реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Социально экономическое содержание и структура розничных цен - (реферат)

реферат
p>Само собой понятно, что в условиях огромного многообразия производимой продукции практически становится не только трудно, но и невозможно установление ставок налога с оборота на каждый вид изделия в зависимости от производства, поясов страны, изменяющейся номенклатуры изделий. Это же сотни миллионов названий различных видов продукции! Не уменьшалось количество ставок налога с оборота и при новом подходе к определению ставок налога с оборота по удельным весам тех или иных товаров в общем объеме реализуемой продукции. В таких условиях о каких-то научных критериях в определении налога с оборота при определении неиссякаемого потока все новых и новых товаров говорить не приходится. Количество работников, занятых определением налога с оборота, систематически увеличивалось. Вся работа этих органов строилась в соответствии с простой схемой. Налог с оборота рассматривался как разница между реализованной ценой товаров и суммой себестоимости и прибыли. Конечно, история возникновения и развития налога с оборота представлена здесь в самом общем и схематическом виде. Но уже и это в достаточной мере характеризует налог с оборота как категорию, которая ничего общего не имеет с интересами развития полного хозрасчета, с экономическими методами управления производством в условиях существования товарно-денежных отношений. Тем более, если принять во внимание тот факт, что административно-бюрократические методы воздействия на величину цены товаров ограничивались сферой обращения. А поскольку величина цены на многие товары первой необходимости существенно зависела от налога с оборота, источник централизованного чистого дохода в данном случае формировался за счет части заработка трудящихся.

Налог с оборота, будучи экономической категорией, имеет реальное и объективное существование как определенная часть дохода или стоимости прибавочного продукта, если этот налог взимать из вновь созданной стоимости, а точнее, из стоимости прибавочного продукта, произведенного в сфере обращения: торговле, сфере услуг, других сферах, где создаются материальные и духовные блага. Более того, все становится на свои места в части объяснения налога с оборота как централизованного дохода общества, взимаемого со всех организаций и учреждений, деятельность которых характеризуется производительным трудом. В данном случае речь идет в первую очередь о торговле, где кроме чистых издержек имеют место и производительные затраты, создающие новую стоимость. В таком случае все отрасли материального производства выплачивают часть своей прибыли в пользу общества, а все остальные - тоже часть своей прибыли, но в форме налога с оборота. Там же, где наряду с производственной занимаются и коммерческой деятельностью, предприятия и объединения несут обязанности перед обществом в виде отчислений от прибылей и отчислений от товарного оборота в форме налога с оборота. В современных условиях, когда проблема освоения полного хозяйственного расчета вступила в новую фазу своего развития, вопросы о налоге с оборота приобретают особое значение как с теоретической и практической точек зрения. Новые формы взаимодействия предприятий с рынком на основе принципов маркетинга с особой настоятельностью требуют коренного пересмотра всей системы функционирования взаимоотношений предприятий с обществом по линии формирования государственного бюджета через систему ценообразования и налогообложения.

Создается нелепое положение, когда одна половина чистого дохода, которая носит название прибыли, включается в цены по определенным правилам, а другая половина чистого дохода, которую называют налогом с оборота, произвольно включается в цены и всецело зависит от волевых решений экономических органов, стоящих в стороне от непосредственного производства.

Цена должна быть действенным рычагом подъема производства. Но это может быть только в том случае, если она отражает собой общественные издержки во всех ее составных частях.

В условиях перестройки хозяйственного механизма, когда экономические методы управления будут иметь приоритетное значение по сравнению с административными методами, глубокое теоретическое уяснение неразрывной связи прибыли и налога с оборота - прямого дохода общества - как различных форм чистого дохода, имеющих один и тот же источник своего образования - прибавочный продукт, порождаемый более высоким уровнем развития общественных производительных сил труда, будет иметь важное значение в обосновании научной концепции ценообразования на различные виды производимой продукции и предоставляемые производственные услуги различными предприятиями.

В силу того, что налог с оборота составляет важную часть чистого дохода общества наряду с прибылью, актуальное значение имеют также вопросы определения доли налога с оборота в чистом доходе общества. Пока же экономическая наука ничего определенного на этот счет не говорит.

Прибыль, как известно, включается в оптовую цену на основе определенных нормативов рентабельности, устанавливаемой дифференцированно для различных отраслей народного хозяйства, о чем было сказано раньше. Налог с оборота устанавливается плановыми органами, не связанными какими-либо научно обоснованными критериями. Чаще всего здесь преобладает субъективное начало. Налог с оборота включают в цены отдельных товаров по своему усмотрению, руководствуясь возможностями сбыта товаров, а также социальной значимостью этих товаров. Налог с оборота "присутствует" в ценах не всех товаров и поэтому не носит всеобщего характера. Сфера действия налога с оборота еще в большей степени была сужена с 1 января 1949 г. , когда было принято решение исключить его из цен товаров, выступающих в качестве средств производства (кроме нефти, электроэнергии и газа).

