реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Роль языка в становлении личности человека - (реферат)

реферат

Роль языка в становлении личности человека - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    РЕФЕРАТ
    учителя русского языка и литературы
    Одинцовской средней школы N 9
    Худницкой Людмилы Константиновны
    на тему:
    " Роль языка в становлении личности человека ".
    г. Одинцово
    1997 г.
    Содержание

1. Культура как совокупность материальных и духовных ценностей. 2. Соответствие слова действительности.

    3. Культура речи как составная часть культуры человека.
    4. Воспитательная роль языка.
    5. Основные функции языка.
    6. Языковая способность личности.
    7. Развитие языкового сознания.
    8. Речевое общение и развитие личности.
    9. Пословицы и поговорки как "кладезь народной мудрости".
    10. Урок в 5 классе о пословицах и поговорках.
    11. Нравственная основа языкового сознания личности.

12. Наблюдения над авторскими комментариями речи героев рассказа В. Г. Короленко "Без языка".

    Коммуникуативно-ориентированное чтение.
    13. Академик Д. С. Лихачев о взаимосвязи языка и личности.
    Горят, как жар, слова
    Иль стынут, словно камни,
    Зависит от того,
    Чем наделил их ты,
    Какими к ним в свой час
    Прнитронулся руками
    И сколько отдал им
    Душевной теплоты.
    Н. Рыленков

Сегодня чрезвычайно актуально все, что связано с понятием "культура" - понятием очень многозначным и емким.

Культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определенный уровень развития общества.

Сегодня гуманизация и демократизация заявлены как основные прин ципы системы образования. Само образование рассматривается как средство безопасного и комфортного существования личности в совре менном мире, как способ саморазвития личности. В этих условиях про исходит смена приоритетов в образовании, становится возможным уси ление его культуро-образующей роли, появляется новый идеал человека образованного в виде "человека культуры", "человека облагороженного образа", обладающего умственной, этической, эстетической, общес твенно-духовной культурностью.

Средством и условием достижения этого идеала, самой целью обра зования становится коммуникативная культура личности, включающая в себя как составные части эмоциональную и речевую, информационную и логическую культуру.

В документах по реформе средней школы (1984 год) было записано: "Свободное владение русским языком должно стать нормой для моло дежи, оканчивающей средние учебные заведения. "

Эти установки сохранены и в последних документах по перестройке народного образования.

Отчего же так неудержимо падает престиж образованности? Почему так пугающе ущербны духовные потребности и запросы наших вчерашних и сегодняшних учеников?

Что поможет остановить катастрофически гаснущий интерес к знаниям, книгам? Как остановить девальвацию национального досто яния - родного языка, возродить традиции уважительного отношения к слову, чистоте, богатству речи? Все названные выше вопросы связаны с проблемой духовного состояния общества, с речевой культурой его членов, культурой их общения.

Случилось так, что живя в словах и словами, а не реальностью, приучаясь к смысловой однозначности, люди утрачивали способность понимать разные значения слов, видеть степень их соответствия дей ствительности. Любопытно, что умение соотнести слово с действитель ностью академик И. П. Павлов рассматривал как важнейшее свойство ума. Наблюдая то, что переживала Россия, он в 1918 году говорил в своей публичной лекции: "Русская мысль.... не идет за кулисы слова, не любит смотреть на подлинную действительность. Мы занимаемся кол лекционированием слов, а не изучением жизни". (И. П. Павлов "О рус ском уме" "Литературная газета" . 1981 год, N30).

Разрушаемая традиция оценочного отношения к речи, складывающаяся (на благоприятной почве низкой культуры) фетишизация слова приво дили к неспособности предвидеть последствия внедрения военизирован ной лексики (вооружать, бороться, формировать, выковывать) в про свещенческие проблемы.

Входя в педагогическое сознание, эта лексика предопределяла подчинение образовательно-воспитательной деятельности казарменным законам, обусловливала командно-директивные формы взаимодействия, жестко регламентированные модели отношений.

Все это дегуманизировало систему образования, не оставляло места для осуществления важнейшей его функции - к у л ь т у р о о б р а з у ю щ е й , направленной на развитие и совершенствование культуры личности и общества в целом.

