реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Разрушение общественных учреждений - (реферат)

реферат

Разрушение общественных учреждений - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    Разрушение общественных учреждений

В советские времена развилась всеобъемлющая система общественных служб и учреждений, благами которых мог воспользоваться каждый член общества, причём зачастую бесплатно. Это была не только хорошо развитая система здравоохранения и образования, но и целый ряд пришкольных услуг и удобств для детей (например, горячие обеды и завтраки, бесплатное молоко, группы продлённого дня, пришкольные и загородные лагеря для отдыха детей на каникулах), дешёвые билеты на культурные мероприятия, развитая система домов культуры, где каждый мог выбрать занятие для досуга и развивать свои природные способности. Существовали скидки на и без того недорогие проездные билеты на все виды городского и междугороднего транспорта, льготные путёвки в дома отдыха и санатории, в том числе и семейные, возможность приобрести дорогостоящие товары в рассрочку, дешёвая квартплата, и множество бытовых услуг, исчезнувших с лица земли вместе с непотопляемым кораблем революции. Конечно, всё это было возможно только потому, что зарплата подавляющего числа работающих была очень низкая. В период перехода к рынку изменилась система затрат на общественные нужды. В поисках недостающих средств проще всего было сократить именно эти затраты. Потому и произошло стремительное разрушение очень многих полезных и необходимых людям служб и учреждений.

В этой главе мы постараемся дать анализ различных сфер общественной жизни и проследить влияние экономических перемен на условия жизни основной массы населения.

    Здравоохранение

Советский коммунизм создал широкую сеть бесплатных медицинских учреждений, открытых для всех слоёв населения. Часто эти учреждения финансировались крупными промышленными предприятиями. Это были не только поликлиники, но и больницы, санатории, профилактории, дома и базы отдыха.

До середины шестидесятых здравоохранение развивалось и улучшалось интенсивно. Но впоследствии эта сфера, как и образование и культура, была переведена на остаточный принцип финансирования. Не можем удержаться, чтобы не привести красноречивые цифры. Если в Соединённых Штатах Америки на нужды медицины расходуется 14% национального дохода, в Германии - 10, 4%, во Франции - 9, 8%, то в Советском Союзе в 1965 году расходовали 6, 6%, в 1970 - 4, 1%, в 1980 - 3, 3%, в 1989 - 3, 4%. Для сравнения, в странах Центральной Европы даже в самые тяжёлые времена этот показатель никогда не опускался ниже 5, 9%.

На практике остаточный принцип означал крайне низкую (70-75% от средней) заработную плату медсестёр и санитаров, невысокие ставки врачей, убогую оснащённость медицинских учреждений, низкий уровень медицины в сравнении с развитыми странами.

В условиях нарастающего экономического кризиса система бесплатной медицины пришла в упадок. [i]Промышленные предприятия перестали финансировать свои бывшие медицинские учреждения, санатории закрылись, все виды льгот на лекарства были отменены. Число людей, отдохнувших в санаториях и домах отдыха, уменьшилось по Запорожской области с 633. 400 человек в 1990 году до 291. 300 в 1996. Медицинский персонал столкнулся не только с резким сокращением зарплаты, но и с тем, что её выплата месяцами задерживается. В начале 1997 года задолженность по зарплате работникам отрасли кое-где достигала шести месяцев. Уже в 1997 году нельзя было прожить, а тем более прокормить семью на зарплату врача. Более того, прошло сокращение рабочих мест в поликлиниках и больницах на 20%. Финансовый кризис разъедает систему здравоохранения морально. Бесплатная медицина давно перестала быть бесплатной. Врачи не стыдятся брать деньги с пациентов, а там, где дело касается жизни и смерти, например, в онкологической больнице, давно существует такса на все виды операций и других медицинских услуг, разумеется, нелегальная. Тарифы колеблются в зависимости от благосостояния пациента.

Сегодня больной должен платить буквально за всё. Если человек по настоянию врача ложится в больницу, он должен принести с собой постельное бельё, халат, сменную обувь, а если ложится на операцию - то обезболивающие и обеззараживающие средства и даже перевязочный материал он должен купить сам. Питание в больнице теперь, в отличие от “советской”, трёх-четырёхразовой системы, полагается лишь раз в день и такого низкого качества, что без передач из дому не только выздороветь, но даже выжить не представляется возможным. Бесплатной медицины больше не существует. А если медицинская помощь и оказывается бесплатно, то самая элементарная и на очень низком уровне. Лекарства, имеющиеся в продаже, почти все импортные и по очень высоким ценам. Больным старикам они не по карману, но льгота на приобретение бесплатных лекарств для пенсионеров, ветеранов войны и труда аннулирована в 1996. В случае крайней бедности пациента иногда делают операцию бесплатно, но не отблагодарить врача считается неприличным, лекарства же больной всегда оплачивает сам. Это всё и означает, что в реальности бесплатная медицина фикция.