Нормирование налога с оборота и прибыли в ценах выпуская мой продукции должно иметь под собой солидную научную основу, потребности развития народного хозяйства в условиях хозрасчета и научно-технического прогресса. Для социалистического общества в целом важное значение приобрела количественная сторона чистого дохода, а значение различных ее форм как бы отходит на второй план. Для отдельных предприятий, работающих в условиях полного хозрасчета, вопрос о чистом доходе является принципиальным для успешной работы коллективов, поскольку от его величины зависит размер отчислений средств для формирования фондов предприятия.

Некоторые советские экономисты давно ставят вопрос о том чтобы прибыль и налог с оборота должны учитываться там, где создается адекватный им прибавочный продукт, а именно - на производственном предприятии. Вот что пишут Д. Д. Кондрашев и Г. Д. Кондрашов по этому поводу: "В настоящее время стимулом в развитии того или иного производства являются прибыль, рентабельность. Но разве не рентабельно предприятие, которое хотя и не дает прибыли, но зато при реализации его продукции государство получает большой доход в виде налога с оборота? .. Получается это потому, что на предприятии учитывается только прибыль, другая же часть чистого дохода реализуется сбытовой или торговой организацией. Между тем обе части созданы не в сфере обращения, а в материальном производстве. Там они должны и учитываться: на первых порах в двух формах, а впоследствии только в форме прибыли".

Коль скоро стоит неотложная задача приближения цен к стоимости, т. е. к общественно необходимым затратам труда, то это объективно требует коренного пересмотра наших представлений о сущности прибыли и налога с оборота, практического изменения взаимосвязи и отношений между той частью стоимости, которая выражает собою прибавочный продукт, называемый прибылью, и стоимостью, которая выражает собою тоже прибавочный продукт, но обозначаемый термином "налога с оборота". Теоретическая ясность в таких вопросах имеет большое значение: ведь только в этом случае возможно установить ясные и каждому понятные связи и отношения между сферой, где прибавочный продукт создается, и сферой, где он распределяется, перераспределяется и потребляется. Если сумма стоимостей, которая приобретает форму налога с оборота, создается производительным трудом, то и плательщиком этой части стоимости должны быть в первую очередь непосредственно промышленные предприятия. Но промышленные предприятия не являются единственной сферой производства, где создается прибавочный продукт. Сельское хозяйство, транспорт, строительство, торговля и другие отрасли, где имеет место производительный труд, также созидают национальный доход, а следовательно, различные формы стоимости прибавочного продукта.

Значение вопроса о переносе уплаты налога с оборота непосредственно в производство возрастает в связи с осуществлением мер по переводу предприятий на полный хозяйственный расчет. Вопросы самофинансирования, самоокупаемости и самоуправления не могут решаться успешно, если трудовые коллективы будут отстранены от участия в распределении хотя бы части прибавочного продукта, созданного при их участии. Более того, та доля прибавочного продукта, которая должна переходить в распоряжение общества, не только должна быть экономически обоснована, но и соответствующим образом доведена до сознания трудящихся: она должна стать неотъемлемым элементом хозяйствования, быть стимулирована через систему поощрительных нормативов при распределении прибыли промышленных, сельскохозяйственных или других предприятий.

Итак, теоретически прибыль и налог с оборота являются двумя формами стоимости прибавочного продукта. Объективное существование этих форы можно объяснить наличием различных форм существования результатов конкретного труда. Там, где существует потребительная стоимость в своей конкретной вещественной форме, существует прибавочный продукт, который в условиях существования товарно-денежных отношений принимает форму прибавочной стоимости или прибыли. Там, где результат труда не имеет вещественной формы (различные виды услуг), прибавочный труд принимает форму дохода с оборота. В первом случае распределение прибыли между коллективом и обществом выступает в форме отчислений части прибыли в государственный бюджет. Во втором случае естественной формой таких отчислений в пользу общества должен быть налог с оборота. Как в первом, так и во втором случае отчисления в пользу общества должны быть частью дохода того коллектива, предприятия или учреждения, где этот доход создается, т. е. частью прибавочного труда. Эта часть не может и не должна быть больше целого. Если налог с оборота или отчисления от прибылей предприятий больше стоимости прибавочного продукта или произведенных услуг, нарушается нормальное экономическое отношение между обществом и предприятием, между предприятием (коллективом) и отдельным его членом по части справедливого распределения результатов труда. Это нарушение проявляется в первую очередь в несоответствии между стоимостью и ценами товаров и услуг. В таком случае общественно необходимые затраты труда, цены, принципы хозрасчета разрываются и перестают функционировать как экономический механизм.

