции развития. Неформальные обьединения молодежи вчера, сегодня и завтра. Истоки и следствия нового конфликта "отцов и детей". Преемственность поколений как социологическая проблема. Примерная тематика докладов и рефератов о студенчестве:
Личностные особенности российских и американских студентов. Студенчество России на пороге ХХIв.
Социальное самочуствие студенчества. Учебная мотивация абитуриентов вуза. Инновации в ценностных ориентациях студентов. Студент - кто он? Ценностные ориентации студентов. Российское студенчество в условиях переходного периода. Поведенческая типология студенческой группы. Профессиональная направленность студентов вузов. Вузовское обществоведение глазами студентов. Социальный портрет современного российского студента. Тематика рефератов и докладов по проблемам образования:
Образовательная деятельность как механизм воспроизводства и саморегуляции социума.
Место и роль образования в системе социолизации личности. Высшее образование как общечеловеческая ценность.
Место социологии образования в системе социально-гуманитарных наук. Западная социология образования.
Проблемы отечественной социологии образования.
Престиж профессии финансиста (экономиста, бухгалтера, юриста.... ). Проблемы гуманизации образования.
Литература: 1. Гуров Ю. С. Основы социологии. - с. 126-137.
2. Збровский Г. Е. и др. Введение в социологию. - с. 160-168. 3. Кравченко А. И. ВВедение в социологию. - с. 46, 67-79.
4. Основы социологии в 2-х ч. Ч. 27 - с. 118-132. 5. Смелзер Н. Социология. - с. 427-459. 6. Социология: Наука об обществе. - с. 376-389, 541-576.
7. Социология молодежи. Учебник. Сиб. :изд-во С. -Петербург. университета, 1996 год. 8. Социология - студенты в вопросах и ответах. - с. 59-62, 76-81. 9. Тадевосян Э. В. Словарь-Справочник по политологии и социологии 10. Тощенко Ж. Т. Социология. - с. 241-253.
11. Философский энциклопедический словарь. 12. Энциклопедический социологический словарь. ТЕМА 5. ЭТНОСОЦИОЛОГИЯ ( 2ч. ) 1. Этносы - субьекты исторического развития. 2. Социальные проблемы национальных отношений.
ЭТНОС (с греч. - племя, народ) - исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладаю щих общими чертами и стабильными особенностями культуры ( вклю чая язык) и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований ( самосозна ние). Этносоциология - область социологии, изучающая генезис, сущность, функции, общие закономерности развития этносов, межэт нические ( межнациональные ) отношения и разрабатывающая методо логические принципы из исследования. Наряду с категорией "ЭТНОС", мы часто встречаем категорию "НАЦИЯ". Нация ( от лат. - народ) - тип этноса, характерный для развитого, классового ( капиталистического) общества.
Среди социальных отношений видное место принадлежит нацио нальным и межнациональным отношениям.
Почему важно изучение этносоциологии в современных условиях вообще, в национальных регионах в особенности? В чем причина национальных конфликтов в мире и в Российской Федерации?
Какие проблемы, стоящие перед чувашской культуров и языком Вы можете назвать? Темы рефератов и докладов: Этносоциология как отрасль социологической науки. Возможно ли окончательное решение национального вопроса?
Исторические и географические условия как факторы формирования этнических групп.
Этнические процессы в Российской Федерации. Межнациональные конфликты: причины и следствия.
Взаимосвязь социально-экономических, политических и национальных отношений. Динамика социальных изменений внутри этноса.
Проблемы самоопределения народов.
Национальные движения за возрождение и развитие национальной культуры. Основные направления гармонизации национальных отношений.
Литература: 1. Кравченко А. И. Введение в социологию. - с. 48-49
2. Лавриненко В. Н. и др. Основы социологических знаний. - с. 114-130. 3. Смелзер Н. Социология - с. 324-327.
4. Социология. - М: Знание, 1995 г. - с. 259-262 5. Социология: Наука об обществе. - с. 431-449
6. Тадевосян Э. В. Словарь-справочник по политологии и социологии. 6. Тощенко Ж. Т. Социология. - с. 135-146
7. Энцеклопедический социологический словарь. Дополнительная литература: 1. Из истории Евразии [Очерк]. - М. :Искусство, 1993г. 2. Политология. Энциклопедический словарь. - с. 195-213 3. Философский энциклопедический словарь. ТЕМА 6. СОЦИОЛОГИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ (2ч. )
1. Общественное мнение как социальный феномен. Функции общественного мнения. 2. Социология Общественного мнения и методы его изучения.
