Социально-психологическая помощь правонарушителям в инспекции по делам несовершеннолетних - (диплом)
Дата добавления: март 2006г.
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ Кафедра: Социологии, социальной работы и права Дисциплина: Менеджмент социальной работы КУРСОВАЯ РАБОТА На тему: Эффективность инновационной деятельности ВЫПОЛНИЛА: ЖМЕНЬКО Л. С. СТ. ГР. СР-81 ПРОВЕРИЛ: ШКУРКИН А. М. ХАБАРОВСК 2002 ПЛАН ВВЕДЕНИЕ 1. Эффективность использования инноваций 2... Эффективность инновационной деятельности
2. 1 . Характеристика результатов инновационной деятельности 2. 2 Выход на рынок технологий как результат инновационной деятельности 3. Государственная инновационная политика в развитых экономических странах 4. Мировой опыт в инновационной деятельности на примере США (в области права) ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ВВЕДЕНИЕ
Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это, как справедливо отметил американский экономист Джеймс Брайт, единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления.
1. Эффективность использования инноваций
Значимость определения эффекта от реализации инноваций возрастает в условиях рыночной экономики. Однако не менее важной она является и для переходной экономики. В зависимости от учитываемых результатов и затрат различают следующие виды эффекта (табл. 1. 1):
Таблица 1. 1. Вид эффекта Факторы, показатели 1. Экономический
Показатели учитывают в стоимостном выражении все виды результатов и затрат, обусловленных реализацией инноваций
2. Научно-технический Новизна, простота, полезность, эстетичность, компактность 3. Финансовый Расчет показателей базируется на финансовых показателях 4. Ресурсный
Показатели отражают влияние инновации на объем производства и потребления того или иного вида ресурса
5. Социальный
Показатели учитывают социальные результаты реализации инноваций 6. Экологический Шум, электромагнитное поле, освещенность (зрительный комфорт), вибрация. Показатели учитывают влияние инноваций на окружающую среду В зависимости от временного периода учета результатов и затрат различают показатели эффекта за расчетный период, показатели годового эффекта. Продолжительность принимаемого временного периода зависит от следующих факторов, а именно:
продолжительности инновационного периода; срока службы объекта инноваций; степени достоверности исходной информации; требований инвесторов.
Выше отмечено, что общим принципом оценки эффективности является сопоставление эффекта (результата) и затрат. Отношение может быть выражено как в натуральных, так и в денежных величинах и показатель эффективности при этих способах выражения может оказаться разным для одной и той же ситуации. Но, главное, нужно четко понять: эффективность в производстве - это всегда отношение. В целом проблема определения экономического эффекта и выбора наиболее предпочтительных вариантов реализации инноваций требует, с одной стороны, превышения конечных результатов от их использования над затратами на разработку, изготовление и реализацию, а с другой–сопоставления полученных при этом результатов с результатами от применения других аналогичных по назначению вариантов инноваций. Особенно остро возникает необходимость быстрой оценки и правильного выбора варианта на фирмах, применяющих ускоренную амортизацию, при которой сроки замены действующих машин и оборудования на новые существенно сокращаются. Метод исчисления эффекта (дохода) инноваций, основанный на сопоставлении результатов их освоения с затратами, позволяет принимать решение о целесообразности использования новых разработок.
2. Эффективность инновационной деятельности 2. 1. Характеристика результатов инновационной деятельности
В результате инновационной деятельности рождаются новые идеи, новые и усовершенствованные продукты, новые или усовершенствованные технологические процессы, появляются новые формы организации и управления различными сферами экономики и ее структурами. Результаты инновационной деятельности в виде инновационной продукции, которая может иметь конкретную вещественную форму или быть в неовеществленной форме (например, ноу-хау). Создатели новшеств приобретают на них авторские и смежные с ними права. Возникает такое юридическое понятие какинтеллектуальная собственность. Данное понятие предусмотрено Конвенцией, учредившей Всемирную организацию интеллектуальной собственности, созданную в 1967 году. Задачей Всемирной организации интеллектуальной собственности является содействие ее охране. В России законодательная охрана интеллектуальной собственности гарантирована Конституцией Российской Федерации (ст. 44). Действует также пакет законов в области охраны прав на объекты интеллектуальной собственности: Закон об авторском праве и смежных правах;
патентный закон Российской Федерации;
Закон “О правовой охране топологий интегральных микросхем”; Закон “О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных”; Закон “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров”; Федеральный Закон об информации; информатизации и защите информации. В Гражданском кодексе Российской Федерации определены способы охраны служебной и коммерческой тайны. Объекты интеллектуальной собственности могут использоваться предприятиями и организациями, приносить доход. Они включаются в состав нематериальных активов. Охранными документами на изобретения являются патенты, авторские свидетельства. Патентудостоверяет авторство, приоритет и исключительное право на использование изобретения в течение срока действия патента. Патентная форма защиты изобретений обеспечивает правовую охрану отечественной продукции на международном рынке лицензий, позволяет развивать лицензионную торговлю технической документацией, новейшими технологиями. Различают национальные и региональные патенты (например, зарегистрированные в Европейском патентном ведомстве). Патенты служат источником информации о новейших научно-технических достижениях, знание которых чрезвычайно важно для инновационного менеджера, который должен владеть ситуацией на рынке инновационной продукции. В России выдача патентов и публикация официальной информации о них осуществляется Роспатентом. Непосредственному получению патента предшествует подача заявки, которая содержит сведения об авторе, заявителе, его законном представителе, описание объекта, объеме и сроках охраны. Инновационная продукция должна обладать индивидуализацией. В Гражданском кодексе Российской Федерации установлено такое средство индивидуализации продукции - товарный знак. В Законе Российской Федерации “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товара” дается следующее определение: “Товарный знак и знак обслуживания (далее - товарный знак ТЗ) - это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг (далее товаров) других юридических или физических лиц”. Товарным знаком может быть оригинальное графическое изображение, сочетание цифр, букв и т. п. Право на использование товарных знаков получают посредством их регистрации. Во всем мире товарные знаки применяются и защищаются. Товарные знаки играют важную роль как для производителей и продавцов, так и покупателей новшеств. Они являются указателем на то, кто несет ответственность за определенный товар. Отметим, что однородная продукция может выпускаться разными производителями, распространяться разными продавцами. Причем, и производители, и продавцы могут иметь свои товарные знаки. Именно товарный знак служиториентиром, основаниемпри выборе товара. Если покупатель будет удовлетворен приобретенным товаром, в дальнейшем он будетруководствоваться товарным знаком.