Существование налога с оборота, когда величина этого налога превышает подчас стоимость или цену товара в несколько раз, является одним из препятствий оздоровления экономики на основе требований закона стоимости и принципов хозяйственного расчета.

Теоретическое и методологическое значение правильного разрешения сущности указанных проблем трудно переоценить. Дело, конечно, не только в том, чтобы знать, из каких источников формируется прибыль и доход с оборота, но не менее важно знать, в каких сферах хозяйственной деятельности формируются эти доходы, что, в свою очередь, имеет большое практическое значение, так как пополнение финансовых ресурсов общества требует участия в этом процессе всех звеньев народнохозяйственного комплекса.

Но главное в данном вопросе не только в понимании сущности, природы различных форм прибавочного труда при социализме и необходимости существования различных форм распределения и перераспределения этого труда между непосредственным производителем и обществом, когда речь заходит об отчислении от прибыли или налога с оборота, об уровне оптовых или розничных цен.

Главное в данном вопросе, по нашему мнению, заключается и в методологии определения количественной стороны этих отчислений. Во-первых, эти отчисления не могут быть больше прибавочного труда. Во-вторых, эти отчисления должны быть достаточными, чтобы обеспечивать и хозрасчетную самостоятельность предприятий и потребности общества в материальных и денежных средствах, тех средствах, которые остаются главным источником формирования государственного бюджета. Это тем более важно подчеркнуть, что рамки государственного бюджета в условиях радикальной экономической реформы существенно меняются, так как многие проблемы социально-экономического содержания должны решаться на уровне республик, регионов, городов и т. д. В какой мере и куда пойдут средства из доходов предприятий - далеко не праздный вопрос, так же как и вопрос - из каких элементов состоит стоимость и цена результатов труда и каков механизм повышения эффективности трудовой деятельности.

Эта проблема остается одной из главных в экономическом взаимодействии республик, регионов, предприятий.

До середины 80-х годов поступления от налога с оборота составляли более 30 % в доходах государственного бюджета СССР. В середине 80-х годов началось сокращение поступлений в государственный бюджет от этого вида налогов. Это произошло в следствии того, что проводимая реформа цен привели к росту оптовых цен на промышленную продукцию при неизменности розничных цен на значимое количество товаров.

Налог с оборота фактически был вытеснен из цены таких товаров, как кондитерские изделия, парфюмерно-космические изделия, крупа, мука, радиотовары, швейные машины и многие, многие другие товары. Одновременное повышение налога на вино водочные изделия и другие товары оказалось недостаточным для компенсации потерь.

Чтобы преодолеть указанную неблагоприятную ситуацию с поступлениями средств в государственный бюджет министерство финансов предприняло попытки к введению новых налогов аналогичных налогу с оборота. Такими налогами стали налог на добавленную стоимость (НДС) введенного в 1992 г. и акцизы.

С 1992 года в хозяйственной деятельности страны косвенные налоги предназначены главным образом для поступления основной массы средств в доход бюджета. В результате введения Н Д С все цены были увеличены на треть (на 28 % ). Наибольшее влияние на уровень цен оказали акцизы.

    Список литературы

Видяпин В. И. , Данько Т. П. , Слепов В. А. "Предпринимательство: маркетинг и цены" Учебное пособие. - М. : из-во Рос. экон. акад. , 1992 - 130с. В. В. Герасименко. "Ценовая политика фирмы" - М. Финстантинформ 1995. Котлер Ф. "Основы маркетинга" М. : Прогресс 1990.

Махконнель К. Р. , Брю С. Л. "Экономика: принципы, проблема и политика. "Пер. с англ. 11-го издания. В 2 т. М. : Республика, 1992 - 399 с.

Пунин Е. И. "Маркетинг, менеджмент и ценообразование на предприятиях. " М. : Международные отношения. 1993 - 112 с.

Самуэльсон П. "Экономика", Пер. с англ. В 2-х т. Т II. , М. : НПО "Алгон" ВНИИСИ. 1992 - 416 с.

Чубаков Г. Н. "Стратегия ценообразования в маркетинговой политики предприятия", М. Инерра - М.

Ценообразование. Под ред. проф. И. К. Салимжанова. Учебное пособие. Москва. Финстантинформ 1996.

    Хлусов В. П. "Основы маркетинга". - М. , 1997 г.

Андреева О. Д. "Маркетинг: технология бизнеса". - М. , 1997 г. Герчикова И. Н. "Международное коммерческое дело". - М. , 1996 г. Лебедев О. Т. , Филиппова Т. Ю. "Основы маркетинга". - Санкт-Петербург, 1997 г.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.