реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Социальная защищенность: проблемы социальной защищенности военнослужащих - (реферат)

реферат
p>увеличивает расходы федерального бюджета на решение проблем связанных с безработицей на 25-30 млрд. дол. Но кроме общественных потерь есть и сугубо личные, ко торце не мозгу? быть возмещены никакой материальной поддержкой безработного. Потеря рабочего места оборачивается в сознании человека разрушением всех традиционных ценностей, которые в первую очередь связаны с трудом (самоутверждение материальное благополучие. возможности дляпрофессионального роста, социальный статус т. п. ). Установлена четкая связь аду ростом безработицы и количеством психических заболеваний, разводов, самоубийств и др. социально опасных явлений. Особенно страдает от безработицы молодежь. Она уходит в подпольный бизнес, в ее среде растет преступность наркомания.

Осознание необходимости социально-экономической защиты трудящихся от негативных последствий безработицы способствовало разработке соответствующей государственной политики и программ воздействия государства на рынок труда. Существуют три основные направления государственного регулирования сферы занятости: во-первых, программы по стимулированию роста занятости и увлечении) числа рабочих мест в государственном секторе; во-вторых, программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы; в-третьих, программы содействия найму рабочей силы. Например, в США на протяжении последних 15-20 лет был принят ряд законодательных актов, на основании которых разрабатывались крупно масштабные программы по названным направлениям.

Следует различать три вида финансовой помощи безработным: во-первых, пособия по безработице; во-вторых, помощь по безработице; в-третьих, помощь, обеспечивающая минимальный прожиточный уровень, в том числе частичное возмещение платы за квартиру и некоторые другие коммунальные услуги. Эти выплаты являются, образно говоря, движением вниз по социальной лестнице при окончании срока получения песо бил и отсутствии места работы человеку выделяется помощь по безработице и т. д.

Самой существенной социальной помощью потерявшим работу является пособие по безработице. Оно выплачивается из специального фонда, который формируется по-разному.

В ФРГ в его создании участвуют на равных трудящиеся и предприниматели. Во Франции и Японии доля взносов предпринимателей выше - соответственно 70 и 60%, а в США, Италии и н которых других странах этот фонд создается полностью за счет средств предпринимателей, В Швеции в образовании фон да участвует и государство, которое вносит примерно 32%, предпринимателей - 63%, а трудящиеся только 5%.

Пособие по безработице выплачивается во всех капиталистических странах. Его размер составляет в среднем от 40% заработка во Франции до 60-80% в Японии. Промежуточное положение занимают США и ФРГ, где его размер составляет соответственно 50% и 60-80% заработка. Получателями пособия могут быть лица, зарегистрированные на бирже тру. да. Как правило, необходимы два условия, при которых может вымачиваться пособие: первое - наличие определенного трудового стажа; второе - наличие определенного страхового стажа, т. е. необходимо, чтобы претендент вносил определенное время взносы в страховой фонд. Наиболее основательно условия выплаты пособий по безработице разработаны в ФРГ, где они весьма жесткие. Например, чтобы получить право на пособие в течение 4 месяцев, трудящийся должен иметь трудового стажа не менее 3- лет и 1 год страхового стажа. Для получения пособия по безработице на 6, 8, 10 и 12 месяцев во всех случаях необходимы трудовой став не менее 4 лет и страховой стаж соответственно 1. 8, 24, 30, 36 месяцев. Основные отличия между странами по данной проблеме касаются условий выплаты и длительности дроков получения пособия. Наиболее благоприятными для трудящихся можно считать условия получения пособия по безработице во Франции. Здесь выше сроки получения пособий, а условия более щадящие. Например, для того, чтобы в течение 3 месяцев получать пособие по безработице, во Франции необходимо проработать всего лишь 1 год и иметь страховой стая 3 месяца. Все трудящиеся, проработавшие всего лишь год и успевшие сделать взносы в фонд страхования по безработице в течение 6 месяцев, имеют во Франции возможность получать пособие по безработице в возрасте до 49 лет до 15 месяцев, а с 55 лет при тех же условиях - 21 месяц.

Обращает на себя внимание опыт Японии и Швеции. В Японии, например, не нужны никакие условия для получения пособия, но зато и сроки меньше, чем в других странах: ) не менее 3 и не более 10 месяцев. Объясняется это двумя причинами: национальной традицией пожизненного найма и традиционно невысоким уровнем безработицы, который ниже, чем в других странах, примерно в 3 раза. В Швеции размер пособия не увязан с размером заработной платы, а также с семейным положением безработного. Пособия выплачиваются каждому безработному в виде фиксированного дохода.