Для разбогатевшего правдами, а в основном, неправдами, меньшинства появился официальный платный медицинский сервис. Но и он высоким качеством и добросовестностью отношения не отличается. Например, приём родов в 1996 году стоил более 1000 долларов. Люди, заплатившие такие большие деньги, жаловались на невнимание и недобросовестность медицинского персонала.

Вообще, иметь ребёнка сегодня в Запорожье - для многих недоступная роскошь. Дорого стоит и аборт. Это очень существенно, так как на Украине лишь 18% женщин пользуется механическими контрацептивами и 3, 5% оральными. Так что аборт зачастую - единственный выход избежать нежелательной беременности... . Даже крупнейшие, известные центры здравоохранения находятся на грани банкротства. Например, замечательный запорожский Центр реабилитации репродуктивной функции семьи, где работает 230 в основном высококвалифицированных медработников, помогающих очень многим семьям избежать бесплодия. Таких учреждений всего несколько по Украине. А Запорожский центр, располагавший до недавнего времени стационаром на 100 мест, имеет блестящие результаты. Здесь апробированы и внедрены многие современные методы диагностики и лечения, делаются сложнейшие уникальные операции. В 1997 году стационар здесь был сокращён на 20%, зарплата персонала тоже сокращается. Ведущий хирург центра, спасший столько семей от бесплодия, считает свою работу благотворительностью, настолько скудно она оплачивается. Многие врачи в Запорожье жаловались, говоря, что для того, чтобы заниматься любимой работой, надо иметь какой-то побочный источник доходов, чтобы прокормить свою семью, например, киоск.

    Образование

Украина унаследовала от Советского Союза достаточно развитую систему образования, которое начинается с раннего возраста. Остаётся в силе существовавшая трёхступенчатая система, которая состоит из дошкольных учреждений, средней школы-одиннадцатилетки и высших учебных заведений. При этом по недавним данным статистики по числу студентов вызов на 100. 000 населения Украина занимает пятидесятое место, оставаясь далеко позади Уругвая, Боливии и Эквадора, а также большинства бывших советских республик.

Внутри самой системы образования за последнее время произошло немало существенных изменений, в том числе и в Запорожье. Во времена перестройки многие учителя, в особенности преподаватели литературы, истории, других гуманитарных предметов, почувствовали свободу, ввели в свой курс новые темы, ранее запретные. Школьную программу, рекомендованную министерством просвещения, учителям официально было разрешено менять, исходя из вкусов, понятий и данных самого учителя. Система образования стала уходить от стереотипов советского времени. Вариативность государственных программ сочеталась с активным внедрением авторских программ наиболее грамотных, талантливых учителей. В принципе, каждый учитель мог какое-то время работать по своей собственной программе.

В конце 1980-ых - начале 1990-ых в Запорожье стали появляться школы нового типа. Это были гимназии и лицеи, во многом возвратившиеся к традициям дореволюционного образования, о котором, в сущности, организаторы современного учебного процесса мало что знали. В первые годы своего существования эти элитарные школы получали дополнительное финансирование и имели возможность пригласить на работу наиболее опытных и талантливых учителей. В школьном расписании стали появляться новые предметы. Учителя элитарных школ стали получать надбавку к жалованию. Директора получили больше свободы в выборе кадров и в распоряжении материальным фондом, стала популярной контрактная система приёма на работу. Наладились отношения между вузами и элитарными школами, выпускники которых могли пройти по конкурсу в вуз, сдав школьный выпускной экзамен в присутствии представителя приёмной комиссии вуза. Конец 80-ых годов был также эпохой наибольшей политической активности учителей. Например, учитель Сергей Горбачёв стал депутатом городского совета, многие другие учителя стали депутатами местных советов и приняли участие в программе реформ, разработанной в области.

Вскоре, однако, примерно в начале 1990-х, они разочаровались и оставили политику. С провозглашением независимости бывших республик выпускники элитарных школ потеряли возможность продолжать учёбу в лучших московских и ленинградских вузах, как это было в советскую эпоху, так как материальное состояние семей на Украине резко ухудшилось и они не могли уже содержать студента в России, тем более, что студенты из других республик теперь должны были платить за обучение, как иностранцы.

