p>Кроме этого, работы кружка постоянно выставляются в выставочном зале муниципального района, в самом центре. Его работы отмечены префектурой Северо-Западного округа. При ЦСО "Митино" создана и функционирует мастерская по пошиву одежды, в которой работают пенсионеры и инвалиды, проживающие в районе "Митино". Центром заключен договор с коммерческой фирмой "Шарм" о том, что центр осуществляет набор граждан в мастерскую для пошива одежды и постельного белья. В свою очередь фирма обязуется предоставлять сырье и техническую базу для организации работы инвалидов. За сделанную работу пенсионерам и инвалидам выплачивается заработная плата от 400 до 500 руб. Реализация товара осуществляется через предприятия общественной торговли. Следует отметить, что участие в труде пенсионеров и инвалидов дает им значительную прибавку к пенсии, моральное удовлетворение и ощущение собственной полезности. Особую благодарность пенсионеры, посещающие ОДП, высказывают за организацию горячего питания в центрах. Для посещающих отделение дневного пребывания, вывешивается меню-калькуляция с указанием веса порций, стоимости блюда и общей стоимости обеда. В конце месяца, в случае остатка денежных средств, для пенсионеров формируются дополнительные продуктовые наборы, а по праздничным датам сотрудники отделения стараются сделать эти обеды действительно праздничными. В условиях резкого взлета цен и обеднения населения, в особо тяжелом положении оказались пенсионеры и инвалиды. Именно центры социального обслуживания в первую очередь обязаны придти к ним с предложениями о помощи, которая может быть не только в виде путевок в ОДП, вещей и продуктовых наборов. Важное значение приобретает для пенсионеров психологическая помощь и общение, участие в культмассовых мероприятиях, трудовой и кружковой деятельности. В это трудное время как никогда необходимо внимательное, чуткое и доброжелательное отношение ко всем пожилым и нетрудоспособным гражданам, посещающим центры социального обслуживания. В связи с вышеизложенным, видно, что благодарность и признание со стороны подопечных, зависит прежде всего от руководителя центра, от его умения и желания правильно построить свою работу, от его успешного взаимодействия с благотворительными и общественными организациями. Для лиц, попавшим в экстремальные условия и остро нуждающихся в натуральной или вещевой помощи, при центрах открыты Отделения срочного социального обслуживания (ОССО). Отделения срочного социального обслуживания на сегодняшний день являются одним из незаменимых видов помощи в структуре ЦСО. Чаще всего развернуто одно ОССО на центр, но возможно его открытие и в филиалах, и в специально выделенных для этих целей помещениях, особенно, если центр обслуживает население большой территории. Основными направлениями деятельности отделений срочной помощи являются: - оказание вещевой помощи (одежда, обувь, постельное белье и т. п. ); - оказание продуктовой помощи (наборы продуктов или талоны на бесплатное питание);
- оказание гуманитарной помощи; - оказание психологической помощи;
- проведение юридических консультаций по вопросам социальной защиты населения. По состоянию на 1999г. в г. Москве при 109 ЦСО в отделения срочного социального обслуживания обратилось 488998 человек, из них 454629 (92, 9%) человек получили ту или иную помощь. Из получивших помощь 64, 9% случаев - инвалиды (295148 человек), в 29, 8% - пенсионеры (135679 человек). Относительно стабильно получали помощь неполные (в 4873 случаях - 1, 7%) и многодетные (в 5939 случаях - 1, 3%) семьи. Остальные категории населения обращались и получали помощь реже: безработные - 1097, бомжи - 134, беженцы - 120, погорельцы - 100 и т. д. Для пенсионеров и инвалидов, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и страдающим тяжелыми заболеваниями, являющимися противопоказанием к принятию в отделение социального обслуживания, при центрах открыты Отделения социально-медицинского обслуживания на дому (ОСМО). До последнего времени, работу данных отделений частично брал на себя персонал общества Красного Креста. На данный период времени в отделениях социально-медицинского обслуживания на дому на учете состоит 1548 человек (26 отделений).