Общественное мнение - специфическое проявление общественно
го сознания, выражающееся в оценках ( как в устной, так и в письменной форме) и характеризующее явное ( или скрытое) отноше ние больших социальных групп ( в первую очередь большинства на рода) к актуальным проблемам действительности, представляющим общественный интерес. Социология общественного мнения - область социологических исследований, где предметом анализа выступают содержание высказываний общественного мнения, активность его функционирования и всеобщие ( характеризующие данный тип общест ва) и специфические ( связанные с развитостью демократических гарантий) мнения. Функции общественного мнения: результативно-воспитательная (моральная0, контрольная, нормативная, аналитическая, консульта тивная, оценочная и др. Почему в современных условиях растет роль общественного мнения?
Методы изучения общественного мнения см. последующую тему. Темы рефератов и докладов:
1. Роль общественного мнения в социальном управлении и жизни людей. 2. Механизм формирования и функции общественного мнения.
3. Мнение о мире и мир мнений. 4. Роль СМИ в формировании общественного мнения. 5. Сплетни как социальное явление. 6. Слухи как форма оценок и ожиданий населения. 7. Каналы восприятия и распространение слухов. 8. Слухи как социальный феномен. 9. СМИ как инструмент формирования "политики слухов". Литература: 1. Кравченко А. И. Введение в социологию. - с. 87
2. Лавриненко В. И. и др. Основы социологических знаний. - с. 207-215 3. Социология - студенту в вопросах и ответах. - с. 87-88 4. Тадевосян Э. В. Словарь-Справочник по политологии и социологии. 5. Философский энцеклопедический словарь.
6. Энциклопедический социологический словарь. ТЕМА 7. Эмпирическое социологическое исследование (2 ч. ) 1. Что такое эмпирическое социологическое исследование.
2. Методы сбора данных (опрос, тестирование, анкетирование, интервьюирование, наблюдение, эксперимент и др. )Методы
анализа данных. Социологическое исследование-один из видов науч
но-практической деятельности с целью получения новой, достоверной информации об изучаемом социальном объекте. Различают теоретичес кие и эмпирические социологические исследования. Последние дают возможность получить первичную информацию об объекте(статисти ческие данные и другие кличественные характеристики об объекте изучения).
В заключение дадим оценку современной социально-эконо
мической и политической ситуации в стране и нашем регионе (сог ласно анкете).
Темы рефератов и докладов. 1. Прикладная социология в США. 2. Основные методы сбора социологической информации. 3. Опрос в социологическом исследовании. 4. Эксперимент в социологии.
5. Анкетирование-наиболее распространенный способсбора первичной социальной информации. 6. Место интервьюирования в эмпирическом социологическом исследовании. 7. Наблюдение-важный способ сбора информации. 8. Методы изучения документов и контакт-анализа в социологии. 9. Плебисцит и референдум в социологическом исследовании.
Литература. 1. Кравченко А. И. Введение в социологию- с. 10-15.
2. Лавриненко В. Н. и др. Основы социологических знаний. - с. 228-255. 3. Основы социологии. В 2-х ч. Ч. 1. -с. 21-32.
4. Радугин А. А. идр. Социология. -с. 177-189. 5. Смелзер Н. Социология. -с. 638-648. 6. Социология. -М. :Знание, 1995. -с. 200-226. 7. Социология: Наука об обществе. -с. 649-684. 8. Социология-студенту в вопросах и ответах. -с. 89-98.
9. Тадевосян Э. В. Словарь-справочник по политологии и социологии. 10. Тощенко Ж. Т. Социология. -с. 41-60.
11. Философский энциклопедический словарь. 12. Энциклопедический социологический словарь. Содержание: Тема 1. Социология как наука стр. Тема 2. Из истории социологии стр. Тема 3. Социология труда стр. Тема 4. Социология молодежи и образования стр. Тема 5. Этносоциология стр. Тема 6. Социология общественного мнения стр. Тема 7. Эмпирические социологические исследования стр. Основы социологии Методические рекомендации к семинарским занятиям. Подписано в печать
Формат 60х84|16Бумага газетная. Печать оперативная. Усл. п. л. Уч. -издат. л...... Тираж 250 экз. ЗаказN Изд-во "Салика" 428015 Чебоксары, ул. Урукова, 17.
Страницы: 1, 2
|