По результатам проведенного анкетирования учащихся разных воз растных групп есть основание считать, что развивающий потенциал школы в плане формирования культуры речи и культуры общения реали зуется слабо, непоследовательно и нецеленаправленно. Культура речи и культура общения, являясь условиями и средствами развития уча щихся, формирования их индивидуальной культуры, должны рассматри ваться как цель, результат гуманизации и гуманитаризации системы образования.

Достижение этой цели возможно при наличии профессионально-ком муникативной компетентности учителя.

В настоящее время начинает осознаваться теснейшая зависимость между экономикой, воспитанием, отношением к труду и культурой чело века. Актуальнейшая проблема сегодня - н р а в с т в е н н ы й о б л и к , к у л ь т у р а л и ч н о с т и , так как в решении экономических, общесоциальных и культурных вопросов важны усилия не только коллектива, но и каждого человека.

Повышенный интерес к моральной проблематике в последнее время вызван также осознанием довольно низкой культуры в сфере общения. Общение - сложный процесс, предполагающий стремление к истине. Общение - сложный процесс, предполагающий умение слышать и слу шать другого человека.

Общение - сложный процесс, предполагающий уважение к личности собеседника, с которым ведется диалог.

Подлинно человеческое общение строится на уважении достоинства другого человека, соблюдении выработанного человечеством норм нравственности.

В широком плане в понятие культуры поведения входят все аспекты внутренней и внешней культуры человека: этикет, культура быта, ор ганизация личного времени, гигиена, эстетические вкусы в выборе предметов потребления, культура труда.

Особое внимание следует обратить на культуру речи: умение гово рить и слушать, вести беседу - важное условие взаимопонимания, про верки истинности или ложности своих мнений, представлений.

Речь - наиболее содержательное, емкое и выразительноле средство общения.

В ы с о к а я р е ч е в а я к у л ь т у р а п р е д п о л а г а е т в ы с о к у ю к у л ь т у р у м ы ш л е н и я , ибо незрелые мысли нельзя выразить в ясной доступной форме.

Культура речи - это составная часть общей культуры человека, умение точно, выразительно передать свои мысли.

Язык отражает состояние нравственности в обществе. Просторечие и жаргон выделяют лень мышления, хотя, на первый взгляд, помогают общению, упрощая этот процесс. Неправильная, пересыпанная жаргон ными выражениями речь свидетельствует о плохом воспитании человека. В этой связи представляются актуальными мысли К. Паустовского о том, что по отношению каждого человека к своему языку можно совер шенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его г р а ж д а н с к о й ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к родному языку, - дикарь. Он вредоносен по самой своей сути, потому что его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа.

Язык не только чуткий показатель интеллектуального, нравствен ного развития человека, его общей культуры, но и лучший воспи татель.

Четкое выражение своей мысли, точный подбор слов, богатство речи формируют мышление человека и его профессиональные навыки во всех областях человеческой деятельности.

Академик Д. С. Лихачев справедливо замечает, что "неряшливость в одежде - это неуважение к окружающим вас людям и к самому себе. Дело не в том, чтобы быть одетым щегольски. В щегольской одежде есть, может быть, преувеличенное представление о собственной эле гантности, и по большей части щеголь стоит на грани смешного. Надо быть одетым чисто и опрятно, в том стиле, который больше всего вам идет, и в зависимости от возраста. Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окру жающему миру, к себе. "

Наш язык - это важнейшая часть нашего общего поведения и жиз ни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интелли гентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной закомплексованности.

Наша речь - важнейшая часть не только нашего плведения, но и на шей души, ума, нашей с п о с о б н о с т и н е п о д д а в а т ь с я влияниям среды.

Все, о чем бы мы ни говорили, все и всегда з а в и с и т о т с о с т о я н и я н р а в с т в е н н о с т и . Я з ы к э т о ч у в с т в у е т . В э т о м в с е д е л о .

Н. М. Карамзин говорил: ".... Язык и словесность суть.... главные с п о с о б ы народного просвещения; богатство языка есть богат ство мыслей, .... он служит первым училищем для юной души, незамет но, но тем сильнее впечатлевая в ней понятия, на коих основываются самые глубокомысленные науки.... "

В языкознании начала XX века разделяли понятия "язык" и "речь", отделили социальное от индивидуального, исторически развивающуюся систему языка и особую деятельность человека.