К видам услуг, предоставляемых отделением относятся: - оказание экстренной доврачебной помощи;
- проведение медицинских процедур (измерение температуры тела, артериального давления, наложение компрессов, обработка пролежней, раневых поверхностей, выполнение очистительных клизм); - осуществлений подкожных и внутримышечных введений лекарственных препаратов в соответствии с назначением лечащего врача; - оказание санитарно-гигиенической помощи обслуживаемым гражданам (обтирание, обмывание, гигие-нические ванны, стрижка ногтей, причесывание); - кормление ослабленных граждан; - другие социальные и бытовые услуги, оказываемые в надомных условиях. Медицинские сестры отделения осуществляют свою работу во взаимодействии с учреждениями здравоохра-нения, к которым прикреплены обслуживаемые граждане. Учреждения здравоохранения в свою очередь обеспечивают по договоренности медицинских сестер инструментарием, медикаментами, перевязочными материалами, другими материалами и предметами медицинского назначения, необходимыми для общего ухода и оказания доврачебной помощи, не связанной с применением сильнодействующих препаратов, и оказывают медицинским сестрам организа-ционно-методическую помощь. Для оказания доврачебной помощи отделение должно располагать минимальным набором лекарственных препаратов (за исключением наркотических и сильно-действующих) и перевязочных средств. Выполнение медицинскими сестрами отделения обслуживаемым гражданам плановых медицинских назна-чений производится только по назначению лечащего (участкового) врача. При рассмотрении функций основных структурных подразделений ЦСО можно сказать о том, что со временем сеть центров социального обслуживания будет более разнообразной, чем сейчас. Но, несомненно, что какие-то учреждения этого типа будут играть главенствующую роль в административном округе и нести универсальные функции. Такие учреждения можно условно назвать окружными, головными, базовыми и т. п. Они должны иметь в своем составе весь набор структурных подразделений по социальному обслуживанию населения округа и заниматься организационно-методической работой. Все же остальные центры муниципальных округов могут быть узкопрофильными, иметь неполный набор структурных подразделений (в зависимости от потребностей населения) и в функциональном плане подчиняться окружному центру. Эта схема, возможно, неидеальна, но на наш взгляд вполне логична. Кроме обязательных функций, ЦСО приходится решать и дополнительные задачи, в частности по организации бесплатного питания малоимущих москвичей. В соответствии с решением Правительства Москвы ежемесячно выделяются ассигнования на питание 24550 остро нуждающимся гражданам. В настоящее время стоимость одного обеда 25 руб. , а стоимость путевки на 24 обеда - 600 руб. (она периодически индексируется). Основные получа-тели этих путевок–одинокие пенсионеры и инвалиды с минимальными размерами пенсий. Однако, из них лишь 38% (около 15 тыс. человек) находятся на обслуживании в отделе-ниях социального обслуживания на дому, а остальные - дополнительный для центров контингент. Предприятия общепита, на которые возложено непосредственное обеспе-чение малоимущих граждан горячим питанием, заинтересованы только в одном: как бы выжить. И поэтому они "накручивают" непомерные наценки, в результате чего пенсионер получает в два раза меньше продуктов, чем запланировано Правительством Москвы. На наш взгляд, было бы более правильным передать эти функции муниципалитетам, в ведении которых нахо-дятся предприятия общественного питания, и на местах решить вопрос о льготном налогооблажении таких столовых. Участие же ЦСО должно быть только в одном - "поставка" предприятиям общепита нуждающегося контингента. Достаточно было бы иметь в муниципальном округе одно подобное предприятие и малоимущие получали бы то, что им положено в полном объеме. А сегодняшняя ситуация напоминает "театр абсурдов": со столовой взимается огромный налог в городской бюджет, из которого в дальнейшем выделяются средства на бесплатное питание. В обороте крутятся миллионы рублей, а посетитель столовой выходит из нее полуголодным. Для выхода из сложившейся ситуации и поддержки малообеспеченных граждан, одним из вариантов решения проблемы стало торговое и бытовое обслуживание по сниженным ценам. Так, в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 9 февраля 1999 г. N 87 "О развитии сети торгового и бытового обслуживания по сниженным ценам для малообеспеченных граждан" утверждена Программа развития сети торгово-бытового обслуживания по сниженным ценам для малообеспеченных граждан в учреждениях социальной защиты и торгового обслуживания в системе АООТ "Ветеран" в которой предусмотрено: - организация торгово-бытового обслуживания для малообеспеченного населения по сниженным ценам в учреждениях социальной защиты - расширение сети магазинов системы АООТ "Ветеран" и улучшение деятельности этого акционерного общества - активное привлечение благотворительных и ветеранских организаций к участию в организации торгового и бытового обслуживания ветеранов и инвалидов. По состоянию на 01. 