Его размер один из самых высоких в мире. По этому показателю Швеция уступает только Японии. Продолжительность получения пособия в Швеции составляет минимум 60 недель, а максимум - 90 недель.

Помощь по безработице - это продолжение процесса социальной зашиты трудящегося в случае, если в течение пера да получения пособия по безработице он не смог решить вопрос о трудоустройстве. Этот вид помощи в одних странах вы выплачивается в виде твердой ставки. Например, во Франции, она составляет от 65 до 180 франков в день на одного человека и зависит от возраста. В других странах - это доля в заработной плате ( в ФРГ- 56-58%). В США и Японии такая помощь не существует. Сроки выплаты помощи в различных странах различны. Помощь, обеспечивающая минимальный прожиточный уровень а частичное возмещениеквартплаты и некоторых других коммунальных услуг выплачивается государством трудящимся, которые могут по какой-либо причине получить пособия или помощь по безработице (или уже истекли сроки их получения), а трудоустроиться по не зависящим от них обстоятельствам так и не смогли. Эта помощь меньше, чем уже рассмотренных два вила, но зато она выделяется без ограничения срока.

В России процесс социально-экономической защиты трудящихся от безработицы находится в зачаточном состоянии, Многие проблемы в законодательном порядке еще не решены. А те норда финансовой помощи безработным, которые былиустановлены, уже давно съедены галопирующей инфляцией. Инфляция.

Данный источник незащищенности является одним из самых тяжелых и трудноизлечимых недугов современной экономики, Рождается эта болезнь на денежном рынке, поражал в дальнейшем весьэкономический организм. Выражается инфляция в дисбалансе спроса и предложения, проявляющемся в скачкообразном и непрерывном росте цен. Но это не единственный ее признак. Она имеет место и при стабильных ценах, если они сочетаются со всеобщим хроническим дефицитом, т. е. отставанием предложения от спроса. От инфляции страдают в первую очередь трудящиеся, то неизменный уровень катастрофически снижается. Это происходит во-первых, посредством девальвации сбережений; во-вторых, результате снижения текущих реальных доходов; в-третьих, вследствие деформации системы налогообложения. Инфляция приводит к уменьшению покупательной способности денежной единицы. От этого в первую очередь страдают граждане, имеющие денежные сбережения и хранящие их в виде наличных денег на банковских счетах или в форме облигаций. Каждое новое повышение цен сокращает количество товаров, которые они могут приобрести.

Защитить интересы граждан в данном случае возможно путем увеличения процента по вкладам, который должен быть несколько выше, чем темп роста цен. Этим удается уберечь сбережения от обесценения и увеличить приток вкладов, обеспеспечивая тем самым инвестиционный процесс важным источником. В этом же направлении должно действовать и государство. Поскольку оно не сумело предупредить развитие этой болезни, то необходимо обеспечить менее болезненное ее протекание. Поэтому государство должно давать гражданам возможность свободно вкладывать свои сбережения в акции и недвижимость. Экономика нашей страны подвержена подавленной инфляции. В этих условиях собственники сбережений страдают не только от роста цен, но и от физической утраты части денег . Это связано с тем, что в условиях всеобщего дефицитаневозможно полное их отоваривание. Возникает парадоксальная ситуация: определенную сумму денег, воплощающую результаты прошлого труда людей, не удается превратить в товары, потому что она утеряна. Одна из защитных мер в этом случае - индексация вкладов. В нашей стране она была проведена в 1991г. Вклады граждан были увеличены на 40%. Выплата компенсации была намечена на 1993г. Однако этой акцией государства были защищены интересы только части граждан, тех, кому в 1991г. была разрешена целевая выплата- на приобретение предметов длительного пользования. Для остальной частиграждан, которой компенсация выплачивалась в 1992г. , она уже ничего не значила, так как была полностью съедена инфляцией. Водной мерой социально-экономической защиты от инфляции является ндексация заработной платы. Повышение заработной платы в соответствии с ростом общенационального индекса розничных потребительских цен получило особенно широкое распространение во Франции, Бельгии, Люксембурге, Нидерландах, Дании, Греции, Португалии, США и Канале. В этих странах действует порядок, установленный либо правительством, либо согласованный при заключении коллективных договоров. В ФРГ, Австралии, Швеции и Японии профсоюзы предпочитают прямое коллективно-договорное регулирование заработной платы с учетом роста цен. Пересмотр индекса розничных цен имеет страновую специфику. Так, в Бельгии и Люксембурге ставка повышается при росте индекса цен на 27%, в Греции - каждые 4 месяца, в Испании и Португалии - ежегодно с учетом предполагаемой инфляции в будущем году. Инфляция пожирает не только сбережения. Она снижает и уровень текущих реальных доходов. Это характерно для нашей страны, в экономике которой действуют механизмыподавленной инфляции. Известно, что индексация номинальных доходов и другие известные методы защиты населения от инфляции имеютотношение лишь к денежным характеристикам благосостояния и бессильны в условиях всеобщего дефицита. Не меняется положение потребителя и в условиях открытой инфляции. Благосостояние людей снижается и в результате возникновения эффекта инфляционного налогообложения. Этот эффект появляется только в той экономике, где существует прогрессивная система налогообложения. Государство, защищая своих граждан от инфляции осуществляет индексацию их номинальных доходов. В результате налогоплательщик получает больший доход одновременно он перемещается из одной группы налогоплательщиков в другую, с более высокой ставкой подоходного налога. По своей покупательной способности более высокий доход может оказаться меньше по тойпростой причине, что его с? дает теперь не только инфляция но и более высокая ставкаподоходного налога.