Язык как социальное явление рассматривается как знаковый меха низм общения, система дискретных знаков, служащих для общения и способных выразить всю совокупность представлений человека о мире. Язык - это сложнейшая система значений и отношений, предписаний и оценок, этики и эстетики, веры и убеждений, концепции времени и пространства.

Разграничение языка и речи необходимо учитывать при обсуждении роли ( употребления, назначения, использования ) языка в челове ческом обществе, в становлении личности, образовании ее.

Считая существенной роль языка для выражения чувств, эмоций, для воздействия на личность и формирования ее, к этим двум функци ям ( то есть функция коммуникативная - функция общения, и когни тивная - познавательная ) добавляют третью: одни ученые - э м о ц и о н а л ь н у ю ( функцию воздействия ), другие - д и р е к т и в н у ю ( функцию формирования личности ). Эти три функции языка ( общения, познания и воздействия ), называемые базовыми, взаимодействуют в разных актах речи, в разных текстах, проявляясь в них в разной степени.

Представители герменевтики (искусства толкования текстов), рас сматривая язык как способ существования человека, считая, что люди живут словами и в словах, особое внимание обращают на побудительную и оценочную функции языка. С этих позиций, эмоциональное, этическое, эстетическое воздействие слова, его потенциальная убеждающая сила, внушение и оценка, побуждение и управление обнаруживают свою приори тетную значимость для деятельности человека в управлении и коммер ции, в учебно-воспитательной сфере и художественной, религиозной и политической и т. д.

Основные функции языка осознаются его носителями на интуитив ном уровне. Речевой опыт, языковая практика дают знания о языке, правилах его использования, законах его функционирования в речи. Представление о роли языка в жизни людей, его функциях доста точно образно и неожиданно отражено в известной притче о древне греческом баснописце Эзопе (VI век до нашей эры).

Однажды философ Ксанф, рабом которого был Эзоп, пригласил гостей и попросил Эзопа приготовить обед: в первый день самый плохой, во второй день - самый лучший.

В первый день на первое, второе и третье Эзоп приготовил язык. - Почему ты подаешь одни языки? - спросили Эзопа.

- Мне приказали приготовить самый худший обед, а что может быть хуже языка? Только потому, что есть язык, мы огорчаем друг друга, бранимся, лжем, обманываем, хитрим, ссоримся. Язык делает людей врагами, разрушает города, даже целые государства. Он вносит в нашу жизнь горе и зло. Может ли быть что-нибудь хуже языка?

Во второй день Эзоп снова подал языки. Хозяин и гости изумились. - Мне велели приготовить самый лучший обед, - пояснил Эзоп, - а что для философа может быть лучше языка! При помощи языка изучаются науки и получаются знания, посредством него мы объясняемся друг с другом, решаем различные вопросы, просим, приветствуем, миримся, даем, получаем, выполняем просьбы, вдохновляем друг друга. При по мощи языка строятся города, развивается культура. Думаю, что нет ничего лучше языка.

Все базовые функции языка: общение, познание и воздействие нашли отражение в этой яркой притче. Парадоксальность противо поставления, обыгрывание омонимичности усиливают ее воздействия, убеждая в том, что нет языка плохого или хорошего, что нет вообще у человека "ничего лучше языка". Иначе говоря, язык всегда хорош, плохой может быть речь или носитель языка, создающий из хорошего языка плохую речь.

Любой язык, аккумулируя опыт народной жизни во всей ее полноте и разнообразии, является и действительным его сознанием. Каждое новое поколение, каждый представитель конкретного этноса, осваивая язык, приобщается через него к коллективному опыту, коллективному знанию об окружающей действительности, общепринятым нормам поведения, отвергаемым или принимаемым народом оценкам, социальным ценностям. Из этого следует, что язык не может не влиять на опыт конкретного индивида, его поведение, культуру. Под явным или неявным воздей ствием литературного языка, его установлений, традиций находятся все сферы жизнедеятельности человека, и ее успешность в немалой степени зависит от того, в какой языковой среде проходит жизнь че ловека, как он он освоил родной язык.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.