Начиная с 1992 года финансирование школ стало крайне скудным, зато начались массовые проверки школ городским и областным отделами образования. Цель ставилась одна: сократить количество школ нового типа. Это был явный откат от позиций перестроечного времени. Шаг за шагом школы теряли обретённую в перестроечные годы свободу. Лишившись официальной материальной поддержки, школы, в особенности элитарные, вынуждены были взимать плату за обучение или просить материальной помощи у богатых родителей. Это породило разделение системы образования на школы для богатых и бедных. В результате экономических трудностей, само существование элитарных школ, дающих хорошее образование, на сегодня под угрозой.

Многие школы в Запорожье работают в две смены, потому что не хватает классных комнат. Но, в связи с падением рождаемости и уменьшением количества детей, эта проблема в ближайшие годы не будет столь острой.

Большинство школ - очень бедные. В 1995 году были отменены бесплатные обеды, оплачиваемые из городского бюджета. Стало привычным просить состоятельных родителей-фирмачей оплатить текущие расходы, например, ремонт школы или новое поступление учебников в библиотеку. К середине 1997 года школы часто не имели элементарно необходимых вещей: наглядных пособий, оборудования физ- и химкабинетов, учебников, не хватало мебели, не было денег на ремонт. Рабочие места были сокращены в школах Запорожья на 20%. Надбавки к зарплате учителей элитарных школ были сняты. Всё это привело к снижению и без того маленькой учительской зарплаты почти вдвое. А работы не убавилось. Например, уничтожена на корню созданная в первые перестроечные годы система кураторов, успешно внедрённая и заменившая классное руководство, скудно оплачиваемое и потому зачастую формальное. Теперь работа куратора не оплачивается, а требуется от учителя как дополнительная общественная работа. Это означает откат назад и возвращение к советским формам “надзора” за детским коллективом. Мизерную учительскую зарплату иногда задерживали до четырёх месяцев. В практику некоторых учителей, в основном не-элитарных школ, вошло взыскивание “дани” с учеников за хорошую отметку. Одна учительница физики хвастала своим роскошным “баром” на рабочем месте, её ученики были обязаны по очереди приносить вина, коньяки, шоколадные конфеты и домашние торты. Такой вид коррупции, да и общая ситуация, в которой оказалась система в целом, повлекли за собой падение уровня и престижа образования.

Деградация системы школ объясняется не только отсутствием денег, но также плохим руководством, а иногда и коррупцией со стороны руководителей. Хотя служащие руководящего состава госадминистрации и объявили по телевидению и в печати о своих низких зарплатах, они в состоянии строить сегодня роскошные виллы и покупать дорогостоящие четырёхкомнатные квартиры. Что в сравнении с этим школьный “бар” в физкабинете, или даже винная лавка, которая, с лёгкой руки директора, некоторое время торговала горячительными и прохладительными напитками и конфетами в цокольном помещении одной из самых лучших гимназий в центре города?

Одной из положительных перемен в системе образования следует считать ликвидацию вечерних школ, которые в основном занимались обучением “мёртвых душ” - то есть выдавали аттестат взрослым людям, практически не посещавшим занятия и не имеющим никаких знаний. Теперь этот канал получения фиктивных документов о среднем образовании перекрыт.

Для многих вузов 1990-е годы стали периодом переименования: педагогический институт, например, стал Запорожским государственным университетом, машиностроительный институт - Техническим университетом, индустриальный институт превратился в Академию, а некоторые техникумы стали превращаться в вузы. За фасадом пышных имён чаще всего - постепенное падение уровня образования, объяснимое экономическими трудностями. Система высшего образования столкнулась с невыплатой зарплаты на ещё более продолжительный период, чем средняя школа. Это повлекло за собой спекуляцию оценками со стороны преподавателей, в практику вузов прочно вошли неофициальные платные экзамены и официальное платное обучение, стоимость которого по карману только нуворишам. Преподаватели вузов, по полгода и более не получающие зарплату, вынуждены искать заработки на стороне, что также ведёт к снижению уровня образования. Перемены в жизни общества привели к появлению новых дисциплин и специальностей в вузах. Особенно следует отметить маркетинг, менеджмент и другие экономические дисциплины. Однако это зачастую трудоёмкий и малорезультативный процесс, так как новоявленные специалисты, берущиеся за преподавание новых дисциплин и организацию новых специальностей сами не располагают достаточными знаниями. Например, недавно созданный факультет менеджмента в Запорожском университете возглавили бывшие лингвисты, которые прошли месячные курсы у французских консультантов. Когда мы спросили декана о мененджменте больших предприятий Запорожья, она извинилась и сказала, что ничего не знает о менеджменте.

    Наука

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.