    Милитаризация экономики и военные конфликты.

Этот и источник незащищенности занимает особое место. Это связано с тем, что он, во-первых, носитглобальный характер. Каждый без исключения человек в той или иной степени испытывает негативное влияние милитаризации экономики и войн. Ежегодно из бюджета каждого из нас на эти цели отбирается в среднем 41 дол.... , а в некоторых развитых странах, включая и бывший СССР эта сумма выше более чем в 10 раз. Во-вторых, , милитаризация экономики и войны угрожает самой жизни человека. Известно, что в течение последних 5 тыс. лет имело место 15 тыс. больших и малых войн, в ходе которых погибло 4 млрд. человек. Нейтрализация этого источника социально-экономической незащищенности людей - проблема общечеловеческая. Конец 80-х- начало 90-х годов характеризуется положительными сдвигами в этой области. Однако для России данная проблема усугубляется ее статусом правопреемницы СССР. На ее плечи легли, по существу, все проблемы содержания армии бывшего СССР, что естественно, сказывается негативным образом на благосостоянии народов России. На повестку дня поставлен вопрос проведения конверсии как важнейшего средства ликвидации отрицательных последствий милитаризации экономики. Экологические проблемы.

Необходимо констатировать, что мировое сообщество оказалось не в состоянии обеспечить социально-экономический прогресс, не обостряя глобальныепроблемы. Одной из наиболее сложных и острых становится экологической проблема. Следует признать, что в ее решении невозможно достичь экологической ситуации, скажем, 17в. Однако человечество, с учетом нашей приспособляемости, вполне может улучшить ситуацию, удержать ее в определенной норме, и защитить людей от экологической катастрофы. Несправедливое распределение доходов.

Мировая практика знает два механизма распределения доходов- . рыночный и административно-командный. Ни один из них в чистом. виде не может справедливо решить эту проблему. Для рыночного механизма характерен один критерий распределения - любой доход, полученный в результате конкуренции на рынке товаров, услуг, капиталов и рабочей силы считается справедливым. Однакорыночное распределение не учитывает интересы работников фундаментальной науки, я также граждан, которые по своему социальному статусу выступают в данный момент только в качестве потребителей (инвалиды, дети, старики ). То, что справедливо с точки зрения законов рынка, оказывается несправедливым с общечеловеческих позиций. Процесс осознания этого фактасопровождался довольно острыми социальными конфликтами. В результате он завершился расширением социально-экономических функций государства. В одних странах это происходило постепенно, в’ меру объективной необходимости путем реформ, тогда как в бывших социалистических странах- путем слома рыночного механизма и замены егоадминистративно- командным.

С общечеловеческих позиций можно считать справедливым такое распределение доходов, которое гарантирует реализацию неотъемлемого социально-экономического права человека- права на повышение стандарта благосостояния, обеспечивающего ему достойное существование. Такая постановка вопросапредполагает сравнения результатов, достигнутых в странах, экономика которых функционирует на основе того или другого механизма распределения доходов.