12. 99г. в Комплексных центрах социального обслуживания "Соколиная Гора" и "Новогиреево" торговое обслуживание уже осуществляется. Проводится работа по обслуживанию торговых помещений в 2 центрах социального обслуживания - "Восточное Измайлово" и "Вешняки" Восточного административного округа, а также принимаются и другие меры, направленные на реализацию указанной Программы. С Департаментом потребительского рынка и услуг ведутся переговоры о содействии в открытии пунктов бытового обслуживания в ЦСО. В свою очередь деление территорий в г. Москве на административные и муниципальные округа повлекло за собой образование новой инфраструктуры, потребовало иных подходов к организации социального обслуживания населения. Возникла необходимость максимального приближения различных видов социальной помощи к жителям муниципальных округов. В связи с чем возникла необходимость внедрения инновационных форм социального обслуживания не только для пенсионеров и инвалидов, но и для других граждан, нуждающихся в социальной поддержке. По предложению Управления социальной защиты населения Юго-Восточного округа был создан Экспериментальный комплексный центр социальной защиты. В центре предусмотрены комплекс помещений для социального обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, семей с детьми-инвалидами, отделение социальной реабилитации, проведение досуговых мероприятий и др. В задачу центра входит не только обслуживание населения муниципального района "Марьино", но и отработка новых форм и методов обслуживания населения, для последующего их внедрения в работу центров социального обслуживания всех административных округов. Одним из направлений работы центра является содействие развитию и укреплению семьи как социального института, улучшению социально-экономических условий жизни, показателей социального здоровья и благополучия семьи и детей, установлению гармоничных внутрисемейных отношений. Для выполнения этих задач, помимо работы традиционных отделений (ОСО, ОДП, ОССО, ОСМО), в центре планируется создать и другие формы социального обслуживания: 1. Кризисное отделение помощи женщинам и детям, подвергшимся насилию . Отделение предназначено для оказания различных видов помощи, женщинам и детям, подвергшимся насилию, находящимся в кризисной ситуации. Целью создания отделения является оказание психологической, юридической, педагогической, социальной и другой помощи, женщинам и детям, находящимся в кризисном и опасном для физического и душевного здоровья состоянии и подвергшимся психофизическому насилию. Отделение создает необходимые условия для обеспечения максимально полной-психологической реабилитации и адаптации в обществе, семье, привлечение различных государственных органов и общественных объединений к решению вопросов социальной помощи женщинам и детям. Отделение имеет свой "телефон доверия" для оказания экстренной психологической помощи. Для наиболее разносторонней помощи отделение развивает, поддерживает контакты и взаимодействует с органами здравоохранения, образования, внутренних дел и другими организациями и учреждениями, в целях эффективной социальной поддержки женщинам и детям, попавшим в экстремальную ситуацию. 2. Для оказания помощи инвалидам по социальной реабилитации, направленной на устранение или компенсацию ограничений их жизнедеятельности, вос-становление социального статуса инвалида в центре открыто Отделение социальной реабилитации . Реабилитационное отделение проводит прежде всего выявление и учет инвалидов, нуждающихся в реабилитации; реализует индивидуальные программы реабилитации инвалидов в части социально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации; оказывает инвалидам, а также членам их семей консультативно-правовую помощь по вопросам социальной защиты инвалидов; проводит оздоровительно-реабилитационные мероприятия; проводит санитарно-просветительскую работу с целью решения вопросов возрастной адаптации. Отделение организуется для обслуживания не менее 10 граждан. Продолжительность пребывания в Реабили-тационном отделении граждан определяется характером и срокам необходимым для них оздоровительно-реабили-тационных мероприятий. На сегодняшний день это единственный госу-дарственный центр в котором кроме предоставления услуг пожилым гражданам и инвалидам, оказывается бесплатная психологическая и социальная помощь молодым инвалидам и женщинам попавшим в беду. В заключение хочется сказать о том, что сфера социальной защиты малоимущих граждан (пенсионеры, инвалиды, дети, одинокие матери и т. д. ) в нестационарных формах развивается в сложных условиях, в первую очередь, в связи с недостаточным ее финансированием. Положение усугубляется значительной численностью малообеспеченных граждан, требующих социальной поддержки, а также тем, что органы социальной защиты населения на местах все в большей степени вынуждены брать на себя несвойственные им функции, в частности, по медицинскому, бытовому и торговому обслуживанию граждан.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|