Товарный знак выполняет следующие задачи: служит ориентиром при выборе товара; указывает на наличие соответствующего качества товара;
выделяет товар из однородных товаров других производителей; показывает источник происхождения товара, так как информация о владельцах товарных знаков внесена в реестр товарных знаков, зарегистрированных в Патентном ведомстве; реклама товаров, так как обеспечивают производителю известность, что стимулирует и сохраняет спрос на товары; позволяет производителю или продавцу занять определенное положение на рынке благодаря признанию товарного знака. Товарный знак входит в состав нематериальных активов, является предметом лицензионных соглашений и объектом охраны промышленной собственности (является составной частью интеллектуальной собственности). Результатом инновационной деятельности являются ноу-хау (“знаю, как”), которые представляют собой полностью или частично конфиденциальные знания, опыт, навыки, включающие сведения технического, экономического, административного, финансового и иного характера. Использование ноу-хау обеспечивает определенные преимущества и коммерческую выгоду лицу, их получившему. Ноу-хау могут быть незапатентованные технологические знания и процессы, практический опыт, методы, способы и навыки по проектированию, расчетам, строительству и производству изделий; проведению научных исследований и разработок; состав и рецепты материалов, веществ и др. , а также опыт в области дизайна, маркетинга, управления, экономики, финансов. Права обладателей конфиденциальной информации закреплены в Гражданском кодексе Российской Федерации. Коммерческая передача ноу-хау оформляется лицензионными отношениями. Следствием инновационной деятельности являются новые художественно-конструкторские (дизайнерские) решения внешнего вида изделия– промышленные образцы. Промышленные образцы отражают единство технических, функциональных и эстетических свойств изделия, входят в состав нематериальных активов, являются предметом лицензионных соглашений и объектом охраны промышленной собственности. Права на изобретения, товарные знаки и другие результаты инновационной деятельности оформляются лицензией. Лицензии различаются по характеру и объему прав, по наличию правовой охраны, по способам передачи и условиям использования и другим признакам. Материальные результатыинновационной деятельности выступают в виде созданных и освоенных новых машин, оборудования, аппаратов, приборов и средств автоматизации. Созданные и освоенные образцы машин, оборудования, аппаратов, приборов и средств автоматизации делятся нановые, модернизированные и модифицированные. Эффективность инновационной деятельности можно оценить через конкурентоспособность новой продукции, успешное представление ее на внутреннем и внешнем рынках. 2. 2 Выход на рынок технологий как результат инновационной деятельности Представление результатов инновационной деятельности на внутреннем и внешнем рынке может происходить путем передачи научно-технических знаний и опыта для оказания научно-технических услуг , новых технологий. Рассмотрим некоторые аспекты, связанные с выходом на лицензионный рынок. Передача технологий может происходить как в пределах одной страны, так и на международном уровне. Лицензионная торговляпредставляет собой основную форму международной торговли. Она охватывает сделки с“ноу-хау”, с патентами на изобретения. Кроме того, возможны лицензии на передачу прав использования патентов без соответствующего“ноу-хау”. В международной торговле широко распространены лицензионные соглашения, которые предусматривают комплексную передачу одного или нескольких патентов и связанного с ними“ноу-хау”. Могут быть беспатентные изобретения и “ноу-хау”. Лицензионные соглашения, помимо передачи технических знаний, могут предусматривать оказание лицензиатором инжиниринговых услуг по организации лицензионного производства, поставки оборудования и т. п. Одним из факторов быстрого развития лицензионной торговли является высокая доходность лицензионных операций. Это объясняется и тем, что они являются менее рискованными по сравнению с прямым инвестированием. Организационные формы и практика продажи лицензий на внешнем рынке могут быть различны. Так, промышленные фирмы для осуществления операций по продаже лицензий создаютлицензионные (патентные) отделы, отделения заграничного лицензирования и дочерние компании по заграничному лицензированию. В крупных компаниях, выполняющих в большом объеме научно-исследовательские работы и патентующих свои изобретения, создаютсялицензионные отделы (секторы). Лицензионные отделы (секторы) выполняют следующие функции:
изучение торговли патентами и лицензиями;
Страницы: 1, 2, 3, 4
|