Одним из важнейших показателей, который может служить основой межстранового сопоставления пропорций, распределения доходов и удовлетворения социально-экономических интересов различных групп и слоев населения, являетсяудельный вес фонда заработной платы всех работников промышленности и других отраслей народного хозяйствав национальном доходе. Статистические данные свидетельствуют, что за последние 120 лет он фактически не изменился, колеблясь в пределах 60-80%, в том числе в США в1970г. он равнялся 65%, а в 1985г. - 64%. Что касается бывшего СССР, то этот показатель составил в 1908г. 54% и в 1928г. - 51. 8%, после чего снизился до 33. 4% в 1950г . ,32, 2% - в 1960г. , затем к 1985г. вырос до 36. 6%. Будучи одной из самых низких в мире, доля заработной платы в национальном доходе в бывшем СССР соответствует низкому по мировым стандартам уровню средней реальной зарплаты Это говорит, во-первых, о несправедливом распределении национального дохода, а, во-вторых, о том, что зарплата у нас утратила свои основные экономические функции- стимулятора качественного труда и повышения его производительности. Труд, утративший свою законную, экономически обоснованную долю в национальном доходе, наказывает производство тем, что низводит до своего уровня качество всех остальных факторов производства.

В США заработная плата как основная форма доходов трудящихся органически встроена в рыночный механизм. Ее социальный характер объясняется тем, что ее уровень и динамика обсуждаются и фиксируются в коллективных договорах между юридически свободными партнерами - профсоюзами и предпринимателями. Ни одна из сторон не вправе выйти за рамки рыночногомеханизма, проявляющегося в колебаниях деловой коньюктуры, в государственной политике и пр. Любые попытки прибегнуть к использованию внеэкономических методов давления на партнерапрактически исключены. В этом смысле политическая инфраструктура американского общества не дает возможность буржуазии присваивать большую, чем это принято по историческим и социальным нормам, часть вновь созданного продукта. Об этом говорит и исключительно стабильная доля заработной платы в национальном доходе, и высокий уровень жизни трудящихся. Что касается остальных источников незащищенности этой группы, то их появление связано с социально-экономической несостоятельностью общественных фондов потребления. В бывшем социалистическом обществе заработная плата была оторвана от решения проблем социального обеспечения, получения образования, медицинского обслуживания и обеспечения жильем... Все эти блага и услуги распределялись через общественные фонды потребления...

Распределение благ и услуг через общественные фонды потребления осуществлялись на основе принадлежности человека к тому или иному ведомству, отрасли, которая и определялаего социальный статус, а следовательно, и его доли в этих фондах. Чем важнее ведомство, тем их было больше.

    Проблемы социальной защиты военнослужащих

Переход к рынку, реформирование государственных структур, в том числе и Вооруженных Сил, обусловили необходимость усиления социально-экономической защищенности военнослужащих. Относясь к специфической сфере занятости, военнослужащие выполняют социально-ответственные функции, возложенные да них государством и обществом и, как и все люди, нуждаются в предметах потребления, услугах, жилье, необходимых им для качественного выполнения воинского долга. Невозможность удовлетворить те или иные потребности сказывается на полноте выполняемых обязанностей. Сложные политические события, . перерастающие порой в вооруженные конфликты, недальновидные политические решения, способные; поставить перед военнослужащими в течение коротко периода времени проблему- как быть? Пример этому -события в Прибалтике, Грузии, Молдове, Армении, Азербайджане и т. п. Факты говорят о том, что военнослужащие и их семьи лишаются иногда самого необходимого для существования, не говоря уже о выполнении воинского долга. Практика подтверждает, что они имеют определенные права де-юре, а практическая их реализация представляет сегодня спорило разрешимую проблему, обостряющуюся с резким сокращением численности Вооруженных Сил. В свой практике, особенно в развитых странах, проблемы защищенности военнослужащих решаются путем комплексного взаимодействия всех факторов, обеспечивающих. этой категории трудовых ресурсов нормальные условиядля повседневной жизнедеятельности и качественного выполнения возложенных на нихспецифических задач.

В настоящее время в РФ для военнослужащих права и социально-экономические гарантии определены пакетом законов, юридически обеспечивающих средний уровень удовлетворения их потребностей. Но их практическая реализация по некоторым на направлениям будет затруднена, несмотря на то, что приняты в законодательном планесоответствующие решения. Сада следует отнести: обеспеченность жильем, трудоустройство членов семе й увольняемых военнослужащих, социально-бытовое обслуживание. Обеспеченность жильем- это самая острая проблема в современных условиях в Российской Федерации. Кризисные явления в экономике, распад союзных структур, образованиенациональных Вооруженных Сил привели к свертыванию жилищного строительства в целом и в Вооруженных Сил РФ в частности. Армия бесквартирных растет из года в год, насчитывая в своих рядах многие десятки тысяч человек. Отсутствие служебной площади в гарнизонах по причине ее общего недостатка вынуждает военнослужащих снимать “углы” у частных лиц. В связи с этим их семьи встают на грань полунищенского существования, так как компенсация за наем жилья на практике составляет лишь незначительную долю затрат. Удовлетворить потребности в колье за счетнаращивания объемов строительства в создавшейся ситуации невозможно из-за недостатка строи тельных материалов, техники, энергоносителей и их дороговизны. Высокая рыночная стоимость и продолжительные сроки строительства не позволяют воспользоватьсяуволенным в запас военнослужащим безвозвратной ссудой на приобретение жилой площади, тая как размер их пенсий и возможных накоплений не дает возможность сделать соответствующие взносы в кооперативные организации либо строить жилье самим. Возведение служебного жилья проблематично по той же причине. На военнослужащих и членов их семей оказывает давление и безработица. В настоящее время значительное число членов семей военнослужащих, находящихся в отдаленных гарнизонах, большинство которых имеют высокую профессиональнуюподготовку, подвержены вынужденной безработице. Причем она порой длится годами. Кроме того, увольняемые военнослужащие испытывают трудности о устройством на работу в силу специфики их военной деятельности. В первом случае Законом предусмотрены выплаты компенсаций или пособий со стороны государства беззаботным членам семьи. Во втором- предписывается профессиональная ориентация и соответствующая доподготовка уволенных, предоставление им условий для проживания и возможности трудоустроиться в течение определенного периода на новом, топора уже постоянном месте жительства. При отсутствии условий реализации законов соответствующей инфраструктуры данные вопросы решить будет затруднительно. Серьезную проблему представляют, особенно для небелы и отдаленных гарнизонов, вопросы социально-бытовогообеспечения. Отсутствие школ, детских садов, поликлиник, учреждений бытового обслуживания отрицательно сказывается на жизни военнослужащих и их семей. Кроме того, это затрудняет и без того сложную жизнь подобного рода гарнизонов. Так как решение всех проблем осуществляют, как правило, сами гарнизоны то бытовые неурядицы создают немало проблем для основной деятельности военнослужащих, ухудшают моральный климат в коллективах. Создание необходимых элементарных социально-бытовых услуг в воинских гарнизонах- крайне необходимая мера, которая потребует значительных финансовых, материальных затрат и определенного времени. А это опять - таив трудно разрешимоближайшей перспективе. Перечисленные выше основные проблемы социальной защищенности не исключают наличия других, воздействие которых на военнослужащих в определенные периоды времени молот быть более значительным, Поэтомуважно проявлять заботу о них, исходя из того, что это одна из категорий трудовыхресурсов, которая обязана выполнять свои функциональные обязанности, жертвуя, если понадобится жизнью. Заключение

Сущность социально-экономической защищенности граждан состоит в законодательном обеспечении их экономических, политических, социальных и иных прав и интересов. Различают два вила социально-экономической защищенности: ограниченную и абсолютную. Ограничения социально-экономическая защищенность - это обеспечение всем членам общества гарантированного минимума уровня жизни, защиты от тяжелых физических лишений. Абсолютная защищенность представляет собой обеспечена государством относительного благополучия какому-то лицу или категорииграждан. Субъектами социально-экономической защищенности являются; государство, профсоюзы, союзы и ассоциации предпринимателей, различные общества и объединения потребителей. Источники социально-экономической незащищенности подразделяются на две группы? ‘абсолютные и относительные, К абсолютным источникам относятся те, которые при любой направленности их динамики однозначно влияют на защищенность граждан - снижает ее. Это прежде всего безработица, инфляция, милитаризация экономики, военные конфликты, экологические проблемы. Вторая группа включает такие источники, которые только при ухудшении их динамики становятся. источниками незащищенности. Это несправедливое распределение доходов, сан *елке уровня личного потребления, сокращение объема и снижение качества медицинских услуг, ухудшение социального обеспечения и сокращение социальной помощи, обострение жилищной проблемы. Переход к рыночному механизму функционирования экономки обострил проблемы социально-экономической защищенности военнослужащих. Литература

Кожухарь В. Г... Социальная защищенность: проблема социальной защиты военнослужащих. М. , 1996.

Лемешев С. В... Проблемы обеспечения социальной справедливости в вооруженных силах Российской Федерации. М. , 1996.

Кибакин М. В. Социальная защищенность офицеров внутренних войск и ее обеспечение в современных условиях. (социологический анализ). М. , 1995.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.